Алекс Ростоцкий

17/03/2021 - 05:17   Mix   Концерты, Джаз
Известный джазовый бас-гитарист Алекс Ростоцкий презентовал в клубе Алексея Козлова свой новый альбом «Рогожский фрейлекс» в свой 66-й день рождения.

Альбом состоит из восьми пьес, и посвящен исследованию еврейской музыкальной традиции (фрейлекс — традиционный коллективный танец евреев Восточной Европы в размере 3/8 + 3/8 + 2/8, он же «7/40») в коннотации с европейским джазом, отчасти прог-роком и русской классикой. Не обошлось без любимого Ростоцким композитора Модеста Мусоргского и Эрика Сати.

Алекс Ростоцкий
Алекс Ростоцкий

«Этой пластинкой я занимался четыре года, хотя у меня за плечами более 30 альбомов. Я переделывал эту программу много раз, я думал, долго выбирал состав. Я был совершенно не знаком с еврейской культурой, хотя моя бабушка говорили на идише и готовила самую вкусную на свете фаршированную рыбу. Все это я понял только четыре года назад. Я ощутил это в районе старого гетто в Венеции. Я почувствовал, что во мне много еврейства, о котором я никогда не догадывался. Гуляя по центру старообрядчества на Рогожской заставе, около своего дома, я услышал внутри себя еврейскую мелодию. Поспешил домой, и сразу записал ее, буквально небольшой мотив. Из этого выросла заглавная пьеса альбома «Рогожский фрейлекс». Я подумал, что из этой мелодии можно сделать такое, чтобы еврей пустился в пляс», - рассказал Алекс Ростоцкий.

Для исполнения такой музыки Ростоцкий собрал состав, с которым и был записан альбом, и он же предстал на презентации в клубе Козлова: Олег Грымов – тенор- и сопрано-саксофоны, флейта; Максим Шибин – гитара; Петр Ившин – барабаны. Очень важной частью концерта стал видеоперформанс на основе картин Ростоцкого, который провела Тамара Зубова.

Группа Алекса Ростоцкого
Группа Алекса Ростоцкого

Стоит упомянуть, что программа «Рогожский фрейлекс» уже была сыграна в Архангельске в прошлом году на Днях Джаза, а с 2018 года Ростоцкий играет программу «Евреи... Страны... Города...» в формате квинтета (с добавлением перкуссии) с пересекающейся тематикой. В планах музыкантов — проехать с этой программой все страны, в которых живут евреи (то есть всю планету, очевидно).

На презентации сыграли альбом как он есть, по очереди все треки. Первый же и заглавный «Рогожский фрейлекс» концептуально очертил композиторский замысел Ростоцкого: вшить характерную грустную мелодику (за нее отвечает почти всегда саксофон) в прогрессив-басовую структуру с прихотливо-переменчивыми размерами, иногда нечетными, и размашистыми барабанами Ившина. Ростоцкий уверенно сторонится дыхания фри-джаза, никакого тут вам Колтрейна, гармонический ряд жестко задан бас-гитарой, импровизации всегда тональны. Его задача — не рвать с еврейской традицией аки Джон Зорн, а воссоздавать ее в гибкой полиритмии, и тут на ум сразу приходит великий Бенни Гудман. И это именно что пьесы, все композиции многочастны, и предполагают развитие и контрасты. Композитор Ростоцкий умело выстраивает драматургию, и она едва ли не важнее импровизации как таковой. Забавно, что гитара молодого Максима Шибина то льнет к басовым интенциям, то делает дуэтные переклички с саксом, а то и выступает в роли ритм-гитары, но почти никогда не солирует совсем уж самодостаточно. Зато, как рассказал Ростоцкий, три года они искали звук гитары для каждого номера, и забивали их в память процессора, и это очень важно для него.

Алекс Ростоцкий
Алекс Ростоцкий

После фрейлекса сыграли психоделическую композицию «Майские любовники» - начало отсылает к раннему Pink Floyd, а затем все заливает солнечный киношный свет в духе итальянского или польского джаза 70-х, и снова издевательски-шпионский Pink Floyd. А потом и джазовый оммаж Мусоргскому, из «Картинок с выставки» взята, конечно, пьеса «Два еврея, богатый и бедный». Но тут как раз драматургия и потерялась, кажется. Это же разговор богатого и бедного, один властный, другой подобострастный и просящий. Ростоцкий уже играл это в альбоме «Картинки с выставки» (2009), но там был рояль. Тут роли богатого и бедного излишне перепутаны, ни саксофон, ни гитара не берутся за диалог «в образе». Так что ни самого диалога, ни конфликта не получилось, увы.

Танго «Еврейское счастье» снова отсылает к 60-70-м, но будто бы эти гитарные пиццикато рисуют аргентинские пампы, по которым идет бесконечный «Караван» Дюка Эллингтона, из которого вдруг то и дело доносятся еврейские танцевальные мелодии, как из взломанного «Моссадом» радиоприемника. И это самый красивый номер альбома, несмотря на то, что Ростоцкий признался, что ему было неловко поначалу предлагать музыкантам сыграть такую «неджазовую музыку».

Группа Алекса Ростоцкого
Группа Алекса Ростоцкого

Пьеса «Над Витебском», посвященная Марку Шагалу, открывается рассыпчатыми перкуссиями Петра Ившина, как разваливающийся песочный пирог на тарелке. Но с утяжеляющейся бочкой вступают и остальные, и плачущий саксофон обозначает простодушную местечковость, а безладовый бас Ростоцкого с удовольствием рисует выпуклые рефлексивные остинаты с ароматными затактами. У меня никакой ассоциации с любимым Витебском так и не возникло, честно говоря, но это такой прекрасный прог-фьюжн-рок с суетливой гитарой и плаксивым саксом, что хочется слушать (да, и не стоит забывать флэшбэки с фрейлексом, то и дело всплывающие из ниоткуда, и унисоны баса с голосом Ростоцкого).

Аукцион картин Алекса Ростоцкого
Аукцион картин Алекса Ростоцкого

После антракта и аукциона картин Алекса Ростоцкого начали с пьесы, которая родилась в Стамбуле, куда Ростоцкий «поехал слушать народных музыкантов по ночам». Это «Маленькая девочка с улицы Истикляль» (улица вроде московского Арбата в Стамбуле).

