С 90-х этот европейский песенный конкурс более популярен не на Западе, а в
Восточной Европе, которая надеется таким образом избавиться от шлейфа
постсоциалистических стереотипов.
Но именно здесь, как ни странно, чаще всего звучат обвинения в том, что "Евровидение" превратилось в средство утешения для государств, которые экономически не вписываются в Евросоюз. Например, явные аутсайдеры евроинтеграции, Турция и Украина, получили первые места на предыдущих конкурсах, отличившись на сцене, скорее, желанием выиграть, чем талантом.
Об этом и, конечно же, о подготовке Украины к проведению в мае юбилейного 50-го песенного конкурса, беседа с исполнительным директором "Евровидения" Сванте Стокселиусом — благодаря компании "Nemiroff", которая помогла организовать эксклюзивное интервью для "Сегодня".
— Что в подготовке Киева к "Евровидению" вызывает наибольшие опасения?
— Самая большая проблема — время. Это наш самый главный враг, потому что мы ужасно отстаем от запланированного графика. Но, к счастью, многое уже успели сделать, я имею в виду подписание соглашения с Дворцом спорта о проведении концертов на его площадке.
— Не слишком ли запутанной выглядит и система резервирования билетов на конкурс?
— Да, мне не нравится, каким образом осуществляется продажа билетов. Сначала объявили, что в продажу они поступят 21 февраля, потом дату начала реализации билетов перенесли на 21 марта. Но и сейчас они до сих пор не поступили в продажу — их можно резервировать только через интернет.
— Случались ли в истории конкурса похожие ситуации с билетами, отставанием по срокам, и как удавалось выкручиваться?
— Без проблем ни разу не обходилось. Скажем, в Турции в минувшем году тоже задерживалась продажа билетов. Но могу сказать, что подготовка к проведению конкурса в Украине, пожалуй, одна из проблематичных из тех, что на моей памяти.
— Вы уже видели официальные украинские сувениры, посвященные "Евровидению" и какие мысли возникали по этому поводу?
— Для тех, кто приедет в Украину на конкурс, и никогда здесь раньше не был — это здорово, купить здесь что-то очень традиционное. Думаю, это именно то, что им понравится. Хотя, конечно, те, кто живет здесь от рождения, могут посчитать такие сувениры малоинтересными.
— Как вы оцениваете уровень готовности Дворца спорта к проведению конкурса?
— Я видел его несколько дней назад, он не готов. Но он и не должен быть готов до мая. Думаю, в мае все работы завершатся.
— Как осложнила подготовку к проведению "Евровидения" в Киеве отставка прежнего главы Нацтелекомпании Украины Александра Савенко?
— Конечно, я предполагал, что такое может случиться, ведь связь между государством и телевидением в Украине сильнее, чем в западных странах. Нас с Савенко связывают теплые дружеские отношения, но сейчас я также счастлив сотрудничать и с новым главой НТКУ Тарасом Стецькивым.
— В свое время Савенко обещал, что украинское "Евровидение" будет изобиловать сюрпризами. Вы можете раскрыть какие-то из них?
— Первым из таких "сюрпризов" для меня стала отставка Савенко. Не знаю, о каких именно сюрпризах он говорил вам, но со своей стороны могу заверить — "Евровидение" в Киеве будет очень зрелищным и с абсолютно фантастической сценой. А сюрпризы будут непосредственно в ходе шоу. Некоторые вещи будут в новинку. Хотя содержание конкурса останется прежним, открытие и закрытие на этот раз будет наполнено украинским содержанием.
— По правилам конкурса, Европейский союз вещателей не может решать, кто из исполнителей представит свою страну на "Евровидении". Тем не менее отразится ли на имидже конкурса история с неожиданным появлением в финале группы "Гринджолы", став причиной очередных разговоров о политизации "Евровидения"?
— "Евровидение" — не политическое мероприятие, а эстрадный конкурс, призванный популяризировать тему дружбы и взаимопонимания между людьми и странами. "Евровидение" не должно служить платформой для политических заявлений или политической пропаганды. Чтобы избежать политизации, Европейский вещательный союз обратился к украинской стороне с просьбой выбрать для исполнения другую песню или же изменить текст прежней мелодии. В итоге группа переписала текст, убрав из него политические пассажи, и в нынешнем варианте песня нас вполне устраивает.
