Александр Шульгин: Продюсер ничем не отличается от сутенера

Наша эстрада - убога. Музыка песен примитивна, а слова тупы. Наши звезды старших поколений постепенно угасают, а новые не появляются. Кризис в поп-музыке глубочайший, музыкальное ТВ вслед за юмористическими программами искусственно оглупляет и опошляет наш вкус.

А мир шоу-бизнеса - это гнездо разврата... - примерно такую точку зрения часто высказывают российские телезрители, с раздражением выключая очередной попсовый концерт. Но есть и другая: у нас, мол, блестящие поп-исполнители. Их очень много. Одни “фабриканты” чего стоят. Как они заводят молодежь и как хочется быть одним из них!.. Что же происходит с нашей поп-музыкой, что происходит в мире шоу-бизнеса?

Известный музыкант, композитор и деятель шоу-бизнеса Александр Шульгин поделился с "Трудом" своими взглядами на эту проблему.

- Так в чем же все-таки дело? Спрос определяет предложение, и мы получаем ту попсу, которую заслуживаем, или происходящее - результат чьей-то осознанной “оглупляющей” деятельности?

- Шоу-бизнес ориентирован на молодежь, а медиа-структуры (радио и ТВ. - К.Ч.) эту молодежь “обрабатывают”. Молодые люди не читают газет, не интересуются политикой и социальной жизнью… И в них осознанно закладывают упрощенную информацию, которая деформирует личность и уровень нравственности. Вялыми и ограниченными молодыми людьми легче руководить. Кому это надо и для чего, сказать не берусь. Но однозначно: тенденция оглупления с помощью шоу-бизнеса не случайна…

- Но кто-то же определяет репертуар исполнителя, решает, какие песни ему петь? И это ведь разные люди, с разными вкусами и интеллектом. Почему же большинство песен так примитивны?

- Здесь надо говорить не о репертуаре конкретных исполнителей, а о том, что выходит в эфир. И тут условия диктуют медиа-структуры, которые и выбирают для эфиров “муси-пуси”… На каждом канале, на каждой радиостанции работают люди с вполне определенной нравственной планкой, ценностными ориентациями. И если один из таких людей, работающий в некой теле- или радиокомпании, услышит песню “Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже…” и она ему понравится (“Круто!”), то он и поставит ее в эфир (имеет право). Это свидетельствует о его духовном уровне, который крайне низок. Именно поэтому ему все равно, кто и как отреагирует на это “творчество” (“Круто же!”) и что его слушают в том числе и дети. А это преступно втройне, ибо растление одного малолетнего ребенка есть преступление, а здесь оно происходит в масштабах страны, нации.

- А есть ли тут у нас вообще таланты, и если есть, то почему их нет на экране?

- Безусловно, есть, но их нужно поддерживать, создавать среду для их формирования. Ставить добрые цели, разъяснять, что хорошо и что плохо… Но сейчас так происходит, что если, скажем, некий молодой человек талантлив, то он попадает в машину “Фабрики звезд” и теряется в общей однородной массе. Его полый еще сосуд души заполняется духовными нечистотами. И эта одаренная личность начинает исполнять песни “а-ля формат”, то есть как все, и, глядя на него на экране, мы уже не видим, что у него внутри было раньше и осталось ли вообще что-то светлое после подобной “выжимки”. Здесь жестко действует одно правило: либо ты в формате, либо ты исчезаешь. А идеологии, проводимой сейчас медиа-структурами, не нужен человек, несущий Свет. А вдруг он станет национальным героем? Все ведь должны быть под одну гребенку, ручными. Чтобы пели и говорили то, что надо, чтобы не было выдающихся… Но не бывает худа без добра. Человек не может быть без Света, он тянется к прекрасному. Посещая концерты в Консерватории и Зале Чайковского, я обратил внимание, что там стало появляться много юных одухотворенных лиц.

- Насколько масштаб и репертуар исполнителя зависит от его продюсера? Чем вообще занимается продюсер?

- Сейчас продюсер вызывает устойчивую ассоциацию - он в чем-то сродни сутенеру, находит товар и продает его, вкладывая какие-то деньги, дабы тот выглядел не на три рубля, а дороже. Даже сам термин говорит за себя - шоу и бизнес. Весь наш шоу-бизнес околомузыкальный, в нем нет понятия “музыка”, все построено на показухе. Это дешевый театр. Шоу-бизнес строится по схеме Карла Маркса “деньги - товар - деньги”. И творческая составляющая - музыка - или отодвинута далеко на задний план, или отсутствует вообще. Продюсеры прежде всего ориентированы на наживу, с одной стороны, и с другой - на удовлетворение собственного тщеславия - ведь заниматься шоу-бизнесом для некоторых престижнее, нежели поставками какого-нибудь товара ширпотреба. И поэтому проблемы, которые возникают при раскрутке того или иного нового исполнителя, такие же, как и в обычном бизнесе, - оборотные средства, связи сбыта, “крыша”, подельщики…

- Но вы же сам продюсер?

