Вообще-то с этим альбомом уже произошла странность. CD Land, который издал альбом, остался недоволен первыми продажами, и музыканты разошлись с лейблом без особых положительных воспоминаний. При этом первоначальный тираж продан. Но права на музыку остались за музыкантами, так что альбом почти наверняка будет переиздан. За пять лет существования это первый полноценный альбом группы, так что разбрасываться не приходится.
«Тол Мириам» - «Песни черни»
Жанр: фолк.
Стиль: фолк-рок, фолк-баллада, фольклор, нео-традиция, ирландский фолк, пивные песни, ирландский фолк-рок, шуточные песни, романс.
Тематика: любовь, философия, социальные отношения, шутка.
Настроение: лиричность, воспоминания, исповедальность, нравоучение.
Хиты: «Песни черни».
Большой плюс песен «Тол Мириам» - превалирование вербального посыла. Что означает как минимум хорошо различимые слова и выдвинутый вперед вокал. Те, кому приходится слушать релизы отечественных фолк-групп, хорошо понимают эту кровоточащую проблему. Так вот, Лена Ханпира поет отчетливо, буквально вбивая согласные в голову слушателя. Вбивает собственные стихи, написанные в русле ирландско-кельтского эпоса. По сути, все эти тексты можно назвать балладами о том, о сем. Наивное морализаторство лежит в основе – добрые крестьянские советы еще никому не мешали, плюс некоторая доля христианско-иудейской символики – и получается те самые милые «песни черни», за которые мы любим Роберта Бернса или Сергея Есенина.
Собственно, проблемы героев песен альбома до неприличия просты – забота о здоровье коровы, любовь в ночь святого Валентина, суд над вором, назойливость мух и комаров. Как водится, из малой проблемы выводится большая житейская философия – например «слепым человек живет, никто своей доли не знает». После очередной кружки пива хорошо сказать такую фразу с нажимом, и сделать многозначительную паузу. Нарочитая стилизация именно под ирландские баллады, словно у нас нет своих коров и судов, немного удивляет. Но Ханпира отчетливо остается в рамках выбранного изначально жанра – лирическая акустическая фолк-баллада.
Аранжировки нанизаны на голос Мириам, как игрушки на новогоднюю елку. Виртуозный Павел Румянцев, он же Slayer, оборачивает нежный голос певицы в щебетание тремоло мандолин и гитары. Скрипка Лизы Борисовой педантично обыгрывает все мелодические находки, и несет на себе почти всю мелодическую нагрузку. На всю эту красоту посыпано немного звуков тростниковой флейты, шум дождя, шейкер и кельтская арфа приглашенной Анастасии Паписовой.
И все бы хорошо, если бы не один недостаток, который сводит эту красоту к сугубо маргинальной субкультуре. Отсутствие драйва, которое могли себе позволить в прежние века барды и майстерзингеры, нынче кажется сугубо фольклорным мхом. Да никто толком и не знает, как они там у себя в Ирландии это играли – быть может, с таким драйвом, что только пыль летела! Джиги позволяют так думать. «Тол Мириам» же играет свои мультикультурные конструкции так, что представляется вовсе не лужайка с равнодушными конюхами, а малый зал Консерватории. Диссонанс между текстовым посылом и музыкальным воплощением настолько силен, насколько это представляют в американских комедиях про туповатых австралийцев. Примерно с тем же посылом русские народные песни исполняют под большой симфонический оркестр.
Ни одна из песен не позволяет бросить шапку озимь, и вскрикнуть в восторге: «Эх, спляшу!» А ведь «песни черни» в онтологическом смысле – это всегда танцевальная музыка. И чем зажигательнее, тем лучше.
С другой стороны, и в формат новомодного фолк-рока эти песни тоже не попадают. Из-за того же отсутствия драйва. Всплеск интереса к гитарному фолк-року, вызванный тем же Девендрой Банхартом, тоже базируется на крепкой ритм-секции. Есть о чем задуматься. Хотелось бы слышать также более аккуратистский подход к записи – все-таки порою вокал слетает с нот, бас с сильной доли, бубны с баса, голоса не сливаются. Мелочь, а неприятно.
Альбом рекомендуется любителям всего околоирландского. Не рекомендуется поклонникам основательного и крепкого саунда.
Оценка NEWSmusic.ru: 5 из 10.
Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru
CD Land, 2006.
Комменты