— Впечатления от песни "Гринджол"?
— Я слыхал эту песню несколько дней тому назад, в одном из ресторанов, где ее передавали по радио. В ней неплохой ритм. Что касается текста, конечно же, мы не против самых разных текстов. Ведь это же скучно, когда все песни только о любви. Но они не должны быть о политике.
— Были ли прецеденты, когда исполнитель "Евровидения" настаивал на исполнении песни с политическим текстом?
— Не помню таких случаев. Но были другие — когда в тексте песни через каждое слово звучала нецензурщина, и стихи пришлось переписывать.
— В прошлом кто еще был проблемным?
— Ряд проблем пару лет назад возник с российской группой "Тату", которая упорно игнорировали все репетиции.
— "Тату" были явными фаворитами — почему же они не победили?
— Группа заняла третье место — это очень неплохой результат.
— Что вы можете ответить тем, кто считает, что победы на "Евровидении" раздаются в силу политических, конъюнктурных соображений тем странам, которые пока не хотят видеть в Евросоюзе?
— Я не очень понимаю тех, кто считает, что победы на Евровидении "раздаются". Телезрители всей Европы голосуют в ходе конкурса, решая, таким образом, кому достанется победа. Главным фактором здесь является зрелищность и эмоциональность выступления. Нынешним участникам тоже, мне кажется, нужно больше внимания уделять иллюстрации своего выступления, ведь это транслируется по телевидению, а не радио, и мы не только слышим, но и видим исполнение песни. Поэтому нужно много делать для того, чтобы зритель запомнил вас на сцене. Скажем, в минувшем году Руслана представила очень зажигательное, динамичное выступление: ее подбрасывали в воздух, у нее были трембиты. Возможно, именно это стало причиной того, что зрители проголосовали за ее песню "Дикие танцы". А в 2003 году по тем же причинам выиграла турчанка, у нее были танцы, пластика. То есть, три минуты исполнения должны стать настоящим шоу.
— У кого больше шансов на победу в этом году — у сольного исполнителя или группы, какая музыка может получить поддержку у зрителей?
— Я пока не могу сказать этого со всей определенностью, так как прослушал еще не все песни, которые будут участвовать в конкурсе в этом году. Никогда не угадаешь, кто победит — баллада или динамичная песня, сольный исполнитель или группа.
— Чего не хватает нынешним участникам "Евровидения" по сравнению с 70-ми, когда выступали музыканты уровня "АББЫ"?
— Если вернуться в 70-е, конечно, "АББА" была великой группой с отличными песнями, но рядом с "АББОЙ" всегда рядом находились менее талантливые исполнители. То же примерно происходит и сегодня. Но песни тогда все же были разнообразнее, ярче. Скажем, в минувшем году на конкурсе было 12 баллад и у меня сложилось такое ощущение, что их написал один и тот же человек. Хотелось бы, чтобы певцы привлекали к созданию своего репертуара больше талантливых, известных композиторов и поэтов.
— Какой период в истории конкурса был самым удачным?
— Когда конкурсом занимался я (смеется). Но если серьезно — предстоящий украинский конкурс. Здесь будет наибольшее количество участников.
— В октябре в Дании пройдет юбилейный концерт, посвященный 50-летию "Евровидения". Будут ли там выступать бывшие участники группы "АББА", победившие на "Евровидении" в 1974-м? Захотят ли они воссоединиться по такому случаю?
— Я бы очень хотел, чтобы это произошло, правда, экс-музыканты "АББЫ" заявили, что никогда больше не будут петь вместе, и даже не соберутся на одной сцене. Но мы приложим все усилия, чтобы собрать их хотя бы на одно-единственное выступление.
— Если вас постигнет неудача, остается ли надежда, что хотя бы кто-то из участников "АББЫ" приедет на этот концерт?
— Думаю, скорее всего, приедут те, кто сейчас больше других активничает в шоу-бизнесе — это, конечно же, Бенни и Бьорн. Недавно они спродюсировали мюзикл "Мамма Мия".
— Какие нелепые, смешные случаи из истории "Евровидения" запомнились больше других?
— В Дании, на юбилейном концерте и вспомним все-все смешные моменты. А лично мне больше всего запомнился такой: в прошлом году в Турции ведущая объявляла баллы в прямом включении, а потом, видно, отвлеклась и, забыв, что она в эфире, принялась с завидным энтузиазмом чистить пальцем нос. Потом ей было очень стыдно.
