Ирина Богачева

20/09/2019 - 16:43   Classic   Новости
Оперная певица (меццо-сопрано) Ирина Богачева скончалась 19 сентября 2019 года в возрасте 80 лет в Санкт-Петербурге.

О ее смерти сообщил муж покойной - народный артист РСФСР, профессор, заведующий кафедрой музыкальной режиссуры в Санкт-Петербургской консерватории Станислав Гаудасинский.

Ирина Богачева
Ирина Богачева

Ирина Богачева родилась в Ленинграде в 1939 году, пережила с семьей блокаду. В 1965 году окончила Ленинградскую консерваторию им. Н.А.Римского-Корсакова по классу пения, а еще в 1964 году дебютировала на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр) в партии Полины («Пиковая дама» П.И.Чайковского), в 1965 году стала солисткой театра. В 1968-1969 годах Богачева стажировалась в театре «Ла Скала» (Милан, Италия).

На сцене Мариинского театра Ирина Богачева исполнила около 30 партий в классическом и современно репертуаре, в числе которых Азучена в "Трубадуре" и Амнерис в "Аиде" Верди, Любаша в "Царской невесте" Николая Римского-Корсакова, Марфа в "Хованщине" и Марина Мнишек в "Борисе Годунове" Модеста Мусоргского, Шарлотта в "Вертере" Жюля Массне, Кончаковна в "Князе Игоре" Александра Бородина, Марта Скавронская в опере "Петр Первый" Андрея Петрова и др.

В лучших ролях своего репертуара выступала в таких известных оперных театрах, как «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк), «Ковент-Гарден» (Лондон), «Опера Бастилии» (Париж), «Колон» (Буэнос-Айрес), Опера Сан-Франциско и многих других.

С 1980 года преподавала в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории, с 1982 — профессор, заведовала кафедрой сольного пения. С 1997 года — почётный член Филармонического общества Санкт-Петербурга. В 1976 году Ирина Богачева была удостоена звания народной артистки СССР, в 1984-м стала лауреатом Государственной премии СССР. Являлась также почетным гражданином Санкт-Петербурга.

Быстрый поиск:
10/05/2018 - 02:53   Classic   Концерты
«Страсти по Пиковой даме», спектакль по мотивам великой оперы, показали на ярославском фестивале Юрия Башмета. Спектакль окреп и наполнился жизненной силой.

Идея Башмета и режиссера Павла Сафонова заключалась в том, что отчего бы не отправить старую графиню назад во времени (сам Чайковский тоже сдвинул действие на полвека назад). Графиня еще молода, инфантильна, и при проигрыше фамильных драгоценностей в карты из страха быть разоблаченной отцом бросается в объятия некого графа Сен-Жермена, упоминаемого вскользь в повести Пушкина. Таким образом, в спектакле две графини — старая (великая Ирина Богачева своей энергетикой довлеет над всем действом) и молодая (кинозвезда Надежда Михалкова). Между ними проводятся параллели, тасуются герои и поются лучшие арии из оперы. Трехчасовую оперу таким образом в доступном для широкого зрителя виде удалось утрамбовать в полтора часа. Это лежит в мейнстриме желания Башмета делать адаптации великих опер. Это получается.

На премьере в феврале нынешнего года в Сочи спектакль выглядел еще рыхло и неприкаянно. Теперь другое дело. Актеры разыгрались, драматургия подтянулась, и спектакль заиграл новыми красками. Есть и замены в личном составе. Елецкого вместо Андрея Кимача поет теперь баритон Большого театра Игорь Головатенко. Германа раньше пел Сергей Радченко, теперь его заменил Олег Долгов, поющий с ним же в паре в Большом.

Получилось живо и динамично. И актеры, и певцы казались наконец-то абсолютно раскованными и органичными. Граф Сен-Жермен, вставший в этой версии ключевым персонажем спектакля, в исполнении Сергея Епишева (известного по телесериалу «Кухня») совершенно перестал быть ходульным Дракулой, да и избыточный грим убрал, и теперь выглядел именно что бытовым ходячим ужасом. Прекрасная роль!