«Тут звучит всего одна нота, которая дает характер пьесе и характеризует Восток. Всего одна нота! Я хотел бы написать еще несколько пьес, в которых всего одна нота дает характер», - говорит Алекс Ростоцкий.

Что за ноту имел в виду музыкант, он не пояснил. У гитариста тут немало нот, и он явно играет по заветам Алексея Кузнецова, многословного и воздушного одновременно. Возможно, речь шла о полутоне вниз от тоники, дающем этот «восточный» привкус музыке макамы.

Олег Грымов и Максим Шибин
Олег Грымов и Максим Шибин

Дальше — больше. Двинулись в Египет, там сфинксы и фараоны. Фантазия на темы египетской музыки с доминирующим на первые сильные доли саксофоном, - и это, конечно, чистой воды фэнтези на тему «шестидневной войны». Видеоряд говорит о том, что фараоны вроде Тутанхамона, правившие всего 9 лет, с 10 до 19 лет от роду, стали культовыми легендами. Эта прекрасная пьеса, с отличным саксофонным соло, - самая джазовая на альбоме, и вполне может стать стандартом.

Да, и Сати. Была сыграна вариация на тему Gnossiennes, одного из самых известных произведений Эрика Сати. И это было первое исполнение пьесы. А затем сыграли, собственно, заглавную пьесу проекта «Евреи... Страны... Города...». Тут все темперированно, все живет и благоухает. И есть, что поиграть музыкантам, хотя это по-прежнему не очень похоже на импровизацию или даже каденцию.

Петр Ившин – барабаны
Петр Ившин – барабаны

Музыканты выступили на сцене, залитой проекциями их видеоряда. Иногда это было забавно, иногда слепило им глаза. Но очевидно, что без видеоряда не было бы такого погружения хоть в иудаизм, хоть в фараонов. Отчаянно не хватило танцев — было ощущение, что серьезные большие музыканты стесняются танцулек под их музыку, хотя почему нет. Это же энергетически проецируется — зал полон, и никто не танцует. Что за старперство! Ну не подумали…

И все-таки альбом «Рогожский фрейлекс» - прекрасный альбом. Да, раздолбаи-джазмены даже не подумали залить их на стриминги, они люди другого поколения. Из 30 альбомов Ростоцкого только 3 доступны там, - черт, это адский рекорд неадеквата. Стоит поискать эту музыку. Эта музыка того стоит. Они отличные музыканты, им можно простить.

Вадим ПОНОМАРЕВ

21/05/2015 - 02:09   Mix   Анонсы, Джаз
19 мая в пресс-центре «ИТАР-ТАСС» состоялась пресс-конференция, посвященная международному фестивалю Усадьба Jazz, который в этом году впервые пройдет в музее-заповеднике Царицыно. Даты проведения – 20 и 21 июня.

В пресс-конференции приняли участие президент международного фестиваля Усадьба Jazz Мария Семушкина, директор музея-заповедника Царицыно Наталья Юрьевна Самойленко, музыкальный директор фестиваля Елена Моисеенко, лидер группы Therr Maitz Антон Беляев и известный джазовый пианист, народный артист России Даниил Крамер и атташе по культуре и связи с прессой Кристиан Бойсен.

На пресс-конференции
На пресс-конференции

Главной новостью фестиваля стало новое место его проведения – живописный парк екатерининской эпохи Царицыно. «Конечно, мы очень трепетно относимся к усадьбе Архангельское – с ним связаны очень многие воспоминания, и нам нелегко покидать эту площадку, – отметила Мария Семушкина, – Но фестиваль развивается, и нам хотелось раздвинуть границы, сделать его ближе, доступнее и комфортнее для москвичей».

«Царицыно – один из самых красивых парков Москвы, с ним может конкурировать только Боровицкий холм и Коломенское, – отметила Наталья Юрьевна Самойленко, – И мне кажется, что проведение этого замечательного джазового фестиваля придаст дополнительное очарование этому месту, наполнит его новой жизнью».

Музыкальная программа будет крайне разнообразной и насыщенной: здесь и традиционный джаз (площадка «Аристократ»), и любимые широкой публикой звезды фанка, рока, электроники и лучшие российские исполнители («Партер»), и площадка для джазовых и этно-музыкантов Jazz Club. Поддержку фестивалю оказали посольства Норвегии, Израиля, США, Франции, Австралии, Дании.

При поддержке посольства Норвегии, на фестивале выступят два норвежских джазовых коллектива: квинтет трубача Матиаса Эйка и тубист Дэниель Херскедал. «Россия является очень важным рынком для нашей музыки. Кроме того, наши музыканты всегда тепло отзываются о концертах здесь, - отметил Кристиан Бойсен, - Усадьба Jazz является важной площадкой для продвижения джазовой музыки, поэтому мы уже четвертый год поддерживаем фестиваль».

Важным событием в программе станет концерт всемирно известной оперной дивы Хиблы Герзмавы и трио джазового пианиста Даниила Крамера – они представят программу «Опера. Джаз. Блюз». «Нас с Герзмавой связывает давняя дружба, - говорит Даниил Крамер, - и мы долго думали, как объединить в одной программе джазового пианиста с классическим образованием и классическую певицу, которая обожает джаз... Суть программы заключается в том, что музыка, которую все привыкли воспринимать определенным образом, - ария Травиаты или ария Генделя или известный джазовый стандарт, - представляется вам в неожиданном виде, и звучит совсем по-другому».

Среди хедлайнеров фестиваля этого года: один из пионеров стиля афробит, легендарный барабанщик Tony Allen (Франция), номинанты на премию "Грэмми", австралийская неосоул-группа Hiatus Kaiyote, триумфатор шоу "Голос" Антон Беляев и Therr Maitz, Диана Арбенина со специальной акустической программой. Подробную программу можно найти на сайте фестиваля usadba-jazz.ru.

Важным нововведением фестиваля стала сцена «Индикатор», которая впервые представит самых разных независимых музыкантов со всего мира – от группы «Мегаполис», которая представит на ней программу «Из жизни планет», до молодого и очень перспективного французского электронщика Dream Koala. «Очень важно, что фестиваль дает возможность проявить себя молодым исполнителям, - говорит Антон Беляев, - в 2012 году он дал такую возможность нашей группе – и, по-моему, это было наше первое появление на каком-либо фестивале вообще… Оказалось, что это неплохой старт – за что Усадьбе Jazz большое спасибо».