Но именно здесь, как ни странно, чаще всего звучат обвинения в том, что "Евровидение" превратилось в средство утешения для государств, которые экономически не вписываются в Евросоюз. Например, явные аутсайдеры евроинтеграции, Турция и Украина, получили первые места на предыдущих конкурсах, отличившись на сцене, скорее, желанием выиграть, чем талантом.
Об этом и, конечно же, о подготовке Украины к проведению в мае юбилейного 50-го песенного конкурса, беседа с исполнительным директором "Евровидения" Сванте Стокселиусом — благодаря компании "Nemiroff", которая помогла организовать эксклюзивное интервью для "Сегодня".
— Что в подготовке Киева к "Евровидению" вызывает наибольшие опасения?
— Самая большая проблема — время. Это наш самый главный враг, потому что мы ужасно отстаем от запланированного графика. Но, к счастью, многое уже успели сделать, я имею в виду подписание соглашения с Дворцом спорта о проведении концертов на его площадке.
— Не слишком ли запутанной выглядит и система резервирования билетов на конкурс?
— Да, мне не нравится, каким образом осуществляется продажа билетов. Сначала объявили, что в продажу они поступят 21 февраля, потом дату начала реализации билетов перенесли на 21 марта. Но и сейчас они до сих пор не поступили в продажу — их можно резервировать только через интернет.
— Случались ли в истории конкурса похожие ситуации с билетами, отставанием по срокам, и как удавалось выкручиваться?
— Без проблем ни разу не обходилось. Скажем, в Турции в минувшем году тоже задерживалась продажа билетов. Но могу сказать, что подготовка к проведению конкурса в Украине, пожалуй, одна из проблематичных из тех, что на моей памяти.
— Вы уже видели официальные украинские сувениры, посвященные "Евровидению" и какие мысли возникали по этому поводу?
— Для тех, кто приедет в Украину на конкурс, и никогда здесь раньше не был — это здорово, купить здесь что-то очень традиционное. Думаю, это именно то, что им понравится. Хотя, конечно, те, кто живет здесь от рождения, могут посчитать такие сувениры малоинтересными.
— Как вы оцениваете уровень готовности Дворца спорта к проведению конкурса?
— Я видел его несколько дней назад, он не готов. Но он и не должен быть готов до мая. Думаю, в мае все работы завершатся.
— Как осложнила подготовку к проведению "Евровидения" в Киеве отставка прежнего главы Нацтелекомпании Украины Александра Савенко?
— Конечно, я предполагал, что такое может случиться, ведь связь между государством и телевидением в Украине сильнее, чем в западных странах. Нас с Савенко связывают теплые дружеские отношения, но сейчас я также счастлив сотрудничать и с новым главой НТКУ Тарасом Стецькивым.
— В свое время Савенко обещал, что украинское "Евровидение" будет изобиловать сюрпризами. Вы можете раскрыть какие-то из них?
— Первым из таких "сюрпризов" для меня стала отставка Савенко. Не знаю, о каких именно сюрпризах он говорил вам, но со своей стороны могу заверить — "Евровидение" в Киеве будет очень зрелищным и с абсолютно фантастической сценой. А сюрпризы будут непосредственно в ходе шоу. Некоторые вещи будут в новинку. Хотя содержание конкурса останется прежним, открытие и закрытие на этот раз будет наполнено украинским содержанием.
— По правилам конкурса, Европейский союз вещателей не может решать, кто из исполнителей представит свою страну на "Евровидении". Тем не менее отразится ли на имидже конкурса история с неожиданным появлением в финале группы "Гринджолы", став причиной очередных разговоров о политизации "Евровидения"?
— "Евровидение" — не политическое мероприятие, а эстрадный конкурс, призванный популяризировать тему дружбы и взаимопонимания между людьми и странами. "Евровидение" не должно служить платформой для политических заявлений или политической пропаганды. Чтобы избежать политизации, Европейский вещательный союз обратился к украинской стороне с просьбой выбрать для исполнения другую песню или же изменить текст прежней мелодии. В итоге группа переписала текст, убрав из него политические пассажи, и в нынешнем варианте песня нас вполне устраивает.
— Впечатления от песни "Гринджол"?
— Я слыхал эту песню несколько дней тому назад, в одном из ресторанов, где ее передавали по радио. В ней неплохой ритм. Что касается текста, конечно же, мы не против самых разных текстов. Ведь это же скучно, когда все песни только о любви. Но они не должны быть о политике.
— Были ли прецеденты, когда исполнитель "Евровидения" настаивал на исполнении песни с политическим текстом?
— Не помню таких случаев. Но были другие — когда в тексте песни через каждое слово звучала нецензурщина, и стихи пришлось переписывать.
— В прошлом кто еще был проблемным?
— Ряд проблем пару лет назад возник с российской группой "Тату", которая упорно игнорировали все репетиции.
— "Тату" были явными фаворитами — почему же они не победили?
— Группа заняла третье место — это очень неплохой результат.
— Что вы можете ответить тем, кто считает, что победы на "Евровидении" раздаются в силу политических, конъюнктурных соображений тем странам, которые пока не хотят видеть в Евросоюзе?
— Я не очень понимаю тех, кто считает, что победы на Евровидении "раздаются". Телезрители всей Европы голосуют в ходе конкурса, решая, таким образом, кому достанется победа. Главным фактором здесь является зрелищность и эмоциональность выступления. Нынешним участникам тоже, мне кажется, нужно больше внимания уделять иллюстрации своего выступления, ведь это транслируется по телевидению, а не радио, и мы не только слышим, но и видим исполнение песни. Поэтому нужно много делать для того, чтобы зритель запомнил вас на сцене. Скажем, в минувшем году Руслана представила очень зажигательное, динамичное выступление: ее подбрасывали в воздух, у нее были трембиты. Возможно, именно это стало причиной того, что зрители проголосовали за ее песню "Дикие танцы". А в 2003 году по тем же причинам выиграла турчанка, у нее были танцы, пластика. То есть, три минуты исполнения должны стать настоящим шоу.
— У кого больше шансов на победу в этом году — у сольного исполнителя или группы, какая музыка может получить поддержку у зрителей?
— Я пока не могу сказать этого со всей определенностью, так как прослушал еще не все песни, которые будут участвовать в конкурсе в этом году. Никогда не угадаешь, кто победит — баллада или динамичная песня, сольный исполнитель или группа.
— Чего не хватает нынешним участникам "Евровидения" по сравнению с 70-ми, когда выступали музыканты уровня "АББЫ"?
— Если вернуться в 70-е, конечно, "АББА" была великой группой с отличными песнями, но рядом с "АББОЙ" всегда рядом находились менее талантливые исполнители. То же примерно происходит и сегодня. Но песни тогда все же были разнообразнее, ярче. Скажем, в минувшем году на конкурсе было 12 баллад и у меня сложилось такое ощущение, что их написал один и тот же человек. Хотелось бы, чтобы певцы привлекали к созданию своего репертуара больше талантливых, известных композиторов и поэтов.
— Какой период в истории конкурса был самым удачным?
— Когда конкурсом занимался я (смеется). Но если серьезно — предстоящий украинский конкурс. Здесь будет наибольшее количество участников.
— В октябре в Дании пройдет юбилейный концерт, посвященный 50-летию "Евровидения". Будут ли там выступать бывшие участники группы "АББА", победившие на "Евровидении" в 1974-м? Захотят ли они воссоединиться по такому случаю?
— Я бы очень хотел, чтобы это произошло, правда, экс-музыканты "АББЫ" заявили, что никогда больше не будут петь вместе, и даже не соберутся на одной сцене. Но мы приложим все усилия, чтобы собрать их хотя бы на одно-единственное выступление.
— Если вас постигнет неудача, остается ли надежда, что хотя бы кто-то из участников "АББЫ" приедет на этот концерт?
— Думаю, скорее всего, приедут те, кто сейчас больше других активничает в шоу-бизнесе — это, конечно же, Бенни и Бьорн. Недавно они спродюсировали мюзикл "Мамма Мия".
— Какие нелепые, смешные случаи из истории "Евровидения" запомнились больше других?
— В Дании, на юбилейном концерте и вспомним все-все смешные моменты. А лично мне больше всего запомнился такой: в прошлом году в Турции ведущая объявляла баллы в прямом включении, а потом, видно, отвлеклась и, забыв, что она в эфире, принялась с завидным энтузиазмом чистить пальцем нос. Потом ей было очень стыдно.
Комменты