Юная графиня Надежды Михалковой осталась непосредственной и органичной. Вокальный ансамбль теперь почти безупречен — сборная Большого, Стасика и Мариинки показывает класс. Зараев и Головатченко купаются в ролях Томского и Елецкого, а Олег Долгов гиперубедителен в роли Германа. Оркестр «Новая Россия» под рукой Юрия Башмета отыгрывает все взаимодействия с артистами так, будто и не в яме сидит, а на сцене. Иначе говоря, и хотелось бы попенять, да не за что…

Пуристы всегда противятся любым адаптациям. Но необходимость популярных версий диктует время. В случае с «Пиковой дамой», как и ранее с «Кармен», «Евгением Онегиным», «Севильским цирюльником» и «Свадьбой Фигаро», - получилось уважительно, содержательно и познавательно. Парочку арий из «Пиковой дамы» все-таки жалко, они бы наверняка вписались, но авторская версия есть авторская версия...

Этим спектаклем завершился X международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Ярославле. В заключение заммэра Ярославля наградил Юрия Башмета нагрудным знаком за заслуги в развитии культуры Ярославля.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - Марина КОЗЛОВА

24/02/2018 - 15:31   Classic   Концерты
Еще одну постановку из серии «образовательных» показал Юрий Башмет, премьера состоялась в Сочи на XI Зимнем международном фестивале искусств.

Адаптации подверглась «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Уже не первый год Юрий Башмет делает авторские версии известных опер совместно с театральными режиссерами и актерами — укорачивается продолжительность, уменьшается количество героев, немного осовременивается сюжет, и в результате получаются полуторачасовые представления с главными ариями известных опер. Так уже сделано с «Кармен», «Евгением Онегиным», «Севильским цирюльником» и «Свадьбой Фигаро». Для непосвященного зрителя, возможно, это самый удобный шанс приобщиться к опере.

Юная графиня (Надежда Михалкова) и граф Сен-Жермен (Сергей Епишев)
Юная графиня (Надежда Михалкова) и граф Сен-Жермен (Сергей Епишев)

Автор сценария этого музыкально-драматического спектакля «Страсти по Пиковой даме» Михаил Палатник замахнулся на самое святое — на сюжет Пушкина. Он зацепился за рассказ Томского о давней встрече молодой еще графини в Париже с графом Сен-Жермен, который и подсказал ей нужные для выигрыша в карточной игре три карты в обмен на проклятие. В результате центром спектакля стали та встреча юной графини и графа Сен-Жермен, а события оперы в ее старости лишь накладываются для полифонии. Без налета мистичности здесь не обойтись, так что «Страсти по Пиковой даме» обретают порой черты фильма «Матрица», когда не сразу и разобраться — кто, где и в каком времени находится на сцене.

«Страсти по Пиковой даме»
«Страсти по Пиковой даме»

Юную графиню играет киноактриса Надя Михалкова, и ей явно некомфортно в предложенных обстоятельствах: хочется сохранить внутреннюю органику, и она все время играет наивную девушку, которая проиграла в карты дорогое колье, за что ее ждет наказание от родителей. Даже после проклятия ее поведение не меняется, трансформации образа нет. Ее визави актер Вахтанговского театра Сергей Епишев, играющий графа Сен-Жермен, напротив, купается в своей роли — думая, что он тут Мефистофель или Дракула, на худой конец. Отсюда жесткий мрачный грим с подведенными глазами, острая бородка. И неизбежно переигрывает на фоне органичной Михалковой. Но еще хуже, что и Епишеву не удается сыграть развитие образа, мрачным напыщенным Мефистофелем он ходит до конца спектакля. Дуэт не сложился, а жаль.

