Декабрьские вечера

28/12/2025 - 02:50   Classic   Концерты
Фестиваль «Декабрьские вечера С. Рихтера» в Пушкинском музее завершился необычной программой «Плафон Парижской оперы» с участием «Солистов Москвы» п/у Юрия Башмета и ведущих солистов.

Тут надо уточнить, что тот самый плафон парижской оперы Гарнье расписал в 1964 году Марк Шагал, а в Пушкинском музее сейчас проходит выставка Марка Шагала, на которую непросто достать билеты. И музыканты играют буквально в обрамлении полотен Шагала, в том числе самой знаменитой - «Над городом». Это придает невероятный контекст музыке, который способен быть воссоздан только в музее.

Юрий Башмет на фоне картины Марка Шагала
Юрий Башмет на фоне картины Марка Шагала

Шагал сделал холст из полиэстера площадью 220 м2, на котором запечатлел наиболее важные, по его мнению, музыкальные шедевры. Холст разбит на пять секторов. Белый сектор — «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, синий сектор — «Борис Годунов» Мусоргского и «Волшебная флейта» Моцарта, жёлтый сектор — «Лебединое озеро» Чайковского и «Жизель» Адана, красный сектор — «Жар-птица» Стравинского и «Дафнис и Хлоя» Равеля, зелёный сектор — «Ромео и Джульетта» Берлиоза (!) и «Тристан и Изольда» Вагнера. В центральном круге плафона предстают персонажи из «Кармен» Бизе, а также персонажи опер Бетховена, Верди и Глюка. Свою работу Шагал назвал «цветное зеркало шелков и блеска драгоценностей».

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Если вы подумали, что Башмет сыграл программу из всех обозначенных произведений, то это не так. Да, очень много пересечений, но Башмет внес и свои корректировки в список Шагала. Из «Волшебной флейты» очень прозрачно «Солисты Москвы» сыграли Увертюру (кстати, декорации к ней в «Метрополитен Опера» Нью-Йорка стали последней театральной работой Шагала). В «Мелодии для флейты» из оперы «Орфей и Эвридика» Глюка, премьера которой в 1774 году прошла именно в Парижской опере, солировала София Ивина, стипендиат фонда «Новые имена» Дениса Мацуева. Это было трогательно и пронзительно.

В «Мелодии для флейты» из оперы «Орфей и Эвридика» Глюка, премьера которой в 1774 году прошла именно в Парижской опере, солировала София Ивина
В «Мелодии для флейты» из оперы «Орфей и Эвридика» Глюка, премьера которой в 1774 году прошла именно в Парижской опере, солировала София Ивина

Французский гений Клод Дебюсси оказался представлен произведением «Два танца» для хроматической арфы и струнных с солирующей арфисткой Валентиной Борисовой (но не «Пеллеас и Мелизанда», к слову), - хроматическая арфа канула в лету, но Борисова сыграла на педальной обе части, священные и светские танцы, невероятно воодушевленно и изящно, а партии там весьма виртуозные.

Валентина Борисова и Юрий Башмет
Валентина Борисова и Юрий Башмет

Чайковский тоже был, конечно. Но не «Лебединое озеро», а «Евгений Онегин», да еще ария Ленского в переложении для гобоя в исполнении юного 22-летнего Федора Освера. Сын понятно кого, в МГК учился у Алексея Уткина. Федор не играл, а пел эту партию Ленского, и это было очень по-чайковски. Великолепное выступление. Игорь Стравинский тоже представлен не «Жар-птицой», а сюитой из музыки балета «Аполлон Мусагет». «Это чистый классицизм», - говорил Дягилев на премьере. «Солисты Москвы» этот культ Аполлона развернули в сторону какого-то моцартовского торжества и смурной депрессии, эти перепады свойственны Стравинскому.

Во втором отделении Равель оказался представлен не «Дафнисом и Хлоей», и даже не «Болеро», но двумя песнями из «Трех песен для хора a capella» в исполнении ансамбля современной хоровой музыки РАМ им. Гнесиных «Altro Coro» (художественный руководитель и дирижер — Александр Рыжинский). Но оно того стоило: ансамбль буквально заполнил звуками пространство Белого зала музея, мастерство вокальных групп выше всяких похвал, а уж как реагировали зрители — это сплошные овации.

Совершенно уж неожиданно выглядело исполнение «Friede auf Erden» («Мир на Земле») для смешанного хора a capella Арнольда Шенберга. У Шагала его не было, хотя произведение написано в 1907 году. «Мира, мир на земле!», - поют в хоре. Это точно было решение Юрия Башмета. Пожалуй, самый трагический контрапункт в концерте.

Отдельным ярким номером стала та самая «Кармен» Бизе в концертной фантазии Пабло Ди Сарасате в переложении для контрабаса (!) с оркестром в исполнении Арсения Газизова. Вряд ли многие слушатели могли подозревать, что контрабас способен исполнять настолько тонкие и виртуозные партии. Но Газизов в этом их точно переубедил. Не все ноты были точны, - но замах был велик, - а исполнение эффектно.

Завершился концерт той самой симфонией «Юпитер» №41 Моцарта, которую Шагал считал вершиной музыкальной мысли. 23 сентября 1964 года более двух тысяч гостей пришли в парижскую Опера на открытие плафона, расписанного Марком Шагалом. Люстра под потолком была погашена, на сцену вышел весь кордебалет и была исполнена симфония "Юпитер" Моцарта, любимого композитора Шагала. После этого люстра зажглась, и все зрители увидели новый плафон Опера. «Солисты Москвы» изящно исполнили первую часть симфонии до-мажор.

«Декабрьские вечера» в Пушкинском музее завершились на очень высокой ноте. Башмет будто сорвал печать обыденности в старинной истории про плафон Парижской оперы, и рассказал новую, и тоже интересную историю развития музыки.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото предоставлено пресс-службой ГМИИ им. Пушкина.

04/12/2024 - 01:56   Classic   Концерты
Легендарный фестиваль «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее стартовал впервые под руководством и с участием Юрия Башмета и его «Солистов Москвы» концертом «Вакхические песни».

Как и раньше, налицо союз изобразительных искусств и музыки, породивший «Декабрьские вечера» 43 года назад под руководством гениального пианиста Святослава Рихтера. Теперь руководство фестивалем перешло к Юрию Башмету, и он откровенно рассказал, как это случилось.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Я участвовал в 42-х фестивалях, сейчас - 43-й. Мы встречались вечерами с маэстро Рихтером, он озвучивал идеи программы, мы в основном соглашались, но вносили свои предложения, это был такой совет молодежи при Рихтере: Олег Каган, Наталия Гутман, я, Элисо Вирсаладзе. Нас одно время называли рихтеровской шайкой, но нас это не обижало, мы этим гордились.

Когда не стало Святослава Теофиловича, я получил предложение от Ирины Антоновой стать художественным руководителем фестиваля. Это очень ответственно, радостно. До этого ведь я был тем третьим, кто вместе с Антоновой уговаривал Рихтера вообще открыть здесь фестиваль.

Радостно, что фестиваль живет и процветает. Сегодня открытие фестиваля, и на весь фестиваль осталось 24 билета, на весь декабрь. Интерес у публики большой, публика вернулась», - сказал маэстро Башмет под сенью культовой статуи Давида в Итальянском дворике музея.

Со стороны Пушкинского музея — впечатляющая экспозиция «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России». Большинство натюрмортов — про дичь. Битые зайцы, фазаны, кабаны и прочее, феноменально реалистически выписанные с торжествующими охотниками и поварами на полотнах с фотографической детальностью.

«Мы вернулись к прежнему формату, и это здорово. Он не потерял ни свою международность, ни свою звездность. Несмотря на сегодняшние дни, у нас будет выступать бельгийский ансамбль аутентичной барочной музыки, например. Главное, что сохраняется связь, которой Ирина Александровна зацепила Рихтера. Она сказала: «Ну Вы же сами рисуете! А это будет синтез искусств». Она всегда мне говорила: «У нас есть возможность путем обмена получить шедевры из Prado или Лувра». И мы уже в связи с этим подбирали музыку. Смысл в том, чтобы слушатель из трех неизвестных оказался в двух известных: художник и композитор. Они могли жить в одно время, импрессионисты — значит, импрессионисты. Потом темы начали расширяться. Есть «Ромео и Джульетта» Шекспира у Чайковского и Прокофьева, и это лучшие «Ромео и Джульетта», которые я знаю. И они звучали тут. Для меня это значит, что фестиваль живет и процветает».

