Не шоу-бизнес. На чем зарабатывают Пугачева, Меладзе, Лагутенко вне сцены?

В России, как нигде в мире, распространена практика участия артистической элиты в бизнесе. Творческая деятельность российского артиста не может гарантировать стабильного дохода. Чтобы сводить концы с концами, деятели культуры создали при театрах и творческих союзах запутанные механизмы самофинансирования, а звезды шоу-бизнеса, памятуя о том, что мирская слава преходяща, вкладывают деньги в создание собственных брендов и ресторанов.
Когда на сцену театра Et cetera выходит Александр Калягин в образе «дурацкого короля» Убю, мало кто из зрителей думает о том, что от подписи Калягина зависит строительство десятков тысяч квадратных метров офисных помещений класса А. Поющие легкомысленные песенки артисты эстрады могут оказаться владельцами ресторанных сетей или фабрик, которые способны, к примеру, получить подряд Министерства обороны РФ, если их владельцы выступят, скажем, на концерте в честь Дня Победы.

Не продается вдохновенье, но можно…»

Занявшись в начале 1990-х строительством рыночной экономики, государство бросило деятелей искусства на произвол судьбы, пишет журнал "Кампания". «Великая экономическая депрессия» в отечественной культуре не пощадила ни «кремлевских соловьев», ни художественную оппозицию с ее «фигой в кармане советскому строю». Рухнула система Госконцерта – организатора гастрольно-концертной деятельности, прекратилось финансирование театров и киностудий. Представители творческой элиты начали искать новые источники средств к существованию. Диапазон поисков оказался широк – от политической и общественной деятельности до откровенного криминала. Например, в 2002 году при сбыте партии героина был арестован народный артист России Анатолий Савельев – руководитель цыганского ансамбля «Вита Ромэн».

Некоторые артисты пошли в бизнес: узнаваемое имя облегчало налаживание деловых контактов, а старые знакомства в номенклатурной среде позволяли поучаствовать в разделе хозяйственных активов СССР. Самым известным из этой плеяды является народный артист СССР Иосиф Кобзон. Успешное начало деловой карьеры Кобзона журналисты связывают с его работой в Верховном Совете СССР, где он был одним из немногих депутатов, решившихся открыто поддержать Бориса Ельцина в его полемике с президентом СССР Михаилом Горбачевым. 

После августовских событий 1991 года учрежденная народным артистом компания «Московит» вошла в число крупнейших российских экспортеров нефтепродуктов, цветных металлов и других сырьевых ресурсов. Прибыль инвестировалась в недвижимость, торговлю сахаром, создание банка, фармацевтику (компания «Лиат-Натали» входила в первую пятерку крупнейших дистрибуторов лекарственных препаратов) и другие сферы. 

Несмотря на блестящий старт, холдинг «Московит» не стал олигархической империей: бизнес Кобзона оказался уязвим для политических рисков. В частности, певец поддерживал борьбу московского клана с «кремлевской семьей» в конце 1990-х. После этого отечественные и зарубежные СМИ запестрели публикациями о криминальных связях «русского Фрэнка Синатры», а в Кремле Кобзон надолго получил статус персоны non grata. 

Несколько позже правоохранительные органы США запретили Кобзону въезд в страну, подозревая его в связях с мафией. Поводом для обвинений послужило знакомство певца с Вячеславом Иваньковым (Япончиком). Это вынудило группу «Московит» вести внешнюю экономическую деятельность только через посреднические структуры. Холдинг продолжал работать в Москве и на юге страны, но на федеральный уровень, не говоря уже об интеграции в мировую экономику, путь ему был закрыт. 