Кроме музыки, на фестивале, как всегда, будут представлены развлечения на любой вкус. Например, бесшумный кинотеатр Silent Space, детская площадка, игровая зона, выставка арт-объектов и картин, маркет с одеждой, бижутерией и подарками, фуд-корт с фургончиками и точками разных ресторанов. Кроме того, желающие смогут позаниматься йогой в зоне релаксации, или взять напрокат лодку и прокатиться по Царицынскому пруду под звуки музыки.

В отличие от прошлых лет, на Усадьбе Jazz будет действовать единый билет на один день на все площадки. Его стоимость составит 2500 рублей. «Мне кажется, это адекватная цена за билет, - говорит Мария Семушкина, - за эти деньги вы получаете около десяти часов музыки и невероятную концентрацию эмоций. Дети до десяти лет, как всегда, проходят на фестиваль бесплатно».

Музыканты-участники фестиваля Усадьба Jazz в парке Царицыно, 20-21 июня

20 ИЮНЯ
СЦЕНА «ПАРТЕР»

Tony Allen (Франция)

Тони Аллен давно стал знаковой фигурой в африканской музыке. Его неподражаемый стиль штудирует множество барабанщиков, а Брайан Ино однажды даже назвал Аллена “лучшим из живущих ныне ударников”. Последние годы выдались для мастера крайне плодовитыми: участие в супергруппе The Good, The Bad&The Queen, совместная работа с Шарлоттой Гензбур, диск Inspiration Information, выпущенный вместе с финским классиком Джими Тенором.

Вышедший в октябре прошлого года пятый сольный альбом Аллена Film Of Life – это вновь торжество синкопированных ритмов, жизнеутверждающих духовых, солнца и фанка. В работе над пластинкой Аллену помогали нигерийские вокалистки Adunni и Nefertiti, а в двух номерах отметился лидер Blur и Gorillaz Дэймон Албарн.

Диана Арбенина, программа Unplugged

Вряд ли в России есть человек, который не знает хоть одной песни «Ночных Снайперов»: «31 весна», «Ты дарила мне розы» и многие другие песни группы становились народными хитами. 20 июня Диана Арбенина и ее группа впервые выступят на фестивале Усадьба Jazz с акустической программой Unplugged, которую команда показывала лишь трижды: в Москве, Санкт-Петербурге и Минске. Unplugged – это лучшие песни Дианы Арбениной за 20 лет в акустических аранжировках: свежее звучание им придают такие нехарактерные для «Ночных Снайперов» инструменты как саксофон, труба, виолончель, баян, перкуссия. В сентябре прошлого года группа выпустила фильм-концерт с этой программой (режиссер и оператор – Лиза Канунникова), в который, помимо самого выступления, были включены фрагменты предконцертного саунд-чека. В декабре фильм вошел в программу спецпоказов фестиваля «Артдокфест».

Billy’s Band

Билли Новик – уже знаковая для Петербурга фигура. После того, как он прославил Купчино как столицу мира и спел "Оторвемся по-питерски", на его счету – еще и бар The Hat, сделанный по лучшим американским образцам. Джемы здесь могут продолжаться за полночь, на сцене случайный посетитель может обнаружить Игоря Бутмана: хочешь слушай, хочешь просто выпивай в хорошей компании. Но и свою главную группу Билли тоже не оставляет. Его "песни простого человека" в духе Тома Уэйтса, иногда трогательно-романтические, иногда ядовито-ироничные, по-прежнему востребованы в тесных клубах и больших площадках по всей стране. На фестивале к трио присоединятся джазовые музыканты.

Crossroadz

Из лучшей российской блюзовой группы, появившаяся в 1990-м году Crossroadz быстро стала мировым достоянием: они гастролировали даже в Китае, а их первый альбом Between попал во французские чарты. Лидер группы Сергей Воронов с российскими музыкантами («Бригада С», «Чайф», «Машина времени»), и даже отметился на сольном диске Кита Ричардса. В настоящий момент, Воронов продолжает удивлять неожиданными коллаборациями. Так, в прошлом году свет увидел проект Mean Barbados, где он совместно с битмейкером Дмитрием «Тактиксом» Винокуровым лихо замешивает блюз с хип-хопом. В честь юбилея Crossroadz вспомнят лучшие композиции из своего репертуара. Кстати, это редчайший пример группы, в которой за 25 лет не поменялся оригинальный состав: взаимопонимание между музыкантами на сцене просто фантастическое.

Усадьба Jazz Band

Усадьба Jazz Band – коллектив, состоящий из друзей фестиваля Усадьба Jazz. Среди них: известные по проекту «Голос» Георгий Юфа, Алена Тойминцева, Нани Ева, София Рубина-Хантер, джазовые певицы Ольга Синяева, Полина Зизак, юная певица Милета Агнаева (победительница конкурса Усадьбы Jazz) и отличные московские музыканты – саксофонист Николай Моисеенко и другие. На фестивале они представят специально созданную для этого события программу советской эстрадной классики 1960-х, 1970-х, 1980-х годов в джазовой обработке.

СЦЕНА «АРИСТОКРАТ»

Мариам Мерабова и группа «Мирайф»

Исполнение Мариам Мерабовой вечнозеленого шлягера Georgia Is On My Mind стало "моментом истины" на последнем шоу "Голос": нужно было видеть, что творилось с членами жюри во время прослушивания. Усадьба Jazz была первой крупной площадкой для Мариам Мерабовой и группы «Мирайф», основанной ее мужем, пианистом-виртуозом, аранжировщиком и композитором Арменом Мерабовым. За время карьеры Мерабова доказала, что одинаково уверенно чувствует себя в разных стилях. Она выступала с такими джазовыми звездами, как Eric Marienthal, Richie Cole, Вячеслав Горский и Григорий Файн. На фестивале Мерабова исполнит и вечнозеленые хиты, и вещи из репертуара группы, которая существует уже 17 лет.

