Андрей Макаревич вспоминает "Старую Машину" по-новому

Словосочетание «Старая Машина» способно вызвать любые ассоциации, кроме названия новой концертной программы Макаревича. А ведь все именно так. Андрей Макаревич уже закончил запись этой программы в студии, и вот показал ее на днях в казино JazzTown.

- Сейчас мне кажется, что в молодые годы наши композиторские способности опережали наши исполнительские, и мы не всегда могли сыграть то, что сочинили. Сейчас такая возможность есть, - объясняет появление старых песен «Машины Времени» в новых джазовых аранжировках сам Макаревич.

Андрей Макаревич

Цветы складывают прямо на ступеньках, ведущих на сцену. «Прямо как монументу», - иронично комментирует певец. К нему в этот вечер пришла жена и находящаяся на последнем месяце беременности телеведущая Татьяна Лазарева. Зал казино переполнен. Но на сцене, кажется, еще больше людей: полный состав «Оркестра Креольского Танго», отдельные солисты и солистки, а также вокальный ансамбль A’Capella Express и оркестр Jazz Town Band.

Первую половину концерта Макаревич и его аккомпаниаторы играли песни из последних альбомов, записанных с Оркестром Креольского Танго, в том числе песни Булата Окуджавы. А во втором отделении начались сюрпризы.

Дело в том, что альбом должен выйти осенью, и Макаревич нигде не рассказывал, какие же именно песни из старой Машины обретут новое звучание. Поэтому каждая следующая песня встречается с удивлением и восторгом.

Начал Макаревич с песни «В маленьком городе», продолжил «Эпохой большой нелюбви». Песни совсем разных лет. Следующая песня относится к нетленкам или шедеврам, как угодно: «Он был старше ее», но никаких особых различий по сравнению с уже ранее исполняемой на концертах «Креольского Танго» версией услышать не удалось. Все тот же вязкий и тягучий клавишный фон с вкрадчивой глуховатой трубой.

«Мы расходимся по домам» с мягкими опеваниями A’Capella Express начала примерно обозначать контуры замысла Макаревича. По сути, Андрей решил использовать возможности «Оркестра Креольского Танго» и A’Capella Express, вкупе с духовой секцией Jazz Town Band, для выпуска старых песен в легкой кабацко-джазовой обработке. Причем на этот раз Макаревич взял самые мелодически сложные, напевные свои произведения. Лишив их юношеского задора, Макаревич вложил в них недвижимое, почти буддистское спокойствие и буржузное моралите.

Андрей Макаревич

Я не уверен, что большинству поклонников «Машины Времени» придутся по вкусу эксперименты с дистилляцией молодой горячей крови ранней «Машины». Даже уверен, что большинству они категорически не понравятся.

Но, право же, Макаревич заслужил право на старости лет производить любые эксперименты со своим творчеством.

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

Я вообще заметил, если уж быть откровенным, насколько самому Андрею Вадимовичу нравится ощущать себя солидным ресторанным «лабухом». Он получает удовольствие. Этот процесс для нас, зрителей, явственно начался с клипа «Имитация». Помните этот задымленный кабак, и смачную с расстановкой игру «машинистов»? Теперь это фирменный стиль сольного Андрея Макаревича – на грани шансона и джаза. Почему бы нет?..

«Имитация» тоже прозвучала, в респектабельном джазовом звучании. Боюсь, в этой версии смысл трагических слов совсем утратился...

А вот «Музыка под снегом», например, получилась отчаянно удачной. Нисходящие скрипичные пассажи, клавишные менуэты – не об этом ли много лет назад мечтал юный Макаревич, писавший строчку «И соната слышна едва-едва»... Теперь высокопрофессиональные музыканты смогли сыграть ту самую сонату в зимнем лесу.

Песня «Время» (Нам уготовано, мальчик мой...) звучит почти аутентично по отношению к плотно-клавишному перестроечному звучанию «Машины Времени». «Картонные кралья любви» превратились совсем в веселую джазовую пьесу. И просто фейерверк разных джазовых стилей, от диксиленда до би-бопа, уместился в аранжировочном решении песни «Старый корабль», что вполне логично, ведь поется про то, как «в трюме посетить кафе и винный зал».

В новой жизни песни «Если в городе твоем снег» клавиши и аккордеон рисуют протяжный эмбиент, неожиданно переходящий в энергичный джаз-рок. И очень приятно, что Макаревич не забыл песню «Забесплатно только птички поют», хотя и вложил в нее прямо противоположный смысл, чем воспринималось в годы его романтичной юности. С годами пришел житейский цинизм, и это надо воспринять как данность.

Андрей Макаревич

Словом, ожидать выпуска нового альбома можно с тревогой. Скорее всего, «Старая Машина» еще больше увеличит разрыв между теми, кто любит исключительно «Старую Машину», причем в оригинальном звучании, и не любит сегодняшнего буржуазного Макаревича.

Что не помешает остаться этим песням – великими песнями.

Гуру КЕН, NEWSmusic.ru
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, NEWSmusic.ru