Два года назад распространились слухи о том, что компания Westdia-Media, якобы контролируемая Иосифом Кобзоном, успела купить фирму «Аттик», специализирующуюся на размещении рекламы на дорожных указателях. Сообщалось, что «Аттику» грозит банкротство в связи с тем, что ГИБДД распорядилась демонтировать принадлежащие компании носители, так как они, по мнению инспекции, дезориентируют водителей, а Кобзон собирается использовать свои лоббистские ресурсы для спасения проблемной компании. Иосиф Давыдович официально заявил, что никакого отношения к Westdia-Media он не имеет и вообще уже много лет не ведет предпринимательской деятельности, которая запрещена для него Законом о статусе депутата Госдумы. 

Волшебная сила искусства

В большинстве своем выходцы из советской творческой элиты не обладали управленческими навыками и талантами. Кроме того, самостоятельное плавание в бизнесе начала 1990-х годов требовало незаурядной решительности и пересмотра взглядов на мир, к чему были готовы далеко не все представители богемы. 

Значительно более массовым явлением стало привлечение известных деятелей культуры в качестве «лиц» компаний и некоммерческих фондов. Функции при этом они выполняли самые разные – представительские, зиц-председательские, лоббистские. Звезды советских лет помогали своим нанимателям наладить неофициальные контакты в кругах правящей элиты, способствовали формированию положительного имиджа компании при выходе на новые региональные рынки, раскручивали отдельные проекты через СМИ. 

В конце концов, известное имя в зарплатной ведомости – отличный повод удивить и вызвать зависть коллег. Например, основатель холдинга «Ликомп» (импорт-экспорт, производство продуктов питания, банковская деятельность и др.) Герман Лиллевяли, увлекавшийся в советские времена шахматами, нанял гроссмейстера Анатолия Карпова на должность председателя наблюдательного совета банка «Актив». Экс-чемпион мира проиграл пару партий своему работодателю, о чем Лиллевяли с гордостью рассказывал всем знакомым, не обращая внимания на понимающие усмешки. «Тяга к звездам» основателя холдинга впоследствии оказалась весьма прибыльным увлечением: «Ликомп» оказался в числе компаний, которые занялись продвижением товарных марок с использованием образов знаменитостей. Лиллевяли первым оценил рыночный потенциал бренда «Смак» и вместе с Андреем Макаревичем занимался его разработкой и управлением. 

Певец Александр Розенбаум в 1992 году был приглашен на должность вице-президента широкопрофильного концерна «Великий город» (легкая промышленность, текстиль, производство ферросплавов, недвижимость, торговля). Идею подала супруга основателя компании Евгения Купсина Белла – бывшая работница лопнувшего к тому времени Ленконцерта. С ее подачи в холдинге, чьи основные интересы сосредоточивались на металлургии и легкой промышленности, были созданы спонсорское, концертное и ресторанное направления. Розенбаум формально руководил ими, выступал в благотворительных и коммерческих концертах, организованных «Великим городом», а также лоббировал некоторые проекты фирмы. 

«Я могу открыть двери в те инстанции, от которых зависят решения и деятели которых не знают «Великого города», но знают мое искусство», – признавался певец в книге «Александр Розенбаум: сила песни». Например, он добился разрешения передавать ветхие дома частным компаниям при условии их реставрации, что позволило «Великому городу» выйти на рынок недвижимости. Не исключено, что именно вице-президент Розенбаум сумел «открыть дверь» комитета внешних связей мэрии Санкт-Петербурга, благодаря чему компания приняла участие в программе экспорта крупных партий цветных металлов в обмен на товары народного потребления. В интервью того периода Розенбаум повторял: «Бизнесом я не занимаюсь, у меня нет к этому ни таланта, ни стремления. Я обладаю достаточно широким творческим мышлением и могу посоветовать своим коллегам-бизнесменам то, чего они сами не видят. За это в принципе платят большие деньги». 

Ассоциироваться с бизнесом не хотят большинство представителей шоу-бизнеса – так и Александр Розенбаум, и Лев Лещенко, и Алла Пугачева отказались давать интервью «Ко», узнав, что речь пойдет исключительно об их предпринимательской деятельности. 

