Уволенные Горенштейном музыканты выступили с открытым письмом

Бывшие работники ГАСО им. Светланова выступили с открытым письмом в ответ на оскорбившее их интервью худрука оркестра Марка Горенштейна.

Интервью вышло здесь: http://lenta.ru/articles/2011/09/02/gorenstein1/

Открытое письмо в ответ на интервью Марка Горенштейна изданию «LENTA.RU» от 06.09.2011

Последнее время музыкальная общественность напряженно следит за противостоянием между музыкантами Государственного академического симфонического оркестра имени Е. Светланова, как нынешними, так и покинувшими его, и нынешним руководителем ГАСО Марком Борисовичем Горенштейном.

В интервью информационному порталу Lenta.ru от 06.09.2011 М. Горенштейн рисует картину «травли бешеной толпой великого и беззащитного гения», который всю свою жизнь положил на то, чтобы спасти «творчески умирающий коллектив» от полного развала.

Подобные высказывания являются чистейшей ложью. Они оскорбляют память Евгения Федоровича Светланова, артистов, покинувших ГАСО, а также коллективы, в которых они сегодня работают. М. Горенштейн вводит общественность в заблуждение, внушая ей мысль о несостоятельности бывших работников оркестра и о своей роли в судьбе ГАСО России.

Всем известно, что великий Маэстро Е.Ф. Светланов своим талантом и подвижническим трудом создал один из лучших симфонических оркестров мира. ГАСО под его управлением являлся визитной карточкой и гордостью нашей страны. Работа в нем была честью для любого музыканта, а статус артиста Госоркестра – безмерно почетен и престижен. Буквально очередь стояла на каждое место в оркестре. В такой ситуации Светланов мог выбирать, можно сказать «селекционировать» кадры. Он предоставлял шанс только лучшим из лучших, самым талантливым, самым квалифицированными.

Конкурсы, состоявшие из нескольких этапов, Маэстро проводил самостоятельно. Не могло быть и речи о том, чтобы «за его спиной» в оркестр был принят музыкант по каким-либо критериям, кроме профессиональных. Затем Евгений Федорович отсеивал тех, кто, показав себя достойно на прослушивании, не смог удержать планку мастерства на необходимом уровне. Именно так, год за годом, бережно сохраняя ценные кадры и отсекая все лишнее, как и должно происходить в настоящем симфоническом оркестре, формировался легендарный коллектив Госоркестра.

И вот сегодня Марк Горенштейн, который, кстати, и сам работал в ГАСО некоторое время до того момента, как был отстранен Е. Светлановым от работы за некорректное вмешательство в деятельность художественного руководителя, позволяет себе унижать честь и достоинство своих бывших коллег, называя их «малопригодными для серьезной профессиональной работы», и публикуя их имена в списках уволенных в целях «возрождения оркестра».

Однако истина состоит в ином. Назначение М. Горенштейна на должность художественного руководителя и главного дирижера Госоркестра, произошедшее вопреки позиции коллектива, мы, знавшие его с самой негативной стороны еще со времен совместной работы, восприняли как трагедию. Нам было совершенно очевидно, что человек, позволявший себе и в статусе простого группового музыканта хамское обращение не только с сослуживцами, но и с дирижерами, будет использовать доставшуюся ему власть для уничтожения всего, что связано с бессмертным именем его предшественника.

Но реальность оказалась хуже любых наших ожиданий. Во время работы на лице Горенштейна можно было распознать лишь срывающуюся с губ брань. Бесконечные надругательства над подчиненными ему отныне музыкантами стали для него нормой взаимоотношений в коллективе. Полную художественную беспомощность, безликость творческих замыслов, отсутствие авторитета он пытался прикрыть поношением своих артистов, бесконечно обвиняя их в непонимании его «гениальных» идей, и уничтожая в них любые проявления творческой свободы.

Привыкшие к сотрудничеству иного рода, музыканты ГАСО, несмотря на очень привилегированные ставки оплаты в Госоркестре, стали массово увольняться и переходить в другие коллективы, где их с радостью брали в штат (Оркестр Большого театра, Московской филармонии, Новой оперы, Театр им. Станиславского, МГАСО под управлением Павла Когана, НФОР и других ведущих коллективов страны). А тех, кто не смог покинуть родной оркестр самостоятельно, «добивал» любыми доступными способами сам М. Горенштейн, чувствовавший потребность в избавлении от людей, чья квалификация была неизмеримо выше его, и кто помнил его реальное место – на шестом пульте первых скрипок ГАСО, а не выдуманное и растиражированное им в СМИ – в качестве концертмейстера оркестра.

Мы – эти люди. Под руководством выдающегося Евгения Светланова мы прославляли своим мастерством Госоркестр, а теперь составляем «сердце» ведущих творческих коллективов страны и имеем огромный авторитет в профессиональных кругах. Наш труд во имя России отмечен государственными наградами и почетными званиями. И настоящим письмом мы выражаем полную поддержку позиции нынешних работников ГАСО, обратившихся в Министерство культуры РФ с просьбой об отстранении М. Горенштейна от занимаемой должности, полное понимание ситуации, в которой они оказались, и надежду на то, что в этот раз их и наш голос будет услышан.

Подписали:

Заслуженный артист РФ Карпушкин Г. Б., заслуженный артист РФ Лопатин В. В., заслуженный артист РФ Оленчик И. Ф., заслуженный артист РФ Кузнецов А.К., заслуженный артист РФ Ивков В. И., заслуженный артист РФ Окинский В. Б., заслуженный артист РФ Мамыко А. К., заслуженный артист РФ Степанов Б. Р., заслуженный артист РФ, Власенко Ю.Е., заслуженный артист РФ Школьник В. Х., заслуженный артист РФ Зыков В. А., Корнев И. В., Левашкин А. Р., Аскеров Т., Галочкин Д. Н., Боголепов И.В., Архангельский А. Е., Архангельский Ю. Е., Ломов В. Н., Мухин В. Ю., Барков Д. В., Набатов А.Н., Федоринов В. И., Москвин К., Полянский Н. Ф., Брезановский Е, Набатова Л. А., Лаврищева Л. И., Кучерявенко В. В., Комонов К.А., Иванова Н. Н., Богатков Л. Н., Ханивецкий Д. М., Стембольский Ю.Е., Амосов И.