Не продается вдохновенье, но можно…»
Занявшись в начале 1990-х строительством рыночной экономики, государство
бросило деятелей искусства на произвол судьбы, пишет журнал "Кампания". «Великая экономическая депрессия»
в отечественной культуре не пощадила ни «кремлевских соловьев», ни
художественную оппозицию с ее «фигой в кармане советскому строю». Рухнула
система Госконцерта – организатора гастрольно-концертной деятельности,
прекратилось финансирование театров и киностудий. Представители творческой элиты
начали искать новые источники средств к существованию. Диапазон поисков оказался
широк – от политической и общественной деятельности до откровенного криминала.
Например, в 2002 году при сбыте партии героина был арестован народный артист
России Анатолий Савельев – руководитель цыганского ансамбля «Вита
Ромэн».
Некоторые артисты пошли в бизнес: узнаваемое имя облегчало
налаживание деловых контактов, а старые знакомства в номенклатурной среде
позволяли поучаствовать в разделе хозяйственных активов СССР. Самым известным из
этой плеяды является народный артист СССР Иосиф Кобзон. Успешное начало деловой
карьеры Кобзона журналисты связывают с его работой в Верховном Совете СССР, где
он был одним из немногих депутатов, решившихся открыто поддержать Бориса Ельцина
в его полемике с президентом СССР Михаилом Горбачевым.
После
августовских событий 1991 года учрежденная народным артистом компания «Московит»
вошла в число крупнейших российских экспортеров нефтепродуктов, цветных металлов
и других сырьевых ресурсов. Прибыль инвестировалась в недвижимость, торговлю
сахаром, создание банка, фармацевтику (компания «Лиат-Натали» входила в первую
пятерку крупнейших дистрибуторов лекарственных препаратов) и другие
сферы.
Несмотря на блестящий старт, холдинг «Московит» не стал
олигархической империей: бизнес Кобзона оказался уязвим для политических рисков.
В частности, певец поддерживал борьбу московского клана с «кремлевской семьей» в
конце 1990-х. После этого отечественные и зарубежные СМИ запестрели публикациями
о криминальных связях «русского Фрэнка Синатры», а в Кремле Кобзон надолго
получил статус персоны non grata.
Несколько позже
правоохранительные органы США запретили Кобзону въезд в страну, подозревая его в
связях с мафией. Поводом для обвинений послужило знакомство певца с Вячеславом
Иваньковым (Япончиком). Это вынудило группу «Московит» вести внешнюю
экономическую деятельность только через посреднические структуры. Холдинг
продолжал работать в Москве и на юге страны, но на федеральный уровень, не
говоря уже об интеграции в мировую экономику, путь ему был
закрыт.
Два года назад распространились слухи о том, что компания
Westdia-Media, якобы контролируемая Иосифом Кобзоном, успела купить фирму «Аттик»,
специализирующуюся на размещении рекламы на дорожных указателях. Сообщалось, что
«Аттику» грозит банкротство в связи с тем, что ГИБДД распорядилась демонтировать
принадлежащие компании носители, так как они, по мнению инспекции,
дезориентируют водителей, а Кобзон собирается использовать свои лоббистские
ресурсы для спасения проблемной компании. Иосиф Давыдович официально заявил, что
никакого отношения к Westdia-Media он не имеет и вообще уже много лет не ведет
предпринимательской деятельности, которая запрещена для него Законом о статусе
депутата Госдумы.
Волшебная сила искусства
В большинстве своем выходцы из советской творческой элиты не обладали
управленческими навыками и талантами. Кроме того, самостоятельное плавание в
бизнесе начала 1990-х годов требовало незаурядной решительности и пересмотра
взглядов на мир, к чему были готовы далеко не все представители
богемы.
Значительно более массовым явлением стало привлечение
известных деятелей культуры в качестве «лиц» компаний и некоммерческих фондов.
Функции при этом они выполняли самые разные – представительские,
зиц-председательские, лоббистские. Звезды советских лет помогали своим
нанимателям наладить неофициальные контакты в кругах правящей элиты,
способствовали формированию положительного имиджа компании при выходе на новые
региональные рынки, раскручивали отдельные проекты через СМИ.
В
конце концов, известное имя в зарплатной ведомости – отличный повод удивить и
вызвать зависть коллег. Например, основатель холдинга «Ликомп» (импорт-экспорт,
производство продуктов питания, банковская деятельность и др.) Герман Лиллевяли,
увлекавшийся в советские времена шахматами, нанял гроссмейстера Анатолия Карпова
на должность председателя наблюдательного совета банка «Актив». Экс-чемпион мира
проиграл пару партий своему работодателю, о чем Лиллевяли с гордостью
рассказывал всем знакомым, не обращая внимания на понимающие усмешки. «Тяга к
звездам» основателя холдинга впоследствии оказалась весьма прибыльным
увлечением: «Ликомп» оказался в числе компаний, которые занялись продвижением
товарных марок с использованием образов знаменитостей. Лиллевяли первым оценил
рыночный потенциал бренда «Смак» и вместе с Андреем Макаревичем занимался его
разработкой и управлением.