Герман (Сергей Епишев) и юная графиня (Надежда Михалкова)
Герман (Сергей Епишев) и юная графиня (Надежда Михалкова)

Певцам в этом смысле проще — пением они лишь озвучивают мысли матричных героев. Старую графиню поет выдающаяся прима Мариинки Ирина Богачева. Голос уже не тот, ослаб, но и тот, что остался — завораживает. Объемный, фактурный, отрихтованный до мелочей. Даже ее появление на сцене вызывает овации публики. Воистину старая графиня — тут и актерская работа налицо.

Старая графиня (Ирина Богачева) и Герман (Сергей Радченко)
Старая графиня (Ирина Богачева) и Герман (Сергей Радченко)

Герман - солист Большого театра Сергей Радченко, поставленный на эту же партию в «Пиковой даме» версии Туминаса в Большом в паре с Долговым и Эйвазовым. Особенных сложностей у него не возникло, тенор звучит ярко и сочно. И с главной сценой со старой графиней - тоже не возникло. Отличная работа. То же можно сказать и про баритонов Антона Зараева из Стасика в партии Томского и Андрея Кимача в партии Елецкого. Они слушают и слышат «Новую Россию» под управлением Башмета тут же в оркестровой яме Зимнего театра, и расхождений не замечено, кажется, вовсе. Отдельно порадовал Зараев за силу и полнокровность тембра, ни единого темного тона.

Юная графиня (Надежда Михалкова) и Томский (Антон Зараев)
Юная графиня (Надежда Михалкова) и Томский (Антон Зараев)

Лизу пела Мария Лобанова из Большого театра. Особенных претензий нет, но и ничем заметным не выделилась. Пела ровно и традиционно, грудным округлым сопрано. Любопытно, что Туминас дал ей в Большом главную роль в своей «Катерине Измайлове», а в «Пиковой даме» поют Анна Нечаева и Евгения Муравьева…

Лиза (Мария Лобанова)
Лиза (Мария Лобанова)

Стоит отметить филигранную работу оркестра «Новая Россия», не забивавшего солистов и крайне деликатно игравшего Чайковского. Удивление вызвал разве что весьма медленный темп, выбранный Юрием Башметом. Если в ариях старой графини это было оправданно, то в остальных выглядело как неразгаданный рецензентом художественный прием.

Юрий Башмет и «Новая Россия»
Юрий Башмет и «Новая Россия»

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

Участники спектакля
Участники спектакля

Надежда Михалкова
Надежда Михалкова
04/06/2014 - 23:15   Classic   Концерты
Концертом в Бетховенском зале Большого театра 18 мая поздравили легендарную примадонну Мариинского театра Ирину Богачеву с 50-летием ее творческой деятельности артисты Большого театра России совместно с её учениками.

Большой театр был представлен силами Молодёжной оперной программы (МОП) во главе с Управляющей коллективами оперной труппы Маквалой Касрашвили.

Поздравления начала звезда Большого театра Венера Гимадиева, исполнившая в сопровождении Павла Небольсина арию «Саламбо» из музыки к к/ф «Гражданин Кейн». Великолепно исполнила арию Флории Тоски «Vissid’arte…» из одноименной оперы Дж. Пуччини неувядаемая Маквала Касрашвили. Ей, как и в дальнейшем, всем певцам Большого театра аккомпанировала Елизавета Дмитриева. А ученики Ирины Петровны и она сама пели в сопровождении Елены Гаудасинской, по совместительству дочери юбилярши. В виду юбилейного характера статьи, я воздержусь от критики номеров программы, которые мне показались неудачными – благо их было немного.

Весьма неплохо исполнил концертную арию Моцарта «Per cuesta bella mano» молодой бас Даниил Чесноков, одновременно являющийся студентом Московской консерватории и артистом МОП.

Несколько раз за этот вечер – и в соло, и в ансамблях выходил на сцену баритон Борис Пинхасович – ученик И. Богачевой, солист Михайловского театра. Он прекрасно исполнил арию Пьеро «Mein Sehnen, mein Wähnen» из оперы Э. Кронгольда «Город мертвых». С артисткой МОП Кристиной Мхитарян они хорошо исполнили дуэт Виолетты и Жоржа Жермона из второго акта «Травиаты» Дж. Верди.

В начале второго отделения Б. Пинхасович вместе с Александрой Кабановой (сопрано) великолепно исполненным комическом дуэте на музыку из оперы Моцарта «Волшебная флейта» поздравили Ирину Петровну специально сочиненным текстом в честь юбилярши. Предпоследним номером программы все тот же Б. Пинхасович, но уже в компании с А. Кабановой и Марией Галкиной (сопрано) поздравили И. Богачеву ансамблем в комическом народном стиле на мотив «Эх, лапти вы, лапти вы…!», продемонстрировав свои незаурядные не только вокальные, но и комические способности.

Хорошо выступили все три тенора: солист Большого театра Борис Рудак (ария Васко да Гамы из оперы Мейербера «Африканка») и артисты МОП Арсений Яковлев – студент РАТИ (итальянская песня Р. Фольво «Dicitencello vuje» («Скажите, девушки») и Павел Валужин, бывший студент И. Богачевой (Песенка Герцога из оперы Верди «Риголетто»).

Еще раз вышла на сцену Маквала Касрашвили, но уже вместе с быстро растущей недавней артисткой МОП Александрой Чухиной (меццо-сопрано), которые великолепно исполнили дуэт Чайковского «Вечер» на стихи И. Сурикова.

Третий раз Касрашвили вызвал на сцену Зураб Соткилава, которого художественный руководитель МОП Дмитрий Вдовин – душа и мотор всей программы – пригласил, на эстраду, разглядев его среди зрителей. Они спели для И. Богачевой грузинскую народную песню. Перед этим Зураб Лаврентьевич импровизируя сказал очень теплое и прочувствованное слово в адрес Ирины Богачевой. Он назвал её фантастическим явлением. «Это и природа, и великая школа! … Я счастлив, что пришел на этот вечер. Если бы мне кто-то сказал, что ты сейчас ТАК поешь, я бы из любви и уважения сказал: «Ну, может быть». Но то, что я сегодня услышал – это великое искусство! Ты великая певица, великая женщина, великая мать и великая бабушка! Ты великий педагог!»

«Застольную» из оперы Верди «Травиата» в честь юбилярши исполнили все молодые участник и юбилейного вечера. А завершился вечер итальянской песней Луиджи Денца «Fuliculi Fulicula» («Фуникулёр), которую Ирина Богачева блистательно спела в сопровождении хора из молодых участников концерта.

Ирина Богачева
Ирина Богачева

Главной же изюминкой юбилейного вечера стало триумфальное и феноменальное, без преувеличения, выступление самой виновницы торжества. Ирина Богачева спела в сущности полное, если не более, концертное отделение, состоящее из семи номеров высшей вокальной и драматической сложности. Причем исполняла она всю программу без привычных у вокалистов перерывов для отдыха, во время которых обычно исполняют популярные оперные увертюры или другие шлягеры.

Свою программу И. Богачева начала арией Екатерины «Нет больше Марты…» из оперы А. Петрова «Пётр I». Далее последовал ее коронный номер – сцена Графини из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского – в этой партии И. Богачева на сцене Мариинского театра выступает по сей день, оставаясь непревзойденной. Какой глубокий, восхитительный нижний регистр продемонстрировала певица в арии Далилы «Samson, recherchant ma presence…» из оперы К. Сен-Санса «Самсон и Далила».Весь свой темперамент И. Богачева вложила в Хабанеру из оперы Ж. Бизе «Кармен», а комический дар – в Куплеты Периколы из одноименной оперетты Ж. Оффенбах.

