То, что будет показано и сыграно в эти несколько дней, может вызвать возражение, скепсис или даже гнев. Очень хорошо: фестиваль — это ТЕРРИТОРИЯ не пассивного развлечения и не ленивого наблюдения, а искренних дискуссий и споров. Музыкальная клубная программа фестиваля стартует 17 октября, начало всех концертов в 21 час в клубе "Апельсин".
17 октября, вторник
Tonearm (USA) (песенная программа) + Jermook (Москва) + Alina Simone (Карборо, Северная Каролина)
Илья Tonearm Бис закончил в Москве математическую школу и поступил в МФТИ на факультет прикладной математики: <Пока я учился в Москве, для меня было ясно, что профессионально заниматься музыкой здесь нереально, - говорит Илья. - Ведь какие здесь были пути? Для классического музыканта - консерватория. Для эстрадного - <Земляне>. Для подпольного музыканта - играть по квартирам, как <Аквариум>. Меня же всегда интересовали довольно экспериментальные вещи, и найти здесь единомышленников было сложно>. В 1991 году, за месяц до путча, получил приглашение от небольшого арт-колледжа, расположенного под Нью-Йорком. С этого момента началась его американская одиссея. Музыка Tonearm - это прозрачные, немного ностальгические пьесы, вызывающие ассоциации с Сидом Бареттом, T.Rex, иногда - с Radiohead.
Алина Симон родилась в Харькове, живет в Карборо (Северная Каролина). Критики рекомендуют песни Алины Симон поклонникам Бъорк, Шинейд О'Коннор, Cat Power и Пи Джей Харви. Над полноформатным дебютным альбомом Алина Симон работала в нью-йоркском Бруклине вместе с арт-панк-продюсером Стивом Ревиттом, известным по пластинкам проектов The Double, Black Dice и Liars. Алина Симон выступала на одной сцене с лидером группы Clap Your Hands Say Yeah Алексом Оунсвортом, Оуэном Палле из Arcade Fire, Джейсоном Коллеттом из Broken Social Scene и группой Dead Meadow. В прошлом году на маленьком лейбле Chapel Hill она выпустила дебютный EP "Prettier In The Dark". В Москве Алина Симон представит свои песни в компании барабанщика Джона Линча!
Московскому коллективу Jermook в этом году исполняется четыре года. За это время группа успела записать всего лишь один альбом "Have A Nice Trip", но это именно та работа, которая требует неспешного, вдумчивого подхода. Пропорции, в которых музыканты смешивают трип-хоп, этническую музыку, джаз и электронику, словно вычислены древними алхимиками. В Jermook играют Ник Завриев, известный по электронному проекту Ambidextrous, бас-гитарист Сергей Московкин и певица армянского происхождения Арусяк Мирзоян. Музыканты Jermook увлечены составлением тончайших электронных орнаментов, вокалистка легко играет традициями, от Dead Can Dance и Бъорк до Наташи Атлас и <Детей Пикассо>. В резюме группы - концерт на одной сцене с Lali Puna и одинаково успешные выступления на таких разных фестивалях, как "Avant" и "Нашествие".
18 октября, среда
Fly! (New York) + Stone Shades (Moscow)
Основной автор песен Fly! Виталий "Viz" Завьялов - петербургский панк. Ортодоксальный еврей Марк Ньюманн родом из Москвы, он играет на басу, на гитарах, заведует перкуссией и контролирует звуки из компьютера. Еще один бас-гитарист группы - Раджимпур <Рауль> Сингх, выросший в семье сикхов, отвечает в группе за мелодизм и душевность. За барабанной установкой - единственный в группе уроженец Нью-Йорка Ваня Чаплин, он же записывает партии клавишных. Карьера Fly! началась с выступления в легендарном нью-йоркском клубе CBGB и концерта-трибьюта памяти Джона Леннона. Основа музыки Fly! - панк-рок, регги, даб и русские фольклорные мотивы. Fly! верны <слабой доле> и при этом готовы использовать в свои композициях самые неожиданные элементы. Например, на запись песни "Quality Of Life" они пригласили солистку Metropolitan Opera Ольгу Макарину и ска-джаз-ансамбль The Roman Geese. Несмотря на то, что группа, фактически, существует всего лишь год, ее концертное расписание насыщено, а переговоры по поводу выпуска дебютного альбома с Fly! ведут несколько мейджор-лейблов.
Stone Shades - самая яркая из групп новой московской волны ретро-рока. Среди всех групп, исповедующих классический английский звук в диапазоне от The Rolling Stones до The Verve, Stone Shades выделяются молодостью и обаянием вокалиста Александра Васильева, безусловно, главного претендента на звание московского Мика Джаггера, а также цепкой и взрывной манерой игры всего состава. Stone Shades играют много рок-н-ролльных каверов, смешно перепевают "Mamma Mia!" ABBA и аккуратно формируют русскоязычный репертуар. Новый сингл Stone Shades "Острый каблук" напоминает старые добрые времена "Браво" с Валерием Сюткиным и классического состава "Мистера Твистера".
19 октября, четверг
Ms. John Soda (Germany) + Tonearm (USA)
Дуэт Ms John Soda – настоящая жемчужина немецкого рекорд-лейбла "Morr Music", чья специализация - мечтательный электропоп и волнующие построковые ландшафты. Группа состоит из двух жителей города Вайльхайм. Певица и поэтесса Стефани Бём, кроме работы в Ms John Soda играет на клавишных в инструментальной команде Couch. Композитор Миша Ахер известен по работе в таких уважаемых составах, как The Notwist, Tied, Tickled Trio и Lali Puna. На концертах голосу Стефани аккомпанируют две бас-гитары, барабаны, электроорган и лэптоп.
В марте 2006 года Ms John Soda выпустили свою вторую долгоиграющую пластинку "Notes And The Like", что можно вольно перевести, как «Записки, примечания и все такое». Неторопливая музыка альбома служит фоном для обстоятельных речитативов Стефани Бём, обладающей талантом вдохновляться совсем обыденными вещами и простыми жизненными наблюдениями. Сразу после релиза "Notes And The Like" Ms John Soda отправились в большое турне, в котором их сопровождал еще один важный артист "Morr Music" - B. Fleischmann. Созерцательное звучание альбома на сцене неожиданно обернулось мощным живым саундом, который удачно вписался в звуковую палитру даже такого шумного мероприятия, как рок-фестиваль в датском Роскилле. Российская презентация альбома Ms John Soda "Notes And The Like" пройдет 19 октября 2006 года в клубе «Апельсин». Ms John Soda приедут в Россию по приглашению нью-йоркского музыканта Ильи Биса (Tonearm), который откроет вечер своей электронной программой.
20 октября, пятница
Cibelle (UK) + Leafcutter John (London)
Сибэль (другой вариант произношения – Сибелли) родом из города Сан-Паулу. В возрасте пяти лет она заявила матери, что хочет учиться играть на гитаре. Освоив инструмент, она принялась за фортепиано, потом за перкуссию и наконец всерьез занялась вокалом. Пение в клубах на улицах она совмещала со съемками в рекламе и роликах для бразильского MTV. Первой крупной записью с голосом Сибэль был знаменитый альбом Субы "São Paulo Confessions" 1999 года. Вскоре после его релиза продюсер погиб во время пожара в собственной студии. В 2000 году мир рукоплескал альбому певицы Бебель Жильберту "Tanto Tempo", который успел спродюсировать серб, а в 2003 свой взгляд на микс самбы и электроники продемонстрировала Сибэль. В записи диска "Cibelle" ей помогли строители звука трип-хоповой группы Morcheeba Крис Харрисон и Пит Норрис, а также бразильский продюсер по имени Apollo 9, однако, большую часть песен Сибэль сочинила сама, и сама же контролировала саунд альбома. «Представьте себе "The Girl From Ipanema" Антонио Карлоса Жобима в футуристической Бразилии Терри Гиллиама» - писал о дебюте Сибэль журнал Rolling Stone.
