Борис Андрианов

16/12/2019 - 05:55   Классическая музыка   Концерты
В Большом зале консерватории БСО п/у Владимира Федосеева сыграл большой концерт в честь 100-летия Мечислава Вайнберга, которого широкая публика знает до сих пор только как автора музыки к мультфильму «Винни-Пух».

Это чудовищно несправедливо. Но тому есть множество причин. Вайнберг и Шостакович были чрезвычайно дружны и высоко ценили творчество друг друга, но даже после советских репрессий и признания Шостаковича великим композитором имя Вайнберга не всегда называли даже в числе участников «школы Шостаковича».

Мечислав Вайнберг
Мечислав Вайнберг

Сбежавшая от кишиневских погромов в начале прошлого века в Варшаву семья Мойше Вайнберга попала под каток фашистских репрессий. Сам Мойше или Меток (уменьшенное от Мечислава) Вайнберг, окончивший Варшавскую консерваторию, сумел в 1939 году сбежать в Советский Союз, но вся его семья погибла в концлагере Травники. В Минске он два года учился в консерватории под именем Моисей, а потом уехал в эвакуацию — в Ташкент. Там в оперном театре Вайнберг сочинил свою первую симфонию, отправил ее в Москву Шостаковичу — и началась его большая музыкальная карьера в столице. Сначала все казалось безоблачным, Вайнберг женился на дочери знаменитого артиста Соломона Михоэлса. Но вскоре начались преследования и еврейского движения, и авангардистов. Михоэлса убивают по приказу Сталина, как говорят сегодняшние историки (в том числе за желание сделать Крым еврейской областью), за всеми родственниками круглосуточно следят. А статья «Сумбур вместо музыки» после посещения Сталиным оперы «Катерина Измайлова» делает Шостаковича, Прокофьева и Вайнберга «формалистами». Затем грянуло «дело еврейских врачей»… Три месяца Моисей Вайнберг просидел в тюрьме, и вышел на свободу только благодаря письмам в защиту от Шостаковича.

В итоге же Мечислав Вайнберг прожил невероятные 76 лет жизни, и оставил после себя гигантское творческое наследие: 22 симфонии, 4 камерных симфонии, 8 опер, 2 балета, огромное количество камерных сочинений и музыки к кино. Музыку Вайнберга знают даже те, кто не знает его фамилии. Он написал много цирковой музыки, она звучит в знаменитых фильмах «Укротительница тигров» и «Медовый месяц» с Касаткиной и Кадочниковым. Это он сочинил хрипелки и сопелки для мультика «Винни-Пух», волшебную зимнюю музыку для «Двенадцати месяцев», романтические мелодии для «Бонифация», щемящие мелодии для культовой «Афони» Данелии. Он же впервые использовал электромузыкальные инструменты для фильма «Гиперболоид инженера Гарина», и это его музыка звучит в фильме «Летят журавли», лауреата Золотой пальмовой ветви Канн-1958.

Как же получилось, что столь успешный композитор, ценимый самим Шостаковичем, остался практически неизвестным в России? Теперь можно только гадать. Факт в том, что ноты симфоний Вайнберга не издавались, и сами симфонии почти не исполнялись. Сам Вайнберг при жизни давал концерты, но как пианист предпочитал играть Шостаковича, а не себя. И даже в скандальной книге Соломона Волкова «Шостакович и Сталин» имени Вайнберга нет! Просто потому, что автор считал, что Вайнберг - «Это Шостакович, которому для того, чтобы стать Шостаковичем, не хватает гения Шостаковича». Даже если это и так, странно было не упомянуть ближайшее окружение того, о ком пишешь. Произведений Вайнберга почти не было на виниле, даже его видео не осталось, хотя он умер только в 1996 году! Он был народным артистом РСФСР, лауреатом Госпремии СССР, но широко известным лишь в узких кругах.

А вот камерные произведения Вайнберга довольно широко исполнялись в СССР. Их исполняли Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Леонид Коган, Эмиль Гилельс. Многие квартеты Вайнберга играл Квартет имени Бородина (ему композитор посвятил два квартета). Симфонические произведения дирижировали Зандерлинг, Рождественский, Баршай, Коган и в том числе немало их в своей жизни сыграл Владимир Федосеев, вышедший в этот вечер на сцену БЗК.