И. Богачева всегда была в числе самых выдающихся исполнителей русского романса. И в этой программе она отдала дань этому жанру, прекрасно исполнив романс В. Гаврилина на стихи А. Володина «Прости, меня». Свое выступление Ирина Богачева завершила зажигательной итальянской народной песней «Тиритомба».

Поразительно то, что Ирина Богачева в своем возрасте полностью сохранила все вокальные и сценические данные, дарованные ей природой и главное – необычайной красоты и свежести голос. Она предельно чисто интонирует во всех доступных ей регистрах. Её звуковедение безупречно – переходы между регистрами идеальны и потому просто незаметны. А какую величину дыхания имеет И. Богачева до сих пор! Её дикция безупречна.

Сравнивая сегодняшнюю Ирину Богачеву с её младшими коллегами, принимавшими участие в юбилейном вечере, можно констатировать, что ни по одному вокальному параметру она не уступает молодым ни на йоту.

В последние годы Ирина Богачева в Москве не выступала, поэтому особая благодарность художественному руководителю Молодёжной оперной программы Большого театра Дмитрию Вдовину, организовавшему этот замечательный вечер и давшему нам самим оценить феномен Богачевой, в который можно поверить, только услышав его собственным ухом. Любой пересказ, в том числе и мой, здесь невозможен, так же как невозможно оценить вкус меда, не отведав его. Это как с поэзией, про которую Осип Мандельштам написал в «Разговоре о Данте»: «…там, где обнаружена соизмеримость вещи с пересказом, там простыни не смяты, там поэзия, так сказать, не ночевала». Невероятный феномен Ирины Богачевой есть и все, кто был на этом вечере, убедились в этом собственными ушами и глазами!

Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»

СПРАВКА

БОГАЧЕВА Ирина Петровна (меццо-сопрано) – выдающаяся певица второй половины ХХ и начала XXI века, солистка Мариинского театра, профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, заведующая кафедрой сольного пения.

Ирина Богачева родилась 2 марта 1939 года в Ленинграде. Отец – Комяков Петр Георгиевич, профессор, доктор технических наук, заведовал кафедрой черной металлургии в Политехническом институте. Мать – Комякова Татьяна Яковлевна.

Вместе с семьей Ирина Богачева перенесла все тяготы Ленинградской блокады. Интерес к опере появился после того, как семиклассницей Ирину привели в Театр оперы и балета им. C. М. Кирова. Захотелось учиться петь. Но жизнь внесла свои коррективы: умирает сначала отец, и несколькими годами спустя – мать. На руках Ирины остаются две младшие сестры, которых надо было содержать, зарабатывая на жизнь. И она поступает в техническое училище, где участвует в художественной самодеятельности, посещает кружки сольного пения и художественного слова. Педагог по вокалу, Маргарита Тихоновна Фитингоф настояла на том, чтобы Ирина занялась пением профессионально, и в 1960 г. сама привела ее в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова. Там Ирина стала ученицей Ираиды ПавловныТимоновой-Левандо. Закончила консерваторию в 1965 году

Еще будучи студенткой, в 1962 году И. Богачева стала лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки и её пригласили одновременно в московский Большой театр и ленинградский Кировский, на котором она остановила свой пожизненный выбор. Её первое выступление на сцене Кировского театра состоялось 26 марта 1964 года в партии Полины в "Пиковой даме".

Международная известность Ирины Богачевой началась в 1967 году после сенсационной победы на престижном международном конкурсе вокалистов в Рио-де-Жанейро, где она удостаивается первой премии.

В 1968 году Ирина Богачева приехала на стажировку в Италию, к знаменитому Дженарро Барра. Под его руководством она сумела изучить такое количество опер, какого не удавалось пройти другим стипендиатам: "Кармен" Бизе и вердиевские создания – "Аида", "Трубадур", "Луиза Миллер", "Дон Карлос", "Бал-маскарад". Первой среди отечественных стажеров она получила предложение выступить на сцене "Ла Скала" и спела Ульрику в «Бале-маскараде», заслужив восторженное одобрение публики и критики.

