Кузьма Бодров

10/05/2021 - 02:41   Classic   Концерты
XIII международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Ярославле закрылся в День Победы гала-концертом с премьерой новой версии «Реквиема».

Уже не совсем корректно говорить про «фестиваль в Ярославле», поскольку концерты давно идут по всей Ярославской области, - Рыбинск, Гаврилов Ям, Тутаев и т. д. И если сцена позволяет, туда приезжают не камерные составы, а целый симфонический оркестр «Новая Россия», к примеру. Хотя основные концерты идут, конечно, в областном центре. Тут и концертная программа, и сразу две академии — духовая и барокко — с ведущими мировыми педагогами и музыкантами. Тут и школа для молодых журналистов, пишущих о культуре, и преконцерты с лекциями музыковедов. Словом, фестиваль с утра до ночи вполне себе европейского типа и уровня.

«Новая Россия» с Юрием Башметом
«Новая Россия» с Юрием Башметом

Гала-концерт закрытия Башмет начал с любимой им и зрителями увертюры к опере «Сорока-воровка» Джоакино Россини с довольно бойким темпом. «Новая Россия» в несколько усеченном составе (на небольшой сцене должны были еще уместиться сразу два рояля и хор) с видимым удовольствием безупречно разыграла эту увертюру. Как и последующие за нею три фрагмента из балета «Лебединое озеро» Петра Чайковского — Pas de deux, Сцена и Русский танец. Солистом стал Николай Саченко, концертмейстер и первая скрипка оркестра «Новая Россия», при этом развивающий сольное исполнительство (I премия и золотая медаль XI конкурса им. П. И. Чайковского). Саченко скромно присел на стульчик первой скрипки, и крепенько все и сыграл. Собственно, никаких каденций тут и не предусматривалось.

Николай Саченко
Николай Саченко

Сюрпризы ждали дальше. Крайне редко исполняемое в России, да и в мире, произведение — концерт для двух фортепиано с оркестром ля-бемоль минор Макса Бруха решились исполнить Ксения Башмет и Андрей Гугнин. Мало того, что Брух ассоциируется со струнными произведениями, и тональность неудобная, так и сама история Двойного концерта тяжела. Брух написал его для американских сестер-пианисток Роуз и Оттилии Сутро, и дал им эксклюзив. Те втихаря переписали его под себя примерно тысячу раз (и это не шутка), а оригинал Бруха спрятали. Только в 70-е годы на аукционе случайно удалось найти пачку с неизвестными нотами Бруха, и потом реконструировать оригинал до какой-то степени.

Ксения Башмет
Ксения Башмет

Ксения Башмет и Андрей Гугнин оказались весьма педантичными в этот вечер, хотя исполнили только две части Двойного концерта из четырех. Драматичная и невероятно красивая музыка, имеющая явные отсылки к Оркестровой сюите №3 для органа. И требующая полноценной связи между пианистами, тут много унисонов и быстрых перекличек, не говоря про эмоциональные взаимосвязи. Все получилось.

Андрей Гугнин
Андрей Гугнин

А главной премьерой гала-концерта стал «Реквием» Кузьмы Бодрова на стихи Роберта Рождественского. Точнее, премьера прошла в январе на московском фестивале Башмета, но есть важные нюансы. Вот что говорит об этом сам композитор Кузьма Бодров:

«У Русского концертного агентства возникла идея на тексты Рождественского написать музыку. Но не петь тексты, а читать. На роль чтеца был выбран Сергей Гармаш. Это вторая редакция «Реквиема», тут появились добавления хора в нескольких частях. В январе была премьера в Москве без хора, а теперь - мировая премьера второй редакции. Писалось легко, поскольку слова очень сильные, они как заклинания. Как высеченные на скале символы. Тема будоражащая. Здесь использована тема из моей музыки к фильму «Собибор» Константина Хабенского, она сюда прекрасно вписалась, и на ту же тему. Кроме того, я писал музыку для концерта на Мамаевом кургане, компиляция военных песен с моими авторскими композициями, и она тоже тут использована в увертюре. Остальные части написаны специально для «Реквиема»».

Как сказано — так все и выглядит. В Москве действительно хора не было, а тут спела хоровая капелла «Ярославия», и сильно прибавила экспрессии всему действу. Сергей Гармаш ничего не поет, но очень здорово читает пафосный текст поэмы Роберта Рождественского «Реквием» от начала до конца (помните? «..Но зачем она им, эта слава, - мертвым?»). Сейчас поэма немного архаична, пожалуй, - но ничуть не убавила в талантливости и экспрессии. Между главками поэмы в исполнении Гармаша играет музыка Бодрова.