Эстрадный оркестр Сергея Мазаева

Певец, профессиональный кларнетист и мультиинструменталист – талантов у лидера «Морального Кодекса» Сергея Мазаева столько, что неудивительно, что ему тесно в рамках одного жанра. В состав его «Эстрадного оркестра» вошли лучшие московские джазовые и рок-музыканты: за аранжировки отвечают пианист Александр Мясников и аккордеонист Николай Мирошник, также задействованы саксофонист Николай Моисеенко, гитарист Антон Хабибулин, бас-гитарист Сергей Гейер. В программе оркестра нашлось место и джазовой классике, и Unchain My Heart Джо Кокера, и классике советской эстрады – например, песне «Колыбельная» группы Стаса Намина «Цветы». Оркестрованные версии этих песен попали на дебютный диск оркестра, записанный в 2012 году. Но как любой большой организм, оркестр постоянно эволюционирует – так что в программе, которую оркестр представит на фестивале, наверняка будут и совсем свежие номера.

7/8 Band (Россия)&Authentic Light Orchestra (Швейцария)

Сложная ритмика ближневосточной музыки и джазовые импровизации, фьюжн и практически рокерский драйв – едва заявив о себе прошлогодним концертом в ЦДХ, группа 7/8 Band сразу стала заметным явлением на российской сцене world music. В состав 7/8 Band входят виртуозные музыканты, техника которых захватывает дух. Например, перкуссионист и путешественник Андрей Танзю, владеющий техникой игры на дарбуке, уду, кахоне и множестве других экзотических ударных. Или Олег Маряхин, саксофонист, которого можно услышать во множестве составов – от группы Инны Желанной до авант-джазового коллектива Jazzator. На фестивале 7/8 Band выступят вместе с Authentic Light Orchestra – международным коллективом под руководством Валерия Толстова, мастерски соединяющим в своем творчестве традиционную армянскую музыку, фьюжн и джаз.

Rocqawali (Пакистан/Дания)

Датско-пакистанская группа Rocqawali в своем творчестве придерживается той же стратегии, что и самый знаменитый исполнитель суфийской музыки каввали Нусрат Фатех Али Хан. Они объединяют музыкальные традиции Востока и Запада, и делают эту музыку понятной для слушателей во всем мире. В ее состав входят вокалист Эйяз Шер Али, представитель древней пакистанской династии. А также датские музыканты, которые уже зарекомендовали себя на инди-сцене страны, созданием саундтреков для фильмов и продюсированием других артистов. О характере их живых выступлений можно сделать вывод, прослушал дебютный альбом Rocqawali, вышедший в прошлом году. Рок и транс, молитвы на языке панджаби, и суфийский мессидж, понятный людям любого происхождения и вероисповедания: «Любовь превыше всех религиозных, политических и физических границ». При поддержке консульства Дании

Джаз бас театр Алекса Ростоцкого (Россия/Франция)

Известному бас-гитаристу Алексу Ростоцкому в этом году юбилей – 60 лет, но он остается неутомимым экспериментатором, кроме музыки занимается еще и живописью, и часто путешествует по Африке. Последний альбом его Джас бас театра называется «Песни озера Виктория и Русской равнины», и по-новому открывает малознакомые для нас музыкальные культуры: русский и африканский фольклор. Африканские ритмы вплетаются в драйвовый джаз-рок, корневая музыка соединяется с джазом и даже электроникой. В состав Джаз бас театра на фестивале войдут блестящий перкуссионист Лев Слепнер, басист-виртуоз Доменик Ди Пьядза, разработавший собственную технику игры на басу, и итальянский барабанщик Алессандро Наполитано. Сам Ростоцкий может удивить не только виртуозной игрой на клавишах и басу, но и в одиночку воссоздать целый русско-африканский хор посредством нескольких синтезаторов.

CЦЕНА «ИНДИКАТОР»

Мегаполис

В 2014 году неутомимый музыкант и визионер Олег Нестеров представил аудиовизуальный проект “Из жизни планет”, написав музыку к так и не получившим жизнь на экране сценариям шестидесятых годов. “Из жизни планет” - это и исчерпывающая онлайн-энциклопедия по кино эпохи оттепели, и документальный фильм о работе Геннадия Шпаликова, Андрея Смирнова и других сценаристов и режиссеров, но главное – музыка. Участникам “Мегаполиса” удалось удивительно тонко прочувствовать атмосферу фильмов того времени – несмотря на ретро-эстетику, их музыка свежо звучит и в настоящий момент.

Малинен

Петербуржский юноша с финскими корнями, Антон Малинен является одним из самых перспективных молодых инди-музыкантов России. Его светлую, и по-юношески легкую музыку отличает серьезный профессионализм: для предыдущей пластинки он записывал дома детский хор и многочисленные струнные, а на новом альбоме будет задействован госпел-коллектив.

OQJAV

Сразу после выхода дебютного альбома «Окуджав» стал чем-то большим, чем сайд-проект участницы нашумевшей екатеринбургской группы «Обе две» Кати Павловой, Даниила Шайхинурова из синти-поп-проекта La Vtornik и Вадима Королева из инди-рок-коллектива «Пилар». Их проникновенные песни об опасных связях и сексе насыщены цепкими строчками и запоминаются на раз. Живи мы в другой стране, «Цирк», «Джек», и «Взрослые» непременно бы попали в радиоэфиры – но к нашему счастью, есть клубы, Интернет и фестиваль Усадьба Jazz.

Race To Space

Московская группа Race To Space стала одним из главных открытий местной инди-сцены в прошлом году. Музыка Race To Space очень кинематографична, и это неспроста: все ее участники так или иначе связаны с миром кино. Вокал принадлежит актрисе Мириам Сехон, музыку пишет звезда «Сталинграда» и «Обитаемого острова» Петр Федоров и известные кинокомпозиторы Вадим Маевский и Александр Туркунов. Название тоже говорит о многом: космическая романтика, которой вдохновлялись классики британской электроники 1990-х The Orb и Underworld, свойственна и музыке Race To Space.

Artemiev

Павел Артемьев впервые попал в поле зрения широкой публики как участник шоу «Фабрика звезд» и группы «Корни», отметившейся народными хитами «25 этаж» и «С днем рождения, Вика» авторства Игоря Матвиенко. Однако эстраде он предпочел взрослый и мощный поп-рок и живые выступления: благодаря таким песням, как «Кругами», «Морской Прибой» и «Барная» с его первого альбома, аудитория Артемьева теперь состоит не только из тех, кто помнит про «Корни», но и тех, кому небезразличны такие группы, как Coldplay или Keane.

СЦЕНА JAZZ CLUB

Trad. Attack! (Эстония)

Группу Trad. Attack! можно назвать одной из главной статей эстонского музыкального экспорта. Трое молодых людей, – Сандра Силламаа (эстонская волынка, варган, саксофон), Тыну Тубли (перкуссия) и Яльмар Вабарна (гитара) – объединились год назад на почве любви к эстонскому фольклору. Для своих аранжировок они использовали архивные записи 1950-1960 годов, одновременно стремясь к тому, чтобы эти песни звучали свежо и сегодня. Некоторые уже сравнивают Trad. Attack! c Gogol Bordello: как группа Евгения Гудзя доказала, что цыганская музыка может звучать мощно и современно, так и северные народные песни в исполнении эстонцев становятся настоящими танцевальными боевиками.

Two Siberians

Дуэт Two Siberians давно и прочно прописался в лайнапах крупнейших западный фестивалях. Они стали обладателями первого приза на престижнейшем международном конкурсе International Songwriting Competition в категории «Инструментальная музыка»; приза «Любимцы публики» Рочестерского международного джаз-фестиваля; звания «Музыканты года» RAW Portland Artists Showcase и множества других наград. Two Siberians играли на одной сцене с такими легендами, как Жан-Люк Понти, Чик Кориа и Дейв Брубек, а в записи диска Out Of Nowhere, ставшего первым серьезным успехом Two Siberians в США, приняли участие такие музыканты как Richard Bona и соратник Майлза Дэвиса и Стинга Mino Cinelu. Их концерты отличает неизменная экспрессия и драйв. Как сказал о них выдающийся саксофонист и обладатель 15 премий Грэмми Michael Brecker: "Они как будто заправлены ракетным топливом!".

Трио Дмитрия Илугдина

Лауреат молодежной премии «Триумф», пианист и клавишник «Арсенала» (с 1999-го по 2009 гг.), Дмитрий Илугдин по праву считается одним из лучших молодых джазовых пианистов России. В прошлом году Илугдин записал первый альбом авторского материала "Никитский бульвар", который вышел на лейбле Алексея Козлова ArtBeat. «Тихим и спокойным «Никитский бульвар» не назовёшь – потому что мы в нем довольно сильно энергетически выложились, – рассказывал о пластинке сам Илугдин, – В результате получилась, я бы сказал, современная, с очень европейским уклоном джазовая музыка, местами опирающаяся на традиции лейбла ECM.». На фестивале Илугдин представит свой новый материал со своим трио, в которое вошли отличные московские музыканты бас-гитарист Алексей Заволокин и барабанщик Петр Ившин.

Трио Валерия Степанова

Тандем клавишника Валерия Степанова и басиста Аркадия Корнева появился в 2012 году. Впоследствии к ним присоединился басист Антон Давидянц – музыкант, работавший с саксофонистом Эриком Мариенталем, певицей Saskia Laroo, а также Игорем Бутманом, Николаем Носоквым и другими российскими джазовыми и поп-звездами. Играют они музыку технически изощренную и «забойную» – фанк, джаз-рок, фьюжн и соул. За три года года существования трио выпустило три пластинки в цифровом формате и два «лайв»-альбома.

Победители конкурса молодых исполнителей

Фестиваль Усадьба Jazz всегда поддерживал молодых музыкантов. В этом году совместно с Дирекцией образовательных программ в сфере культуры и искусства организовали конкурс для исполнителей в возрасте от 10-18 лет, играющих джаз, соул, фанк, рок и другую импровизационную музыку. Финалисты, прошедшие два этапа прослушивания (видеоролики на Youtube и личное прослушивание) выступят на одной сцене бок о бок с высококлассными профессионалами.

21 ИЮНЯ

СЦЕНА «ПАРТЕР»

Антон Беляев и Therr Maitz

Лето 2011 года. Перспективная и амбициозная группа Therr Maitz впервые выступает на фестивале масштаба Усадьба Jazz – и сразу покоряет слушателей своей энергией и профессионализмом. 2015 год. Антон Беляев получил общероссийскую известность благодаря шоу "Голос" на Первом канале, он может позволить себе в непростые времена устроить аншлаговый концерт с симфоническим оркестром. Выступления Therr Maitz на фестивале Усадьба Jazz стали уже доброй традицией: в прошлом году группа Антона Беляева выступала в Москве и Екатеринбурге. Новый альбом Therr Maitz наверняка станет очередным важным этапом в карьере группы – каким стал для фестиваля Усадьба Jazz переезд в Царицыно. Так что концерт не обойдется без новых хитов, любимых публикой кавер-версий и приятных неожиданностей.

Hiatus Kaiyote (Австралия)

Уже первый альбом австралийской нео-соул группы получил благосклонные отзывы большого специалиста по современному джазу Джайлза Питерсона, Эрики Баду и продюсера Flying Lotus. А совместный трек Nakamarra с ветераном хип-хопа Q-Tip из группы A Tribe Called Quest принес Hiatus Kaiyote номинацию на "Грэмми" в номинации "лучший R'N'B трек года". После выхода второго диска Choose Your Weapon, Hiatus Kaiyote получили массу восторженных отзывов мировой музыкальной прессы и стали одним из самых остроактуальных коллективов 2015 года. "Корни их стиля находятся в традиционных формах соула, джаза и фанка, – писал про Tawk Hamahawk портал Allmusic, – но благодаря приемам абстрактного хип-хопа и притягательной странности своей музыки Hiatus Kayote звучат очень современно". При поддержке посольства Австралии

The Jones Family Singers (США)

Вот уже два десятка лет семейный госпел-хор, в состав которого входят, в частности, двое братьев и пять сестер Джонс, а также их отец, с успехом колесит по фестивалям, выступает в ночных клубах, церквях и даже тюрьмах - там тоже нужна их душеполезная музыка. Придерживаясь старой и славной традиции, они обогащают свой стиль элементами классического соула и R'N'B - поэтому их музыку любят и те слушатели, сердцам которых близки Марвин Гей и Кертис Мейфилд. При поддержке посольства США и компании Delta

Нино Катамадзе и группа Insight (Грузия)

Нино Катамадзе родилась в Аджарии, в городе Кобулети (Грузия) и впервые вышла на сцену, будучи еще совсем ребенком – в четыре года. Серьезная профессиональная карьера Нино началась в 2000 году c сотрудничества с основателем группы Insight Гочей Качеишвили. Cегодня выступления проходят при аншлаге не только в России, но и за ее пределами. На счету проекта Nino Katamadze&Insight уже несколько альбомов и саундтреков к кинофильмам. Нино говорит о себе: «Любовь не надо искать - надо отдавать. Я все коплю в себе, чтобы потом отдать через музыку. Не спрашивая у идущих навстречу, нужно ли им это».