Владимир Федосеев
Владимир Федосеев

Сначала Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского исполнил Концерт Вайнберга для виолончели с оркестром (1948), солист Борис Андрианов. Это раннее произведение, и у него такая же сложная судьба, как у самого композитора. Сначала появилось концертино для скрипки, через месяц оно было переложено для виолончели, и в 1957 году его уже в укрупненной форме концерта играл Ростропович (дирижировал Самосуд). В конце 80-х Вайнберг отдал автограф сочинения музыковеду Манаширу Якубову с просьбой посодействовать исполнению, но никто не заинтересовался, а Якубов вскоре умер. В сентябре 2016 года ноты были найдены его вдовой, и в 2017 году прошла полноценная премьера в Бетховенском зале Большого театра.

Борис Андрианов и БСО п/у Владимира Федосеева
Борис Андрианов и БСО п/у Владимира Федосеева

Виолончелист Борис Андрианов скрупулезно отнесся к исполнению концерта. Это тем более важно, что очевидного влияния Шостаковича в этом концерте нет (кроме разве что Первого скрипичного концерта), Вайнберг занимается своей излюбленной «чистой музыкой», вселенской гармонией, в которой находится место для житейских наблюдений. Тут и мотивы исконной еврейской мелодики, и наслоения из испанского фламенко и хабанеры, и бесконечная рефлексия протяжных мелодий. Любопытно, что собственно виолончели выделено не так много выигрышных соло, гораздо чаще она звучит как подающий партнер для первых скрипок и даже духовой секции (чем может объясняться ее непопулярность среди виолончелистов). Оркестр Федосеева безупречен. Безупречны даже духовые, ни одного кикса. Вайнберг не написал тут яркой мелодии, ставшей бы визитной карточкой концерта, но очевидно, что все это целостный портрет эпохи. Виолончель Андрианова завершает все светлой грустью в верхнем регистре...

Борис Андрианов
Борис Андрианов

Изюминкой концерта стало, конечно, дальнейшее исполнение Десятой симфонии Дмитрия Шостаковича БСО. Как бы сравнение — вот вам Вайнберг, а вот его коллега Шостакович. Выбирайте. Это было немного жестко по отношению к Вайнбергу, потому что Десятая — она не просто великая, она гениальная. Да, с Вайнбергом тут есть очевидная связь, потому что в 1954 году ее играли сами Шостакович и Вайнберг в четырехручном авторском фортепианном переложении. Может быть, корректнее в одном концерте было бы соединить именно симфонии. А в контексте концерта Вайнберга и симфонии Шостаковича с разгромным счетом побеждает, разумеется, Шостакович.

Владимир Федосеев
Владимир Федосеев

После концерта пришлось задуматься, отчего же так. Скорее, дело в масштабе. Невозможно сравнивать камерное с эпическим. А пришлось. Десятая Шостаковича — эпичная безмерно, это и отсылки к «Борису Годунову» Мусоргского в Скерцо, и вальс в сонатной форме, и глас вопиющего в пустыне (авторская ремарка) с инфернальными валторнами, и концептуально светлый финал. Шостакович писал про юниверсум, а Вайнберг — про маленький переживший многое народ. Сравнения некорректны.

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

И все же это все получилось посвящением Вайнбергу. В сущности, возвращение Вайнберга к миру музыки началось в 1994 году, когда лондонская «Олимпия» выпустила сразу 17 CD с его музыкой. Его начали исполнять по всему миру. В 2017 году в Большом театре прошел форум памяти Вайнберга, а весь 2019 год посвящен исполнению произведений композитора на самых разных концертных площадках. Надо оценить его наследие полностью.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

Борис Андрианов и БСО п/у Владимира Федосеева
Борис Андрианов и БСО п/у Владимира Федосеева

Борис Андрианов
Борис Андрианов

Борис Андрианов и Владимир Федосеев
Борис Андрианов и Владимир Федосеев
14/02/2016 - 00:39   Классическая музыка   Концерты, Интервью
13 февраля в Сочи торжественно открылся IX Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета.
В адрес фестиваля пришла поздравительная телеграмма от президента России Владимира Путина, в которой, в частности, говорится: «С каждым годом программа фестиваля становится насыщеннее и разнообразнее».

На пресс-конференции
На пресс-конференции

На пресс-конференции прозвучало немало одобрительных слов в адрес фестиваля. Замглавы Сочи по культуре Ирина Романец отметила: «Есть архитектурные доминанты Сочи — Зимний театр, морпорт… А музыкальной визиткой и музыкальной доминантой Сочи служит Юрий Башмет. Его ежегодный фестиваль - то, что придает особый лоск нашему городу, особую пластику. Каждый год мы становимся свидетелями шедевральных проектов Башмета и его команды. Мы очень благодарны ему за преданность Сочи».