Певец Александр Розенбаум в 1992 году
был приглашен на должность вице-президента широкопрофильного концерна «Великий
город» (легкая промышленность, текстиль, производство ферросплавов,
недвижимость, торговля). Идею подала супруга основателя компании Евгения Купсина
Белла – бывшая работница лопнувшего к тому времени Ленконцерта. С ее подачи в
холдинге, чьи основные интересы сосредоточивались на металлургии и легкой
промышленности, были созданы спонсорское, концертное и ресторанное направления.
Розенбаум формально руководил ими, выступал в благотворительных и коммерческих
концертах, организованных «Великим городом», а также лоббировал некоторые
проекты фирмы.
«Я могу открыть двери в те инстанции, от которых
зависят решения и деятели которых не знают «Великого города», но знают мое
искусство», – признавался певец в книге «Александр Розенбаум: сила песни».
Например, он добился разрешения передавать ветхие дома частным компаниям при
условии их реставрации, что позволило «Великому городу» выйти на рынок
недвижимости. Не исключено, что именно вице-президент Розенбаум сумел «открыть
дверь» комитета внешних связей мэрии Санкт-Петербурга, благодаря чему компания
приняла участие в программе экспорта крупных партий цветных металлов в обмен на
товары народного потребления. В интервью того периода Розенбаум повторял:
«Бизнесом я не занимаюсь, у меня нет к этому ни таланта, ни стремления. Я
обладаю достаточно широким творческим мышлением и могу посоветовать своим
коллегам-бизнесменам то, чего они сами не видят. За это в принципе платят
большие деньги».
Ассоциироваться с бизнесом не хотят большинство
представителей шоу-бизнеса – так и Александр Розенбаум, и Лев Лещенко, и Алла
Пугачева отказались давать интервью «Ко», узнав, что речь пойдет исключительно
об их предпринимательской деятельности.
Звездный путь<
Говорить о сколько-нибудь серьезном предпринимательском опыте поп-звезд довольно трудно. «Желтые» СМИ регулярно выдают сенсации о наличии своего «свечного заводика» у того или иного популярного эстрадного исполнителя. Чаще всего сообщения оказываются «утками», запущенными продюсерами для подогрева интереса к своим подопечным. Отечественный шоу-бизнес в условиях слабой защиты авторских прав и засилья пиратства не может обеспечить исполнителям стабильных высоких доходов. Основные деньги, как и в прошлом десятилетии, зарабатываются изматывающим гастрольным «чесом» по городам и весям. Главные ресурсы, которые артист может реализовать в бизнесе – узнаваемость, связи и популярность – очень недолговечны и быстро теряются после того, как продюсер перестает финансировать съемки новых клипов. «Звездный» предпринимательский максимум – инвестирование заработанных гонораров в создание собственной звукозаписывающей студии или продюсерской компании. Появление эффективной торговой марки с использованием образа поп-звезды – событие чрезвычайное, а случаи успешного перехода деятелей шоу-бизнеса в бизнес настоящий и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки.
«Шоу-бизнес – это не то дело, которое оставляют наследникам. Оно приносит доход до тех пор, пока работаешь сам, а я хочу обеспечить достойное будущее своим детям, – рассказывает в интервью «Ко» певец Валерий Меладзе, три с половиной года назад вошедший в совет директоров «Инвестиционного торгового банка». – Хотя пока банковское дело не приносит мне такого дохода, как музыка, – но надо же с чего-то начинать». По словам Меладзе, чиновники и сами бизнесмены к людям из шоу-бизнеса, как правило, относятся недоверчиво: «Они изначально ожидают, что их станут о чем-то просить. Деловые люди обычно считают тех, кто работает в шоу-бизнесе, мягко говоря, людьми недалекими. Мне постоянно приходится на деле доказывать обратное». На первом собрании совета директоров «Инвестторгбанка» с участием Валерия Меладзе начинающий банкир заявил: «Я пока не знаю, чем могу быть вам полезен, могу только сказать, куда вкладываться ни в коем случае нельзя – в шоу-бизнес». Сейчас Меладзе руководит направлением земельных и строительных инвестиций «Инвесторгбанка».