СЦЕНА «АРИСТОКРАТ»

Хибла Герзмава и трио Даниила Крамера

Мировая оперная дива, народная артистка России и Абхазии, Хибла Герзмава – невероятно разносторонний человек, не боящийся рисковать и обожающий эксперименты. Именно в совместном творческом поиске родилась концертная программа с джазовым трио пианиста Даниила Крамера «Опера. Джаз. Блюз» в стиле «кроссовер». В этой программе джазовые импровизации прекрасно сочетаются с произведениями Генделя, Моцарта, Пуччини, Верди. Как и Хибла Герзмава, народный артист России Даниил Крамер не ограничивает себя рамками одного жанра - его можно увидеть на сцене и с “Терем-квартетом”, и с “Виртуозами Москвы”, и в составе классического джазового трио. Словом, нас ждет редкое сочетание профессионализма и драйва, классики и джаза, традиции и импровизации в исполнении двух очень ярких музыкантов.

Omer Avital Quintet (Израиль)

Наряду с Авишаи Коэном, Омер Авиталь является одним из самых известных израильских джазовых музыкантов в мире. Изначально Авиталь изучил классическую гитару, но поступив в престижнейший колледж Talma Yalin, переключился на контрабас. В 17 лет он был уже уверенным профессионалом, но перед тем, как начать карьеру, был вынужден отслужить в армии. Зато сразу после увольнения, Авиталь попадает в Нью-Йорк, где выступает с такими заслуженными джазменами, как Кенни Гарретт, Рой Хейнс и Джимми Кобб. Впрочем, окончательно его стиль, в котором пост-боп связан воедино с традиционной музыкой Ближнего востока, сформировался в Израиле. Песни, танцевальные ритмы и ритуалы восточных евреев (мизрахов) вдохновляли Авиталя не меньше, чем джаз и блюз. При поддержке посольства Израиля

Игорь Бутман и Московский государственный джазовый оркестр

Ни один другой российский коллектив не может похвастаться таким впечатляющим послужным списком. Среди залов, где за шестнадцатилетнюю историю доводилось выступать Московскому джазовому оркестру Игоря Бутмана – Карнеги-холл, Линкольн-центр и клуб Birdland. Среди музыкантов, сотрудничавших с этими коллективами: Уинтон Марсалис, Гэри Бертон, Джордж Бенсон, Ди Ди Бриджуотер – и многие другие джазовые звезды первого ряда. В репертуаре оркестра – и вечнозеленая джазовая классика, и авторский материал, и академическая музыка в джазовых обработках. Например, джазовые фантазии на мотивы опер "Шехерезада" Николая Римского-Корсакова и "Кармен" Жоржа Бизе.

Mathias Eick Quintet (Норвегия)

Все благородные черты скандинавского джаза, – элегичность, сдержанность, какая-то прозрачная красота, – присущи и музыке трубача Маттиаса Эйка, бэндлидера и сайдмена широко известной команды Jaga Jazzist, однажды выступавшей на Усадьбе Jazz. Эйк родился в семье джазовых музыкантов, осваивал контрабас, вибрафон, фортепиано и гитару, но основным его инструментом остается труба – среди своих главных учителей он отмечает Клиффорда Брауна, Кенни Уиллера, и, само собой, Майлза Дэвиса. В своих композициях он исследует заповедные зоны между экспериментальными идеями, фолк-мотивами своей родной страны и тембральными опытами. Как бэндлидер, он постоянно экспериментирует со временем и музыкальным пространством как средствами коммуникации. При поддержке посольства Норвегии

СЦЕНА «ИНДИКАТОР»

Mana Island

Вальяжный и легкий, но при этом расчетливый и прекрасно спродюсированный инди-поп Mana Island принес им звание одной из лучших независимых групп 2014 года. Их космополитичный саунд пришелся по душе и аудитории прогрессивных иностранных блогов, и московским модникам. В прошлом году они выступали на разогреве у Tesla Boy, Klaxons и Foals, а под занавес года получили премию "Золотая горгулья" в номинации "Прорыв года".

Зоркий

Люди, следящие за развитием русской независимой музыки в России, могут помнить о группе «19:84», в 2010 году выпустившей альбом «Время уходит». В этом году Василий Зоркий вернулся с новой группой, в состав которой вошли высококлассные профессионалы: гитарист Дмитрий Емельянов, известный по сотрудничеству с Земфирой и InWhite, клавишник Федор Кандинский (Глюкоза), басист Найка Борзова Джон Щиголь. Некоторые из этих музыкантов уже сотрудничали с Зорким раньше, но вектор движения коллектива теперь совсем иной. Вместо стадионного замаха – тихие и проникновенные песни (одна из самых известных песен "позднего" Зоркого – колыбельная "Спи"; в начале апреля появился клип на песню "Засыпай скорее", тоже очень трогательный и медитативный).

Gayana

Полночный полумрак, неоновый свет, томные взгляды... Московская англоязычная группа Gayana исполняет изысканную восьмидесятническую поп-музыку той золотой эпохи, когда начинали свою карьеру Whitney Houston и Madonna, и достигли творческой вершины Chaka Khan и Phil Collins. Холодные синтезаторы, но горячие эмоции, романтика и легкий флер ностальгии – в 2010-х синтезаторный соул вновь оказался на острие моды, так что о Gayana в будущем мы будем слышать все чаще и чаще.

Elizaveta (США)

В России практически не заметили успеха Елизаветы Хрипуновой – певицы с русскими корнями, три года назад записавшей альбом на подразделении Universal, вошедший в двадцатку чарта iTunes. Контракт с мейджором Елизавете удалось получить с помощью Фейсбука – результатом стало сотрудничество с продюсером Грегом Уэллсом (Адель, Руфус Уэйнрайт, Элтон Джон), который помог сформировать ее музыкальный и визуальный образ. Затем вышла пластинка Beatrix Runs – и музыка Elizaveta стала все чаще появляться в фильмах и телешоу. В прошлом году Elizaveta выпустила сингл "Как дети", на котором было две песни на русском, а в этом – выступила специальным гостем на концертах Би-2 с симфоническим оркестром и записала с группой песню "Только любовь починит", забравшуюся на вершины российских чартов.

Dream Koala (Франция)

Под псевдонимом Dream Koala скрывается 20-летний продюсер, сонграйтер, вокалист и гитарист Yndi Ferreira, в одиночку записывающий мечтательный и томный чиллвейв космической тематики. "Мой стиль – это смесь их всего, что я слушаю, от Drake до Burial, – говорит Dream Koala, – Мне нравится, когда в музыке много пространства, и она звучит тихо, но мощно – как в церкви". Названия его треков, – A Cosmic Landscape, Saturn Boy, Odyssey, – выдают в Dream Koala человека романтичного и мечтательного. Его хрупкая, но не лишенная грува музыка уже звучала и на одной из вечеринок Boiler Room, на британском фестивале Bestival, и на техасском SWSX. При поддержке посольства Франции

СЦЕНА JAZZ CLUB

Трио Владимира Нестеренко

Электроорган – инструмент, столь популярный в блюзе, фанке, и фьюжне, в настоящий момент используется не так часто. Трио пианиста Владимира Нестеренко — практически единственное в настоящий момент постоянно действующее органное джазовое трио в России. Основа репертуара трио — авторские композиции и аранжировки Владимира, а так же классика «золотой эры» джаза — 50х-60х годов.

Daniel Herskedal (Норвегия)

Норвежец Даниэль Херскедал выбрал не самый привычный для джаза инструмент – тубу, но его мелодическое чутье и виртуозность быстро сделали его одной из молодых звезд европейского джаза. Херскедал востребован во множестве составов: биг-бенд Trandheim Jazz Orchestra, трио с трубачом Бертом Локсом и пианистом Дирком Балтхаусом и массе других проектов. Изобретательно используя возможности электроники, он расширяет звуковую палитру тубы – и сейчас музыка Херскедала помимо джазовых площадок, звучит и в кино. Созерцательность, элегичность и неброская красота – славные качества скандинавского джаза, сделавшие его мировым достоянием, в полной мере свойственны и композициям Даниэля Херскедаля. При поддержке посольства Норвегии

Jazzator

Группу Jazzator изначально очень хорошо принимали в Европе, и довольно холодно – в родной Москве. Вероятно, их музыка казалась слишком экзотичной: синкопированный ритм, сложные размеры, влияние неоклассической музыки и джазового авангарда. Швейцарский журнал Jazz’n’more написал, что квартету "удалось самым изысканным и захватывающим образом и не без юмора привести к общему знаменателю Прокофьева и панк”, а в немецком издании Jazz Thing корни их творчества увидели одновременно и в фанке, и в работах композиторов Белы Бартока и Конлона Нанкарроу. При всей своей технической изощренности, композиции Jazzator кажутся очень образными; в целом, эта остросюжетная и захватывающая музыка, в отличие от многих авант-джазовых коллективов, не требует никакой предварительной подготовки и увлекает с первых нот.

Владимир Волков (Россия) и Мола Силла (Сенегал)

Владимир Волков по праву считается одним из лучших российских контрабасистов. Постоянный музыкальный партнер Леонида Федорова, руководитель собственного арт-рокового "Волков-трио", он востребован в самых разных проектах и музыкальных формациях. Сенегальский вокалист и перкуссионист Мола Силла родился и вырос в Дакаре и впитал в себя традиции гриотов – так в Западной Африке называют бродячих сказочников и песнопевцев. С 1987 году он перебрался в Амстердам, и с тех пор поучаствовал в огромном количестве музыкальных проектов: так, в 2005 году он в соавторстве с известным голландским виолончелистом Эрнстом Рейзегером записал саундтрек к фильму великого Вернера Херцога "Далекая синяя высь". Их совместное выступление – это сплав африканской народной музыки и авант-джаза, совместная импровизация, скованная исключительно фантазией музыкантов.

Инна Желанная

Инна Желанная по праву считается одной из главных фолк-певиц России. Ее первые пластинки стали настоящим явлением: долгие годы музыка с народными корнями была представлена у нас лишь официозными ансамблями и казалась вещью-в-себе, существующей параллельно остальным музыкальным течениям. Но в исполнении Желанной она звучала как нельзя современно: в аранжировках прослеживались элементы прог-рока и импровизационное начало, плюс к этому, подача Желанной сильно отличалась от общепринятых и насаживаемых долгими годами канонов. Сейчас ее жанровый диапазон стал еще шире: на последнем альбоме "Изворот" песни Смоленской, Белгородской, Брянской и других областей "встречаются" с ди-джейскими скретчами, тувинским горловым пением и электронным битом. Что, в общем, логично – в эпоху глобализации и фолк-музыка должна отказаться от признания каких-либо границ.

Усадьба Jazz. 20-21 июня. Царицыно.

27/03/2015 - 03:34   Mix   Концерты, Джаз
В сущности, Сергей Манукян — это такой армянский Пьер Ришар. 60-летие в Доме музыки подчеркнуло, а где-то по-джазовому обыграло эту обаятельную черту его имиджа.

60-летие для Манукяна — сам по себе оксюморон. Ну какой же Манукян 60-летний мэтр? Господи, да он все так же ходит в развалочку, широко размахивая руками вокруг животика, так же взлохмачивает свои неугомонные кудри шариком, так же заразительно улыбается своей бесконечно доброй до сердца улыбкой и совсем уж по-армянски щурит глаза в качестве высочайшего удовольствия от процесса! Нет, не мэтр. Не возраст.

Сергей Манукян
Сергей Манукян

Когда в качестве анонса юбилейного концерта в Доме музыки мы ставили заголовок «Сергея Манукяна поздравят все звезды джаза», это не было преувеличением нисколько. Даже наоборот, мы даже не знали еще по-настоящему, сколько их окажется в этот вечер на сцене! Простое перечисление имен займет весь объем статьи. Придется говорить только о фронтменах. И фронтвуменах, конечно, - представить Манукяна вне окружения красивых джазовых вокалисток вообще невозможно. Пришли все, кто мог.