Новый диск Сибэль "The Shine Of Dried Electric Leaves" («Свет сухих электрических листьев») начинается с кавер-версии на песню Тома Уэйтса "Green Grass", в которой певице удалось сохранить в неприкосновенности минималистичный колорит оригинала. Также альбоме есть две песни великого Каэтано Велосу: "London, London" – трогательный дуэт с прославленным фолк-рокером Девендрой Банхартом; трек "Cajuina" записан певицей без посторонней помощи, здесь уместны сравнения ее вокала даже с самой Сезарией Эворой. В песне "Mad Man Song" виртуозно шепчет и бубнит французский рэпер по имени Сплин, а в балладе "Arrete La, Menina" громко кричит "Amor!" прославленный бразилец Сеу Жорже. На новом диске Сибэль в сотрудничестве с Apollo 9 наполняет колонки таинственными шорохами и скрипами, выстраивает роскошную эмоциональную геометрию или просто звенит перед микрофоном монетками и кубиками льда. Но даже без всех этих украшательств Сибэль способна убедить слушателя в том, что она – один из главных бразильских авторов современности, досаточно послушать "Esplendor" или "Train Station". Новый альбом "The Shine Of Dried Electric Leaves" Сибэль представит на фестивале «Территория» в клубе «Апельсин» 20 октября в 21-00.
Leafcutter John (Лифкаттер Джон) – сценическое имя британского музыканта и художника Джона Бертона. Его пристрастия формировались довольно необычным образом. Отец Бертона был живописцем и по ночам творил под классический рок. Музыка проникала в спальню к будущему электронному гению сквозь стены и закрытые двери, видоизменившись до состояния невнятного гула. Позже Джон Бертон пытался воспроизвести в студии это ощущение мелодии, проникающей через преграду, порой – разрушающейся, делящейся на обрывочные эпизоды, порой – обрастающей странными шумами и скрипами. Сэмплирование звуков повседневности стало главной отличительной чертой его ранних работ.
Его первые музыкальные опыты заметил Майк Парадинас, глава лейбла "Planet Mu". В 2000 году Парадинас решился выпустить первую пластинку Бертона "Concourse EEP", а затем издал еще три записи Лифкаттера Джона – "Microcontact" (2001), "Zeagma" (2001) и "The Housebound Spirit" (2003). В ходе работы на "Planet Mu" исследовательский пыл Джона Бертона стал постепенно уступать место его таланту сочинителя. Произведения артиста стали все больше подходить под определение «электроакустический фолк». В последнем альбоме Лифкаттера Джона "The Forest And The Sea" (2006) фолк и джаз словно высвобождаются из электронных пут.
Выпуская значительно более близкие к песенной традиции альбомы, Лифкаттер Джон остается активным исследователем и пропагандистом электронных технологий и участвует во всевозможных сетевых проектах и фестивалях. Наряду с такими авторитетными музыкантами, как Autechre, Джонни Гринвуд (Radiohead) и Wilco, Лифкаттер Джон использует при создании своих треков мультимедийную среду Max/MSP, существенно увеличивающую элемент импровизации в электронной музыке. Лифкаттер Джон также имеет большой опыт ремикширования чужих работ, среди его клиентов были, например, DJ /rupture, Mu-ziq/Speedy J, Electric Company, Badly Drawn Boy и Capitol K. Также Лифкаттер Джон является полноправным участником авант-джазовой группы Polar Bear. Московская презентация альбома Leafcutter John "The Forest And The Sea" состоится 20 октября 2006 года в клубе «Апельсин» в рамках фестиваля «Территория».
21 октября, суббота
Polar Bear (UK) + Z.Strigalev & Cuts Too (London - Spb)
Музыку лондонского квинтета Polar Bear называют «авант-джазом» и «пост-джазом», однако, столь мудреная терминология отнюдь не означает, что за вывеской Polar Bear скрывается нечто труднодоступное и элитарное. Наоборот, Polar Bear, возможно, -единственный шанс джаза вернуться к массовой публике, достучаться до аудитории, которая давно списала эту музыку с корабля современности.