Вся творческая жизнь Ирины Богачевой и по сей день неразрывно связана с Мариинском театром. На его сцене певица исполнила большинство лучших оперных партий из репертуара меццо-сопрано: – Марфа в «Хованщине», Любаша в «Царской невесте», Марина Мнишек в «Борисе Годунове», Кармен в одноименной опере Бизе, Амнерис в «Аиде», Азучена в «Трубадуре», Эболи в «Дон Карлосе», Прециозилла в "Силе судьбы", Кончаковна в "Князе Игоре".

Среди лучших ролей современных авторов – прачка Марта Скавронская, будущая императрица Екатерина Первая, в опере Андрея Петрова "Петр Первый".

Исполняя капитальные партии, Ирина Петровна блистательно исполняла и маленькие роли, будучи уверенной, что таковых не бывает. В спектакле "Война и мир" Юрия Темирканова и Бориса Покровского она великолепно провела роль Элен Безуховой. В следующей постановке оперы Сергея Прокофьева, осуществленной Валерием Гергиевым и Грэмом Викком, Богачева выступила в роли Ахросимовой. В другой прокофьевской опере – "Игрок" по Достоевскому – артистка создала образ Бабуленьки.

В лучших ролях своего репертуара Ирина Богачёва выступала в таких известных оперных театрах, как Ла Скала (Милан), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастиль (Париж), крупнейший в мире театр Колонн (Буэнос-Айрес), Опера Сан-Франциско и многих других.

Певица также много гастролирует с сольными программами: Норвегия, Франция, Китай, Испания, Япония, Корея, Англия, Германия, Италия и др.

Помимо выступлений на оперной сцене Ирина Богачева ведет активную концертную деятельность. Она много поет с оркестром и фортепианным сопровождением. Прослушав многих певиц, Дмитрий Шостакович доверил И. Богачевой первое исполнение Сюиты на стихи Марины Цветаевой. Специально для нее композитор создал редакцию этого цикла для голоса и камерного оркестра. Великолепно исполняет она и другой цикл Д. Шостаковича – "Пять сатир на стихи Саши Черного". Вдохновенно поет И. Богачева песни Валерия Гаврилина, высоко ценившего ее артистический дар.

Ирина Богачева является одной из лучших исполнительниц русского романса. В свой концертный репертуар она включает и арии из классических оперетт, и песни, в том числе эстрадные.

Много и плодотворно работает Ирина Богачева на студии "Лентелефильм" и на телевидении. Она снялась в музыкальных фильмах: "Поет Ирина Богачева", "Голос и орган", "Жизнь моя опера" (режиссер В. Окунцов), "Кармен - страницы партитуры" (режиссер О. Рябоконь). На Санкт-Петербургском телевидении подготовлены видеофильмы "Песня, романс, вальс", "Итальянские грезы", "Русский романс" (режиссер И. Тайманова), а также юбилейные бенефисы певицы в Большом зале филармонии (к 50-, 55- и 60-летию со дня рождения). Ириной Богачевой записаны и выпущены пятть компакт-дисков.

Еще в 1980 году, находясь в расцвете вокальной карьеры, Ирина Богачева занялась педагогикой и ведет класс сольного пения в Санкт-Петербургской консерватории в качестве профессора. Среди ее учеников: Ольга Бородина, Наталья Евстафьева, Наталья Бирюкова, Юрий Ившин, Елена Чеботарева, Ольга Савова, Елена Витман, Юлия Симонова, Мария Литке, Олеся Петрова, Борис Пинхасович, Александра Кабанова и др.

Супруг – Гаудасинский Станислав Леонович (1937 г. рожд.), видный театральный деятель, заведующий кафедрой музыкальной режиссуры в Санкт-Петербургской консерватории. Дочь – Гаудасинская Елена Станиславовна (1967 г. рожд.), пианистка. Внучка – Ирина.

(По материалам Мариинского театра, Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Belcanto.ru)