Валерий Пономарев

14/09/2014 - 17:09   Mix   Концерты, Джаз
Главным событием второго дня фестиваля Koktebel Jazz Party стало, конечно, выступление знаменитого трубача Валерия Пономарева с его американским проектом We remember Art Blakey.

Так оно и есть, но перед этим стоит рассказать об остальных участниках фестиваля. Во второй день заработала вторая сцена, Открытая — вход на нее действительно бесплатный. Любопытно, что она расположена на нудистском пляже Коктебеля, отчего публика перед сценой смешалась в невероятный коктейль из гордо прогуливающихся нудистов, загорающих обнаженных женщин и того хиппи-хипстер-радостной публики, что и составляет изюминку этого самого джазового на крымском побережье курорта.

Стартовала программа Открытой сцены с любопытной московской группы Shoo. Абсолютный фьюжн и творческая свобода отличает Shoo от большинства участников этого все-таки скорее мейнстримного феста. Соул и босанова, блюз и фолк, и все это на довольно прочной роковой основе с отменным вокалом выпускницы Гнесинки.

Впервые после долгого перерыва именно на сцене фестиваля Koktebel Jazz Party воссоединилась архангельская группа The Break Orchestra, играющая изощренный сплав прог-рока, фьюжна и тяжелого блюза. Сочные риффы Николая Куликова на клавишных, и его же упругие басовые ходы — в трио нет басиста — все это сыграно в настроении, с мощной эмоциональной подачей.

А вот крымский диксиленд «Джон» скорее разочаровал, его трактовки популярных мелодий чрезмерно отдают кабацким духом, удивить своим музицированием артисты тоже не сумели.

Хуун-Хуур-Ту
Хуун-Хуур-Ту

Главная сцена открылась сетом великой тувинской группы «Хуун-Хуур-Ту». Музыканты демонстративно не стали делать скидку на пляжный релакс, и исполнили полноценную программу из аутентичного тувинского фольклора высочайшего художественного уровня. Заодно между композициями прочитав небольшую лекцию о разных стилях горлового пения в Туве и вкратце пересказав содержание песен (что тоже оказалось не лишним).

Денис Швытов и проект «Серебряная женщина»
Денис Швытов и проект «Серебряная женщина»

Особенное впечатление произвел проект Дениса Швытова «Серебряная женщина». Отменный саксофонист, Швытов здесь в полной мере проявляет себя как изобретательный автор. Это абсолютно современный европейский джаз, немного со скандинавским оттенком, стильный и элегантный. Можно даже сказать, отсылающий к Серебряному веку, если таковой существовал бы в джазе.

Довольно противоречивым получилось выступление у самба-джаза — Анны Клестун и группы Esh. Вот что Анна Клестун говорила на пресс-конференции перед выступлением, когда я спросил у нее о конкуренции с Ириной Богушевской, тоже часто поющей Жобима:

- Играть бразильскую музыку можно кому угодно. Главное, чтобы она звучала на португальском языке (тонкий намек на русскоязычность Богушевской). Продвигать бразильскую музыку сложно, потому что у нас привыкли слушать скорее кубинские ритмы. Стен Гетц, Аструд Жильберту у нас были известны, но ведь это не бразильская, это адаптированная американская музыка. Мы хотим делать адаптированное джазовое направление на португальском языке, и раскрыть интеллектуальность этой музыки. Мы хотим играть более горячую музыку!

Анна Клестун и группа Esh
Анна Клестун и группа Esh

Именно с горячей музыкой и не получилось в этот раз. Музыканты Esh весьма технично играли стандартный латино-джаз, а сама Анна Клестун довольно отстраненно пела бразильские, не слишком на русское ухо запоминающиеся, мелодии. И это на холодном ветру, когда слушатели с пляжа зябко кутались в любые подручные теплые материалы — полотенца, спальники... Танцевать под такую самбу даже на холоде было решительно невозможно. И лишь две последних композиции получились теми, какими обещали музыканты — Анна Клестун словно проснулась, ожила, вспомнила про бразильское солнце, и наконец-то спела хоть отчасти тепло — и публика мгновенно откликнулась и принялась танцевать.

Но все ждали, конечно, мэтра — трубача Валерия Пономарева и его секстет We remember Art Blakey. Музыканты даже не начали играть без овации. Веселый Валерий Пономарев вышел к микрофону, и заявил, что пока овации не будет — концерта не будет. Овация немедленно последовала. Это было самое веселое выступление пока в Коктебеле! Раскрепощенность, благожелательность музыкантов друг к другу, изысканный мейнстрим высочайшего класса — все это проект имени Арта Блейка.

