Послушать удалось не всех, но многих. Расскажем о самом интересном из увиденного. Тем более, что имена почти всех выступавших знакомы нам много лет. Но свежий ветер, дождь, акустика большой лесной поляны и прочие радости open-air давали удивительное послевкусие от собственно музыкальной стороны дела.
Юлия Теуникова и Петр Акимов выступили с программой не так давно сделанных совместных вещей. Звучат они вполне акустически выверенно, и довольно сдержанно. Что и неудивительно для перфекциониста Акимова. «Чистый спирт» немного развеселил всех. «А теперь некий бонус для слушателей!» - звонко выкрикнула Юля и спела красивую «Я дождусь». На последней песне к Теуниковой присоединилась Юля Тузова, и они спели что-то протяжное молдавско-цыганское.
Следом выступал «Флер». Еще до музицирования группа поразила весь фестиваль своим составом. Привезти на «Пустые Холмы» два клавишных инструмента, контрабас и виолончель, не считая всяких там скрипок, - это уже поступок. Особенно учитывая тот факт, что группа почти целиком состоит из девушек. Когда же группа «Флер» запела, то стало ясно, что с количеством девушек все же перебор. Традиционные женские страдания под школярское арпеджио а-ля музыкальная школа все-таки уж совсем на любителя. Но не поддержать героических девушек было невозможно, и аплодисментов было много.
«Рада и Терновник» отыграли мощно и ровно. Было такое ощущение, что Рада Анчевская задалась задачей сыграть свой the Best, и с блеском исполнила задачу. Звучали лучшие песни, звучал пронзительный, рассекающий поле, голос Рады. Музыка «Терновника» производит магическое действие на слушателей. Застыли даже самые развеселые товарищи с бокалами пива. Смотрят они на Раду, и выходят из оцепенения только по окончании сета Рады. Что тут еще добавить?
«Станция Мир» тем временем «зажигала» на другой сцене. Вовка Кожекин выдавал немыслимые рулады, и блюзы сменялись одним за другим с частотой метеора. Импровизации за импровизациями, и уже через несколько минут после начала выступления Кожекина сотоварищи вся поляна перед сценой оказалась заполнена влюбленными в блюз людьми. Это надо уметь. Кожекин – умеет.
Настоящим открытием фестиваля стал электронный Green Point Orchestra. Вообще-то они – некоронованные «короли московского даба». Однако за пределами всяческих лаунж-кафе и продвинутых диско-клубов они совершенно неизвестны, и тем более неизвестны – в среде рок-тусовки. Однако это потрясающее зрелище. Именно зрелище. Потому что поющую на фоне вязкого тягучего даба певицу мало слышать, ее нужно видеть. Вокалистка по имени Полина поет самыми невообразимыми тембрами, от капризного ребенка до прокуренной блюзменши.
При этом она устраивает настоящий театр перед микрофоном. Стоит, например, с железной кружкой и окунает в нее пакетик чая, на фоне пародийных вокзальных акустических имитаций: «Встречающим просьба собраться… Сдать белье… Поезд прибывает…» Потом наступает черед стилизации под японские мультики манга, и она потешно издает охи, вздохи, ахи, оригато… Живая и непосредственная, чудо-вокалистка вдувает жизнь в электронные конструкции Green Point Orchestra, и рождается нечто совершенно новое. Она поет цыганско-сербскую Ederlezi (известную в аранжировке Бреговича по фильмам Кустурицы и «Турецкому гамбиту») так, что наворачиваются слезы. А песня эта, напомню, - монолог невинной девушки, которая принимает для себя решение отдаться цыгану, которого полюбила, именно в праздник Эдерлези (аналог Ивана Купала). Green Point Orchestra – действительно открытие для широкой публики и прекрасной музыки, и замечательной вокалистки Полины. Будем надеяться, что Green Point Orchestra не затеряются в мелких клубиках, а выйдут на большую сцену.
Бурный слэм устроили зрители на сете группы «И друг мой, грузовик». Одно из самых веселых выступлений известной группы за последнее время. Ведущую роль в танцах исполняли присутствующие на концерте дети.
Уже в свете прожекторов, под проливным дождем над лесами и полями, начал свое выступление эксцентричный коллектив с типично финским названием «La Sega Del Canto». Два чинных джентльмена в черных костюмах и тюбетейках вышли на сцену, и стали играть. Один на… пиле, другой – на гитаре. Сочинением собственной музыки они себя не обременяют, поскольку написаны уже «Yesterday», «So la Mio», да и «Подмосковные вечера» тоже написаны. Соло на пиле всегда изысканно, гитара и фисгармония часто используется в качестве ударных инструментов. Словом, музыкальная клоунада. Особый восторг порядком продрогших слушателей вызвало попурри из «Миллиона алых роз» и «Пусть бегут неуклюже». Милые смешные человечки.
Удивительно мощный сет сыграла на «Пустых Холмах» знаменитая «Троiца». Вместе с богатырем Иваном Кирчуком и его этно-трио на сцену вышел целый ансамбль барабанщиков. Они устроили настоящий карнавал, подсыпали дроби в джетро-талловские троицевские гармонии, и попросту согрели мокрый люд. Эх, если бы не дождь, получился бы настоящий европейский карнавал.
И закончить хочется рассказом о выступление петрозаводской «Ва-Та-Ги». Группа хорошеет с каждым сезоном. Помнится, еще недавно на Guruken.Ru мы признавали их «этно-надеждой 2004 года». Теперь, похоже, «Ва-Та-Га» стала испытанным зубром. Северный фольклор превратился в изысканный world, музыканты не издают ни одной лишней ноты, аккуратный упорный бит рождается из невообразимых сочетаний инструментов.
«Ва-Та-Га», Рада и «Троiца» сделали бы честь любому европейскому этно-фестивалю. И своим присутствием под Тарусой, и специально подготовленными для открытого воздуха сетами они подняли статус «Пустых Холмов» на недосягаемую высоту для российских open-air’ов. А в связи с отменой в нынешнем году фестиваля «Этна» - так и вовсе «Пустые Холмы» оказываются лучшим этно-рок open-air’ом года. Они этот статус заслужили, без сомнения.
Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru
Автор благодарит Максима Злотникова, Харлея и всю команду «ПХ-2005» за предоставленную возможность работы на фестивале.
Окончание. Начало - здесь.
Комменты