Большой театр показал обновленные интерьеры

Готовящийся к торжественному открытию в пятницу исторической сцены после шестилетней реконструкции Большой театр провел в понедельник экскурсию для журналистов, которые смогли убедиться в том, что новым подземным пространствам театра не мешает шум московского метрополитена, а интерьеры залов приближены к оригиналам 19 века.

Реконструкция Большого театра в центре Москвы, начавшаяся в 2005 году, задумывалась для того, чтобы у театра появилось продолжение основной сцены - арьерсцена, предназначенная для монтажа и быстрой смены декораций. По итогам реконструкции площадь Большого театра должна увеличиться в два раза - до 80 тысяч квадратных метров.

Реставрационные работы, в которых участвовали 956 человек, не начинались вплоть до 2009 года - пока не был укреплен фундамент здания, которое разрушалось в течение 115 лет.

Гостей встретит Белое фойе, называвшееся белым ранее из-за закрашенных росписей, которые теперь полностью восстановлены. Круглому залу и Императорскому фойе возвращены интерьеры 19 века, с люстрами и вензелями Николая Романова и восстановленными за пять лет гобеленами и жаккардовыми тканями. Озолочением интерьеров занимались 156 специалистов со всей России в течение года, которые потратили около 4,5 кг золота на 981 квадратный метр покрытия, сообщает РИА Новости.

Советник президента группы "Сумма", в которую входит генподрядчик работ по реконструкции ГАБТа, Михаил Сидоров, объяснил журналистам, что акустика в главном зале была испорчена, когда пол и специальный барабан под оркестровой ямой залили цементом и Большой театр опустился на 55-е место в мире по акустике среди оперных театров. Сейчас же его звук восстановлен, акустика спасена. "Комиссии исследовали и кресла, и панели, все прошло акустические проверки. Вовращение звука подтвердили комиссия ЮНЕСКО, певцы, среди которых Пласидо Доминго, оркестранты, солисты, хор Большого. Появился сильный, мощный звук", - рассказал Сидоров.

Он также заявил, что в театре самая современная сценическая механика: у главной сцены размером 21 на 21 метр, которая стала самой большой в Европе, разные покрытия для пола, учитывающие особенности балета и оперы. Сцена сейчас размером с шестиэтажный дом, притом полностью компьютеризированный, и режиссер перед постановкой может все проверить в цифровых вариантах.

Помимо исторического фойе, дополнительных вестибюлей и буфетов, Большой театр также получил подземную часть, где, в частности, будет располагаться склад декораций, рассчитанный на четыре-пять ближайших спектаклей. Бетховенский зал из Круглого перенесен под землю: новое пространство сохранит функции прежнего, предназначенного для репетиций хора и оркестра и концертных программ. Зал обладает техническим новшеством в виде подвижных платформ: в зависимости от того репетирует или выступает оркестр различные платформы опускаются или поднимаются. В силу отличной акустики пространства, которую, несмотря на близость метро, не нарушают звуки поездов, там планируется сделать студию звукозаписи.

Возобновление деятельности исторического здания после длительной реконструкции Большой театр отпразднует гала-концертом с приглашенными мировыми оперными звездами, который будет транслироваться на Театральной площади для всех желающих, а также по каналу RT, в кинотеатрах России и мира.

Стоимость реконструкции Большого театра, которая длилась шесть лет, составила около 21 млрд рублей. Об этом на пресс- конференции в Москве сообщил официальный представитель компании-подрядчика "Сумма" Михаил Сидоров, уточнив, что эти деньги были выделены из государственного бюджета.

В свою очередь, генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов заметил, что, в целом, доволен итогами реконструкции. "Главный театр страны и должен быть таким - красивым, помпезным, с современным оборудованием, - сказал он. - Площадь театра увеличилась в два раза, у нас появилось несколько репетиционных площадок, поэтому мы можем работать сразу над оперными и балетными спектаклями".

"В театре сейчас очень напряженный период, - заметил он. - Идут репетиции сразу трех премьер - Гала-концерта, которым 28 октября откроется историческая сцена ГАБТа, оперы "Руслан и Людмила" и балета "Спящая красавица". Гендиректор отметил, что не перестает восхищаться коллективом театра - "они пережили шесть лет реставрации, а сейчас работают практически 24 часа в сутки".

Торжественное открытие пройдет в Большом театре 28 октября. Его режиссером станет Дмитрий Черняков, за дирижерский пульт встанет Василий Синайский. Гала-концерт будут транслировать все ведущие телеканалы на Россию и страны Европы. "Кроме того, будет организована прямая трансляция в 600 кинотеатров всего мира", - уточнили в пресс-службе.

Черняков пообещал, что Гала-концерт будет скорее похож на необычный спектакль, посвященный истории Большого театра и людям, которые раньше в нем работали. Он будет длиться около 1,5 часов, в нем примет участие почти вся труппа ГАБТа, а также пять приглашенных оперных артистов, известных на весь мир.

Что же касается гостей вечера, то Иксанов не смог рассказать, кто именно придет в ГАБТ. "Составлением списка гостей занимался не Большой театр", - пояснил он.

Первой премьерой сезона 2 ноября станет опера "Руслан и Людмила", которую также ставит Черняков. Поясняя свой выбор, режиссер заметил, что это сочинение Михаила Глинки - одна из немногих российских опер, у которой оптимистичный финал. "А мы открываем сезон, и хотели бы подарить зрителям праздничное настроение", - сказал Черняков.