Юрий Башмет: Мой быт обеспечивает стюардесса!

Именитый музыкант признался, что почти всю жизнь проводит в перелетах.

9 июня в Воронеже выступили оркестр «Новая Россия», его дирижер Юрий Башмет и солистка Алена Баева (скрипка). Знаменитый коллектив приехал в рамках Первого Международного Платоновского фестиваля. В воронежском театре оперы и балета «Новая Россия» исполнила Концерт №1 для скрипки с оркестром Шостаковича (солистка Алена Баева), сюиту из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта», Романс для альта с оркестром Бруха (солист Юрий Башмет), Увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» Чайковского и Праздничную увертюру Шостаковича.

Альт Паоло Тесторе 1758 года в руках Башмета
Альт Паоло Тесторе 1758 года в руках Башмета

Концерт пришлось задержать почти на 50 минут. Публика в ожидании томилась в фойе, благо, что оргкомитет фестиваля обеспечил зрителей специальными веерами, чтобы было не так жарко.

После концерта солистка Алена Баева рассказала, что начало пришлось задержать из-за ее опоздания.

- Я поздно прилетела, - рассказала Алена. – К сожалению, я не смогла вылететь из Москвы, потому что были большие пробки на МКАДе, но я рада, что вообще прилетела. В 19:40 я уже была в театре, нужно было репетировать. Собственно публику начали запускать в зал в 20:40, вместо означенных в билетах 20:00.

После праздничного концерта Юрий Башмет пообщался с журналистами.

После праздничного концерта Юрий Башмет пообщался с журналистами
После праздничного концерта Юрий Башмет пообщался с журналистами

- Юрий Абрамович, расскажите, почему вы откликнулись на приглашение Платоновского фестиваля?

- Признаться, даже дело не в фестивале. Когда есть возможность выступать с Аленой Баевой, всегда счастлив. Тут выбирать не приходится. Я очень доволен, что у нас все-таки получается в году несколько раз встречаться. Что касается Платонова, я знаю, что у него есть маленькие рассказы. И прекрасно, что фестиваль привязан к такому имени. И главное, что мы приезжаем, а вы приходите.

- Имеет ли для вас значение – какая публика в зале? Не раздражало, что сегодня хлопали после каждой части сюиты?

- Нет - вчера было хуже в каком-то городе. А вообще наша публика очень отличается от западной - от Европы и от Америки. Один пример приведу - девочка выходит на сцену с мамой и дарит мне вышивание, она специально месяц ходила в кружок. Или игрушку какой-то ребенок подарит. Цветов в Нью-Йорке не бывает, не бывает, чтобы цветы дарили. Хотя один раз я получил гвоздики от молодой пары - оказались русскими и сказали: «Вот вы наша связь с родиной». На них тогда смотрели, как на инопланетян.

- Сегодня нервничали, когда пришлось задержать концерт? Как вообще относитесь к подобным форс-мажорам?

- Мы не виноваты, что так случилось. Мы же приехали и были готовы выступать и выступили. Бывают такие причины. Во Львове ужаснее было - это город, где я учился, там папа до сих пор живет. Не получалось вовремя начать никак - организатор был виноват. Закрыли оркестр в автобусе, шоферу запретили отвозить их. Я сказал: «Концерт отменяется». Невыполнение наших условий там было. И кончилось тем, что все отменили, Потом все-таки через час решили играть, когда они выполнили эти условия. А у публики началась революция - когда люди приехали на электричках из пригорода, и они уже не успевали вернуться домой. Я вышел и все объяснил, и спросил: «Хотите, мы не будем играть, хотите будем стараться очень много играть?». – «Играйте». Для половины зала состоялся концерт. Вот я тогда очень нервничал, а сегодня - нет. Главное, что все состоялось.

- Юрий Абрамович, а ваша дочка пианистка Ксения Башмет работает с вами?

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

- По-разному бывает. Совсем недавно мы вместе выступали в Токио. Двойной концерт Мендельсона - Алена и Ксюша там работали. Раньше я стеснялся этого, тем более я на одном из концертов присутствовал, когда отец дирижировал, а дочка играла на рояле. я подумал: «Никогда такого не буду делать». Напрасно, Ксения - хороший музыкант, прекрасно обучена...

- Очень модный вопрос у журналистов сейчас, когда у артистов спрашивают о том, кто решает их домашние проблемы. У вас как это поставлено?

- Дома - стюардесса, потому что дом - это самолет. Серьезно, есть люди, которые все делают. У меня водитель, он же адъютант - он возит мешками в химчистку мою одежду. Что касается, готовки, никто не готовит, он же может заехать в ресторан купить что-то с собой. Я просто дома больше двух дней не бываю.

- Алена Баева нам сказала, что после Шостаковича ей хочется съесть борща... А какие у вас возникают желания после концерта и возникают ли вообще?

- По-разному. В отеле у вас вкусное первое блюдо. Часто хочется пива, потому что много жидкости уходит. Душно было - можно и воды попить. Если пиво, то это будет и утоление жажды, и удовольствие. Иногда вдруг хочется шампанского. Я не задумывался, связано ли это с автором. Все знают, что Брамс очень любил пиво. Незадолго до своей смерти он пришел в себя и попросил пива, оказалось, что пива нет, нашлось вино. Он выпил бокал красного вина и сказал: «А это тоже замечательный напиток». И это были его последние слова.

- Вы руководите двумя музыкальными коллективами («Новая Россия» и «Солисты Москвы»), у вас много разных фестивальных проектов. В чем черпаете силы и вдохновение?

- У меня очень хорошая команда «Русское концертное агентство» - надежная команда и хорошие люди. Что касается оркестров, и тот и другой - молодые. Можно ехать на «Жигулях» со скоростью 80 километров в час, а можно ехать на «Роллс-ройсе» с той же скоростью, а можно на «Порше». Будут совершенно разные ощущения. Таким образом чувствуешь, какой еще есть запас и какая реакция. Чем старше люди, тем труднее их увлечь. Мне нравится, что и тот и другой коллективы молодые. Когда мне предложили возглавить симфонический оркестр «Новая Россия», я согласился занять эту позицию как раз по этой причине. С ними можно сделать много нового и по-новому. …И не жалею, что возглавил «Новую Россию» – это шикарный оркестр.

***

Алена Баева, отвечая на вопрос «Каков Юрий Башмет как руководитель?», сказала следующее:

- Он мудрый. Он может сказать очень мало, но попадет точно в цель. Он умеет находить правильные слова. Когда мы с ним музицируем, нет авторитарности, открывается большой простор для творчества. Я чувствую вдохновение, когда мы с ним рядом.

Иван ТОЛСТОЙ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmusic.ru»
Фото автора