- Я хочу, чтобы мы стали друзьями, - с ходу обратился Сергей к переполненному Светлановскому залу. - И те, кто слышал нас много раз, и те, кто пришел впервые — нам нужно стать друзьями! Музыка объединяет людей. Музыка — это проявление божественной доброты. Мы разные музыканты, но на сцене мы соглашаемся друг с другом, иначе музыка не получится. Мы друзья в этот момент, и музыканты, и зрители!

Сценарий юбилея выглядел рационально: в центре Манукян за клавишами, вокруг его музыканты и не его, а в меру чинную «датскую» говорильню обеспечивает ведущий. Может быть, Манукян на своем юбилее играл меньше, чем на любом другом концерте — столько музыкантов приехали его поздравить. Но сыграл. Начал со старого блюза, вспомнив о том, как при первом появлении в Москве играл в Золотом зале «Интуриста» 1983 года именно блюзы и джаз. Потом вспомнил блюзовый стандарт 30-х годов, хорошо известный массовой публике по его каверу Аллы Пугачевой «Вот случилось, мама». Замечательно обыграл тему Nat King Cole, а потом невероятно чувственно сыграл Dedication, посвящение ушедшему отцу (автор текста Елена Карпинская тоже была тут) с цитатами из Баха.

Анатолий Кролл и Сергей Манукян
Анатолий Кролл и Сергей Манукян

И — пошел нескончаемый поток гостей. Анатолий Кролл, у которого в оркестре «Современник» играл когда-то Манукян, вынес два пакета подарков от фирмы «Мелодии», а потом сыграл опять же блюз. Поэтесса Алина Байбанова прочитала стихи в честь юбиляра. Алина Ростоцкая спела довольно хитовую «Аик» (немного фальшивя, как обычно), а трио Евгения Борца абсолютно безупречно сыграло балладу в честь мамы Манукяна.

Бас-театр Алекса Ростоцкого
Бас-театр Алекса Ростоцкого

Центральным гостевым номером оказалось появление коллектива Алекса Ростоцкого, сыгравшего знаменитое переложение «Картинок с выставки» Мусоргского, причем сцену, как пояснил Ростоцкий, где встречаются два еврея — богатый и бедный. «Второй разве есть в жизни?» - немедленно иронически отреагировал Манукян. Отдельно стоит упомянуть феерическое соло Льва Слепнера на маримбе. Кстати, Ростоцкий родился в один день с Манукяном, и по этому поводу рассказал забавную историю знакомства. На каком-то провинциальном фестивале обедали в столовой, и там на столе он увидел чей-то забытый паспорт. Открыл, а там неизвестный ему Манукян и та же дата и год рождения. Тут к столу подошел сам Манукян, так и познакомились...

Этери Бериашвили и Сергей Манукян
Этери Бериашвили и Сергей Манукян

Всегда великолепная Этери Бериашвили спела тему от Гия Канчели, Игорь Бутман подыграл имениннику в стандарте... А затем Манукян вывел на сцену почти всю свою семью. Жена, зять и его жена с двумя детьми, дочь и сын! «У меня четверо детей и двое внуков!» - гордо сказал Манукян.

«У меня четверо детей и двое внуков!»
«У меня четверо детей и двое внуков!»

Да не просто родственники. Зять Колин Грей на органе Светлановского зала превосходно сыграл «Колокола Вестминстера», а дочь Ариадна сделала первый шаг в искусство, спев эстрадную песню про рояль в кустах («вот так поют выпускники философского факультета», - радостно улыбнулся Манукян).

Сергей Манукян и Игорь Бутман
Сергей Манукян и Игорь Бутман

Еще одним контрапунктом юбилея стало появление Вячеслава Горского, - ведь когда-то Манукян играл в его легендарном «Квадро». Зазвучала та самая «Московская самба», во время которой Манукян, немного пошалив с клавишами, пошел к барабанной установке и отменно отстучал! Старая гвардия, она такая...

Пели Алла Врублевская из Эстонии, Александра Шерлинг, Асет, - все сплошь называя Манукяна своим учителем (так ведь оно и было). Затем на сцену вышла целая делегация от фестиваля «Мамакабо» - сам Тимур Ведерников и безупречная Ирина Сурина, спевшие «Прогулку», которую сочинил в свое время Манукян и Олег Митяев. Конечно, Манукян уже не только играл, но и пел дуэтом.

Сергей Манукян, Ирина Сурина и Тимур Ведерников
Сергей Манукян, Ирина Сурина и Тимур Ведерников

Модное шоу «Голос» представлено стало не только Бериашвили, но и маститыми Тиной Кузнецовой (экс-Zventa-Zventana и Андреем Давидяном (экс-»Рок-ателье»), причем выяснилось, что в составе Давидяна играет клавишник Арам Зурабян, с которым Манукян играл еще в школе (!) в далеком грозненском детстве.

Сергей Манукян и Андрей Давидян
Сергей Манукян и Андрей Давидян

Завершил же юбилейный концерт совсем как бы и не джазовый номер - «Песня не прощается с тобой». «Моя мама очень любила эту песню, я не могу не сыграть ее сегодня», - пояснил Манукян. Пели все гости, пришедшие в этот вечер поздравить... Пел весь зал.

All Stars
All Stars

Порою кажется, что Сергей Манукян — это такой самодостаточный феномен. Половина его клавиш настроена как бас, половина — как типичная фанковая «Ямаха». Сам поет (и как поет!), сам сочиняет... Может выступать один, и все равно — весь зал его. И тем поразительнее (что особенно заметно на юбилеях), сколько душевной щедрости и тепла он отдает талантливым коллегам, поощряет, помогает, напутствует. Да Бог с ним, с этим формальным «Фондом развития джазового искусства», о котором не преминут написать в Википедиях и непрофильных интервью. Сергей Манукян искрится радостью внутри этого невероятного микса из джаза, соула, фанка, блюза, фолка и чего там еще. И заражает этой счастливой радостью и слушателей, и коллег, и молодежь, и даже суровых звукачей.

Планета им. Манукяна. Феномен Сергея Манукяна. Он — такой...

Гуру КЕН, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Анатолий Кролл
Анатолий Кролл

Сергей Манукян
Сергей Манукян

Этери Бериашвили
Этери Бериашвили

Сергей и Ариадна Манукяны
Сергей и Ариадна Манукяны