И красавец Ник Гален, и польские авангардные джазмены хотели бы принести в мир еще немного красоты. Только использовали они для этого разные техники.
Дуэт Гален-Клюшников сложился спонтанно. У Галена были песни, оставшиеся от сотрудничества с Анжел Садко. И он нашел замечательного деликатного алтайского пианиста Клюшникова. Получился вокальный цикл, отсылающий к массе предтеч. Прежде всего, к вокальным циклам эстета Шуберта, но и можно упомянуть фортепианные концерты вокальной кудесницы Диаманды Галас и наймановские песенные циклы с разными европейскими именитыми певицами.
Однако Гален – не Диаманда Галас. Голос у него слабенький, а то и вовсе отсутствующий. Более того, «радующий» слушателей откровенно фальшивыми нотами. В результате отсылка к высокому стилю стала выглядеть пародией на него же.
Замысел-то опытного в делах современной европейской авангардной сцены Ника Галена понятен. Он хотел спеть неплохие, иногда с юмором, но чаще с философским наполнением, песни максимально салонно. В духе продвинутых музыкальных салонов современной старушки-Европы. Однако высокий и низкий жанры явно не встретились.
Если бы не тончайшая прозрачная игра пианиста Игоря Клюшникова, было бы совсем никак. Но алтайский самородок держал в своих пальцах нити музыкального повествования. И не выпускал. Точная фразировка и безупречное интонирование фортепианной игры держало слушателей накрепко. И пианист Клюшников стал в этом смысле безусловным открытием вечера этого фестиваля.
Современный джаз трио «Boys Band Trio» не претендует на деликатность. Импровизации музыкантов мощны, энергичны и требуют к себе внимания и понимания. Создатель трио, гитарист Анджей Издебски, очень любит гитары. Настолько любит, что сам их делает. В результате на свет появляются инструменты, совсем ни на что не похожие. Теперь вот приехал в Москву с безладовой баритон-гитарой.
На этой баритон-гитаре Анджей создает звуковую среду, которую точнее было бы назвать монотонным техно-фанком. При поддержке вполне традиционных джазовых барабанов Михаила Гоша все это служит идеальным фоном для расцветающего и бурного перформанса саксофониста.
Потому что саксофонные импровизации в «Boys Band Trio» - это и есть то, ради чего хочется слушать это замечательное трио. Артистичнейший Михаил Горчински разве что не парит вместе со своим тенор-саксофоном и тремя-четыремя дудками, привязанными небрежно к поясу.
Босиком, в белом свободном костюме с этнической вышивкой, Горчински играет вдохновенно. Он легко переходит их жанра в жанр, хотя заметно, что без Колтрейна его музыкальная жизнь была бы совсем пуста. Он бросает саксофон, и играет на его мундштуке. Бросает мундштук, и играет на саксофоне без мундштука. Он обогащает звук саксофона возможностями пластикового стаканчика и пары тряпок-резинок-бумажек. Он играет на одной ноге, как Сергей Летов, и иногда другая его нога оказывается где-то далеко за головой.
Словом, это музыкант-перформансист, музыкант-аниматор. Зрители всегда любят таких музыкантов. И на этот раз публика «Дома» с удовольствием реагировала на заманки артиста, аплодируя на самые неожиданные его движения и звукоизвлечения.
Однако и преуменьшать качество звучания остальных участников трио было бы несправедливо. «Boys Band Trio» представляет собой сыгранный профессиональный коллектив, и его возможности явно не исчерпываются показанной на фестивале «ФСК-2005» программой. Будем надеяться, что музыканты еще преподнесут нам немало приятных сюрпризов.
А фестиваль Сергея Курехина продолжается, просмотрите еще раз его программу.
Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru
Комменты