В программу двух первых были включены концертные исполнения опер «Волшебная флейта» Моцарта и «Золушка» Россини. В этом году прошел концерт под названием «Опера-гала», в котором прозвучали арии и дуэты из опер итальянских композиторов Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, настоящие шедевры бельканто. Подобный концерт более чем уместен в Год Италии в России. Исполнители - Российский Национальный оркестр, американские певцы сопрано Сара Кобурн и тенор Лоуренс Браунли и итальянский маэстро Джузеппе Саббатини.
Джузеппе Саббатини
Именно дирижер Дж. Саббатини обеспечил настоящее звучание итальской оперной классики. Свой творческий путь Джузеппе после окончания Римской Академии «Санта Чечилия» начал как контрабасист, играя в разных оркестрах Италии. Затем обучался вокалу у Сильваны Ферраро, и после победы на международном конкурсе в Сполетто началась его карьера певца в театрах Италии. Скоро обладатель яркого тенора и артистического обаяния получил всемирное признание. Сабаттини выступал на сценах лучших оперных театров Италии, а также в Лондонском Ковент-Гарден, Нью-Йоркской Метрополитен-Опера, Венской опере, в театре «Лисео» в Барселоне, Опере Сан-Франциско, Большом театре России, Новом национальном театре Токио и др. В годы работы оркестрантом он получил дирижерское образование и в 2007 стал совмещать певческую деятельность с дирижерской. Затем полностью посвятил себя дирижерской профессии.
Так что он отлично понимает и на практике знает, что есть настоящая итальянская опера. Это маэстро и смог передать музыкантам Российского Национального оркестра. Все три увертюры к операм «Норма», «Капулети и Монтекки» Беллини и «Дон Паскуале» Доницетти были исполнены стилистически и ритмически точно, радовали сбалансировостью всех оркестровых групп, красивой кантиленой у струнных, чистотой интонации у медных и деревянных инструментов и общим вдохновением и заразительностью. Правда, зачем-то в самом начале заменили увертюру к «Севильскому цирюльику» на россиниевскую «Тарантеллу» в оркестровке Респиги, которая оказалась чуждой почерку Россини и прозвучала неинтересно. Но она скоро забылась, потому что исполнение последующих увертюр оркестром п\у Дж. Саббатини создавало настоящую атмосферу итальянской оперы и удачно предваряло выступление певцов. Оркестр был чутким партнером исполнителей. Дирижер четко соблюдал баланс звучания голоса и оркестра, нигде не заглушая их и помогая справляться с трудными виртуозными местами.
Солисты Сара Кобурн и Лоуренс Браунли родились в США и там же получили вокальное образование. Победитель Национального конкурса молодых певцов, проводимого «Метрополитен-Опера», Лоуренс Браунли, начав выступать в театрах Америки, быстро снискал мировую известность. Сегодня он выступает в Ла Скала, Париже, Риме, Мюнхене, Вене, Мадриде, Берлине, «Метрополитен-Опера», Токио и др, участвует в крупных оперных фестивалях, в том числе в Пезаро, на родине Россини. В его обширный репертуар входят партии во многих операх Россини, Доницетти, Беллини, Генделя, Верди и даже Гершвина, Бриттана и других современных авторов. Сара Кобурн с большим успехом поет во всех крупных театрах Америки, в том числе «Метрополитен-Опера», в Опере Монреаля, Венской Опере и др. У нее, кроме оперного, большой концертный репертуар. Однажды в Вашигтоне состоялся совместный концерт Сары Кобурн и Лоуренса Браунли. И вот они вновь встретились в Москве в «Опере-гала» на сцене Концертного зала им. Чайковского.
Лоуренс Браунли
Первое отделение у Лоуренса Браунли было не очень удачным. Речитатив и ария Альмавивы из «Севильского цирюльника» Россини и ария и сцена Артуро из «Пуритан» Беллини просто разочаровали. Создалось впечатление, что голос у него небольшой и не очень красивый, звучал напряженно в верхнем регитре, не чувствовалась необходимая в арии Альмавивы кантилена. Порой певца было плохо слышно, несмотря на всю корректность оркестра. И даже в дуэте Эльвиры и Артуро из тех же «Пуритан» значительно ярче оказалась Сара Кобурн.
Но, к счастью, во втором отделении картина поменялась. Певец заменил речитатив и арию Эльвино из «Сомнамбулы» Беллини на арию Тони из оперы Доницетти «Дочь полка» и спел ее без всякого напряжения, заразительно, легко взял все девять верхних «до». В романсе Неморино из «Любовного напитка» Доницетти у него появилась кантилена. В общем певец не без успеха попытался реабилитироваться за все просчеты первого отделения.
Сара Кобурн
Сара Кобурн выступала ровно и раскрылась как мастер белькантовой оперы. У нее красивое, полетное и выразительное сопрано. Она легко справлялась с техническими трудностями каватины Розины из первого действия «Севильского цирюльника». Была лукавой и грациозной героиней Россини. В арии Эльвиры из «Пуритан» продемонстрировала кантилену и виртуозность. Особенно удачно она спела во втором отделении речитатив и арию Джульетты из оперы Беллини «Капулети и Монтекки» и труднейшую сцену сумасшествия Лючии из оперы Доницетти. Сколько же в ее голосе было оттенков piano, тембральных красок, как выразительно ее mezzo-voce! Очень помогали певице замечательные солисты оркестра. Соло валторниста Игоря Макарова в начале арии Джульетты было не только очень красиво, но и создало необходимую атмосферу настроений для всей арии героини. Дуэт флейтиста Максима Рубцова и Лючии-Кобурн прозвучал удивительно гармонично и завораживающе.
Сара Кобурн и Лоуренс Браунли
В финале Сара Кобурн и Лоуренс Браунли исполнили два дуэта. один по программе — дуэт Адины и Неморино из «Любовного напитка», второй на «бис», более удачный — дуэт «Ноктюрн» Норины и Эрнесто из «Дона Паскуале» Доницетти. Бурные аплодисменты слушателей всем участникам концерта говорили о том, что вечер состоялся, и музыка Россини, Беллини и Доницетти затронула их сердца.
Елизавета ДЮКИНА, «NEWSmusic.ru»
Фото предоставлены пресс-службой РНО
Комменты