В кризисные годы для экономики особенно важны тесные связи с партнерами. Дмитрий Юрин (МДМ-банк), признался: «Это большая честь для нас — быть партнером Брия Башмета. Из года в год фестиваль поражает размахом. Хочу от лица объединенного банка МДМ/Бинбанк передать всем участникам удачи и творческих успехов, а фестивалю — долгой яркой жизни». Оксана Аевко (Yamaha): «Для нас огромная честь быть партнерами фестиваля, и выбор рояля Ямаха в качестве главного фестивального инструмента — доминанта нашего партнерства!» Масато Накамура (Panasonic) упомянул про вчерашний спектакль Хабенского и Башмета: «Мы рады присутствовать на фестивале, наше оборудование произвело на меня огромное впечатление, когда я увидел его использование на спектакле «Маленький принц». Это проекторы, которые произвели впечатление и на зал Зимнего театра, я почувствовал это. Надеемся возвращаться в Сочи снова и снова».

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Я чувствую себя счастливым человеком, - признался Юрий Башмет. - Мы здесь не по принуждению, это девятый по счету фестиваль, и у меня полное ощущение, что все участники фестиваля и партнеры — нас объединяет желание творчества, это тот интерес, который нас возвышает. Вот пример. Два банка объединились, пришли новые люди в совет директоров, и когда встал вопрос о поддержке фестиваля — сочли нужным снова его поддержать! И с «Ямахой» мы давно сотрудничаем. Сразу вспоминается, как мы с Рихтером гастролировали, и вот в каждом городе с нами ездил настройщик от «Ямахи», он за несколько часов до каждого концерта приходил на сцену, что-то вымерял своими чудо-приборами, вплоть до влажности и уклона пола, и делал рояль безукоризненным по звучанию. Потом он стал в Киото работать главой отдела магазина по продаже клавишных инструментов… Помощь нашему фестивалю друзей из Японии впечатляющая, они нам много помогают и мы им невероятно благодарны. Министерство культуры Краснодарского края неизменно помогает нам, не сокращает бюджет, как многие. Ведь хотят многие помочь, но в кризис вынуждены сокращать. Программа разнообразная в этом году. Конкурс молодых композиторов пройдет, мы отпразднуем юбилей композитора Александра Чайковского, есть романтические программы, а сегодня выступят лучшие наши виолончелисты».

Сегодня же стартовали Фестивальные чтения, в Сочи приехали кураторы крупнейших европейских фестивалей, чтобы поделиться опытом по их организации. «Мы ожидали на Фестивальные чтения 35 человек, а приехало 45. Мэтры сказали, что очень хорошо, мы справимся!» - рассказал о приятной неожиданности директор фестиваля Дмитрий Гринченко.

Но без вопросов про кризис не обошлось. Из-за сокращенного бюджета фестиваля пришлось отменить серию концертов в Органном зале. Сократили даже концерт дочери самого Башмета, пианистки Ксении Башмет.

«Из-за усеченного бюджета, чтобы это не коснулось многих, нам пришлось пожертвовать малым — программой в Органном зале, - рассказал Юрий Башмет. - Одной из жертв оказалась моя дочь, ее концерт отменили. Но она все равно приехала, чтобы послушать фестиваль, и она выступит в одной из программ. Всех, кого нам пришлось отменить, мы задействуем в течение года на других фестивалях, и обязательно они выступят с Сочи в следующем году. Многие готовы выступать у нас на фестивале бесплатно. Фестиваль будет жить независимо от цифр, даже если будет бюджет намного меньше — фестиваль все равно будет жить!» - завершил на оптимистичной ноте маэстро.

Открытие выставки видео-арта
Открытие выставки видео-арта

В фойе Зимнего театра открылась еще одна выставка (четвертая по счету) — видеоарта, посвященная теме экологии. Из тысячи работ, присланных со всего мира, отобраны лучшие. На одной, например, показан последний выживший синий кит, к которому подходит знаменитый актер Рутгер Хауэр, долго смотрит киту в глаза, а затем… взрывается сам.

Юрий Башмет и «Солисты Москвы»
Юрий Башмет и «Солисты Москвы»

Концерт открытия стартовал с помпезной и одновременно изящной увертюры к оратории «Мессия» Генделя в исполнении грэмминосного камерного ансамбля «Солисты Москвы» п/у Башмета.

