Бразильскую Нино Катамадзе зовут Celia Mara

4 ноября в РЦ «Молодая Гвардия» в рамках фестиваля «Ethnotronica» выступила бразильская певица австрийского гражданства Celia Mara. Нашему обозревателю она напомнила весьма популярную в России Нино Катамадзе. И никаких сомнений в том, что Селия по праву является лучшей world-певицей 2004 года в Австрии, быть не может.

Еще вчера она выступала в Лондоне, а сегодня уже радует своим искусством москвичей. Эта невысокая плотно сложенная женщина с хрипловатым голосом определенно способна на большее, чем быть лучшей певицей жанра world-music в одной только Австрии. Ее последний альбом «Bastardista» получил отличную прессу и разошелся немалым тиражом. В отечественных магазинах мне его обнаружить не удалось. Однако совершенно очевидно, что на волне успеха Нино Катамадзе очень скоро «Bastardista» появится и у нас. По крайней мере, культрегер Назим Надиров, привезший Селию в Россию, это обещает.

Что же такое Селия Мара? Это прежде всего смешение. В ее песнях с легкостью смешиваются самба и форро, босанова и драм-н-бейс, джаз и фанк. Мара уверенно выходит на сцену, поправляет стильные очки в черной оправе и берет акустическую шестиструнную гитару. С первых же нот ее сильного чувственного голоса, с этой мудрой надломинкой хрипотцы, начинается чудо.

Современный world дает широкие возможности раскрыться вокалу зрелой женщины, в отличие от сиюминутного попса. Селия рассказывает истории любви. Наверняка любви. Я не знаю ни испанского, ни португальского, ни даже французского языка – на всех на них поет Селия Мара, - но сердцем понимаю, что поет она о превратностях любви. Любви выстраданной и зрелой.

Интернациональный состав музыкантов из разных стран аккомпанирует ей чутко и даже, мне показалось, несколько сознательно тушуется для того, чтобы голос Мары выглядел выпукло и сочно. Клавишник Geri Schuller время от времени закатывает длинные стильные соло в восточном стиле. Барабанщик Peter Gabis работает скупо, а басист Kris Jefferson – очень скупо. Затем, впрочем, Крис сыграл умопомрачительное соло со слэпами и глиссандо, чем реабилитировался в моих глазах навсегда. Когда же в конце концерта еще и Петер рассыпался в полиритмичном и совсем неевропейском (а он австриец) соло на барабанах… Стало ясно, что Селия Мара своих музыкантов любит, и поиграть им дает.

Добавим еще для полноты картины, что музыканты используют в аранжировках распространенный нынче playback, то есть заранее записанные треки. По больше части в плейбек они запихнули всяческие клавишные звуковые коллажи и компьютерные барабанные спецэффекты.

Celia Mara обладает голосом пожилой армянки. Это если не смотреть на сцену. Ее фактурный голос иногда переходит в жаркий шепот, иногда поднимается в шутливые взвизги, иногда опускается в горький плач. Еще одно ценное качество Селии как артистки – она умеет рассказывать истории. Когда она поет – она рассказывает историю. Этот принцип сказителя часто встречается в азиатской вокальной культуре, но совсем редко – в латиноамериканской. Celia Mara владеет этой интонацией исключительно умело.

Ближе к концу зажигательный ритм сделал свое дело, и на танцпол потянулась почти половина из сидящих в зале. Селия была очень рада. Она в очередной раз победила. Теперь и в Москве.

Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru

P.S. Кстати, 5 ноября там же, в «Молодой Гвардии», состоится еще один концерт Celia Mara, только в рамках «Антропологии live» Дмитрия Диброва. Это стоит увидеть.