А в афишах, баннерах и другой рекламной продукции, извещающей о концерте, объявление, что исполнители поют под 'фанеру', должно занимать не менее 5% рекламной площади. За введение потребителя в заблуждение относительно качества оказываемых услуг, а именно так классифицирует пение под фонограмму КоАП, положен штраф в размере 10-20 МРОТ (1-2 тысячи рублей). Розенбаум предполагает увеличить штраф, но пока непонятно, как реализовать это технически. В планах певца-депутата - ввести некий узаконенный знак под условным названием 'Живая музыка', который будет присутствовать на афишах, если певец поет 'вживую'.
Как пояснила член комитета по культуре Елена Драпеко, идея Розенбаума взята из мировой практики: «Зритель, приходя на концерт, должен знать, что он покупает, - 'фанеру' или живой звук». Правда, как следует из мирового опыта, предупреждения о 'фонограмме' по силе воздействия сравнимы с надписью о вреде курения на пачке сигарет и на доходах от концертной деятельности почти никак не сказывается.
Идею Розенбаума поддержала первый вице-спикер Любовь Слиска. В понедельник, после 'круглого стола' по борьбе с контрафактной продукцией, она заявила, что «'фанера', которая предлагается нам на концертах, - это тоже контрафактная продукция, и за это надо наказывать». По мнению Слиски, соответствующее изменение в закон может быть принято уже в весеннюю сессию. Однако пока законопроект не только не внесен в Госдуму, но даже не существует на бумаге. Так что в лучшем случае 'закон о борьбе с 'фанерой' будет принят к зиме.
Выступления под фонограмму - общемировая тенденция. Например, в бродвейских мюзиклах никто уже давно не поет под живой оркестр. Известные артисты тоже нередко выступают под фонограмму. В России использование исполнителями фонограммы обусловлено экономически. Из-за катастрофической ситуации с пиратством практически ни один артист не может рассчитывать на гарантированный доход от издания записей. Исключение составляют единицы, и здесь примером может служить Земфира, гонорары которой от выпуска альбомов составляют шестизначные суммы. Благодаря жесткой политике звукозаписывающей компании материал с этих альбомов не попадал к пиратам до официального релиза.
Поскольку из-за размаха пиратской деятельности полноценный рынок звукозаписи в стране отсутствует, подавляющее большинство российских исполнителей издают пластинки только в качестве рекламного хода, не ожидая прибыли. Для них именно концертная деятельность является основным или единственным источником заработка. В провинции, в неприспособленных для выступлений залах, где невозможно быстро доставить и настроить аппаратуру, выступление под фонограмму бывает единственной возможностью. В столицах для многих артистов основной доход приносят заказные, корпоративные концерты или выступления в казино. Если исполнитель востребован, у него может быть от одного до двух концертов каждый день, и тогда физически нельзя обойтись без фонограммы.
Традиционно в России проблему пения 'под фанеру' поднимают не зрители, которым важно получить удовольствие от концерта, не вдаваясь в подробности, какими именно средствами артист их развлекает, а исполнители-конкуренты. Чаще всего эти призывы слышны от Александра Розенбаума, который выступает в жанре 'пение под гитару', где фонограмма не используется в принципе.
Чаще всего 'фанера' используется как раз в больших эстрадных шоу, которые сложно организовать. К тому же существует так называемая фонограмма 'минус один', когда инструментальное сопровождение идет в записи, а вокал - вживую. Именно так проходят, например, концерты 'Евровидения'. Есть фонограмма 'плюс один' (записаны и вокал, и инструменты), а также 'внакладку' (то же, что и 'плюс один', но исполнитель поет в полную силу, а запись только подстраховывает его на случай возможных огрехов).
Самый известный скандал, связанный с пением под фонограмму, произошел в России в 1998 году, когда в публичный доступ попала запись пения Филиппа Киркорова на концерте 'Песня года'. Пока из динамиков шла фонограмма песни 'Единственная моя', сам Киркоров издавал невнятные хрипы, имитируя пение в микрофон. Однако тогда на карьере певца этот инцидент никак не сказался, а сам Киркоров позднее уверял, что на подобных сборных концертах 'все поют 'под фанеру'.
Комменты