Что это: стремление выделиться, врожденный «карнавал в душе» или же болезненное проявление комплексов, защитная маска? Вопрос висит в воздухе — никто и никогда, по крайней мере в Украине, не пытался разобраться в проблеме. Возможно, основополагающей для современной массовой культуры. Кто-то боится рассориться с друзьями, кто-то — не угодить сильным мира сего, кому-то же просто невыгодно светиться со столь скандальной темой.
По мнению самих эстрадных исполнителей, причин насыщенности шоу-бизнеса геями несколько, но главные покоятся в самой сути ремесла. Шоумен живет публичностью, постоянным вниманием к своей персоне, ему необходимы вспышки фотокамер и вечно мелькающие перед лицом диктофоны. Вдали от суеты тусовок, съемочных площадок и презентаций он тухнет, чахнет, высыхает на глазах. Самое страшное для такого человека — перейти в разряд «простых смертных». Именно огромного, неуемного внимания к своей персоне жаждет большинство гомосексуалистов. И дело здесь не в компенсации недополученной в детстве любви: обычно потенциальные геи в детстве усидчивы, аккуратны, вежливы, умны и потому вызывают безумный восторг всей женской половины семьи. Так что любви им хватает. Однако с момента осознания своего отличия от других — да еще какого отличия! — и до самого конца жизни их гложет жестокое чувство ущербности. Именно попытка восполнить свою неполноценность и толкает их на сцену.
Понимая «шоу-бизнес» шире эстрады, можно сказать, пишет "Бульвар Гордона", что стремление геев самовыразиться как можно ярче проявляется в различных сферах — моде (Андре Тан, Алексей Залевский), эстраде (Шура), телевидении (Анатолий Ярема), кино (Евгений Миронов) и т. д. Возможно, дело здесь еще и в незашоренности творческих людей, их подчас гибельном стремлении «попробовать все».
Как ни богохульно это прозвучит, но даже Творец создал мир из скуки. «Разнообразить скуку — гигантский труд», — писал Бальзак. «Не этим ли объясняется сотворение мира?». Личность ищет доказательства своей одаренности во многих областях: так, Леонардо да Винчи, Тарас Шевченко, Александр Пушкин были гениальны не только в одной области искусства. Энциклопедисты же эпохи Просвещения вообще считали, что, лишь обладая знаниями нескольких наук и искусств, можно создать нечто замечательное, действительно выдающееся. Кстати, многие из них, начиная с того же да Винчи, были склонны к гомосексуализму...
ДАВАЙТЕ ПОПИАРИМСЯ!
Однако вернемся к нашим баранам. Далеко не все позиционирующие себя «по теме» исполнители действительно являются таковыми. (Словом «тема» среди своих обозначается все, что так или иначе имеет отношение к гей-жизни.) Как известно, и отечественная культура, и отечественная эстрада всегда примерно на десятилетие отстают от западных. То, что было модным там лет 10-15 назад и уже успело порядком поднадоесть, цветет и пахнет у нас, даже и не собираясь выходить из моды. Исключение составляет, пожалуй, российский дуэт «Тату», стиль исполнения которого, кстати, уже успели окрестить «педо-поп».
«Тату» изначально спекулировали на «теме»: две полуголые нимфетки на сцене, поющие пронзительные песни о любви, причем лесбийские мотивы в текстах были очевидны. Всем нам прекрасно известно, каким невероятным, оглушительным успехом «Тату» пользовались у себя на родине. И причина этому не только в прекрасно продуманном и построенном промоушне — но и в ставке на людей, скучающих от однообразия и пожелавших чего-то пикантного и необычного.
А ведь есть кухни, где пряности кладутся чуть ли не в каждое блюдо... Но еще более странно то, что «Тату» удалось завоевать симпатии и популярность на, казалось бы, пресыщенном подобными вещами Западе. Ведь если взять, к примеру, французскую литературу, то интерес к теме геев и лесбиянок угас уже где-то в середине 80-х прошлого века. А тут вдруг раз — и в дамках!