Самой яркой «звездой» в предпринимательских кругах и признанной бизнес-леди, без сомнений, является Алла Пугачева. Каждый ее предпринимательский шаг, многие из которых, правда, заканчивались грандиозными провалами, широко освещался в прессе. Еще в конце 1980-х годов она начала выпускать футболки и значки с собственным изображением, заработанные деньги (по тем временам целое состояние – $1,7 млн) она вложила в ценные бумаги АО «Властелина», которое обещало 100% дивидендов в месяц. В 1990 году начались продажи парфюмерной продукции под именным брендом примадонны. В месяц продавалось до 200 000 флаконов духов «Алла» (с 1995 года – «Алла Пугачева») по цене $12 – 25, однако контракт «звезды» с производителем – компанией SAV Entertainment не предусматривал долевого участия Пугачевой в прибыли. Партнеры разорвали отношения, выпуск духов был прекращен.
Весной 1997 года компания «Эконика-Обувь» выпустила коллекцию женской обуви и аксессуаров под торговой маркой Alla Pugachova. Она была создана на базе любимой обуви из гардероба певицы, а сама Алла Борисовна принимала непосредственное участие в разработке дизайна первых моделей. Серьезного опыта создания «звездных» брендов в тот момент в стране еще не было, руководству компании приходилось действовать интуитивно, тем не менее сотрудничество оказалось эффективным. Обувь под «звездной» маркой успешно продается уже девять лет, сегодня ежесезонная (два раза в год) коллекция насчитывает более 150 моделей, а ее продажи составляют около 25% выручки сети «Эконика-стиль». Руководство компании ожидает увеличения этой доли до 30% в 2005 году.
«Естественно, Алла Пугачева не принимает участия в ежедневной работе офиса, решении управленческих задач, координации логистики или организации маркетинговых исследований. Но за творческим процессом создания каждой сезонной коллекции она продолжает следить. Дает свои рекомендации, советы, пожелания, а потом с удовольствием носит обувь из «своих» коллекций», – рассказывает Ирина Чечель, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «Эконика-Обувь».
Последние самостоятельные проекты «звезды» – российская постановка мюзикла «Чикаго» и выпуск картофельных чипсов на собственном заводе в Крымске – вряд ли можно отнести к разряду коммерчески удачных. Завод, по официальным данным, выпускает всего 400 кг чипсов в сутки (для сравнения, дневной объем производства чипсов АО «Русский продукт» составляет около 22 тонн), а мюзикл провалился год назад. Финансовые затруднения певицы вынудили ее в апреле текущего года продать права аренды особняка на Таганке, который был выделен под офис арт-студии «Алла» по личному указанию столичного градоначальника в знак уважения к таланту примадонны.
И звезда с звездою говорит
Творческая элита возлагала большие надежды на команду Владимира Путина.
Известно, что Борис Ельцин мало интересовался современной культурой и неохотно
контактировал с известными артистами и музыкантами, что ограничивало их
лоббистские возможности и, следовательно, деловой потенциал. При Ельцине в
Кремле не существовало аналога московской касты «придворных» художников и
музыкантов (исключениями можно считать Олега Газманова и еще нескольких
исполнителей, пользовавшихся расположением первой леди Наины
Иосифовны).
Путин сразу же после назначения исполняющим обязанности
президента совершил поездку по стране в сопровождении эстрадных знаменитостей
(Максима Галкина, Михаила Боярского и других), вся Россия узнала, что ему
нравится творчество группы «Любэ», а заместитель руководителя президентской
администрации Владислав Сурков – поклонник русского рока и пишет песни для
команды «Агата Кристи». Но продолжения не последовало, кроме того, началось
свертывание экономических свобод, на которых строился бизнес многих влиятельных
предпринимателей из мира искусства.
Филантропические фонды, в числе
учредителей которых значились известные имена, активно участвовали в схемах
оптимизации налогов, а также пользовались льготными пошлинами на импорт. С
принятием в 1999 году второй части Налогового кодекса и ликвидацией большей
части льготных налоговых режимов в период 2001 – 2002 годов деятельность этих
«карманных офшоров» была сведена на нет. Разработка в МЭРТ проекта театральной
реформы, предусматривавшего отмену экономической самостоятельности предприятий
культуры, напугал многих театральных деятелей и руководителей связанных с ними
фирм. Предполагалось перевести театры на бюджетное финансирование и лишить
художественных руководителей права сдавать в аренду муниципальную
недвижимость.
При этом в норму вошло решение проблем хозяйственного
характера путем прямого обращения видных деятелей культуры к президенту. Самым
известным примером может служить разрешение конфликта вокруг Московского
международного дома музыки. Его директор – бывший солист Большого театра
Александр Ворошило (в 1993 году он учредил компанию «АДВА+», которая выпускала
колбасные изделия под брендом «Ворошило») – незадолго до своей отставки сдал
подведомственные площади в аренду никому не известной фирме «Меридиан». Новый
руководитель ММДМ Владимир Спиваков долгое время пытался аннулировать арендный
договор через суд, нужное решение было вынесено сразу же после встречи Спивакова
с Путиным.