Звездный путь<

Говорить о сколько-нибудь серьезном предпринимательском опыте поп-звезд довольно трудно. «Желтые» СМИ регулярно выдают сенсации о наличии своего «свечного заводика» у того или иного популярного эстрадного исполнителя. Чаще всего сообщения оказываются «утками», запущенными продюсерами для подогрева интереса к своим подопечным. Отечественный шоу-бизнес в условиях слабой защиты авторских прав и засилья пиратства не может обеспечить исполнителям стабильных высоких доходов. Основные деньги, как и в прошлом десятилетии, зарабатываются изматывающим гастрольным «чесом» по городам и весям. Главные ресурсы, которые артист может реализовать в бизнесе – узнаваемость, связи и популярность – очень недолговечны и быстро теряются после того, как продюсер перестает финансировать съемки новых клипов. «Звездный» предпринимательский максимум – инвестирование заработанных гонораров в создание собственной звукозаписывающей студии или продюсерской компании. Появление эффективной торговой марки с использованием образа поп-звезды – событие чрезвычайное, а случаи успешного перехода деятелей шоу-бизнеса в бизнес настоящий и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки.



«Шоу-бизнес – это не то дело, которое оставляют наследникам. Оно приносит доход до тех пор, пока работаешь сам, а я хочу обеспечить достойное будущее своим детям, – рассказывает в интервью «Ко» певец Валерий Меладзе, три с половиной года назад вошедший в совет директоров «Инвестиционного торгового банка». – Хотя пока банковское дело не приносит мне такого дохода, как музыка, – но надо же с чего-то начинать». По словам Меладзе, чиновники и сами бизнесмены к людям из шоу-бизнеса, как правило, относятся недоверчиво: «Они изначально ожидают, что их станут о чем-то просить. Деловые люди обычно считают тех, кто работает в шоу-бизнесе, мягко говоря, людьми недалекими. Мне постоянно приходится на деле доказывать обратное». На первом собрании совета директоров «Инвестторгбанка» с участием Валерия Меладзе начинающий банкир заявил: «Я пока не знаю, чем могу быть вам полезен, могу только сказать, куда вкладываться ни в коем случае нельзя – в шоу-бизнес». Сейчас Меладзе руководит направлением земельных и строительных инвестиций «Инвесторгбанка».

Самой яркой «звездой» в предпринимательских кругах и признанной бизнес-леди, без сомнений, является Алла Пугачева. Каждый ее предпринимательский шаг, многие из которых, правда, заканчивались грандиозными провалами, широко освещался в прессе. Еще в конце 1980-х годов она начала выпускать футболки и значки с собственным изображением, заработанные деньги (по тем временам целое состояние – $1,7 млн) она вложила в ценные бумаги АО «Властелина», которое обещало 100% дивидендов в месяц. В 1990 году начались продажи парфюмерной продукции под именным брендом примадонны. В месяц продавалось до 200 000 флаконов духов «Алла» (с 1995 года – «Алла Пугачева») по цене $12 – 25, однако контракт «звезды» с производителем – компанией SAV Entertainment не предусматривал долевого участия Пугачевой в прибыли. Партнеры разорвали отношения, выпуск духов был прекращен. 



Весной 1997 года компания «Эконика-Обувь» выпустила коллекцию женской обуви и аксессуаров под торговой маркой Alla Pugachova. Она была создана на базе любимой обуви из гардероба певицы, а сама Алла Борисовна принимала непосредственное участие в разработке дизайна первых моделей. Серьезного опыта создания «звездных» брендов в тот момент в стране еще не было, руководству компании приходилось действовать интуитивно, тем не менее сотрудничество оказалось эффективным. Обувь под «звездной» маркой успешно продается уже девять лет, сегодня ежесезонная (два раза в год) коллекция насчитывает более 150 моделей, а ее продажи составляют около 25% выручки сети «Эконика-стиль». Руководство компании ожидает увеличения этой доли до 30% в 2005 году. 

