Фестиваль под руководством Башмета в Ярославле набирает ход. Во второй фестивальный день состоялась пресс-конференция знаменитого альтиста и дирижера. На ней Башмет, как ему свойственно, рассказал немало интересного. Например, о том, как он встретился с пустым залом.
- С момента начала перестройки, когда я начал ездить по стране – лишь один раз я встретился с пустым залом, и надо же, что это произошло именно в Ростове, где я родился! Позднее там прошел фестиваль современной музыки, где меня встречали хорошо, и потом все совсем наладилось. А в целом мы много ездим по стране, и везде – полные залы. Никакого кризиса в посещаемости концертов академической музыки я не вижу. Скорее, наоборот!
Альтист рассказал и о своем отношении к разным жанрам.
- Когда я был молод, мне не нравился Высоцкий, я любил «Битлз» и совсем не понимал джаз. Повзрослев, стал слушать джаз-рок, через него пришел к пониманию джаза. Позднее стал прислушиваться к словам песен Высоцкого… Понимание отдельных жанров – это часто возрастное. Надо давать возможность молодежи слушать классику, приводить их на концерты. И уже задача музыканта – не отпугнуть, притянуть, заинтересовать молодых слушателей. Вот мы сыграли концерт для ветеранов, и многие пришли с внуками. Многие из них наверняка впервые на таком концерте. Надо чаще давать им такой шанс. Они послушают, и кое-кто, пусть не все, но многие – влюбятся в такую музыку, откроют для себя совершенно новые миры.
Позднее Башмет признался, что его потрясло на ветеранском концерте.
- Мы вчера сразу после концерта в честь Дня Победы увидели фрагмент его трансляции, которая шла по ярославскому телевидению. Оператор показал ветерана крупным планом. Мужчина плакал! Со сцены нам этого не видно… А оператор - умница.
На пресс-конференции: директор департамента культуры Ярославской области Лариса Сорокина, Юрий Башмет и управляющий Ярославским филиалом «Промсвязьбанка» (спонсора фестиваля) Алексей Богачев
Совершенно неожиданными выводами завершилась история о том, как Юрий Башмет поехал впервые в жизни записываться за границу.
- Когда я впервые записывался за рубежом, это было в Германии на Deutsche Grammophon, то впервые услышал о границе понятий «тише» и «громче». Я-то люблю контрастность: или совсем тихо, или уж громко! Здесь мы очень близки с Альфредом Шнитке, он такой же. Так вот, первая моя запись не прошла у них контроль качества! Оказывается, у них есть такой механический контроллер для громкости звука, который высчитывает диапазон между «тише» и «громче». Они ориентируются на прослушивание музыки в автомобиле на автобане. Едешь в машине, слушаешь музыку на комфортной громкости, потом место потише, а дорога-то шумит! Придется делать погромче. И если начнется громкое место, то сильный звук может стать причиной аварии. Поэтому в студии на финальном этапе контролируют это соотношение, им не важно, требует ли музыка разницы в громкости или нет. Сегодня немецкие и австрийские музыканты сильно «причесаны» по звуку. Думаю, возможно, именно из-за этой традиции!
Как-то Башмет заочно сыграл с Ларой Фабиан.
- Меня попросили по дружбе сыграть тему в одной эстрадной песне. Заехал на студию, записал и забыл. Потом мой хороший друг композитор Александр Чайковский мне рассказывал, что он пошел на кремлевский концерт Лары Фабиан, там девушка в короткой юбке скачет со скрипкой, а на фонограмме звучит… башметовский альт. Оказывается, концерт шел под инструментальную фонограмму, ту самую, в которой меня когда-то попросили сыграть соло.
Юрий Башмет положительно относится к гастролям оркестров, несмотря на всю дороговизну их организации.
- Я случайно услышал, сколько денег потратили на привоз Чикагского симфонического оркестра в Москву – это несусветные цифры… Зато москвичи послушали Чикагский оркестр! И, может быть, поняли, что необязательно жить в США! – улыбается маэстро. – Тем более, что оркестр действительно хороший. Струнные там почти все наши музыканты, а медь у них всегда была лучше нашей…
На нынешнем фестивале впервые в программе участвуют джазовые музыканты. Биг-бенд Игоря Бутмана сыграет импровизацию с «Солистами Москвы» Башмета.
- Как-то я посетил спектакль «Современника», куда меня зазвал Ярмольник, а там джаз – причем импровизация Бутмана с Мацуевым. Я запомнил! Вообще я часто слушаю в машине молодых исполнителей и джаз, например, Мишель Петруччиани в дуэте со Стефаном Граппелли, Оскар Питерсон мне всегда нравился. Недавно познакомился с Жаном-Люком Понти в Сочи. В любом жанре я очень люблю талантливое! С Игорем Бутманом мы дружим, и не раз играли вместе в Нью-Йорке и Москве. И в Ярославле будем импровизировать. Например, если подложить ритмическую схему под произведения Равеля или Скрябина, получится богатейший блюз, о котором не мечтают многие джазмены. Многие композиторы испытали влияние джаза – Стравинский, Барток. Мне всегда был интересен мостик, соприкосновение жанров. Гениальное в любом жанре – всегда на соприкосновении с другим жанром. Тот же Бутман играет, например, Стравинского в джазовой манере под струнный оркестр.
Юрий Башмет рассказал, как он недавно посетил первый концерт в жизни своего внука.
- Я приехал в ЦМШ при консерватории на классный концерт к Галине Турчаниновой по семейным обстоятельствам, можно сказать. Мой внук пяти с половиной лет впервые вышел на сцену. Он самый маленький в классе. Кстати, я прослушал половину класса, услышал там девочку 7,5 лет – у нее истинное призвание, она играет ярко и получает наслаждение от нот, которые ей нравится. Значит, она на своем месте! И в Хабаровске на недавнем прослушивании во Всероссийский молодежный оркестр стало понятно, что у нас есть талантливые учителя и талантливые дети. По крайней мере, в Хабаровске. Так что я оптимистично смотрю на наше музыкальное будущее. И моего внука прекрасно учат – уже стоит рука… А потом внук пришел после выступления, сел мне на колени, аплодировал, устал и говорит мне: «Мне бы хотелось еще выйти на сцену!». Вот какие слова говорит ребенок! Был в Торонто, купил ему в универмаге детской одежды смокинг. Подарю ему здесь в Ярославле…
Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки NEWSmusic.ru»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото Звезд
Комменты