«Усадьба Джаз», 2 день: триумф Бутмана и трип Lucky Peterson

На второй день VIII международного фестиваля «Усадьба Jazz» все те, кто приобрёл билеты на оба дня, наученные вчерашним опытом, стали подтягиваться в Архангельское заблаговременно. И не зря. Программа того стоила.

Про первый день фестиваля читайте здесь: «Усадьба Джаз», 1 день: Любич для употребляющих и признание Катамадзе

Первым делом необходимо было обратить внимание на открывавший музыкальную программу сцены «LiveJournal» ВИА «Татьяна» - совершенно потрясающий имиджевый ретро-проект. Семь девушек в винтажных платьях исполняют эстрадные песни советских времён, при этом акомпанируя себе на фортепиано, виолончели, контрабасе, гитаре, скрипке и ударных. «Хорошие девчата», «Бесконечная песенка», «Мой Вася»... Казалось, что эти песни лучше бы звучали, скажем, в московском Центральном парке культуры и отдыха имени Горького лет 60 назад, а то и вовсе в довоенные годы, а совсем не в усадьбе, осенённой многократными визитами членов Императорской фамилии.

ВИА «Татьяна»
ВИА «Татьяна»

Впрочем, во время исполнения песни «Саша, ты помнишь наши встречи?» девушкам удалось совершить скачок ещё дальше во времени и показать, что Архангельское – вполне подходящее место для их песен: имя Саша, многократно, будто эхо, повторённое на разные голоса, разными интонациями, смех, фразы на французском – полная иллюзия, будто девушки, подшучивая над каким-нибудь кавалером, играют с ним в жмурки на аллеях усадьбы, а 1917 года ещё не было. Песню «Женись на бабушке моей» ВИА «Татьяна» оставили напоследок, явно делая реверанс в сторону коллектива, который должен был появиться на сцене вслед за ними. Однако публика не отпускала ВИА, и ансамбль на бис исполнил «Мы летим, ковыляя во мгле...». Чистый восторг.

После девушек из советского и немного царского прошлого на сцену поднялась целая дивизия, а именно - «Краснознамённая дивизия имени моей бабушки». Конечно, ребята поблагодарили Татьяну за песню про бабушку, и начали играть что-то очень сложное и очень простое одновременно. «Что-то кельтское? Может, исландское? Bjork? Mum? А ещё Treya! И это какое-то ребяческое озорство со всего света», - такие мысли мелькали во время выступления КДИМБ. Так окончательно и не разобравшись, в каком источнике ребята из Краснознамённой дивизия черпали вдохновение, отправляемся на главную площадку фестиваля «Партер».

А там уже зажигают Amsterdam Klezmer Band, голландский коллектив, исполняющий еврейский клезмер и балканскую музыку, а также, благодаря вокалисту и перкуссионисту Алику Копыту, и песни на русском языке. Живой, бодрый сет. Здесь ассоциации строить гораздо проще – что-то от Gogol Bordello, что-то от прошлогодних гостей фестиваля Bubamara Brass Band.

Amsterdam Klezmer Band
Amsterdam Klezmer Band

Однако и здесь не слишком задерживаемся, ведь пришло время заглянуть на сцену «Берег», действительно расположенную на самом берегу Москвы-реки. Как и в прошлом году, эта площадка позиционируется устроителями фестиваля как лаунжевая, предпочтение - музыкантам, играющим неторопливую, расслабляющую, спокойную музыку. В районе 6 часов вечера на сцену поднялась Нина Карлссон, девушка, поющая на английском под музыку, представляющую собой смесь чувственного джаза и трип-хопа. «Я написала много новых песен, и буду их вам петь!»

Nina Karlsson
Я написала много новых песен, и буду их вам петь!

Певица призвала отдыхающих и развлекающихся на берегу подходить ближе, и поначалу пустое пространство перед сценой ближе к концу её сета всё же заполнилось людьми.

С «Берега», из самой обособленной зоны фестиваля «Усадьба Jazz», переместимся на «Каприз», где в это время эстафету вчерашнего ОгнеОпаснОркестра подхватила группа «Мистер Твистер».

«Мистер Твистер»
«Мистер Твистер»

Рокабилли, который на гора выдавал Мистер Твистер, заставлял публику плясать столь же активно, как и накануне. Буквально всё пространство перед сценой превратилось в одну танцплощадку. Звучали песни про пиво, песни про вино (что способствовало росту продаж в расположенных неподалёку открытых барах), а также каверы на известные иностранные шлягеры, в том числе и «Runaway» Дела Шеннона.