«Естественно, Алла Пугачева не принимает участия в ежедневной работе офиса, решении управленческих задач, координации логистики или организации маркетинговых исследований. Но за творческим процессом создания каждой сезонной коллекции она продолжает следить. Дает свои рекомендации, советы, пожелания, а потом с удовольствием носит обувь из «своих» коллекций», – рассказывает Ирина Чечель, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «Эконика-Обувь».

Последние самостоятельные проекты «звезды» – российская постановка мюзикла «Чикаго» и выпуск картофельных чипсов на собственном заводе в Крымске – вряд ли можно отнести к разряду коммерчески удачных. Завод, по официальным данным, выпускает всего 400 кг чипсов в сутки (для сравнения, дневной объем производства чипсов АО «Русский продукт» составляет около 22 тонн), а мюзикл провалился год назад. Финансовые затруднения певицы вынудили ее в апреле текущего года продать права аренды особняка на Таганке, который был выделен под офис арт-студии «Алла» по личному указанию столичного градоначальника в знак уважения к таланту примадонны.

И звезда с звездою говорит

Творческая элита возлагала большие надежды на команду Владимира Путина. Известно, что Борис Ельцин мало интересовался современной культурой и неохотно контактировал с известными артистами и музыкантами, что ограничивало их лоббистские возможности и, следовательно, деловой потенциал. При Ельцине в Кремле не существовало аналога московской касты «придворных» художников и музыкантов (исключениями можно считать Олега Газманова и еще нескольких исполнителей, пользовавшихся расположением первой леди Наины Иосифовны). 

Путин сразу же после назначения исполняющим обязанности президента совершил поездку по стране в сопровождении эстрадных знаменитостей (Максима Галкина, Михаила Боярского и других), вся Россия узнала, что ему нравится творчество группы «Любэ», а заместитель руководителя президентской администрации Владислав Сурков – поклонник русского рока и пишет песни для команды «Агата Кристи». Но продолжения не последовало, кроме того, началось свертывание экономических свобод, на которых строился бизнес многих влиятельных предпринимателей из мира искусства. 

Филантропические фонды, в числе учредителей которых значились известные имена, активно участвовали в схемах оптимизации налогов, а также пользовались льготными пошлинами на импорт. С принятием в 1999 году второй части Налогового кодекса и ликвидацией большей части льготных налоговых режимов в период 2001 – 2002 годов деятельность этих «карманных офшоров» была сведена на нет. Разработка в МЭРТ проекта театральной реформы, предусматривавшего отмену экономической самостоятельности предприятий культуры, напугал многих театральных деятелей и руководителей связанных с ними фирм. Предполагалось перевести театры на бюджетное финансирование и лишить художественных руководителей права сдавать в аренду муниципальную недвижимость.

При этом в норму вошло решение проблем хозяйственного характера путем прямого обращения видных деятелей культуры к президенту. Самым известным примером может служить разрешение конфликта вокруг Московского международного дома музыки. Его директор – бывший солист Большого театра Александр Ворошило (в 1993 году он учредил компанию «АДВА+», которая выпускала колбасные изделия под брендом «Ворошило») – незадолго до своей отставки сдал подведомственные площади в аренду никому не известной фирме «Меридиан». Новый руководитель ММДМ Владимир Спиваков долгое время пытался аннулировать арендный договор через суд, нужное решение было вынесено сразу же после встречи Спивакова с Путиным. 

В целом же годы президентства Путина на «левых» приработках звезд шоу-бизнеса сказались не лучшим образом: новой плеяды бизнесменов из богемной среды пока не вышло, а «старая гвардия» сдает позиции. Начались проблемы с налоговыми и правоохранительными органами у таких заметных бизнесменов от искусства, как Роксана Бабаян (Фонд защиты животных, строительство экополиса в Калининградской области), Зураб Церетели (фонд «Детского парка чудес») и других. Похоже, приход богемы в бизнес был временным явлением, и в будущем эти два мира станут пересекаться все реже. 