В
целом же годы президентства Путина на «левых» приработках звезд шоу-бизнеса
сказались не лучшим образом: новой плеяды бизнесменов из богемной среды пока не
вышло, а «старая гвардия» сдает позиции. Начались проблемы с налоговыми и
правоохранительными органами у таких заметных бизнесменов от искусства, как
Роксана Бабаян (Фонд защиты животных, строительство экополиса в Калининградской
области), Зураб Церетели (фонд «Детского парка чудес») и других. Похоже, приход
богемы в бизнес был временным явлением, и в будущем эти два мира станут
пересекаться все реже.
***
Поэт в России – больше чем поэт…
– Иосиф Кобзон – эстрадный исполнитель. Предпринимательскую
деятельность начал в 1988 году в качестве вице-президента ассоциации «XXI век»
(импортно-экспортные операции, розничная торговля, недвижимость, банки и др.) В
1990-м основал холдинг «Московит» (экспорт нефтепродуктов, металлов и
ферросплавов, торговля и др.). Соучредитель российско-израильской
фармацевтической компании «Лиат-Натали», а также финансовой компании
«Партнерская-Атлас» и еще ряда крупных предприятий.
– Игорь Крутой – композитор, эстрадный
исполнитель. В 2002 году принадлежащая ему продюсерская компания АРС приобрела
за $25 млн 100% акций телеканала Муз-ТВ, а также инвестировала средства в
создание собственной радиостанции (Love Radio).
– Валерий Меладзе – эстрадный исполнитель.
Совладелец (вместе с Андреем Макаревичем и Стасом Наминым клуба «Ритм & блюз
кафе», член совета директоров АКБ «Инвестторгбанк» (130-е место по размеру
активов и 126-е – по размеру собственного капитала среди российских банков),
отвечает за инвестиционный сектор в сфере строительства и приобретения земельных
участков.
– Георгий Васильев – бард (дуэт «Иваси»), соавтор
мюзикла – «Норд-Ост». В 1991 году стал президентом Московской товарной биржи.
Затем – первым вице-президентом «Вымпелкома». В настоящее время президент
компании «Телком» (производство телефонных аппаратов под торговой маркой
Goodwin).
– Лев Лещенко – эстрадный исполнитель. В середине-конце
1990-х годов участвовал в ряде крупных нефтеэкспортных сделок. В настоящее время
– президент баскетбольного клуба «Динамо» (Московская область), совладелец
Кольчугинской мебельной фабрики (Владимирская область). Предприятие обслуживает
заказы Минобороны. Президент благотворительного фонда «Добрые люди».
–
Александр Розенбаум – бард. В 1992 году назначен вице-президентом питерского
концерна «Великий город», который упоминается в числе агентов скандально
известных «бартерных сделок Путина» (экспорт цветных металлов в обмен на ТНП,
который послужил темой специального расследования питерского Горсовета). В
настоящее время Александр Розенбаум является советником президента РФ по
культуре и депутатом Госдумы. Совладелец пивной «Толстый фраер» в Петербурге,
президент баскетбольного клуба «Спартак» .
– Алла Пугачева –
эстрадная исполнительница. Совместно с французской компанией Sogo выпустила духи
«Алла» (проект спонсировался компанией Rank Xerox). Объем продаж, по данным
Интернет-сайта Retail.ru, достигал 200 000 флаконов в месяц. В 1997 году
совместно с компанией «Эконика» выпустила коллекцию обуви Alla Pugachova. В
2001-м во время гастролей на Кубани приняла предложение губернатора Александра
Ткачева купить за символическую сумму один из корпусов простаивающего ремонтного
завода под производство картофельных чипсов.
– Александр Шилов –
художник. Совместно с инвестиционной компанией «Тверская Финанс Б.В.»
осуществляет строительство культурно-делового центра «Галерея народного
художника А. Шилова».
– Роксана Бабаян –
эстрадная исполнительница. Президент некоммерческого партнерства «Российская
лига защиты животных». В 2002 году «Лига» получила право осваивать бюджетные
средства и привлекать частных инвесторов для строительства на Балтийской косе
экополиса, включающего бизнес-центры, концертно-развлекательные комплексы,
элитное жилье. В настоящее время законность этого решения и расходования средств
рассматриваются прокуратурой.
– Вахтанг Кикабизе –
актер, эстрадный исполнитель. Совладелец ресторана «Не горюй!».
– Илья Лагутенко – солист группы «Мумий Тролль», владеет
вместе с директором группы Арсеном Шагиевым латвийской фирмой Lisa Baltija
(кинопроизводство и кинопоказ, работа в области радио и телевидения, аттракционы
и парки отдыха).
Комменты