Елена Ваенга и Стас Михайлов сейчас входят в число самых востребованных российских певцов – и по количеству концертов, и по количеству проданных дисков. Их взлет к вершинам музыкального Олимпа многим показался неожиданным. Однако на самом деле свое нынешнее положение эти артисты заняли отнюдь не так быстро и легко. О том, как они начинали свою карьеру в шоу-бизнесе, мне удалось узнать у создателя и бессменного руководителя питерского продюсерского центра «Ночное такси» Александра Фрумина, с которым сотрудничали Александр Розенбаум, Михаил Круг, Сергей Трофимов, Катя Огонек и другие известные исполнители, работающие в жанре шансона.
Елена Ваенга
- Настоящая фамилия Лены Ваенги – Хрулёва, - поведал Александр Викторович. - А ее сценический псевдоним – это название реки в ее родном городе Североморске. В середине 90-х годов Лена приехала в Петербург, чтобы поступить в театральный вуз. Уже тогда она сочиняла собственные песни. И на этой почве познакомилась с петербургским парнем Иваном Матвиенко, который стал ее мужем и продюсером. Иван до этого уже имел отношение к некоторым музыкальным проектам. В частности, регулярно появлялся у меня в студии вместе с группой «Кабриолет» и другими исполнителями цыганской музыки. В 1998 году он сделал Лене первую профессиональную запись ее песен. И с этой записью они пришли ко мне. Я тогда занимался не существующей ныне питерской радиостанцией «Русский шансон», которая была предтечей московского «Радио Шансон». И в моей авторской программе «Ночное такси» впервые зазвучали еще не изданные песни Ваенги. Никаких денег за это я с нее не брал. Это мой принцип работы – показать публике как можно больше талантливых артистов, а не пытаться сразу на них нажиться. Когда в Москве открылось «Радио Шансон», я отвез ее песни и туда, и их там тоже начали крутить. Продвинуться дальше Лене помогли ее активность и трудолюбие, а также определенная продюсерская логика ее супруга Ивана Матвиенко. Они не брезговали даже самыми маленькими концертами, даже самыми небольшими фестивалями на самых скромных площадках. И постепенно у нее начала множиться армия поклонников – без всяких финансовых вливаний, без поддержки олигархов и крупных медиа-групп.
Слухи, будто продвижением Ваенги на начальном этапе занималась продюсерская компания Игоря Крутого «АРС», не соответствуют действительности. Единственное - у нее был очень печальный опыт сотрудничества с продюсерской компанией «Зодиак Рекордс», которую возглавлял Степан Разин – брат бывшей солистки «Миража» Светланы Разиной и муж певицы Каролины, ныне известной как Таня Тишинская. В 2000 году он познакомился с Леной и предложил ее продюсировать в Москве. Причем, начал с того, что, ничего ей толком не объяснив, отписал в свое исключительное правообладание большое количество ее песен. В итоге Степан не нашел с Леной общего языка и для ее продвижения практически ничего не сделал. А ее песни стал использовать по своему усмотрению: частично выпустил их в исполнении своей жены, частично – продал Александру Маршалу и другим артистам. Например, довольно популярная песня Тани Тишинской «Угостите даму сигаретой» - это как раз песня Ваенги. И песня Маршала «Невеста» - тоже ее. Но о том, что она автор этих песен, никто не знал, так как на дисках ее указывали под настоящей фамилией – Хрулёва. Зная о моих юридических успехах в плане отстаивания авторских прав Розенбаума, Лена тогда пришла ко мне и со слезами на глазах попросила ей помочь. Но, когда я ознакомился с договором, который она подписала с Разиным, стало ясно, что составлен он очень грамотно, и на законных основаниях расторгнуть его никак нельзя. По моему совету, Лена просто отказалась от исполнения тех песен, которые были отписаны Разину, и начала создавать и петь новый материал. А Таня Тишинская до сих пор поет «Угостите даму сигаретой» и некоторые другие ее песни. Год назад я случайно встретил Таню на концерте в Москве и узнал от нее, что она тоже рассталась со Степаном Разиным. Как я понял, к шоу-бизнесу он теперь отношения не имеет и занимается каким-то торговым бизнесом.