Автор музыки Polar Bear - барабанщик Себастиан Рошфор, один из самых талантливых и обсуждаемых молодых джазменов Англии последних лет. Его персонально и группу в целом неоднократно номинировали на престижную награду "BBC Jazz Awards Rising Star". Себастиан Рошфор ищет новые источники энергии для джаза в смежных областях – авангарде, электронной музыке и современном роке. После релиза первого альбома Polar Bear "Dim Lit" (2004) пресса отмечала, что такую музыку мог сочинить только тот, кто хорошо знаком не только с Орнеттом Коулменом и Джоном Колтрейном, но и с Medeski Martin And Wood, Jaga Jazzist, Cinematic Orchestra и Radiohead.
В 2005 году к квартету, состоявшему из барабанщика Рошфора, тенор-саксофонистов Марка Локхарта и Пита Уорхэма и контрабасиста Тома Херберта, присоединился компьютерный кудесник Джон Бертон, выступающий под псевдонимом Leafcutter John. Это пополнение в составе группы решило ее судьбу. Записанный в новом составе альбом "Held On The Tips Of Fingers" был сразу номинирован на престижную награду "Mercury Music Prize". Впервые за ее историю в числе номинантов появилась чисто инструментальная группа. Диск "Held On The Tips Of Fingers" - один из самых ярких джазовых альбомов современности. Этот словно сорвавшийся с цепи боп вполне легко представить себе в фильмах Эмира Кустурицы или Леонида Гайдая, здесь полно запоминающихся мелодий, а наблюдать за трюками Лифкаттера Джона не менее интересно, чем следить за мыслью солирующих саксофонистов. «Безбашенную» музыку Polar Bear уважаемый сайт allaboutjazz.com окрестил «анархо-панк-грув-электронно- фриджазовой импровизацией». Polar Bear сыграют в клубе «Апельсин» 21 октября 2006 года в рамках фестиваля «Территория» по приглашению лондонского музыканта Евгения Стригалева. В этот же вечер Себастиан Рошфор присоединится к его группе Z.Strigalev & The CUTT.
Прежде, чем стать ведущим лондонским альт-саксофонистом, Евгений Стригалев прошел серьезную джазовую школу в России и Великобритании. В родном Санкт-Петербурге он учился игре на саксофоне у знаменитого педагога Геннадия Гольдштейна, среди воспитанников которого были Игорь Бутман, Николай Поправко и Алексей Попов. К 24 годам Евгений успел отслужить в армии в военном оркестре, получить ряд наград на российских и зарубежных джазовых фестивалях и записать три альбома собственной музыки с группой Extra Trio Plus, которая сопровождала его на гастролях по России, Финляндии, Польше, Чехии и Австрии. В 2002 году Женя Стригалев получил стипендию в лондонской Royal Academy of Music и отправился учиться в Великобританию. За четыре года Евгений Стригалев успел сыграть концерты на ведущих английских джазовых сценах, включая "606 Club", "Pizza Express on Dean Street", "Live on the Park", "Vortex", "Purcell Room", "The Royal Festival Hall Foyer" и "Queen Elizabeth Hall". В 2005 году вместе с Эшли Слейтером, Марком Мондезиром и Джоном Паричелли он сыграл на Лондонском джазовом фестивале в составе Mike Figgis Workshop – звездного ансамбля, собранного кинорежиссером и композитором Майком Фиггисом. В этом году Евгений сыграет на фестивале с собственной группой. В Лондоне Евгения Стригалева можно каждый четверг слушать в северной части Ист-Энда, недалеко от Хокстон-сквер, в "Charlie Wright’s International Bar" – клубе, где регулярно собираются сливки британского джаза.
Cuts Too – новый проект Евгения Стригалева, родившийся в ходе регулярных выступлений в "Charlie Wright’s International Bar". Группа возникла в ходе записи последнего альбома Евгения Стригалева "Off The Cut", который был создан на новом лейбле "Baltic Music" совместно с пианистом Ником Раммом, участником проектов Fire Collective, Jade Fox, и Fullborn Teversham. Cuts Too демонстрирует самый широкий спектр стилей джаза, от 30-х до 70-х годов, однако, предпочтения музыканта на этой пластинке явно отданы джаз-року и фанку. Cuts Too дышит свингом, полон би-боповых пассажей и запоминающихся мелодий, привязанных к басовым линиям в духе Телониуса Монка и полиритмическим партиям барабанщика Себастиана Рошфора (Polar Bear, Acoustic Ladyland). Английские критики отмечают в высшей степени импровизационный дух проекта, концерты Cuts Too полны спонтанных проявлений творческой мысли каждого из участников группы. Помимо Ника Рамма, Евгению Стригалеву на сцене помогают бас-гитарист Том Херберт и барабанщик Себастиан Рошфор. Евгений Стригалев и Cuts Too представят альбом "Off The Cut" 21 октября в клубе «Апельсин». Во второй части концерта – Polar Bear (Великобритания).
