Зимний фестиваль искусств в Сочи стартовал аншлагами

В Сочи открылся VI Зимний фестиваль искусств в Сочи под руководством Юрия Башмета.

VI Зимний фестиваль искусств в Сочи 2013 освещают более 120 журналистов со всей страны, сообщили в пресс-центре фестиваля.

В рамках фестиваля пройдут пресс-конференции, мастер-классы и другие мероприятия самых известных артистов мира. В Сочи прошла первая пресс-конференция арт-директора фестиваля Юрия Башмета, мэра Сочи Пахомова и партнеров фестиваля.

название
Первая пресс-коференция фестиваля

Глава города Сочи Анатолий Пахомов поприветствовал участников и гостей VI Зимнего фестиваля искусств в Сочи, арт-директором которого является Юрий Башмет:

- Сочи стал центром культуры. И для нас большая честь, что Сочи стал городом фестиваля Юрия Башмета, таких городов в мире немного. Фестиваль привлекает туристов, что крайне важно для курортного города. Пройдет Олимпиада, а Зимний фестиваль искусств будет продолжаться! Главная задача – поменять ментальность нашего населения, сделать горожан культурнее, гостеприимнее. И великие деятели культуры – Башмет, Гергиев и другие – помогают в этом. Дать фестивалю оценку 5 по пятибалльной – мало, дать 10 – тоже мало! Потому что этот фестиваль поменял Сочи. Наш город всегда любили артисты, но такой репертуар, какой принес этот фестиваль – это культурная революция в Сочи!

Объявлено, что начиная с нынешнего года, все главные события фестиваля будут транслироваться в прямом эфире не только на телеканале «Культура», но и в интернете в HD качестве. Это сделано благодаря компании «Ростелеком». Трансляция идет на сайте самого «Ростелекома», а также официальном сайте фестиваля и на сайтах партнеров, в том числе на сайте Дневник фестиваля.

Юрий Башмет
Юрий Башмет на пресс-конференции Зимнего фестиваля искусств в Сочи

На вопрос «Новостей музыки NEWSmusic.ru» о критериях отбора участников Зимнего фестиваля искусств в Сочи Юрий Башмет ответил так:

- Кого-то хочется, кого-то можно позвать в заявленные даты фестиваля. Решаем по возможности. Например, в программе есть гала-концерт артистов венских театров «Фольксопер» и «Штаатсопер». Это оперетта. А артисты - из Вены. То есть это первоисточник! У нас приедет кубинский патриарх джаза Чучо Вальдес, а ранее приезжали Жак Люсье и Жан-Люк Понти. У нас - фестиваль искусств, и мы не стеснены в жанрах! У нас есть джаз, оперетта, шахматы, что угодно. Мы можем вводить в фестиваль любые виды спорта, даже фигурное катание. Уровень артистов, а не их известность в России определяет их приглашение на фестиваль. Главное, чтобы было гармонично и на пользу.

Полный зал Зимнего театра Сочи встретил первый концерт VI Зимнего фестиваля искусств под руководством Юрия Башмета. В честь этого события в фойе зала открылась выставка фотографий и документов, повествующих о карьере великого альтиста и дирижера.

После в меру пафосной Увертюры к опере «Руслан и Людмила» на сцену вышел мэр Сочи Анатолий Пахомов, и пожелал фестивалю успешного старта.

Маю Кишима
Маю Кишима

И вот - Интродукция и Рондо Каприччиозо Сен-Санса в исполнении японской скрипачки Маю Кишима. Летящий звук, ненатужная виртуозность и размеренная страстность. Возможно, чуть-чуть не хватило психологичности, в русских системах координат, но Сенс-Санс изначально подразумевает прежде всего легкость и полетность звука, Кишима тут была выше всяких похвал.

Сергей Накаряков сыграл Карнавал
Сергей Накаряков сыграл Карнавал

«Венецианский карнавал» Ж.Арбана, по сути вальсовая вариация на тему известнейшей итальянской народной песни, с солирующей трубой Сергея Накарякова получился не столь воздушным и порхающим, как того требует традиция. Накаряков был прилежен, но и только, пожалуй.

Олли Мустонен и Юрий Башмет
Олли Мустонен и Юрий Башмет

Искристый лучезарный соль мажор Концерта Равеля, то и дело взрывающийся нервными ритмичными сполохами, и постепенно трагично замедляющийся до адажио и бешено ускоряющийся до престо, финский пианист Олли Мустонен сыграл, не отступая от указаний партитуры ни на шаг. Такая редко встречающаяся у наших музыкантов педантичность принесла свои плоды – оркестр «Новая Россия» под чутким управлением Башмета задышал и почувствовал себя равноценным партнером. Получилось глубоко, гармонично и на диво академично. Публика встретила исполнение Мустонена и оркестра долгой овацией.

Елена Бельфиори
Елена Бельфиори

Во втором отделении свое небольшое, но чрезвычайно эмоциональное меццо показала итальянская певица Елена Бельфиори. В Каватине Розины из «Сельского цирюльника», арии Керубино из «Свадьбы Фигаро» Моцарта и арии Стефано из «Ромео и Джульетты» Гуно Бельфиори пела, как заправская бенефициантка. Камерное дарование итальянки проявилось прежде всего в самых деликатных моментах – Елена прекрасно интонирует именно в мгновенных сбросах от размашистости до интимности. Тут ее голос демонстрирует отточенность, глубину и харизматичность. В более громких моментах, увы, голос немного тонет, не в силах чувствовать себя свободным. Впрочем, тут Бельфиора берет собственным артистизмом.

Короткое, чуть ли не трехминутное произведение китайского живого классика Тан Дуна Eternal Vow (в самом название зашифрована ирония) написано специально для Башмета. Ранее Башмет исполнял его только на премьере в Москве, в присутствии Тан Дуна. Юрий Башмет оказался столь же ироничен, и сыграл легко и длинными мазками. Несмотря на краткость, композиция для альта, арфы и струнных отнюдь не бисовая, - скорее, этот лирическая усталая зарисовка с легкой философской иронией.

Весьма рискованно, учитывая перманентные проблемы «Новой России» (и не только его) с духовой группой, выглядело решение поставить на финал концерта «Болеро» Равеля. Поначалу казалось, что оркестр звучит тяжеловато для вкрадчивой обволакивающей темы Равеля. Но стоило подключиться отменной струнной группе, как все пришло в гармонию. Финал «Болеро» потряс реактивностью и прозрачностью звука оркестра, Башмет словно выдохнул финал Равеля всей мощью «Новой России».

Башмет словно выдохнул финал Равеля всей мощью «Новой России»
Башмет словно выдохнул финал Равеля всей мощью «Новой России»

Почувствовав восторженное настроение сочинской публики, на бис «Новая Россия» и Башмет сыграли не раз исполнявшееся ими задорное симфоническое переложение Oliveira знаменитой choro бразильца Зекинья де Абреу (Zequinha de Abreu) Tico-Tico, хорошо знакомое по версиям Далиды, Чарли Паркера и других звезд музыки.

Прекрасный старт фестиваля. Теперь в следующий раз зрители услышат Башмета 18 февраля в музыкально-визуально-литературной композиции с Константином Хабенским. А фестиваль продолжится кубинским джазом.

Вся информация в онлайн-режиме - на Дневнике фестиваля.