Со Стасом Михайловым была другая история. Он родился и жил в городе Сочи. После музыкального училища, как и его земляк Гриша Лепс, работал в ресторане и исполнял чужой репертуар. А потом нашел какого-то парня, который дал ему денег на запись и выпуск альбома с его собственными песнями. Запись осуществлялась в Сочи. А сведение – в Петербурге на студии «Калипсо», которой владел мой друг – продюсер Олег Скиба. Это было в 1997 году. А моя компания в 90-х годах одной из первых начала издавать очень дорогие в то время компакт-диски. Печатали мы их на заводе DCM в Швеции, так как на наших заводах тиражи постоянно куда-то терялись и самопроизвольно увеличивались без ведома заказчика. И Скиба обратился ко мне, чтобы отпечатать несколько тысяч дисков Стаса Михайлова. «Это, конечно, не твой любимый шансон, а попса, - предупредил меня Олег. - Но все расходы по производству будут оплачены». В ходе подготовки диска к печати я, естественно, его послушал. И мне безумно понравилась заглавная композиция «Свеча». С разрешения Скибы, я поставил ее в эфир своей программы «Ночное такси». Естественно, уже безо всякой оплаты. И она очень здорово раскрутилась в Петербурге. Ее заказывали каждый день. Но долгое время никто не знал, кто такой Стас Михайлов и есть ли он вообще в досягаемости. Даже я впервые встретился с ним лишь несколько лет спустя, в 2001 году, когда он уже переехал из Сочи в Москву, и наш питерский продюсер Валера Худошин привез его с концертами в Петербург. «Стасу постоянно говорят, что он раскручен на радио «Русский шансон», которое возглавляет Фрумин, - сказал мне Валера. - Не пора ли вам познакомиться?». Потом я на протяжении нескольких лет поддерживал эфиром питерские концерты Михайлова и помог ему, как и Ваенге, поставить его песни на московское «Радио Шансон». А после этого появились какие-то серьезные инвесторы, которые вложились в его рекламу и в его новые альбомы. Но я в этом уже не участвовал и дальнейших подробностей не знаю.
Таня Тишинская как-либо комментировать давнюю историю с песнями Елены Ваенги наотрез отказалась, однако, судя по опубликованным на ее официальном сайте воспоминаниям, она тоже рассталась со Степаном Разиным не очень хорошо:
- 2004 год. Лето. Жаркий июль. После «Кинотавра» выгнала мужа. Он забрал все деньги, фонограммы, слайды. На вопрос «А как же я буду жить, Стёпа?» ответ прозвучал: «Киска, деньги твои усосались, тебе дорога в психдом, потому что ты ничего без меня не сможешь. Одумаешься, я приеду за тобой на белом коне». Наверное, он имел в виду белый мерседес, который он купит на мои деньги, пока я буду находится в одной палате с «Наполеоном», «Екатериной Второй» и «Эдит Пиаф».
Впрочем, по мнению сестры Степана Разина, и в истории с Ваенгой, и в истории с Таней Тишинской он был абсолютно ни в чем не виноват.
- Изначально материал Ваенги услышала я и посоветовала Степе взять ее как новый проект для раскрутки, - рассказала Светлана Разина. - Но рекордс-компания, в которой он тогда работал, не проявила к Ваенге интереса, и Степа обратился в «АРС». А в «АРСе», не спросив мнения самой певицы и Степы как продюсера, выбрали для съемки клипа какую-то депресс-песню, которая оказалась ни к месту и не ко времени. В результате проект потерпел фиаско и был закрыт. Сейчас Степа занимается кинобизнесом и авторскими правами. А о шоу-бизе даже слышать не хочет. И о своей бывшей жене Тане, в том числе. Она захватила квартиру на Тишинке, принадлежавшую им обоим. Сменила замки и объявила Степу «наркоманом». Отличная отмазка от раздела имущества! Но, если бы это было так, наверное, он не ездил бы на кинофестиваль в Канны и не сотрудничал бы со многими европейскими фирмами. Будь у него желание и побольше жесткости – Степа пустил бы Таню по миру. Тот шок, что он испытал, заставил его пересмотреть свое отношение к женщинам. Теперь он их не пускает в свою жизнь и живет один.
Михаил ФИЛИМОНОВ, "ЭГ".
Комменты