Фестиваль «Кызыл-Москва»: все жанры горлового пения. Аутентичность и world

Завершился фестиваль «Кызыл-Москва-2005». Два вечера центрально-азиатской музыки, прежде всего искусства горлового пения, дали пищу для размышлений. Жанр горлового пения позволил не так уж давно сделать удивительные вещи музыкантам из малых народов этой самой Центральной Азии.

Архаичная техника пения, позволяющая вести одновременно несколько мелодических линий, настолько поразила просвещенную публику мировых культурных центров, что тувинские исполнители стали известны во всем мире. Их немного, но они есть. Саинхо Намчылак, «Хуун-Хуур-Ту», «Ят-ха», Николай Ооржак…

Фестиваль «Кызыл-Москва-2005» был призван показать москвичам не столь знакомые фигуры. Может быть, открыть новые имена. Может быть, прибавить корневого оттенка в эти отчасти этно-миксовые стандарты. Опыты «Хуун-Хуур-Ту» с электроникой интересны поклонникам лейбла Питера Габриэля. Однако второкурсников отделения народных инструментов Кызылского училища искусств, которые учатся стилям горлового пения и владению исконным тувинским инструментарием - послушать очень все-таки хотелось.

Отчасти фестивалю удалось утолить голод по аутентичности, если подразумевать знакомство с уровнем профессиональной тувинской сцены. Хорошо провести аналогию с концертом русских народных исполнителей в Колонном зале Дома Союзов. Представление о направлении, исходниках, костюмированности и наборе музыкальных инструментов получишь, а горький плач бабушки в костромской деревне как он есть – не услышишь. Так и тут.

Единственным исключением из общего этнографического ряда явилась Чейнеш Байтушкина, исповедующая технику алтайского женского горлового пения кай. Психоделическая картина глубинного звукоизвлечения совершенно неожиданна для вида этой маленькой красивой девушки. Несколько подпортили эту картину претенциозные стихи. Однако короткое десяти минутное выступление Чейнеш показало, что кай несет мощнейший заряд метафизичности и глубинной силы духа. А Чейнеш Байтушкина – достойный продолжатель традиции «кайчи», сказителей.

Первый день фестиваля прошел в культурном центре «Дом». Перед входом в «Дом» стояла настоящая музейная юрта кочевников, а внутри готовили и угощали блюдами экзотической бурятской и тибетской кухни. Что лишний раз подчеркнуло синкретизм происходящего. Представитель Далай-ламы XIV господин Таши передал личный привет от Его Святейшества и высказался в том духе, что такие фестивали нас всех объединяют.

Открыл фестиваль Эрик Сарыглар. Он продемонстрировал грамотное владение сразу несколькими стилями хоомей, но особенно запомнился виртуозным управлением громкостью голосовой подачи. В его исполнении хоомей заиграл настоящими драматическими красками. Изменение высоты голоса и громкости Эрик использует как яркий эмоциональный прием, что особенно важно при эпическом повествовании, к которому склонен Эрик Сарыглар.

Студенческая группа «Салгал» стала осью фестиваля. Она выступила сразу несколько раз на обоих фестивальных днях, и каждый раз получала восторженные аплодисменты от ценителей горлового пения. Ученики Андрея Монгуша («Хуун-Хуур-Ту») берут молодостью, энергией и брызжущим юмором. Их коронный номер – частушки. Они отлично владеют основными стилями хоомей - каргыраа, сыгыт, хоомей, борбан, эзенги. Музыкальное училище дало им школу игры практически на всех народных тувинских инструментах - игил, дошпулуур, бызанчи, кенгэрге, хомуз, чатаган. Они любят и умеют петь народные песни. Артистическое обаяние позволяет мгновенно находить контакт со зрителями. И можно только искренне порадоваться за будущую карьеру этих молодых еще ребят.

Они поют эти частушки так задорно, что мигом стирают налет какой-то академичности, что ли, с хоомея. Некоторые песни сползают почти в марш. А некоторые обнаруживают в исполнении «Салгала» коренную близость тувинского фольклора и блюз-роковой гитарной школы. Даже так. И нельзя не упомянуть про то, как мастерски они звукоподражают. Ржание коня, цокот копыт, пение птиц – передается легко, как дыхание. Так и выглядит настоящее мастерство.