Про выступление «Браво» на главной сцене можно сказать, что это был сет, собравший, пожалуй, наибольшее число зрителей на фестивале. Евгений Хавтан с товарищами исполнил все главные хиты группы, а также порадовал поклонников новой песней «Мода» с готовящегося к выходу осенью одноимённого альбома. <

DIV class=box_foto align=center>группа Браво
Про выступление «Браво» на главной сцене можно сказать, что это был сет, собравший, пожалуй, наибольшее число зрителей на фестивале

На сцене «LiveJournal» (близость от «Партера» позволяла быстро перемещаться между двумя этими площадками) музыкальную программу закрывал Вася Обломов. Автор нашумевшего хита «Магадан», подтверждая статус хедлайнера («секретного артиста второго дня») оказался самым популярным артистом ЖЖ-сцены. Буквально накануне он презентовал свою первый альбом «Повести и рассказы», и теперь в сопровождении клавишных и ударных исполнял песни с этой пластинки для посетителей «Усадьбы Jazz», открыто потешаясь над тем, что выступает на тематическом фестивале с программой, имеющей к джазу самое далёкое отношение. Трижды в разных обработках прозвучал его единственный пока хит «Еду в Магадан»...

Зато совсем рядом, на «Партере» статус джазового фестиваля спасал словно чудом переместившийся с «Аристократа» Биг-бэнд Игоря Бутмана. Таким образом, пригласив Игоря Бутмана на самую большую сцену фестиваля, организаторы решили две задачи. Во-первых, реабилитировались в глазах публики за коллективы, вроде, не очень джазовые, а порою и очень неджазовые, но, тем не менее, получившие право выступить в Архангельском. А, во-вторых, популяризировали классический джаз, предоставив Игорю Бутману возможность выступить перед значительно большей аудиторией, чем то позволила бы сцена «Аристократа», на которой он блистал в прошлом году.

статус джазового фестиваля спасал словно чудом переместившийся с «Аристократа» Биг-бэнд Игоря Бутмана
Статус джазового фестиваля спасал словно чудом переместившийся с «Аристократа» Биг-бэнд Игоря Бутмана

Выступление биг-бэнда Игоря Бутмана вызвало полнейший восторг, музыкантов долго не отпускали, им несколько раз пришлось играть «на бис», и в итоге они попросту потонули в овациях.

Выступление биг-бэнда Игоря Бутмана вызвало полнейший восторг, музыкантов долго не отпускали, им несколько раз пришлось играть «на бис», и в итоге они попросту потонули в овациях
Выступление биг-бэнда Игоря Бутмана вызвало полнейший восторг, музыкантов долго не отпускали, им несколько раз пришлось играть «на бис», и в итоге они попросту потонули в овациях

Сразу же после того, как Игорь Бутман покинул сцену, слово взяла глава оргкомитета фестиваля «Усадьба Jazz», генеральный директор агентства «АртМания». Она поблагодарила всех участников фестиваля, всех посетителей, весь технический персонал и выразила полное удовлетворение тем, как прошёл фестиваль.

Впрочем, он ещё не до завершился окончательно. Оставалось ещё одно, последнее выступление на «Партере». Lucky Peterson, темнокожий американец, вышел на сцену, чтобы покорить Архангельское.

Поначалу он занял место за клавишами вполоборота к зрителям и заиграл-запел, перекликаясь с залом, провоцируя его бурную реакцию («Can I get some?» до тех пор, пока ответный рёв не достиг желаемых децибел).

Lucky Peterson
Lucky Peterson

Однако вскоре Счастливчику Петерсону надоело сидеть. Он встал, и тут же клавишный джаз сменился гитарным рок-н-роллом. Он обращался с гитарой как король, делал с ней всё, что хотел, просил публику: «Тшшш!», чтобы слушатели вняли замысловатым соло. А потом и вовсе сделал невероятное – спустился со сцены и пошёл прямо в толпу, дойдя аж до звукорежиссёрского пульта, расположенного на достаточном отдалении от сцены. Окружённый восторженными зрителями, несколько минут Lucky Peterson стоял на площадке перед сценой и извлекал из своей гитары буквально всё, на что она была способна в этот вечер. Такого рода проявления внимания музыкантов к зрителям, отсутствие какого бы то ни было страха перед толпой неизменно вызывают уважение. Lucky Peterson, доиграв песню, и следующую начал, всё ещё оставаясь на лужайке Архангельского. Однако затем он всё же вернулся на сцену для того, чтобы вместе со своей женой, Тамарой Петерсон, устроить перекличку с публикой, используя строки хита, написанного в 1974 году Элом Грином: «Take me to the river», - пели женщины и девушки, ведомые Тамарой. «To wash me down», - отвечали им Lucky Peterson и мужская половина танцпола. Это совместное исполнение стало кульминацией выступления как Лаки Петерсона, так и всего фестиваля в целом, и на финальных аккордах небо над Архангельским осветили вспышки салюта.

Можно долго рассуждать о том, верный ли путь избрали организаторы «Усадьбы Jazz», продолжая уходить от мейнстрима и даже около-джаза при составлении программы фестиваля. Но всё же представляется верным, что такие коллективы, как Alai Oli, Карл Хламкин и ОгнеОпаснОркестр, ВИА Татьяна дополняют и расширяют музыкальную палитру опен-эйра, ведь их музыка - это шаги навстречу свободе, в отношениях, в жанрах, во времени. И такой подход как нельзя лучше вписывается в философскую концепцию Джаза.

Константин ПРИЕШКИН, «Новости шоу-бизнеса NEWSmusic.ru»
Фото - Алина ПЛАТОНОВА, «Новости шоу-бизнеса NEWSmusic.ru»