- Вы, вероятно, не совсем в курсе: я всегда занимался тем, что работал в студии, писал музыку. Я композитор. Меня всегда интересовала творческая составляющая. А тем, что у нас сейчас понимается под продюсерской деятельностью - деньги, деньги и только деньги, - я никогда не занимался.

- Подельщики, “крыша” - кого вы имеете в виду?

- Те же медиа-структуры, которые, по большому счету, и диктуют правила этого рынка сбыта.

- Проплачивают ли исполнители свои появления в эфире и присвоенные им музыкальные премии?

- Не могу бездоказательно что-либо утверждать. Раньше - да, за эфиры брали деньги. Но и сейчас исполнитель запросто может попасть в “список, утвержденный к эфиру”, будучи, к примеру, непонятно какой личностью, но при этом таким, кто делится с околомедийными структурами своими доходами или авторскими правами. Что касается премий, думаю, конкретные медиа-структуры заинтересованы в том, чтобы их питомцы получили ту или иную премию. И их также не заботит уровень нравственности исполнителя. А молодое поколение смотрит и ему тоже хочется вести разгульную клубную жизнь. Можно, оказывается, кого-то бить по лицу, публично оскорблять и при этом получать премии. Ежесекундное получение материальных благ в шоу-бизнесе заставляет все новые и новые души попадать в эти сети, а миллионы пацанов и девчонок - желать туда попасть.

- В СМИ регулярно появляются откровенные интервью о браках, разводах, скандалах в мире “звезд”. До какой степени откровенности можно дойти в демонстрации личной жизни ради раскрутки?

- Некоторые журналисты считают, что если ты стал публичной фигурой, то одновременно снял неприкосновенность своей личной жизни. Я думаю, человек должен жить так, чтобы ему нечего было вообще скрывать, ибо от Бога ничего не сокроешь, а судья истинно он один. Публичная персона должна донести что-то светлое до людей, отдать им себя, а не говорить во всеуслышание, сколько денег я потратила на платье или свадьбу и какая я красивая. А так, вы правы, идет популяризация собственного личика любым способом. Исполнители ведь, как правило, сами о себе сочиняют истории и запускают их в прессу, а потом сами же и опровергают их. Такие люди достойны сожаления.

- Известны многочисленные случаи, когда продюсеры брались за раскрутку исполнителя, а потом бросали его на произвол судьбы, выжав все соки. Говорят, что у многих молодых певцов кабальные условия контракта.

- Как правило, разговоры о тяжелых условиях контракта - это все те же пиаровские истории. Молодые музыканты приходят к продюсеру, говорят, что готовы на все, если он заключит с ними сделку. А потом - “звездная болезнь”. Начинается требование больших денег, невероятных условий на гастролях. Здесь ничего нельзя сказать однозначно. Это обоюдная сделка.

- “Фабрика звезд”, выпуская своих питомцев, ведет их и дальше, записывает альбомы, устраивает гастроли. Это правильная практика?

- “Фабрика” выпустила 84 человека, но, конечно, медиа-структура “ведет” не всех. По большому счету, это взрослые люди, которые должны вершить свою судьбу сами. Кто чувствует себя уверенно, заключает контракты на какие-то годы. Но некоторые не собираются играть в эти игрушки, а хотят творить Музыку.

- Тысячи молодых людей мечтают о славе. Что бы вы сказали им?

- Вопрос в том, насколько сильна личность исполнителя, чтобы потом нести ответственность перед публикой. И главное, чем эта личность руководствуется - реализацией таланта или угодой своему тщеславию, самолюбованию, жаждой наживы. Быть талантливым и добиться признания - это тяжкий труд. Признание не приходит мгновенно. И творческий человек, кому дан свыше талант, должен ясно осознавать свою ответственность.

СПРАВКА

Александр Шульгин с 19 лет работал в группе “Круиз”, ставшей первой советской командой, выехавшей за рубеж. Работал в студиях Германии. Вернувшись в Москву, открыл ряд фирм, занимающихся организацией гастролей, съемками туров и клипов для зарубежных исполнителей. В начале 90-х произошла его встреча с Валерией, которую он сделал “звездой” и на которой женился. Шульгин был главой фирмы “Бекар Records”, выпустившей альбомы Кристины Орбакайте, Ирины Аллегровой, Александра Буйнова, Ирины Салтыковой. В 90-х же Александр занялся продюсерскими проектами: группами “Мечтать” и “Иванушки International”. Работал и с группой “Мумий Тролль”. Два года назад Шульгин сделал заявление, что отказывается от продюсерства в том понимании, в каком оно сейчас укоренилось в сознании людей.