Валерий Пономарев: Среди нас — Art Blakey!

Главным событием второго дня фестиваля Koktebel Jazz Party стало, конечно, выступление знаменитого трубача Валерия Пономарева с его американским проектом We remember Art Blakey.

Так оно и есть, но перед этим стоит рассказать об остальных участниках фестиваля. Во второй день заработала вторая сцена, Открытая — вход на нее действительно бесплатный. Любопытно, что она расположена на нудистском пляже Коктебеля, отчего публика перед сценой смешалась в невероятный коктейль из гордо прогуливающихся нудистов, загорающих обнаженных женщин и того хиппи-хипстер-радостной публики, что и составляет изюминку этого самого джазового на крымском побережье курорта.

Стартовала программа Открытой сцены с любопытной московской группы Shoo. Абсолютный фьюжн и творческая свобода отличает Shoo от большинства участников этого все-таки скорее мейнстримного феста. Соул и босанова, блюз и фолк, и все это на довольно прочной роковой основе с отменным вокалом выпускницы Гнесинки.

Впервые после долгого перерыва именно на сцене фестиваля Koktebel Jazz Party воссоединилась архангельская группа The Break Orchestra, играющая изощренный сплав прог-рока, фьюжна и тяжелого блюза. Сочные риффы Николая Куликова на клавишных, и его же упругие басовые ходы — в трио нет басиста — все это сыграно в настроении, с мощной эмоциональной подачей.

А вот крымский диксиленд «Джон» скорее разочаровал, его трактовки популярных мелодий чрезмерно отдают кабацким духом, удивить своим музицированием артисты тоже не сумели.

Хуун-Хуур-Ту
Хуун-Хуур-Ту

Главная сцена открылась сетом великой тувинской группы «Хуун-Хуур-Ту». Музыканты демонстративно не стали делать скидку на пляжный релакс, и исполнили полноценную программу из аутентичного тувинского фольклора высочайшего художественного уровня. Заодно между композициями прочитав небольшую лекцию о разных стилях горлового пения в Туве и вкратце пересказав содержание песен (что тоже оказалось не лишним).

Денис Швытов и проект «Серебряная женщина»
Денис Швытов и проект «Серебряная женщина»

Особенное впечатление произвел проект Дениса Швытова «Серебряная женщина». Отменный саксофонист, Швытов здесь в полной мере проявляет себя как изобретательный автор. Это абсолютно современный европейский джаз, немного со скандинавским оттенком, стильный и элегантный. Можно даже сказать, отсылающий к Серебряному веку, если таковой существовал бы в джазе.

Довольно противоречивым получилось выступление у самба-джаза — Анны Клестун и группы Esh. Вот что Анна Клестун говорила на пресс-конференции перед выступлением, когда я спросил у нее о конкуренции с Ириной Богушевской, тоже часто поющей Жобима:

- Играть бразильскую музыку можно кому угодно. Главное, чтобы она звучала на португальском языке (тонкий намек на русскоязычность Богушевской). Продвигать бразильскую музыку сложно, потому что у нас привыкли слушать скорее кубинские ритмы. Стен Гетц, Аструд Жильберту у нас были известны, но ведь это не бразильская, это адаптированная американская музыка. Мы хотим делать адаптированное джазовое направление на португальском языке, и раскрыть интеллектуальность этой музыки. Мы хотим играть более горячую музыку!

Анна Клестун и группа Esh
Анна Клестун и группа Esh

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

Именно с горячей музыкой и не получилось в этот раз. Музыканты Esh весьма технично играли стандартный латино-джаз, а сама Анна Клестун довольно отстраненно пела бразильские, не слишком на русское ухо запоминающиеся, мелодии. И это на холодном ветру, когда слушатели с пляжа зябко кутались в любые подручные теплые материалы — полотенца, спальники... Танцевать под такую самбу даже на холоде было решительно невозможно. И лишь две последних композиции получились теми, какими обещали музыканты — Анна Клестун словно проснулась, ожила, вспомнила про бразильское солнце, и наконец-то спела хоть отчасти тепло — и публика мгновенно откликнулась и принялась танцевать.

Но все ждали, конечно, мэтра — трубача Валерия Пономарева и его секстет We remember Art Blakey. Музыканты даже не начали играть без овации. Веселый Валерий Пономарев вышел к микрофону, и заявил, что пока овации не будет — концерта не будет. Овация немедленно последовала. Это было самое веселое выступление пока в Коктебеле! Раскрепощенность, благожелательность музыкантов друг к другу, изысканный мейнстрим высочайшего класса — все это проект имени Арта Блейка.

Валерий Пономарев и секстет We remember Art Blakey
Валерий Пономарев и секстет We remember Art Blakey

Валерий Пономарев то и дело крутил руками колеса, призывая зрителей поддержать музыкантов. Танцы на пляже начались немедленно. Вперед вышла духовая секция — именно на них сконцентрировано внимание: салочки-выручалочки в виде диалогов между трубой Пономарева, саксофоном Питера Брайнина и тромбоном Стэффорда Хантера. Чуть меньше внимания достается сидящему за барабанами Виктору Джонсу — а ведь именно он ученик и даже друг того самого великого Арта Блейка, барабанщика от Бога. Впрочем, время от времени все музыканты смолкают, и звучит роскошное джазовое барабанное соло от Виктора Джонса: как положено, с затиханиями, шебуршаниями, мгновенной сменой темпоритма, и непременным бросанием палочек в публику.

Валерий Пономарев
Валерий Пономарев

Ведущий уже было объявляет музыкантов, приглашая заканчивать. Но неугомонный Пономарев вновь подходит к микрофону и иронично говорит: «Мы можем, конечно, закончить, но...» Получив очередную порцию восторженного рева зрителей, музыканты продолжают играть. И даже когда после этого музыканты уходят, а публика снова требует бисы, - подскакивает с трубой бесенок-Пономарев, и выдает ершистую руладу! Знай, дескать, наших! Феерическое выступление, первоклассный джаз — яркий, эффектный, техничный, заводной, - именно то, чего и ждешь от музыкантов такого уровня.

На этом второй день фестиваля Koktebel Jazz Party не завершился, впрочем. В одном из кафешек на набережной фестиваль продолжился ночным джем-сейшном с участием многих участников фестиваля, и даже только что подъехавших в Коктебель музыкантов самого Тома Фаррелла...

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото — Светлана МАЛЬЦЕВА

Хуун-Хуур-Ту
Хуун-Хуур-Ту

Хуун-Хуур-Ту
Хуун-Хуур-Ту

Денис Швытов и проект «Серебряная женщина»
Денис Швытов и проект «Серебряная женщина»

Быстрый поиск: