Начну с главного. Это жанр. Если читатель знаком с творчеством знаменитой певицы Loreena McKennit (а также ее последователей) и многочисленными сборниками электронной музыки типа «Музыка для Козерогов» или «Музыка для Тельцов», то он уже представляет себе этот жанр. Его можно определить как поп-world или ethno-ambient. Характерными чертами жанра является успокаивающе-вкрадчивая электронная подкладка и красивые этнические мелодии.
Поскольку Эржена выросла в Бурятии, с ее стороны было естественно использовать именно бурятско-монгольскую мелодику. И не стоит ждать от нее двух других вещей – горлового пения и сырого животного драйва. Это красивая музыка психотерапевтического характера, не подразумевающая выход за рамки эстетических конструкций.
И теперь, когда мы нашли некую почву для анализа, перейдем к собственно музыке. На концерте в центре «Дом» 16 декабря Эржене Санжиевой аккомпанировала солидная компания – сам Дмитрий Дибров на гитаре, Олег Сакмаров на флейте, Алексей Кравченко на второй гитаре. Плюс электронный бэкграунд, записанный заранее.
Эржена поет весьма грамотно, скользя меж тесситурами и аккуратно обходя пиковые высокие ноты. Не случайно она еще в 1997 году победила на Международном фестивале эстрадной песни «Звезды Белого Месяца» в Улан-Удэ. Школа хорошего эстрадного вокала слышна сразу. Певицы явно делает ставку на красоту и своеобразность самой мелодии, нежели на собственные эмоции. Кому-то это может сильно не понравиться, но таковы правила жанра, с которых мы начали.
Эржена Санжиева исполнила несколько песен с мелодиями бурятско-монгольского происхождения. Даже знаменитая мантра «Ом Мани Падме Хоум», по ее словам, на самом деле произошла из Монголии. «Версия МакЛафлина для нас неубедительна», - пошутил по этому поводу Дмитрий Дибров. Версия «Ом Мани Падме Хоум» от Санжиевой лишена всяческой психоделии, зато подчеркнута красота и изысканность мелодии.
В таком инструментальном составе совершенно предсказуемо разделились музыкальные функции. Сакмаров нежно обыгрывает мелодические фигуры основной вокальной партии, гитаристы формируют ритмическую среду, и тихо шипят волны электронного эмбиента.
Особенность вокала Санжиевой – перевес закрытых гласных фиоритур, в сравнении с открытыми звонкими гласными. Она скругляет даже самые длинные ноты. На выходе получается очень техничный вокал с отличной обработкой коротких нот даже в самом высоком регистре.
Ниша Лоренны МакКеннит у нас, как известно, свободна. Какие-то опыты были у Пелагеи, что-то предпринимала Рада Анчевская. Но обе ушли в другие жанры. «Она за полчаса до всемирной славы, но пока с нами. Надо спешить!» - пафосный, как обычно, Дибров весьма проницателен. Ниша свободна.
Но нужно ее еще занять.
Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, NEWSmusic.ru
Комменты