Валерий Пономарев и секстет We remember Art Blakey
Валерий Пономарев и секстет We remember Art Blakey

Валерий Пономарев то и дело крутил руками колеса, призывая зрителей поддержать музыкантов. Танцы на пляже начались немедленно. Вперед вышла духовая секция — именно на них сконцентрировано внимание: салочки-выручалочки в виде диалогов между трубой Пономарева, саксофоном Питера Брайнина и тромбоном Стэффорда Хантера. Чуть меньше внимания достается сидящему за барабанами Виктору Джонсу — а ведь именно он ученик и даже друг того самого великого Арта Блейка, барабанщика от Бога. Впрочем, время от времени все музыканты смолкают, и звучит роскошное джазовое барабанное соло от Виктора Джонса: как положено, с затиханиями, шебуршаниями, мгновенной сменой темпоритма, и непременным бросанием палочек в публику.

Валерий Пономарев
Валерий Пономарев

Ведущий уже было объявляет музыкантов, приглашая заканчивать. Но неугомонный Пономарев вновь подходит к микрофону и иронично говорит: «Мы можем, конечно, закончить, но...» Получив очередную порцию восторженного рева зрителей, музыканты продолжают играть. И даже когда после этого музыканты уходят, а публика снова требует бисы, - подскакивает с трубой бесенок-Пономарев, и выдает ершистую руладу! Знай, дескать, наших! Феерическое выступление, первоклассный джаз — яркий, эффектный, техничный, заводной, - именно то, чего и ждешь от музыкантов такого уровня.

На этом второй день фестиваля Koktebel Jazz Party не завершился, впрочем. В одном из кафешек на набережной фестиваль продолжился ночным джем-сейшном с участием многих участников фестиваля, и даже только что подъехавших в Коктебель музыкантов самого Тома Фаррелла...

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото — Светлана МАЛЬЦЕВА

Хуун-Хуур-Ту
Хуун-Хуур-Ту

Хуун-Хуур-Ту
Хуун-Хуур-Ту

Денис Швытов и проект «Серебряная женщина»
Денис Швытов и проект «Серебряная женщина»
13/09/2014 - 14:13   Mix   Интервью, Джаз
Знаменитый джазовый трубач Валерий Пономарев высоко оценивает организацию Koktebel Jazz Party.

- Я раньше не приезжал в Коктебель на фестиваль, но знаю, что тут был много лет хороший джазовый фестиваль. Вчера было открытие фестиваля, я послушал музыкантов, - мне очень понравилось. Кто-то хорошо подумал, как сделать счастливыми зрителей. Чаще бывает, что фестивали делают так, как удобнее организаторам. У нас в оркестре японочка играет, живет в Америке — она и другие музыканты разъедутся по своим странам, разнесут весть о Коктебеле по всему миру. На следующий год еще больше людей узнают... Я в молодости часто бывал в Коктебеле, объездил все побережье. Ощущения удивительные — вернуться на 50 лет назад, и снова увидеть эти горы, море, вспомнить детские впечатления.

Валерий Пономарёв и барабанщик секстета We remember Art Blakey Виктор Джонс
Валерий Пономарёв и барабанщик секстета We remember Art Blakey Виктор Джонс

Валерий Пономарев с гордостью показал свою книгу «На обратной стороне звука», и признался:

- Книга мне самому очень нравится. Я придерживаюсь принципа, что если вы играете музыку — она должна вам очень нравиться, иначе и смысла нет на сцену выходить. С такими же чувствами я относился к передаче своих мыслей на бумаге. Эпиграф взят у Арта Блейки — он мне сам говорил, как удивился, был поражен, когда услышал русских музыкантов — не ожидал, что они настолько хорошо играют. Я взял эпиграфом его слова: «Правда невероятнее выдумки. Если знаешь правду, не бойся ее сказать». В этом ключе — вся книга. Нет никаких выдумок, - как жизнь развивалась, какие события случались — так в книге я их описывал. Конечно, это взгляд музыканта. Когда я начинал слушать джаз, для меня это был только звук, я же никого не видел в лицо, и не мог видеть. А когда потом перебрался в США, эти звуки стали обретать для меня плоть и кровь, проявились живые лица. Это был удивительный период.

Валерий Пономарев
Валерий Пономарев

Валерий Пономарев уверен, что даже если у джаза в России наступят скверные времена, как это было в советские годы, джаз все равно пробьется к слушателю.

- Запретят ли джаз? Сложно сказать. Невзирая ни на какие запреты, разницу в культурах, - джаз все равно найдет путь к сердцам людей. Если уж мы в советское время пробились! Может быть, такое сложное время придет. Россия богата природными ископаемыми и людьми. Сколько блестящих музыкантов появилось сейчас в России! И будут еще появляться. Джаз начался в Новом Орлеане, потом перемещался из одного города в другой, сейчас штаб-квартира джаза в Нью-Йорке. Может быть, она переедет в Москву! Почему нет? Природа джаза такая — постоянно перемещаться. Может быть, в Коктебеле! Фестиваль тут организован блестяще, с любовью к музыкантам и публике.

Барабанщик секстета We remember Art Blakey Виктор Джонс
Барабанщик секстета We remember Art Blakey Виктор Джонс

На фестивале Koktebel Jazz Party Валерий Пономарев выступит со своим международным проектом We remember Art Blakey (Россия-США), посвященным памяти великого джазового барабанщика Арта Блейки.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА