60-летие для Манукяна — сам по себе оксюморон. Ну какой же Манукян 60-летний мэтр? Господи, да он все так же ходит в развалочку, широко размахивая руками вокруг животика, так же взлохмачивает свои неугомонные кудри шариком, так же заразительно улыбается своей бесконечно доброй до сердца улыбкой и совсем уж по-армянски щурит глаза в качестве высочайшего удовольствия от процесса! Нет, не мэтр. Не возраст.
Когда в качестве анонса юбилейного концерта в Доме музыки мы ставили заголовок «Сергея Манукяна поздравят все звезды джаза», это не было преувеличением нисколько. Даже наоборот, мы даже не знали еще по-настоящему, сколько их окажется в этот вечер на сцене! Простое перечисление имен займет весь объем статьи. Придется говорить только о фронтменах. И фронтвуменах, конечно, - представить Манукяна вне окружения красивых джазовых вокалисток вообще невозможно. Пришли все, кто мог.
- Я хочу, чтобы мы стали друзьями, - с ходу обратился Сергей к переполненному Светлановскому залу. - И те, кто слышал нас много раз, и те, кто пришел впервые — нам нужно стать друзьями! Музыка объединяет людей. Музыка — это проявление божественной доброты. Мы разные музыканты, но на сцене мы соглашаемся друг с другом, иначе музыка не получится. Мы друзья в этот момент, и музыканты, и зрители!
Сценарий юбилея выглядел рационально: в центре Манукян за клавишами, вокруг его музыканты и не его, а в меру чинную «датскую» говорильню обеспечивает ведущий. Может быть, Манукян на своем юбилее играл меньше, чем на любом другом концерте — столько музыкантов приехали его поздравить. Но сыграл. Начал со старого блюза, вспомнив о том, как при первом появлении в Москве играл в Золотом зале «Интуриста» 1983 года именно блюзы и джаз. Потом вспомнил блюзовый стандарт 30-х годов, хорошо известный массовой публике по его каверу Аллы Пугачевой «Вот случилось, мама». Замечательно обыграл тему Nat King Cole, а потом невероятно чувственно сыграл Dedication, посвящение ушедшему отцу (автор текста Елена Карпинская тоже была тут) с цитатами из Баха.
И — пошел нескончаемый поток гостей. Анатолий Кролл, у которого в оркестре «Современник» играл когда-то Манукян, вынес два пакета подарков от фирмы «Мелодии», а потом сыграл опять же блюз. Поэтесса Алина Байбанова прочитала стихи в честь юбиляра. Алина Ростоцкая спела довольно хитовую «Аик» (немного фальшивя, как обычно), а трио Евгения Борца абсолютно безупречно сыграло балладу в честь мамы Манукяна.
Центральным гостевым номером оказалось появление коллектива Алекса Ростоцкого, сыгравшего знаменитое переложение «Картинок с выставки» Мусоргского, причем сцену, как пояснил Ростоцкий, где встречаются два еврея — богатый и бедный. «Второй разве есть в жизни?» - немедленно иронически отреагировал Манукян. Отдельно стоит упомянуть феерическое соло Льва Слепнера на маримбе. Кстати, Ростоцкий родился в один день с Манукяном, и по этому поводу рассказал забавную историю знакомства. На каком-то провинциальном фестивале обедали в столовой, и там на столе он увидел чей-то забытый паспорт. Открыл, а там неизвестный ему Манукян и та же дата и год рождения. Тут к столу подошел сам Манукян, так и познакомились...
Всегда великолепная Этери Бериашвили спела тему от Гия Канчели, Игорь Бутман подыграл имениннику в стандарте... А затем Манукян вывел на сцену почти всю свою семью. Жена, зять и его жена с двумя детьми, дочь и сын! «У меня четверо детей и двое внуков!» - гордо сказал Манукян.
Да не просто родственники. Зять Колин Грей на органе Светлановского зала превосходно сыграл «Колокола Вестминстера», а дочь Ариадна сделала первый шаг в искусство, спев эстрадную песню про рояль в кустах («вот так поют выпускники философского факультета», - радостно улыбнулся Манукян).
Еще одним контрапунктом юбилея стало появление Вячеслава Горского, - ведь когда-то Манукян играл в его легендарном «Квадро». Зазвучала та самая «Московская самба», во время которой Манукян, немного пошалив с клавишами, пошел к барабанной установке и отменно отстучал! Старая гвардия, она такая...
Пели Алла Врублевская из Эстонии, Александра Шерлинг, Асет, - все сплошь называя Манукяна своим учителем (так ведь оно и было). Затем на сцену вышла целая делегация от фестиваля «Мамакабо» - сам Тимур Ведерников и безупречная Ирина Сурина, спевшие «Прогулку», которую сочинил в свое время Манукян и Олег Митяев. Конечно, Манукян уже не только играл, но и пел дуэтом.
Модное шоу «Голос» представлено стало не только Бериашвили, но и маститыми Тиной Кузнецовой (экс-Zventa-Zventana и Андреем Давидяном (экс-»Рок-ателье»), причем выяснилось, что в составе Давидяна играет клавишник Арам Зурабян, с которым Манукян играл еще в школе (!) в далеком грозненском детстве.
Завершил же юбилейный концерт совсем как бы и не джазовый номер - «Песня не прощается с тобой». «Моя мама очень любила эту песню, я не могу не сыграть ее сегодня», - пояснил Манукян. Пели все гости, пришедшие в этот вечер поздравить... Пел весь зал.
Порою кажется, что Сергей Манукян — это такой самодостаточный феномен. Половина его клавиш настроена как бас, половина — как типичная фанковая «Ямаха». Сам поет (и как поет!), сам сочиняет... Может выступать один, и все равно — весь зал его. И тем поразительнее (что особенно заметно на юбилеях), сколько душевной щедрости и тепла он отдает талантливым коллегам, поощряет, помогает, напутствует. Да Бог с ним, с этим формальным «Фондом развития джазового искусства», о котором не преминут написать в Википедиях и непрофильных интервью. Сергей Манукян искрится радостью внутри этого невероятного микса из джаза, соула, фанка, блюза, фолка и чего там еще. И заражает этой счастливой радостью и слушателей, и коллег, и молодежь, и даже суровых звукачей.
Планета им. Манукяна. Феномен Сергея Манукяна. Он — такой...
Гуру КЕН, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии
Классно, что у нас есть такие
Классно, что у нас есть такие музыканты. Я ведь давно забыл, что есть такой человечище! Спасибо, что напомнили. Скачал всю его дискографию, на пару месяцев оторвусь....