- Над произведением "Поклон — пению" вы работаете уже много лет.
- Да, пять с лишним лет назад я взялся за это дело - рассказывает "Коммерсанту" композитор. - Когда я начал, отец еще был жив и послушал один из первых вариантов. Основа была заложена на концерте в декабре 2004 года "Русский авангард и новое академическое пространство". Пел тогда вокальный консорт The Pocket Symphony Назара Кожухаря, но написано сочинение для ансамбля Покровского, под их голоса.
Алексей Айги
- Да, пять с лишним лет назад я взялся за это дело - рассказывает "Коммерсанту" композитор. - Когда я начал, отец еще был жив и послушал один из первых вариантов. Основа была заложена на концерте в декабре 2004 года "Русский авангард и новое академическое пространство". Пел тогда вокальный консорт The Pocket Symphony Назара Кожухаря, но написано сочинение для ансамбля Покровского, под их голоса.
Алексей Айги
- Какую форму имеет произведение? Цикл, сюита? Как оно выстроено?
- Не знаю, мне сложно дать этому название. "Поклон — пению" — это большое произведение, состоящее из отдельных маленьких фрагментов. Думаю, что в конце концов оно выстроится во что-то непрерывное, но в нем нет единого сквозного развития.
- Использовали ли вы элементы народной музыки?
- Нет, у меня не было такой задачи. Этот цикл — вариации на фольклорные темы народов Поволжья, и там есть песни разных народов — марийские, удмуртские, татарские, чувашские. Но отец нигде не пишет, какая песенка какому народу принадлежит. Я не знаю, откуда он брал материал и как переделывал. Может быть, в дальнейшей работе над произведением какие-то фольклорные элементы и просочатся, поскольку сейчас я работаю над музыкой к чувашским сказкам для аудиокниги и там как раз сознательно использую чувашский фольклор.
- Раньше вы использовали фольклор в своих произведениях?
- Конечно. Наши первые диски 1996 и 1997 годов были записаны с группой "НеТе", там много русского фольклора. Потом я долгое время этим не занимался. Позднее я вернулся к фольклору, когда стал заниматься сочинением музыки для кино.
- А к стихам раньше обращались?
- Нет, по-моему, это первый опыт такого рода, не считая юношеских и студенческих развлечений. Но не последний!
- Уже есть конкретные планы?
- Серьезной музыки для концертов нет, но меня уже попросили для одного кино написать песню, на имеющийся текст. Мне самому стало интересно. Правда, слова мне не понравились, и по моей просьбе их три раза меняли, потом я даже сам что-то дописал. В итоге я написал целых две поп-рок-песни. Их исполняет ансамбль "4`33``", а поет Ольга Рождественская. Еще для одного бельгийского фильма о холокосте я использовал тексты отца, это уже серьезная оркестровая музыка, классические исполнители поют на французском языке.
- Кстати, случается ли сейчас, чтобы ваши произведения исполняли академические музыканты в залах? И участвуете ли вы сами в чем-то подобном?
- Очень редко. Меня не приглашают в академические составы, а академических музыкантов, играющих такую музыку, не слишком много. Если я кому-то когда-то передал какую-то свою музыку, они играют, например ансамбль Opus Posth Татьяны Гринденко. Но вообще каждый делает то, что умеет. Конечно, если бы мне предлагали что-то написать, я бы написал, а просто так в стол я не пишу — неинтересно. Я лучше напишу музыку для своей группы и буду ее играть.
Комменты