Зальцбург - практически храм Моцарта, здесь находится архив Моцарта, музыкальная академия «Моцартеум» и проводится престижнейший фестиваль «Mozartfest». Зальцбургский фестиваль никогда не выезжает за пределы Австрии, но для Башмета было сделано исключение. В программе «Моцарт Гала» приняли участие постоянные участники Зальцбургского фестиваля и преподаватели «Моцартеума». Это отнюдь не рядовое событие в культурной жизни России и его олимпийской столицы.
Наибольший интерес вызывали, конечно, те произведения, которые крайне редко звучат в России, а это прежде всего концерты Моцарта для фагота и валторны с оркестром и последняя в жизни Моцарта опера «Милосердие Тита». Всем солистам аккомпанировали знаменитые «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.
Концерт для фагота с оркестром си-бемоль мажор КV191 играл австрийский фаготист Richard Galler, - главный фаготист Венского симфонического оркестра, участник квинтета «Ансамбль Вена-Берлин», преподаватель Венского университета музыки. Произведение требует виртуозности, а у Ричарда Галлера ее не занимать. Он филигранно справился с очень непростыми пассажами, играл легато на одной волне с воздушными «Солистами Москвы», и демонстрировал полетный чистый звук.
Концерт № 3 для валторны с оркестром ми-бемоль мажор КV447 достался хорватскому музыканту Радовану Влатковичу. Он профессор Моцартеума и Высшей школы музыки в Штутгарте. И тут - невероятная техничность, чистота звукоизвлечения, парящий звук — это было без преувеличения великолепно. Моцартовская легкость была моцартовской легкостью, а не чем-либо иным. Изящество и легкая задумчивость - все прозвучало у Влатковича одинаково роскошно.
Из оперы «Милосердие Тита» канадский тенор Михаэль Шаде спел арию Тита. Шаде - обладатель премий Grammy и Juno Awards (канадский аналог Grammy), а также почетнейшего титула «Каммерзенгер» (из наших певцов его получали Атлантов, Нестеренко, Бурчуладзе). Божественный голос Михаэля Шаде льется так естественно и мягко, что порой возникает ощущение, что звук идет откуда-то из-за сцены, насколько невесома его подача. Ария Тито включает в себя множество опеваний и тремоло, - с ними Шаде справляется без видимого труда. Кроме того, Шаде спел арию Дона Оттавио из оперы «Дон Жуан», его мститель за честь Донны Анны получился на удивление обаятельным персонажем. Порой Михаэлю Шаде не хватает убедительности тембра в нижнем регистре, однако невероятно полетные верха - это что-то восхитительное.
Конечно, концерт из Моцарта не мог обойтись без хитов, которые всегда ждет публика. Шведское сопрано Малин Хартелиус, солистка Цюрихской оперы и постоянный участник Зальцбургского фестиваля, спела арию Фьордилиджи из оперы «Так поступают все женщины» и арию Графини из оперы «Свадьба Фигаро». Хартелиус поет лукаво, легко и непременно в образе.
Дуэт Хартелиус и Шаде (Фьордилиджи и Феррандо) из оперы «Так поступают все женщины» - искрометный комический диалог, невесомое дыхание обоих певцов и прекрасная «слышимость» друг друга. И это не говоря о просто «красивых» голосах солистов, в лучшем значении этого слова.
И «Солисты Москвы» на фоне столь звездного состава выглядели более чем достойно. Концерт начался Увертюрой к опере «Свадьба Фигаро», а завершился «рингтоновым» хитом - «Концертной симфонией для скрипки и альта с оркестром» ми-бемоль мажор КV364. Маэстро Башмет дирижировал скупо, но эмоционально. И мягкий деликатный звук «Солистов Москвы» то и дело взрывался страстными пассажами, но главное - все та же легкость.
Этот фантастического качества концерт, один из лучших на Зимнем фестивале в Сочи, запомнится именно ею. Легкостью.
Вадим Пономарев
Фото - Светлана Мальцева
Комменты