В истории с «Тату» парадоксов предостаточно. Раскрутка дуэта предусматривала сомнение слушателей/зрителей в ориентации девочек: то есть сомнение не в том, что они традиционны, а как раз наоборот — в их нетрадиционности. Самое интересное: агрессивное поведение Юли и Кати позволило им в дальнейшем без каких-либо особых проблем пережить раскрытие правды о том, что никакие они не лесбиянки, а просто продукт удачного пиара. Масла в огонь подлила беременность Юли Волковой. Причем с тем, кто отец, пресса так и не разобралась, зато Юля покрутила романы с самыми «крутыми парнями» российской сцены, осознав главную рекламную истину раскрутки: чем наглее себя ведешь, тем популярнее становишься.
В разное время титул гей-иконы носили разные звезды: от Мэрилин Монро до Аллы Пугачевой. Разброс огромен. В настоящее время, согласно проведенным опросам, пьедестал «наиболее чтимой в среде геев звезды» занимает недавно победившая рак Кайли Миноуг. В чем же секрет? Заводные и достаточно лиричные композиции, тексты которых можно отнести как на счет гетеросексуалов, так и на счет «голубых», неординарная внешность, достаточно вызывающее — но без излишеств! — поведение: в общих чертах, таков образ Кайли. Бесцветными композициями а-ля Орбакайте или Агилера гей-публику не купишь. Отвращение вызывают и полные мужчины вроде Валерия Меладзе и Николая Баскова.
Вообще, таинство превращения того или иного исполнителя в любимца геев не изучено совершенно. Можно сколько угодно изгаляться, петь о «такой непростой не такой любви», влезать в лосины и топики — и остаться абсолютно неуслышанным. Ведь одно дело — нравиться практически всеядным и непритязательным домохозяйкам и совсем уж другое — людям, не понаслышке разбирающимся в промоушне. В сущности, и тем и другим — только на более низком, бытовом уровне — геям приходится заниматься ежедневно. Их мир жесток: прыщ или морщина могут подчас причинить представителям этого клана неприятностей больше, чем людям обычным — визит налоговой или украденный бумажник. Поэтому геев так восхищает правильный пиар. Именно по этой причине их кумиром стала Алла Борисовна, непревзойденный мастер пиар-ходов.
Рекламировать себя так, как поп-дива российской эстрады, пожалуй, умеет только Мадонна — тоже, кстати, фигурирующая в зарубежных рейтингах гей-икон. Неправильный промоушн означает чуть ли не смерть исполнителя (исполнительницы) в глазах гей-сообщества. И не имеет значения, на кого этот промоушн направлен и насколько красив собою исполнитель. Скажем, то, что Гвен Стефани пытается косить под Мадонну, вряд ли добавит ей очков в этой среде.
Среди гей-икон, безусловно, Лайза Миннелли и Элизабет Тэйлор. Тут, скорее всего, срабатывает своеобразный «фактор стервозности». Именно поэтому геям так симпатична и эпатажная Джоан Коллинз — престарелая звезда «Династии». Естественно, в ранг гей-икон попадают и смазливые шоумены. Так, чрезвычайной популярностью в свое время пользовались Дэвид Духовны и Брэд Питт. Сейчас шумиха вокруг «престарелых мальчиков» поутихла. Достаточно давно стены жилищ геев увешаны постерами с симпатичной мордашкой метросексуала Дэвида Бэкхема. Однако чем дальше, тем больше раскручиваются новые гей-иконы мужского пола — Эштон Катчер, Элайджа Вуд, Дэниел Рэдклифф.
А что же мы? Кроме упомянутой Аллы Пугачевой, на статус гей-иконы в СНГ, пожалуй, не тянет никто. (Тут следует оговориться: необходимо отличать «икону» от популярного среди геев исполнителя. Одним из классических признаков «иконоподобия» исполнителя является то, что его начинают пародировать в травести-шоу. У нас такой чести «удостаиваются» Пугачева, Зыкина, Ротару, Билык, Миннелли, Мадонна и Тимошенко — за редким исключением).