Что касается именно фламандского натюрморта, - то в музыкой были всякие варианты, признался Башмет.

«Фламандский натюрморт — и Бах, и Шнитке любили такие картины. Это непростая тема для музыкальной программы. И все же есть крайне редко звучащие произведения, и никогда не звучавшие. Я знаю, что кроме нас никто не исполнял «Молодой Аполлон» Бриттена, и его же Двойной концерт для скрипки и альта. Потому что общество Бриттена открывает раз в несколько лет ящик, достает оттуда неисполненное произведение. Это бизнес. Они издают эти ноты, и мир так узнает еще о нескольких произведениях Бриттена. Вот так открылся «Аполлон», и премьеру играл наш Николай Луганский. А для премьеры скрипично-альтового концерта по моему предложению был Гидон Кремер, и есть запись этой премьеры».

«Молодой Аполлон» Бриттена в исполнении камерного ансамбля «Солисты Москвы» и пианиста Дмитрия Маслеева — отдельное наслаждение. Они сыграли в духе ранее зачитанного стиха Сергеем Шакуровым стиха Пушкина «Вакхическая песнь», - столь же вакхически. Жизнерадостно, витально, всепобедительно. Нечасто удается услышать именно такого Бриттена.

Дмитрий Маслеев
Дмитрий Маслеев

Стих «Просветленная ночь» Рихарда Демеля прозвучал у Шакурова (превосходно выглядящего, кстати) радикально светло, речь идет о взаимоотношениях мужчины и беременной женщины, после которых она признается, что ребенок не от него. Но мужчина отвечает, что душевное тепло от их отношений делает ребенка его дитем. Впечатленный этим стихом Арнольд Шенберг написал в 1899 году произведение для струнного секстета, ставшее его первым заметным сочинением.

«Солисты Москвы» под рукой Юрия Башмета от осторожной, местами тревожной музыки прошли путь к росткам надежды и веры, а затем к совсем уж мажорным гармониям в духе Чайковского того времени. Согласитесь, тоже весьма необычный Шенберг.

После стиха «Цыганке» Константина Бахтурина в исполнении Шакурова «Цыганка» Мориса Равеля в солирующем исполнении китайского скрипача Ло Чаовэнь (обладатель III премии и бронзовой медали XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского в 2023 году) казалась вполне осознанной. Да, вступление он сыграл весьма нетрадиционно, но затем принялся за ориентальные мотивы, в чем был весьма убедителен.

Ло Чаовэнь
Ло Чаовэнь

Затем чувственно прозвучали «Пять ощущений танго» Астора Пьяццоллы для баяна и струнного квартета с солирующим баянистом Олжасом Нурлановым (выпускник Гнесинки, обладатель титула «Чемпион мира» на 74-м чемпионате мира среди баянистов и аккордеонистов (Coupe Mondiale, Мюнхен, 2021), солист Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л.Г. Зыкиной). Баян нечасто доводится услышать на академической сцене, Но и нечасто он звучит насколько академически, что абсолютно гармонично вписывается в реальность танго-миров Пьяццоллы. Это было весьма изящно.

Олжас Нурланов
Олжас Нурланов

Завершили программу открытия фестиваля «Декабрьские вечера» Шесть румынских народных танцев в версии Тибора Шерли для струнного оркестра Белы Бартока. «Солисты Москвы» на фоне фламандских натюрмортов сыграли изысканный саундтрек к ним, чередуя трогательные скрипичные излияния и средневековые танцевальные движения.

«Очень приятно, что в рамках фестиваля мы проведем концерт памяти Альфреда Шнитке. Это музыка к спектаклю «Ревизская сказка», его музыка называется «Гоголь-сюита». Мы играли ее в его день рождения, и сыграем снова на фестивале. Мне приятно, что Владимир Спиваков придет и исполнит сонату для скрипки и рояля. Он редко играл на «Декабрьских вечерах», всего раз или два, и вот сказал, что придет с удовольствием. Он в прекрасной форме!», - добавил в завершение Юрий Башмет.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото Антон БАКЛЫКОВ