Сергей Гармаш и Кузьма Бодров
Сергей Гармаш и Кузьма Бодров

«Это красивая светлая музыка, грусть бывает светлой!», - сказал об этой музыке Юрий Башмет.

Увертюра и финал прописаны Бодровым основательно, что неудивительно, ибо они большей частью взяты из написанного для концерта на Мамаевом кургане опуса (включая цитату из «Журавлей» Френкеля и Гамзатова) и музыки для фильма «Собибор», соответственно. Там — и мелодии, и гармонические ходы, и параллельные тональности. Другое дело — прописанное между главками. Тут Бодров позволяет себе большей частью висеть на одной гармонии, с большим искусом прописывая многочисленные хроматические опевания, - это почти сродни минимализму, если бы не обилие партий оркестровых групп, да и хора. Возникает эффект застывания, зависания в воздухе, чего композитор и добивался, видимо. И обилие гулкой перкуссии, разумеется.

Капелла «Ярославия» вполне уверенно справилась с этими задачами. Да и для «Новой России» после Россини и особенно Бруха это выглядело скорее репетицией.

Сергей Гармаш, Юрий Башмет, Кузьма Бодров
Сергей Гармаш, Юрий Башмет, Кузьма Бодров

Фестиваль под номером 13 завершен. На него не смогли приехать только турки — чудесное трио Кудси Эргюнера со своими макамами. В период пандемии это огромная удача — провести почти без потерь международный фестиваль. И ярославские чиновники уже объявили, что 14-й фестиваль точно состоится.

Вадим ПОНОМАРЕВ

27/02/2018 - 01:23   Classic   Концерты
Завершился XI Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи пресс-конференцией и гала-концертом сразу с тремя мировыми премьерами.

Замглавы Сочи Ирина Романец: Сложно делиться впечатлениями, когда их так много. Все слова высшей степени превосходства не опишут состояние зрителей, присутствовавших на фестивале. Я просто счастлива, что администрация города причастна к проведению такого замечательного фестиваля. Семь постоянно действующих площадок, музыкальная академия, где наши дети и наши педагоги имеют возможность слушать лучших педагогов и музыкантов мира, заниматься с ними. Замечательные спектакли театра марионеток Резо Габриадзе — настоящее искусство… Столько всего прекрасного, что и за сутки не опишешь.

Компания Yamaha привезла специально для фестиваля еще один рояль (два их рояля уже есть в Сочи), клавинову (цифровое фортепиано), гонги и другую перкуссию.

... И будем поддерживать фестиваль дальше! - подчеркнул глава компании Yamaha в России.
Зимний фестиваль Юрия Башмета. Закрытие
Зимний фестиваль Юрия Башмета. Закрытие

В XI Зимнем фестивале приняло участие около 1700-1800 участников, мероприятия фестиваля посетило 12-13 тысяч зрителей. Данные еще будут уточняться по завершении всей программы, уточнил исполнительный директор фестиваля Дмитрий Гринченко.

Юрий Башмет: Я продолжаю дико волноваться, потому что сейчас будем играть опять премьеру. На этом фестивале был очень удачный конкурс композиторов, мы хотели всем дать первую премию без исключения, настолько высокий уровень. Кроме того, мы еще заказываем произведения для фестиваля, и хотя не знаем, что автор напишет и как это публика примет, все равно рискуем. Так было со спектаклем «Не покидай свою планету», и теперь это — визитная карточка фестиваля. Сыграли премьеру «Слово о полку Игореве» Александра Чайковского, сыграли неплохо, как мне кажется, и сам автор остался доволен.

Сочинские журналисты очень переживали за высокие цены на билеты.

Гринченко: Доходы от билетов формируют программу фестиваля, делают ее насыщенной, необычной. Есть органный зал, где билеты по очень доступным ценам. Занятия с детьми в Зимнем театре были абсолютно бесплатны, мы берем на себя привоз педагогов для этих занятий. Цены на спектакли театра Габриадзе вполне адекватны, в Москве и Питере цены в два-три раза дороже, и их не достать.

NEWSmuz.com спросил про впечатления Юрия Абрамовича от премьеры авторской версии «Пиковой дамы» и о том, увидят ли ее другие города.