***

Поэт в России – больше чем поэт…

– Иосиф Кобзон – эстрадный исполнитель. Предпринимательскую деятельность начал в 1988 году в качестве вице-президента ассоциации «XXI век» (импортно-экспортные операции, розничная торговля, недвижимость, банки и др.) В 1990-м основал холдинг «Московит» (экспорт нефтепродуктов, металлов и ферросплавов, торговля и др.). Соучредитель российско-израильской фармацевтической компании «Лиат-Натали», а также финансовой компании «Партнерская-Атлас» и еще ряда крупных предприятий. 

– Игорь Крутой – композитор, эстрадный исполнитель. В 2002 году принадлежащая ему продюсерская компания АРС приобрела за $25 млн 100% акций телеканала Муз-ТВ, а также инвестировала средства в создание собственной радиостанции (Love Radio).

– Валерий Меладзе – эстрадный исполнитель. Совладелец (вместе с Андреем Макаревичем и Стасом Наминым клуба «Ритм & блюз кафе», член совета директоров АКБ «Инвестторгбанк» (130-е место по размеру активов и 126-е – по размеру собственного капитала среди российских банков), отвечает за инвестиционный сектор в сфере строительства и приобретения земельных участков.

– Георгий Васильев – бард (дуэт «Иваси»), соавтор мюзикла – «Норд-Ост». В 1991 году стал президентом Московской товарной биржи. Затем – первым вице-президентом «Вымпелкома». В настоящее время президент компании «Телком» (производство телефонных аппаратов под торговой маркой Goodwin).

– Лев Лещенко – эстрадный исполнитель. В середине-конце 1990-х годов участвовал в ряде крупных нефтеэкспортных сделок. В настоящее время – президент баскетбольного клуба «Динамо» (Московская область), совладелец Кольчугинской мебельной фабрики (Владимирская область). Предприятие обслуживает заказы Минобороны. Президент благотворительного фонда «Добрые люди».

– Александр Розенбаум – бард. В 1992 году назначен вице-президентом питерского концерна «Великий город», который упоминается в числе агентов скандально известных «бартерных сделок Путина» (экспорт цветных металлов в обмен на ТНП, который послужил темой специального расследования питерского Горсовета). В настоящее время Александр Розенбаум является советником президента РФ по культуре и депутатом Госдумы. Совладелец пивной «Толстый фраер» в Петербурге, президент баскетбольного клуба «Спартак» .

– Алла Пугачева – эстрадная исполнительница. Совместно с французской компанией Sogo выпустила духи «Алла» (проект спонсировался компанией Rank Xerox). Объем продаж, по данным Интернет-сайта Retail.ru, достигал 200 000 флаконов в месяц. В 1997 году совместно с компанией «Эконика» выпустила коллекцию обуви Alla Pugachova. В 2001-м во время гастролей на Кубани приняла предложение губернатора Александра Ткачева купить за символическую сумму один из корпусов простаивающего ремонтного завода под производство картофельных чипсов.

– Александр Шилов – художник. Совместно с инвестиционной компанией «Тверская Финанс Б.В.» осуществляет строительство культурно-делового центра «Галерея народного художника А. Шилова».

– Роксана Бабаян – эстрадная исполнительница. Президент некоммерческого партнерства «Российская лига защиты животных». В 2002 году «Лига» получила право осваивать бюджетные средства и привлекать частных инвесторов для строительства на Балтийской косе экополиса, включающего бизнес-центры, концертно-развлекательные комплексы, элитное жилье. В настоящее время законность этого решения и расходования средств рассматриваются прокуратурой.

– Вахтанг Кикабизе – актер, эстрадный исполнитель. Совладелец ресторана «Не горюй!».

– Илья Лагутенко – солист группы «Мумий Тролль», владеет вместе с директором группы Арсеном Шагиевым латвийской фирмой Lisa Baltija (кинопроизводство и кинопоказ, работа в области радио и телевидения, аттракционы и парки отдыха).