То, что в статусе гей-иконы пребывает Ирина Билык, неудивительно. Более эпатажного персонажа на украинской эстраде, пожалуй, нет. Частые — почти всегда удачные — смены имиджа заимствованы Ирой у Мадонны и незабвенного Боуи. Потрясающий талант и подкупающая непосредственность делают ее похожей на Монро и Миннелли. Более того, в репертуаре Билык есть несколько непосредственно «гейских» песен: это в первую очередь «Наркотики» («Вiн любив його, вiн любив її, вiн казав: «Я — вiльний!» своїй сiм’ї»), а также песня-намек «Ты — ангел».
Музыкальные предпочтения украинских геев весьма разнообразны. Здесь и чернокожая Гайтана, и «буйная» Ирина Аллегрова, и гламурные «Не-Ангелы», и сексапильный Дима Билан, и многоликая «ВИА Гра», и блестящая Сердючка. Есть в этом списке и достаточно неожиданные персоналии, как-то: Оксана Билозир (ее хит «Горобина нiч» в столичном гей-клубе «Андрогин» ставят по нескольку раз за ночь), группы «Океан Ельзи» (очень уж по душе вечно сражающимся с непониманием общества геям «Я не здамся без бою...») и «Плач Єремiї» («А вона, лиш вона...»). Естественно, напрямую о геях почти не поют, поэтому приходится слушать лирику о «натуральной» любви, о страданиях-переживаниях гетеросексуальных пар.
Геи «влюбляются» в исполнителей по разным причинам. Гайтана любима ими за достаточно дружественные высказывания о «голубых», раскрученные отечественными СМИ, Аллегрова — по причине упоминавшегося выше «фактора стервозности», Билан — вполне понятно, почему. Однако отсюда не следует делать вывод, будто геи — поклонники исключительно поп-музыки. Это далеко не так.
Многие обитатели плешек неоднократно изумляли меня, демонстрируя свою любовь, скажем, к «Арии», опере и джазу. Джаз, кстати, пользуется особым вниманием геев. Как, впрочем, и классическая музыка, что, скорее всего, объясняется повальной нетрадиционностью выпускников консерваторий.
ВНЕШНЕ УСПЕШЕН — ВНУТРИ РАСТЕРЯН
Чаще всего гей-тематика на сцене — это яркая маска, придуманный образ, этакая гуттаперчевая фигурка, которой под силу любой кульбит. Наверное, самый гениальный из подобных образов — Верка Сердючка. Всем известно, что сам Данилко, в сущности, весьма далек от брызжущей остротами и суржиком густо нарумяненной мадам, скрывающей уж слишком прагматичный, не подходящий к образу взгляд под громадными солнцезащитными очками.
Сердючка начиналась не более как эстрадный трюк, буффонадный прием — и чья-то гениальная сила воли переместила ее вначале в потешные звезды, позднее — в эпатажные телеведущие, ну а теперь Данилко-Сердючка стал реальной суперзвездой. Причем вряд ли какой-то другой настоящий трансвестит пользовался бы такой же любовью народа. Ведь Верка — в доску своя, она смеется и над трансвеститами, и над звездной тусовкой, вообще над всеми. Китч — залог ее успеха, ее маска. И насколько же отличается от виртуальной Сердючки реальный Данилко — это стало очевидно четыре года назад, когда Андрей выпустил свой инструментальный альбом и снял клип на композицию «Кукла». И если клип — по причине присутствия в нем довольно симпатичного молодого человека — еще пользовался хоть каким-то успехом, то альбом вышел полностью провальный...
Мастодонт эстрады Борис Моисеев держится на плаву вот уже 15 лет в немалой степени благодаря недюжинным способностям в пиаре. В этих делах Крошка Боря — мастер. То лишнее ребро удалит, то на всю страну заявит, что не гей он вовсе, то «поматросит и бросит» не то любовника, не то партнера Нильду Фернандеса, то «cбацает» дуэт с Гурченко.
Все его «изобретения» проходят на ура. Мало кому удается так «жонглировать» публикой: обычно все попытки подражать Моисееву заканчиваются позорным провалом. Тем, кому не удалось попасть на большую сцену, только и остается, что культивировать подобные, с позволения сказать, «образы». Не будем, однако, столь суровы к подрастающему поколению — дай Бог им способностей и сил, чтобы создать на сцене то, что удалось сотворить Крошке Боре.
Впрочем, Моисеева нельзя назвать популярным среди геев, хотя аншлагами на его концертах никого не удивишь, причем большую часть зала заполняют женщины. Почему же его не любят геи? Уж слишком фальшив! Уж очень велик зазор между маской и лицом — и совершенно очевидно, что под папье-маше скрывается вовсе не Крошка Боря, а некто иной, далеко не такой гламурный и потешный.
На рубеже веков ярко вспыхнула — и тут же погасла — звезда Шуры. Тогда много рассуждали об отсутствующем переднем зубе, о неопределенном семейном положении — и, наверное, впервые серьезно подняли вопрос ориентации. В этом смысле Шура сыграл очень важную роль как для отечественной эстрады в частности, так и для всех «наших» геев в общем.
Впрочем, маска с Шуры слетела достаточно быстро. Вначале у этого, казалось бы, счастливого и беззаботного существа оказалась масса проблем со здоровьем, а позднее выяснилось, что и карьеру певца продолжать он не хочет, решив ограничиться сытной жизнью на заработанном имидже и вполне респектабельным ремеслом дизайнера-модельера. Вообще, Шура — это эстрадное воплощение плешки, возможно, именно в этом кроется секрет его успеха и падения. Ведь каждый обитатель плешки — внешне вполне доволен собой, успешен, привлекателен, ухожен, а внутри — боль, растерянность, нередко желание свести счеты с жизнью...
«И ТЕБЯ ВЫЛЕЧАТ»...
Но! Геи ли они? Вроде бы да, а может — нет. Безусловно, лезть в чужую личную жизнь неприлично. Однако же ведь все «размусоливают» детали любовных похождений Бритни Спирс или Пинк! Почему же обходят молчанием так называемых «голубых»?
Кроме тех, кто делает на «теме» откровенный пиар, существует еще целый ряд исполнителей, которых многие не без основания склонны подозревать в нетрадиционности. Здесь и душевно разошедшийся с Аллой Филипп Киркоров, и рвущий душу всем без исключения геям Дима Билан, и «молодой, да ранний» Сергей Лазарев, и фронтмен «Грин-Грея» Мурик... Кому только молва не приписывала голубизну! Кто-то — как Киркоров, Лазарев и Билан — активно пиарятся на этих слухах в СМИ.
Можно возразить: мол, в таких случаях желаемое зачастую принимается за действительное. Да, это так. Но ведь есть и другое крылатое выражение: в каждой шутке доля правды. А в сказке — намек. Чем, допустим, вызваны слухи о Киркорове? Его поддержкой молодого белорусского исполнителя и чрезмерным увлечением танцорами из поставленного им мюзикла «Метро». Пиар на псевдоимидже сделал свое дело: песня «Обычная история» стала одним из гимнов российских геев. Билан не отстает от Филиппа: по всем СМИ прошла забавная информация о его якобы обручении с загадочным бой-френдом. Не будет преувеличением сказать, что геи всего бывшего совка с нетерпением ждут подтверждения информации о нетрадиционной ориентации Димы. И Дима удачно лавирует, прекрасно понимая, что, пока определенности нет, он на вершине — когда же все станет ясно до конца, слава его лопнет, как мыльный пузырь.
Сергей Лазарев подогрел «тематические» споры вокруг себя постоянными ссорами-схождениями с партнером по дуэту Владом Топаловым. Причем последний — по классическому сценарию «хороший-плохой полицейский» — играл роль агрессивного гомофоба. Ныне дорожки парней разошлись окончательно — и вражды как не бывало. Да и не вражда это была, а банальный бизнес.
Комменты