Юрий Башмет: «Пиковая дама» — там была незаменимая и неподражаемая графиня Ирина Богачева, она давала тон и школу всем остальным певцам. Ездить с ним сложно, особенно из-за декораций. «Не покидай свою планету» тоже нелегко возить, но мы же возим. Конечно, этот спектакль требует еще докатки, наработки. Мне понравилась идея с призрачным образом молодой графини, Надя Михалкова играла импрессионистически, воздушно. Сама идея мне понравилась. И режиссер молодец!
Юрий Башмет и Всероссийский юношеский симфонический оркестр
Юрий Башмет и Всероссийский юношеский симфонический оркестр

Гала-концерт начался с мировой премьеры «Путешествие по оркестру» Кузьмы Бодрова, значительно переработанного после первого предпоказа. Исполнил его Всероссийский юношеский симфонический концерт п/у Юрия Башмета. Эпичное путешествие по оркестровым группам, почему-то очень «киношное» по звучанию. Частый гость башметовских фестивалей скрипачка Татьяна Самуил чудно солировала в «Элегической поэме» Изаи, тонко и мудро. И почему его так редко исполняют?

Татьяна Самуил
Татьяна Самуил

Хорватский валторнист Радован Владкович сначала напугал не очень чистыми первыми нотами в штраусовском концерте №1 для валторны с оркестром, но затем почти реабилитировался в бравурном Allegro. И все-таки брака оказалось многовато, особенно для относительно несложного Первого концерта (во Втором это было бы простительнее).

Алексис Сориано и Радован Владкович
Алексис Сориано и Радован Владкович

Немецкий виолончелист Йенс Петер Майнц удивил необычным холодным тембром инструмента и виртуозным звукоизвлечением. «Вариации на тему рококо» П.Чайковского прозвучали в его исполнении каким-то шумановским звуком, чинно и благородно, интересная трактовка. А вот оркестр звучал совсем традиционно для Чайковского, и образовался дополнительный любопытный контекст. Ярчайшее, великолепное исполнение и свежий взгляд на русский рококо…

Петер Майнц
Петер Майнц

Специально для мировой премьеры пьесы Across Differences («Различия») американского композитора Алвина Синглтона и привозили клавинову, гонги и прочее. Пьеса структурирована как череда экспрессивных дробей, меж которыми звучат эклектичные высказывания то в духе Малера, то Шостаковича, пронзенная вкрадчивыми электронными тембрами клавиновы. Можно было бы и со Стравинским сравнить, действительно ощущения самые пестрые. Форма произведения жесткая, звучит все осмысленно. Молодежный оркестр под рукой испанского дирижера Алексиса Сориано весь концерт провел эффектно, а тут и вовсе, как пружина распрямился. Чудное воздействие музыки Синглтона!

Алексис Сориано
Алексис Сориано

Солирующая маримба с оркестром — всегда необычно. Серб Небойса Джован Живкович, сам и написавший этот концерт, владеет инструментом виртуозно. Аккомпанемент состоит из непростых ритмических фигур со всхлипывающими струнными, в ударных моментах добавляются духовые. Состояние тревоги не уходит из музыки до конца.

Небойса Джован Живкович
Небойса Джован Живкович

За вокальную часть гала-концерта превосходно «ответила» Ольга Кульчинская, спевшая свою любимую Джильду из «Риголетто» Большого театра, заодно и вальс Мюзетты из «Богемы» (она пела ее в барселонском Лисео). Публика вызывала на бис, но увы.

Ольга Кульчинская
Ольга Кульчинская

Завершился гала-концерт и весь фестиваль мировой премьерой альтового концерта с оркестром немецкого композитора Валерия Воронова, в исполнении самого Юрия Башмета. Сочинение, что называется, «на одном аккорде». Солировать тут особо и нечего, большую часть времени альт играет на одной ноте с разными длительностями, то же делает и оркестр. Ассоциации - со звуками болота. Воронов изощренно пластует в музыкальной ткани самые разные мелосы, болото чавкает и колышется. Альт Башмета то вскрикивает и взвивается, то умиротворяется, почти сливаясь с оркестром. Отличная композиторская работа, но вряд ли слушатели оценят эти нюансы. Для альта технических сложностей нет, и Башмет сосредоточился на чистом интонировании, что ему блестяще и удалось.

Алексис Сориано и Юрий Башмет
Алексис Сориано и Юрий Башмет

XI Зимний фестиваль оказался менее звездным, чем предыдущий юбилейный. И все-таки достойным, насыщенным на события высокого искусства. Планку фестиваль держит, и нет сомнений в его долголетии, на радость сочинцам.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