Рамин Барани
Рамин Барани

Затем слушателей ждало интригующее появление иранского пианиста Рамина Барани. Живущий ныне в Германии Рамин отличается вдумчивой экспрессией, особенной «размышлительной» интонацией и жаждой к переосмыслению баховского репертуара. Первый концерт Баха для фортепиано с оркестром как раз дает такую возможность. Барани сыграл лапидарно и жестко, рассыпая арпеджио словно сеятель на пашне, и заливая зерна обилием педального воздуха. Это прозвучало свежо, хотя и вряд ли убедительнее привычных трактовок.

«Трио-соната» Шнитке для «Солистов Москвы» - знаковое, хотя и нечасто исполняемое произведение. Башмет никогда не педалирует трагизм, как делают это многие в «Трио». Он вкрадчив, как черная пантера перед прыжком, и мягко втягивает слушателя в бездны булькающих, рассыпающихся, урчащих миров Шнитке. Аптекарски вымеренные смены темпоритмов, громкостей, шуршаний — все это «Солисты Москвы». Подводить, но не доводить — высочайший класс мастерства.

Борис Андрианов и Александр Бузлов
Борис Андрианов и Александр Бузлов

Знаменитый итальянский виолончелист Джованни Соллима на этот раз в Сочи не приехал, зато прозвучало его произведение «Виолончеллес Вибрес» для двух виолончелей с оркестром. Дуэт Александра Бузлова и Бориса Андрианова сыгран, и с легкостью обошел все подводные камни сочинения Соллима — виртуозные пассажи, сменяющиеся то сладким привкусом киномузыки, то яростными диссонансами, весьма коварны для фразировки. Уверенное выступление.

Акико Суванаи
Акико Суванаи

Концерт для скрипки ми минор Мендельсона (соч.64) в нежном и легком исполнении японской скрипачки Акико Суванаи (в 1990 году она стала самой юной обладательницей Гран При конкурса Чайковского) показался непривычно певучим, воздушным, будто порхание бабочки. Акико Суванаи обладает талантом слышать мелодию, беречь ее дыхание на длинной дистанции. Возможно, страдают некоторые задуманные автором акценты, но — почем бы и не так. Самобытная «кукольная» версия Мендельсона от превосходно подготовленной скрипачки.

Зимний фестиваль искусств в Сочи продолжается.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

09/11/2015 - 12:19   Классическая музыка   Концерты
7 ноября в Московской консерватории Юрий Башмет, Дмитрий Ситковецкий, Борис Андрианов и Камерный ансамбль «Солисты Москвы» сыграли концертную программу из произведений Моцарта.

Концерт с подзаголовком «Скрипач на все времена» был посвящен памяти великого скрипача ХХ века Юлиана Ситковецкого, которому 7 ноября 2015 года исполнилось бы 90 лет.

Предлагаем посмотреть фоторепортаж.

Юрий Башмет и «Солисты Москвы»
Юрий Башмет и «Солисты Москвы»

Дмитрий Ситковецкий
Дмитрий Ситковецкий

Дмитрий Ситковецкий
Дмитрий Ситковецкий

Дмитрий Ситковецкий у портрета Юлиана Ситковецкого
Дмитрий Ситковецкий у портрета Юлиана Ситковецкого

Борис Андрианов
Борис Андрианов

Дмитрий Ситковецкий, Юрий Башмет, Борис Андрианов и «Солисты Москвы»
Дмитрий Ситковецкий, Юрий Башмет, Борис Андрианов и «Солисты Москвы»

Борис Андрианов, Юрий Башмет, Дмитрий Ситковецкий и «Солисты Москвы»
Борис Андрианов, Юрий Башмет, Дмитрий Ситковецкий и «Солисты Москвы»

Дмитрий Ситковецкий
Дмитрий Ситковецкий

Дмитрий Ситковецкий и Юрий Башмет и «Солисты Москвы»
Дмитрий Ситковецкий и Юрий Башмет и «Солисты Москвы»

Дмитрий Ситковецкий и Юрий Башмет
Дмитрий Ситковецкий и Юрий Башмет

Дмитрий Ситковецкий и Юрий Башмет и «Солисты Москвы»
Дмитрий Ситковецкий и Юрий Башмет и «Солисты Москвы»

Дмитрий Ситковецкий и Юрий Башмет
Дмитрий Ситковецкий и Юрий Башмет у портрета Юлиана Ситковецкого

Фото - Сетлана МАЛЬЦЕВА