Несколько лет опен-эйр проходил в Коктебеле, на берегу моря. Возможно, именно поэтому все три дня на фестивале царила прекрасная погода, в то время как в Москве даже разгон туч властями не спас от дождя.
Увы, огромное поле, где могло вместиться несколько тысяч человек, заполнялось ежедневно лишь на треть. И то ближе к вечеру, когда выступали хедлайнеры. А посмотреть здесь действительно было на что.
Живописная публика Мамакабо
Прежде всего надо отдать должное грамотно составленной программе фестиваля. С точки зрения музыкальной и художественной наполняемости - это, пожалуй, один из самых оригинальных и интересных фестивалей, проходящих сегодня в Россию. Прежде всего потому, что его участники - профессиональные, в некотором смысле, «культовые» музыканты. Однако их нет в радиоэфире, они не ангажированы махиной шоу-бизнеса, а живут своей, настоящей жизнью.
«Нам удалось сделать одну из самых сильных концертных программ за последние годы», - сказал со сцены продюсер фестиваля Тимур Ведерников. И здесь он не слукавил. Помимо того, что на «Мамакабо» приняли участие такие его именитые старожилы как Сергей Манукян, Иван Смирнов, Дмитрий Четвергов, Дмитрий Малолетов и Юрий Матвеев, организаторам удалось пригласить на фестиваль звезду мировой величины – лондонский smooth-jazz-коллектив «Antonio Forcione Quartet».
Antonio Forcione
По мнению британской газеты «The Times», фронтмен квартета Антонио Форционе является «одним из величайших акустических гитаристов современного легкого джаза». Хотя российский гитарист-виртуоз Иван Смирнов (экс-участник джаз-ансамбля «Арсенал») или Юрий Матвеев (экс-участник группы «Белый острог») сегодня не менее известны на Западе. Так сложилось, что у нас нет пророков в своем Отечестве…
Отдельно стоит сказать о совместном проекте Юрия Матвеева и Тамары Сидоровой, представленном на «Мамакабо». Их дуэт стал настоящим украшением фестиваля. Страстная скрипка Тамары Сидоровой и мощный аккомпанемент гитары Юрия, который одновременно исполняет солирующую и басовую партии, покорили публику с первых нот и сорвали оглушительные овации. Как пошутил Матвеев после выступления: «Мне повезло с Тамарой как с музыкантом. У нее даже фамилия музыкальная. Вот прислушайтесь: «Си-до-ре-фа» - почти Сидорова». Хочется надеяться, что этот проект будет достойным продолжением традиций «Белого острога».
Одним из самых неповторимых и, не побоюсь этого слова, шаманских выступлений стал сет Сергея Старостина, окунувший зрителей в часовой фолк-транс. В сумерках при полной луне, на фоне юрт и вигвамов русские колыбельные приобретали какой-то особый оттенок.
Далеко не все из присутствующих на фестивале оценивали масштаб выступающих перед ними музыкантов, что вполне объяснимо. Ведь сам по себе формат фестиваля «Мамакабо» - это отсутствие «формата» как такового. Под одним небом собрались любители бардовской песни и джаза, рок-н-ролла и фолка. Поэтому немудрено, что кто-то впервые открывал для себя творчество джазменов Алексея Кузнецова и Сергея Манукяна, а кто-то мир русского фольклора в исполнении трио Сергея Старостина.
Многие считают такого рода смешение стилей чрезмерно пёстрым. Но на примере «Мамакабо» можно, как ни странно, говорить об обратном. Здесь на территории в несколько гектаров гармонично уживались музыка и фотография, живопись на песке и театр кукол. Вечером, под мелодии Андрея Баранова, музыканта, стоявшего у истоков «мамакабо-движения» (но трагически ушедшего из жизни в 2003 году) на большом экране проектировал свой удивительный «песочный мир» Сергей Назаров, а на следующий день томский гений-робототехник Владимир Захаров устраивал спектакль своих «живых» кукол для совсем юных зрителей.
Было видно невооруженным взглядом, что те, кто приехал послушать Олега Митяева, с удовольствием танцевали под мамбу кубинцев из группы «Che Guevara Band» . Те же, кто приехал понастольгировать под хиты Никольского, Маргулиса или Кортнева, также самозабвенно отрывались в ночи под аутентичное кантри и рокабилли.
Евгений Маргулис
В отличие от брутальных рок-фестивалей, на «Мамакабо» создалась атмосфера сплошного позитива и нескончаемого радушия. Все друг другу улыбались, возможно, даже не подозревая, что слово «мамакабо» означает на одном из островных языков Карибского бассейна «Привет, у меня все хорошо». В этом плане организаторам действительно удалось создать под Калугой свой маленький независимый остров Мамакабо.
Фоторепортаж с фестиваля Мамакабо 2009 смотрите здесь.
Вадим ВИТОВЦЕВ, «Новости шоу-бизнеса»
Фото - автора.
Комменты