22 октября, воскресенье
Discrete Encounter (USA), Adler (Moscow), Spielerfrau (New York)
Выступления нью-йоркского дуэта Discrete Encounter выглядят так, словно это, родившиеся не в «синтетические» 80-е, а в эпоху Интернета, iPod’ов и рока с приставкой «ретро». Тарас Машталир предпочитает, когда дуэт сравнивают с The Kills. Тарас Машталир и Наташа Романова кажутся киберготами из японских комиксов. Их музыка сочетает в себе страсть, свойственную любому дуэту, где девушка поет, а парень играет на гитаре, и холодную поступь электронного бита. Discrete Encounter увлечены минимал-техно, на концертах их «разогревают» диджейские сеты в стиле «электро», а пресса все равно сравнивает их с рок-командами вроде YeahYeahYeah's и The White Stripes.
Тарас Машталир родился в Мурманске, закончил в Москве музыкальную школу по специальности «классическая гитара», играл в альтернативных рок-группах в Санкт-Петербурге, изучал саундпродюсирование в американском колледже, сотрудничал в Нью-Йорке с поэтом Дмитрием Стрижовым и продюсировал треки Леонида Федорова из «Аукцыона». Наташа Романова родилась в Виннице, в 12 лет начала писать песни, в 14 лет выступила в Москве на передаче «Утренняя звезда», в 16 лет уехала в США. Вместе с группой Waterwalls Наташа объехала всю Америку, выступая в роли Принцессы в джаз-роковой версии «Бременских музыкантов», позже сделала несколько записей под именем Princess. С 2003 года Тарас и Наташа выступают вместе под названием Discrete Encounter. Они считают, что выпускать CD в сегодняшней ситуации mp3-бума нет смысла, и продают свои записи через сервис iTunes.
Spiellerfrau - Майкл Айдов переехал в США из экстремально-националистически настроенной Латвии в 1992 году. В последний год учебы в университете Майкл купил четырехдорожечную портостудию Tascam и стал делать первые записи, используя голос, драм-машину и гитару. Позже случайно познакомился с саундпродюсером по имени Мартин Биси, который записывал Sonic Youth, Игги Попа, Swans, The Dresden Dolls. С его помощью был изготовлен EP "Affordable Luxury". Позже к нему примкнул барабанщик ирландского происхождения Дэйв Мейсон, джазмен, проклявший джаз и ушедший в рок-н-ролл. Он притащил своего друга новозеландца Эрона Невизи, затем появился басист Майкл Кир, родом из Дании. Под маркой Spiellerfrau сформировался настоящий интернационал. <На обложке EP "Affordable Luxury" я разместил картину Питера Брейгеля <Крестьянская свадьба> с крестьянами, танцующими вокруг бочки пива с огромными эрегированными гульфиками, - говорит Майкл. - В этом, наверное, и есть суть рок-н-ролла - танцы с эрекцией вокруг пивного бочонка>.
Adler - Сергей Верклиген назвал группу Adler в честь первого города у моря, в котором он побывал. Адлер как символ потерянной мечты и упущенных возможностей. Музыка Adler сочетает в себе чистоту и невинность детского восприятия жизни с болью взросления. Adler играют позитивный инди-поп, сочетающий в себе дендизм Брайана Ферри, пижонство Моррисси и доступность Джонни Кэша. Альбом Adler "Love Airlines" - лучшее, что было произведено столичными инди-музыкантами в этом году, от обложки до последнего гитарного аккорда здесь все сделано с отменным вкусом.
17-22 октября, "Апельсин", 21.00.
Комменты