Аян-оол Сам порадовал виртуозным владением протяжным глиссандо. В сочетании с тягучей манерой подтяжки струн на инструменте, певец погружает зал в прозрачный легкий транс. Аян-оол Сам поет 2-3 минутные вокализы без перехвата дыхания. Он акцентирует вибрирующую вторую долю на низах и кружит мелодические свистящие соло-кружева в верхнем регистре. Порой уже кажется, что так петь невозможно. Аян-оол, хитро поглядывая в зал, только добавляет: «А теперь хотел бы исполнить очень протяжную мелодию…»

В финале первого дня к Аян-оол Саму присоединились «Салгал» и Арат Ак-оол (он же директор фестиваля Георгий Белецкий). Стали петь все по очереди. Когда очередь дошла до Белецкого, и он запел на тувинском языке, зал, наполовину состоящий из студентов-тувинцев, весьма одобрительно захлопал. Видимо, произношение порадовало. И спел он действительно достойно.

Второй день фестиваля прошел в театре «Школа драматического искусства» п/р А. Васильева. Начал его Сергей Ондар, солист группы «Эне –Сай». Он показал короткий номер с редкой разновидностью стиля каргыраа. Низкий шипящий звук буквально вибрировал под сводами авангардного театра. Затем вечер вновь продолжил неутомимый «Салгал», и на сцене появилась группа «Намгар».

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

Наверное, не стоит подробно рассказывать о «Намгар», поскольку Намгар достаточно давно живет и поет в Москве. Важен тот факт, что участие эксцентричной бурятской певицы дало толчок к пониманию, куда двигается ориентальная музыка, оказавшись в мегаполисе. И Намгар Лхасаранова, и красавица Урана (Джамияна Урантугс) поют в неоджазовом стиле, и явно склонны к звучанию ятаги прибавить электронный саунд.

Еще один эксперимент по перекрестному опылению с европейской культурой представил неожиданный дуэт с виолончелистом Александром Ермаковым, лауреатом Третьего конкурса П.И. Чайковского. Оказывается, в сочетании с классической манерой игры на виолончели, звучание морин-хуур сводится к этническому окрашиванию ансамблевых камерных ходов. Тем не менее, эксперимент интересен именно тем, как могут звучать виолончель и ее старинный прародитель из среднеазиатских степей.

Виктор Жалсанов из Бурятии имеет немалый международный опыт музицирования. В своем творчестве он опирается на древние бурятские песни, а иногда воспроизводит их полностью аутентично. Манера игры на хомусе Виктора характерна точечными ритмическими ударами языка, однострунный сух-хур занимает все мелодическое пространство песен. Выразительное эмоциональное владение тувинским хоомеем позволяет ему с легкостью переходить от сказки к эпосу.

Но безусловный хедлайнер фестиваля – именитая группа «Эне-Сай» из Кызыла. Она создана в 2001 году народной артисткой России Надеждой Куулар. Группа состоит из высокопрофессиональных звезд хоомея, и завоевала уже немало международных и российских наград. На традиционный двухдольный распев умело насажены звуковые имитации, изощренная мелодика и почти джазовая импровизационность. Музыканты ни на секунду не теряют уверенную сильную первую долю, и гармонично соединяют низкие горловые вибрации мужских голосов с красивым сильным голосом Надежды Куулар. Упомянутый уже Эрик Сарыглар, актер и музыкант Станислав Ириль, Кара-Кат Соян и Сергей Ондар – каждый из них известный мастер.

«Эне-Сай» выработал уже свой рецепт успешного сосуществования в одном коллективе таких мастеров. Звучание «Эне-Сай» узнаваемо с первых тактов, и группа является, без сомнения, одним из самых востребованных концертных звезд тувинской сцены. А в финале на сцену вышли почти все выступавшие в этот вечер и исполнили… конечно, снова частушки.

Второй фестиваль «Кызыл-Москва» закончился, и фестиваль обещает стать ежегодным. Неудобно повторять за посланником Далай-Ламы, но такие фестивали действительно обогащают нашу культуру. Пусть будет аутентичная музыка, пусть будет и модный world.

Главное – шумно хором в конце песни произнести волшебное заклинание «Чу!» И все сбудется.

Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru