Коктебель Джаз

28/08/2015 - 12:57   Mix   Между жанров
Перед началом международного джазового фестиваля Koktebel Jazz Party в крымском Коктебеле состоялась пресс-конференция организаторов фестиваля.

Об открывающемся сегодня в Коктебеле фестивале рассказали генеральный директор МИА «Россия Сегодня» Дмитрий Кисилев, арт-директор фестиваля Сергей Головня, гендиректор ООО «Красный квадрат» Алексей Кисин и директор фестиваля Михаил Иконников.

Участники пресс-конференции
Участники пресс-конференции

- Уже чувствуется бодрящая атмосфера предвкушения фестиваля. Когда я увидел стулья, покрытые белыми чехлами, я вспомнил, с чего начинался фестиваль джаза в Коктебеле. В 2003 году я с друзьями придумал этот фестиваль как шуточная идея встречи потешных войск. Мы жили в палатках под Кара-Дагом, там же жили музыканты, мы варили плов в казане и джем-сейшны проходили под тентом. Главная сцена была очень маленькой, шириной метров пять, ну просто бродячий джазовый цирк. Коктебельцы сразу спросили, когда будет следующий. И мы стали проводить его регулярно, затем он превратился в крупнейший джазовый фестиваль под открытым небом в постсоветском пространстве. Потом я перестал этим заниматься, и отдал это свои друзьям из Киева. После воссоединения Крыма с Россией Украина стала препятствовать, в том числе моим друзьям, заниматься здесь чем-либо, приняв закон о т. н. оккупированных территориях. Так что стало два фестиваля — один под Одессой, который делает Лилия Млинарич, другой — в Коктебеле. Я приглашал ее сюда, но она побоялась нарушить эти украинские законы, но мы в хороших отношениях, и по поводу названий обоих фестивалей споров у нас нет. Сегодня уже 13 сезон джаза в Коктебеле.

Дмитрий Киселев рассказал о сложностях в организации фестиваля в этом году и угрозах в адрес музыкантов-участников фестиваля.

- Были сложности, как со стороны США, так и Западной Европы. Стали угрожать артистам, которые должны сюда приехать. De Phazz получили угрожающее письмо, я его опубликовал в Фейсбуке, можете почитать, и в итоге не решились приехать в Коктебель, хотя выступали у нас здесь в прошлом году. Я отношусь к этому с юмором — сегодня ты играешь джаз, а после родину продашь — для США этот принцип еще актуален. Я не связываю этот фестиваль с политикой, и не собираюсь этого делать.

В этом году к организации фестиваля подключилась компания «Красный квадрат».

- Мы усилили организацию компанией «Красный квадрат», рассказал Дмитрий Киселев. - Мы привезли 150 тонн металлоконструкций, 30 тонн звуковой аппаратуры, 15 тонн света. Теперь это самая оснащенная джазовая площадка в России.

Дмитрий Киселев и Сергей Головня
Дмитрий Киселев и Сергей Головня

Арт-директор фестиваля Сергей Головня рассказал о хедлайнерах фестиваля.

- Очень приятно вновь на берегу моря играть джаз. Это прекрасно. Хедлайнером в первый день станет международный квинтет Якова Окуня (Россия-Украина-Израиль-Италия-США), во второй день — кубинская звезда Gonzalo Rubalcaba, в третий — биг-бенд Игоря Бутмана с Ларисой Долиной и Дмитрием Мосьпаном. Отдельно отмечу выступления Роберта Анчиполовского (Израиль). Выступит жесткий британский блюзмен Will Johns, сыграет гитарист Игорь Золотухин с итальянскими музыкантами. Будет проект «Афромания», продолжающий традиции world-music на нашем фестивале. Знаменитый гитарист Алексей Кузнецов сыграет на Волошинской сцене, затем там выступят биг-бенд Сергея Казарновского и Арзо Гусейнов.

Дмитрий Киселев рассказал, что получил незадолго до начала фестиваля SMS от Энвера Измайлова — он простудился, и не сможет сыграть на фестивале, как планировалось. Министр культуры Мединский прислал фестивалю поздравительную телеграмму.

Алексей Кисин напомнил, что на набережной будет работать круглосуточное джазовое кафе с джем-сейшнами.

- Мы полностью подготовлены к фестивалю, он должен пройти без эксцессов, - заверил Кисин.

Организаторов не могли не спросить об угрозах со стороны властей Украины.

- Все странности поведения правительства Украины я прокомментирую в своей политической программе «Вести недели» 6 сентября, - пообещал Киселев. - Евросоюз часто действует через обезличенные структуры, они не представляют конкретную страну, а некие европейские структуры. Для оказания давления необязательно делать это устами министра конкретной страны. Но музыкантов хватит на все фестивали. Коктебель — волшебное место, здесь места Волошина, Грина, Айвазовского и других деятелей культуры. Здесь космическое место, здесь восходящие потоки воздуха, именно тут конструировал космические аппараты Королев. Атмосфера здесь не похожа ни на что. Кстати, все сборы от продажи билетов пойдут в местную коктебельскую школу, мы купим мебель, потому что там не обновлялась школьная мебель с советских времен.

NEWSmuz.com спросил у организаторов, насколько в дальнейшем планируется расширять мультижанровую составляющую.

- Мы не пойдем по пути Усадьбы Джаз с отдельными сценами для каждого жанра, - рассказал Михаил Иконников. - А вообще это мировая тенденция — на джазовых фестивалях много околоджазовых артистов. У нас будут вкрапления других жанров. Делить по сценам и жанрам фестиваль мы не будем. Мы считаем полезным, когда на одной сцене встречается жанры, отдельные вкрапления других околоджазовых артистов полезно для атмосферы фестиваля.

Сегодня вечером пройдет первый концерт фестиваля Koktebel Jazz Party.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото - Владимир КАЛЬЯН

15/07/2015 - 16:16   Mix   Новости, Анонсы, Джаз
XIII Международный фестиваль Koktebel Jazz Party пройдет с 28 по 30 августа 2015 года в г. Коктебель.

Koktebel Jazz Party — одно из самых ярких событий в культурной жизни не только Крыма, но и всей России, которое привлечёт внимание мировой музыкальной общественности.

На фестивале выступят лучшие джазовые музыканты мира. Среди участников – российский саксофонист Игорь Бутман, трубач, американец кубинского происхождения Артуро Сандоваль, американский саксофонист Гари Бартц, коллектив De-Phazz (Германия) и многие другие.

Koktebel Jazz Party
Koktebel Jazz Party

На закрытой лаунж-площадке – «Джаз со скоростью нон-стоп»: 72 часа непрерывного звучания лучших джазовых композиций всех времен и народов.

В финале фестиваля – грандиозный Koktebel jam session с музыкантами одной из европейских стран по прямому телемосту.

Гости насладятся шедеврами мирового джаза – композициями Джорджа Гершвина, Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Эллы Фицджералд, Дэйва Брубэка, Рея Чарлза, Билли Холидей и других. Это не просто джаз мирового уровня — это настоящая свобода, которая рождает единую вибрацию музыки, моря, тела и души.

Быстрый поиск:
23/06/2015 - 15:46   Mix   Джаз
Тринадцатый международный фестиваль Koktebel Jazz Party, организованный МИА "Россия сегодня", пройдет в этом году в Коктебеле с 28 по 30 августа.

Об этом сказал в ходе видеомоста Москва-Симферополь, посвященного развитию Коктебеля, генеральный директор МИА "Россия сегодня" Дмитрий Киселев.

Дмитрий Киселев
Дмитрий Киселев

"Агентство "Россия сегодня" делает там джазовый фестиваль. В прошлом году был 12-й, я его основал в 2003 году, к столетию дома Волошина. В этом году будет 13-й международный джазовый фестиваль, 28, 29, 30 августа, мы всех приглашаем", — сказал Киселев. Фестиваль Koktebel Jazz Party, организованный МИА "Россия сегодня" при поддержке Министерства культуры РФ, в 2014 году впервые прошел уже в российском Крыму с 12 по 15 сентября. На фестиваль приехали джазовые коллективы не только из разных регионов России, но и из Бразилии, США, Израиля, Великобритании, Индии, Армении, Германии, Бельгии и Нидерландов.

РИА Новости

Быстрый поиск:
19/09/2014 - 15:35   Mix   Концерты, Джаз
В Коктебеле завершился джазовый международный фестиваль Koktebel Jazz Party, первый в новой истории Крыма и двенадцатый в целом.

«Сказка когда-то заканчивается, но продолжение ждёт нас в следующем году», — заверил генеральный директор МИА «Россия сегодня» и основатель фестиваля (еще в те давние годы) Дмитрий Киселёв. Он уже пообещал появление на фестивале в будущем году Мацуева и Герзмавы — именно с джазовыми проектами. Этот фестиваль делался поспешно, всего за три месяца, - сразу, как только Украина приняла закон об оккупированных территориях, из-за чего команда Лилии Млинарич не смогла продолжить подготовку коктебельского фестиваля, и была вынуждена переехать под Одессу.

Четыре дня фестиваля на трех сценах — этого, пожалуй, даже слишком много. Возможно, хватило бы и трех дней. Но ощущение джазового праздника не покидало Коктебель все эти четыре дня. По набережной фланировали загорелые люди с символикой Koktebel Jazz Party – футболки, бейсболки, значки, сумки... Все холодильники на набережной оказались усеяны магнитиками с логотипом фестиваля. В одном из кафе по ночам до самого утра шли джем-сейшны с участниками фестиваля... Словом, атмосфера самая что ни на есть джазовая.

Любопытно и другое. Если Свободная сцена расположилась прямо на знаменитом нудистском пляже Коктебеля, и изрядную часть зрителей составили абсолютно голые загорающие люди в растаманском стиле (привычного именно для Коктебеля), то Главная сцена с платным входом собирала по вечерам весьма изысканно одетую и респектабельную публику — мужчины в галстуках, женщины в изящных платьях, интеллигентно выглядящих. Всего на фестиваль было продано около полутора тысяч билетов, по заверениям организаторов, это даже больше, чем ожидалось. Все концерты снимались операторами ВГТРК, позже на канале Россия-Культура выйдет фильм о фестивале.

Но самое главное — в Коктебеле выступили настоящие звезды мирового джаза. Спела Дебора Браун, сыграли Том Харрелл, Валерий Пономарев и американский квартет Ивана Фармаковского, приехала самая известная в мире российская группа «Хуун-Хуур-Ту». Это все — имена, делающие честь любому фестивалю в любой точке мира. Кстати, американские музыканты Фармаковского даже посетовали, что в Нью-Йорке нет ничего подобного. И это не выглядело вежливой шуткой.

The Jamal Thomas Band
The Jamal Thomas Band

В последний день фестиваля отыграли звезды ню-джаза Сlub des Belugas из Германии и фанковые звезды The Jamal Thomas Band (Бельгия-Нидерланды). Надо сказать, что на пресс-конференциях все музыканты, как один, удивлялись высочайшему качеству звука на площадке. Действительно, команде Дмитрия Киселева удалось многое.

Лидер Сlub des Belugas - Maxim Illion
Лидер Сlub des Belugas - Maxim Illion

Кое-что не получилось. Скажем, джем-сейшны многие просто не смогли услышать из-за малой вместимости того кафе, где это происходило (всего 120 мест). Странновато выглядела площадка перед Главной сценой — хорошо одетые люди из-за отсутствия элементарных стульев вынуждены были сидеть на камнях, прихватив коврики. Чересчур близко подвинутая к сцене будка звукорежиссера закрывала изрядному количеству зрителей обзор на сцену. Впрочем, все это болезни роста. А в целом, конечно, сделать подобного размаха джазовый фестиваль за три месяца (!) - фантастического успеха работа.

Сlub des Belugas
Сlub des Belugas

Печально, что в джаз вмешивается политика. Практически всем иностранным музыкантам задавали вопрос о санкциях и том, не боялись ли они ехать в «оккупированный» Крым. Ответы были успокаивающе здравые и даже шутливые. Музыканты должны играть для зрителей, где бы те ни находились, и что бы об этом ни думали политики — таков был основной лейтмотив ответов. Музыкантское сообщество отвергает деление людей на черных и белых, отвергает границы, отвергает любое вмешательство в музыку, со стороны каких бы то ни было политических сил. И фестиваль в Коктебеле наглядно подтвердил свободолюбивые приоритеты джазменов.

И о крымчанах, собственно. Многие — пришли. Хотя цена билета в 700 рублей могла бы отпугнуть. Крымчане соскучились по музыке. В июне в Ялте прошел большой эстрадный фестиваль «Пять Звезд», и вот в сентябрьском Коктебеле — Koktebel Jazz Party, второе большое музыкальное событие в Крыму. Впрочем, активно ездят в Крым многие артисты — летняя афиша ялтинского зала «Фестивальный» была расписана практически ежедневно. Пока все это гораздо скуднее, чем в прошлые годы — ведь украинским артистам фактически запрещено гастролировать в Крыму, да и не все российские решаются. Поэтому вдвойне значимым стал для жителей Крыма этот джазовый фестиваль, который прошел в Коктебеле, несмотря на бурные политические события.

Сергей Головня и JVL Big Band
Сергей Головня и JVL Big Band

Кстати, на фестивале выступили сразу три крымских джазовых коллектива. Ресторанный диксиленд «Джон» не произвел особого впечатления. А вот симферопольский Hayat Band оказался фьюжн-группой высочайшего класса. Особенно занятно было услышать практически коктебельский JVL Big Band, усиленный первоклассными московскими музыкантами — Сергей Головня, Яков Окунь, Петр Востоков, Дмитрий Мосьпан... Жаль, что основатель биг-бенда Виктор Лившиц чуть-чуть не дожил до этого феерического дня.

Джаз в Коктебеле продолжается. И нет сомнений, что в следующем году лайн-ап фестиваля станет как минимум не бледнее звездного состава нынешнего года.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Квартет Ваагна Айрапетяна
Квартет Ваагна Айрапетяна

Анна Бутурлина
Анна Бутурлина

The Jamal Thomas Band
The Jamal Thomas Band

Сlub des Belugas
Сlub des Belugas

Сlub des Belugas
Сlub des Belugas

Сlub des Belugas
Сlub des Belugas

Карина Кожевникова
Карина Кожевникова

JVL Big Band
JVL Big Band

The Jamal Thomas Band
The Jamal Thomas Band

The Jamal Thomas Band
The Jamal Thomas Band
15/09/2014 - 15:41   Mix   Концерты, Джаз
Третий день фестиваля Koktebel Jazz Party сложился из выступлений Тома Харрелла, квартета Ивана Фармаковского, Феликса Лахути, проекта Владимира Иванова, британской группы Alex Hutchings Band и других.

Вообще стоит сказать, что за 12-летнюю историю Коктебельского джаз-форума такой сильной сугубо джазовой программы не было никогда. Нынешний фестиваль утратил многие имена околоджазовые, но приобрел джазовые имена золотой пробы в невероятном ранее количестве.

The Brown Indian Band
The Brown Indian Band

Третий день стартовал с выступления индийского The Brown Indian Band, который по праву можно назвать джазом с сугубо индийской спецификой, фьюжном с акцентом на виртуозность. Музыканты играют классические национальные мелодии в джазовой обработке, и это на диво органично звучит. Любопытно наблюдать, как даже в привычные импровизации на квадрате незаметно вплетаются народные мотивы, окраски, интонации. Чрезвычайно любопытный и задорный проект.

Евгений Ревнюк и его Laber Band - smooth jazz квинтет, хорошо знакомый московской публике. В Коктебеле Ревнюк сделал акцент на джаз-фанк, с долей латино. Но главное все-таки — джаз. Коллектив звучит технично, обладает легким полетным саундом, а самое главное — умеет вовлекать публику в свое сценическое колдовство. Обаятельный Ревнюк колдует за клавишами, а основную мелодическую нагрузку несет на себе саксофон Святослава Текучева.

Но самое задорное выступление на всех джазовых фестивалях России традиционно засталбливает за собой харизматичный Феликс Лахути. Его Funky Land – абсолютно слаженный автомат по производству фанки-хитов, большая джазовая дэнс-машина. Тому способствует и обилие песен на русском языке с вполне эротическим подтекстом, что большая редкость у российских джазменов. А в этот раз к группе Феликса присоединился с несколькими песнями рэпер Джи Вилкс, читающий сардонически и «с качем», чего уж. Симбиоз получился отменным — Джи Вилкс ритмично бубнил, Лахути пел нарочито в «советском» мелодическом стиле, и все это накрывало волной первоклассного фанка.

Джи Вилкс  и Феликс Лахути
Джи Вилкс и Феликс Лахути

В последний момент появился в программе Открытой сцены симферопольский Hayat Band — и смог удивить. Его этно-джаз-фанк абсолютно современен, музыканты используют мотивы крымско-татарской национальной музыки, органично соединяя их в разноликий фьюжн из самых разных стилистик.

Сергей Головня и Владимир Иванов
Сергей Головня и Владимир Иванов

Знаменитый клавишник Владимир Иванов перед выступлением на Большой сцене рассказал о своем проекте Ornitology: «Название Ornitogy оттого, что я люблю птиц и джаз. Чарли Паркер по прозвищу Птица записал как-то композицию с таким названием. И вообще саксофон похож на птицу. Я люблю музыкантов, у которых за плечами — крылья». Проект в самом деле удивительный, он выглядит как супер-группа из самых известных джаз-роковых музыкантов: Игорь Джавад-Заде (барабаны), Михаил Лисов (гитара), Юрий Мамаев (бас). На фестиваль должен был приехать еще и Николай Девлет-Кельдеев, но не смог — очень любопытно, что его гитарные партии взялся сыграть на саксофоне Сергей Головня! 15 лет играет Головня с Ивановым, но это явно самый рискованный эксперимент. И — все получилось. Начали со smooth jazz, а закончили и вовсе прогрессив-роком. И все композиции сыграны с безупречным вкусом, профессионализмом и страстью.

Квартет Ивана Фармаковского приехал в Коктебель в обновленном составе, и это первое его выступление таким вот квартетом: помимо самого Фармаковского, еще тенор-саксофонист Ральф Боуэн, барабанщик Дональд Эдвардс (с ним у Фармаковского даже записан совместный альбом), знаменитый контрабасист Кенни Дэйвис.

Иван Фармаковский
Иван Фармаковский

Фармаковский рассказал: «Ситуация, которая здесь в Коктебеле — не может мне не нравиться. С первых секунд - ощущение праздника! Вчера мы застали выступление Валерия Пономарева, это было выступление на славу. Тенденция возвращения фестиваля к джазу меня радует, обычно ведь 50 на 50, джаза от силы половина, остальное — разного рода фьюжн. Побывал недавно в Монтре, и там джаза осталось совсем немного — остальное арт-рок и прочее! Я встретил здесь джазменов высочайшего уровня, и я рад, что привез сюда таких отличных музыкантов из разных стран мира. Я горжусь тем, что мне удалось посотрудничать с ними».

Музыканты в самом деле именитые, умеющие играть и слышать. Говорить о том, что выступление сделало бы честь любому мировому фестивалю — излишне. Стоит только упомянуть, как фантастически стильно они сыграли импровизацию на тему советской песни «Темная ночь» - Фармаковский признался, что очень любит эту песню в исполнеии Марка Бернеса, и часто играет с разными составами.

Alex Hutchings Band
Alex Hutchings Band

Британский саунд представил на Koktebel Jazz Party прекрасный состав Alex Hutchings Band – плотная стена звука, отменный джаз-рок на основе прогрессива, драйв и виртуозность в одном флаконе. Алекс Хатчингс сам по себе виртуознейший гитарист, но он не злоупотребляет россыпями нот а-ля Малмстина без нужды. Проникновенные скупые соло — да, минималистичные бриджи — да, арпеджио 1/64 — пожалуйста. Фанк, r'n'b, арт-рок — переходы мгновенны и непредсказуемы.

Завершал третий день фестиваля подлинная легенда мирового джаза — трубач Том Харрелл и его звездный квинтет: Wayne Escoffery (тенор-саксофон), Danny Grissett (клавишные), Ugonna Okegwo (бас) and Johnathan Blake (ударные).

Том Харрелл
Том Харрелл

Только что, 12 августа, Том Харрелл выпустил новый альбом Trip – но сделал это с другим своим составом, квартетом. Поэтому из Trip ничего не прозвучало, а на вопросы журналистов перед концертом о том, что он собирается играть, Том многозначительно ответил: «Мы будем играть текущую программу». Фаррелл многие годы превозмогает тяжелую болезнь, к тому же не переносит фотовспышек — все это придает ему особенную эксцентричность, но нисколько не сказывается на качестве его игры — певучесть его трубы настолько грустна и проникновенна, что невольно напрашиваются ассоциации с альтом Юрия Башмета.

Пресс-конференция с группой Тома Харрелла
Пресс-конференция с группой Тома Харрелла

Я задал Тому Харреллу вопрос с надеждой на провокацию: не собирается ли он уходить на покой, ведь столько уже сделано? Харрелл действительно оживился и ответил максимально развернуто для него (целых два предложения), которые сводились к тому, что для многих музыкантов их музыка — Божий дар, и он считает, что должен максимально долго играть музыку, это его призвание. Достойный ответ!

Нынешний состав квинтета Харрелла играет вместе уже 9 лет, их сыгранность — фантастическая. Харрелл недвижно стоит на сцене, с опущенными плечами, головой и руками. Легкое движение его руки, похожее на счет, приводит в действие этот изумительный оркестрик с отменными музыкантами (все они имеют свои проекты, играют с множеством звезд). Великий джаз игрался в эту ночь в Коктебеле.

Том Харрелл
Том Харрелл

А в конце зрителей ожидал небольшой сюрприз — онлайн-джем-сейшн посредством телемоста с Ростовом-на-Дону. На Главной сцене играл Сергей Головня, а в Ростове — саксофонист Евгений Соколовский и его брат гитарист Константин Соколовский. Еще через час джем-сейшн продолжился уже в ночном кафе на набережной Коктебеля, в нем приняли участие музыканты квинтета Харрелла, британцы и многие российские джазмены.

Остался еще один концертный день, и Koktebel Jazz Party завершается.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Квартет Ивана Фармаковского
Квартет Ивана Фармаковского

Музыкант квартета Ивана Фармаковского
Музыкант квартета Ивана Фармаковского

Том Харрелл
Том Харрелл

Сергей Головня
Сергей Головня

Владимир Иванов
Владимир Иванов

Евгений Ревнюк и его Laber Band
Евгений Ревнюк и его Laber Band

Владимир Иванов
Владимир Иванов

Феликс Лахути
Феликс Лахути

Группа Владимира Иванова
Группа Владимира Иванова

Квартет Ивана Фармаковского
Квартет Ивана Фармаковского

Иван Фармаковский
Иван Фармаковский

Квинтет Тома Харрелла
Квинтет Тома Харрелла
14/09/2014 - 17:09   Mix   Концерты, Джаз
Главным событием второго дня фестиваля Koktebel Jazz Party стало, конечно, выступление знаменитого трубача Валерия Пономарева с его американским проектом We remember Art Blakey.

Так оно и есть, но перед этим стоит рассказать об остальных участниках фестиваля. Во второй день заработала вторая сцена, Открытая — вход на нее действительно бесплатный. Любопытно, что она расположена на нудистском пляже Коктебеля, отчего публика перед сценой смешалась в невероятный коктейль из гордо прогуливающихся нудистов, загорающих обнаженных женщин и того хиппи-хипстер-радостной публики, что и составляет изюминку этого самого джазового на крымском побережье курорта.

Стартовала программа Открытой сцены с любопытной московской группы Shoo. Абсолютный фьюжн и творческая свобода отличает Shoo от большинства участников этого все-таки скорее мейнстримного феста. Соул и босанова, блюз и фолк, и все это на довольно прочной роковой основе с отменным вокалом выпускницы Гнесинки.

Впервые после долгого перерыва именно на сцене фестиваля Koktebel Jazz Party воссоединилась архангельская группа The Break Orchestra, играющая изощренный сплав прог-рока, фьюжна и тяжелого блюза. Сочные риффы Николая Куликова на клавишных, и его же упругие басовые ходы — в трио нет басиста — все это сыграно в настроении, с мощной эмоциональной подачей.

А вот крымский диксиленд «Джон» скорее разочаровал, его трактовки популярных мелодий чрезмерно отдают кабацким духом, удивить своим музицированием артисты тоже не сумели.

Хуун-Хуур-Ту
Хуун-Хуур-Ту

Главная сцена открылась сетом великой тувинской группы «Хуун-Хуур-Ту». Музыканты демонстративно не стали делать скидку на пляжный релакс, и исполнили полноценную программу из аутентичного тувинского фольклора высочайшего художественного уровня. Заодно между композициями прочитав небольшую лекцию о разных стилях горлового пения в Туве и вкратце пересказав содержание песен (что тоже оказалось не лишним).

Денис Швытов и проект «Серебряная женщина»
Денис Швытов и проект «Серебряная женщина»

Особенное впечатление произвел проект Дениса Швытова «Серебряная женщина». Отменный саксофонист, Швытов здесь в полной мере проявляет себя как изобретательный автор. Это абсолютно современный европейский джаз, немного со скандинавским оттенком, стильный и элегантный. Можно даже сказать, отсылающий к Серебряному веку, если таковой существовал бы в джазе.

Довольно противоречивым получилось выступление у самба-джаза — Анны Клестун и группы Esh. Вот что Анна Клестун говорила на пресс-конференции перед выступлением, когда я спросил у нее о конкуренции с Ириной Богушевской, тоже часто поющей Жобима:

- Играть бразильскую музыку можно кому угодно. Главное, чтобы она звучала на португальском языке (тонкий намек на русскоязычность Богушевской). Продвигать бразильскую музыку сложно, потому что у нас привыкли слушать скорее кубинские ритмы. Стен Гетц, Аструд Жильберту у нас были известны, но ведь это не бразильская, это адаптированная американская музыка. Мы хотим делать адаптированное джазовое направление на португальском языке, и раскрыть интеллектуальность этой музыки. Мы хотим играть более горячую музыку!

Анна Клестун и группа Esh
Анна Клестун и группа Esh

Именно с горячей музыкой и не получилось в этот раз. Музыканты Esh весьма технично играли стандартный латино-джаз, а сама Анна Клестун довольно отстраненно пела бразильские, не слишком на русское ухо запоминающиеся, мелодии. И это на холодном ветру, когда слушатели с пляжа зябко кутались в любые подручные теплые материалы — полотенца, спальники... Танцевать под такую самбу даже на холоде было решительно невозможно. И лишь две последних композиции получились теми, какими обещали музыканты — Анна Клестун словно проснулась, ожила, вспомнила про бразильское солнце, и наконец-то спела хоть отчасти тепло — и публика мгновенно откликнулась и принялась танцевать.

Но все ждали, конечно, мэтра — трубача Валерия Пономарева и его секстет We remember Art Blakey. Музыканты даже не начали играть без овации. Веселый Валерий Пономарев вышел к микрофону, и заявил, что пока овации не будет — концерта не будет. Овация немедленно последовала. Это было самое веселое выступление пока в Коктебеле! Раскрепощенность, благожелательность музыкантов друг к другу, изысканный мейнстрим высочайшего класса — все это проект имени Арта Блейка.

Валерий Пономарев и секстет We remember Art Blakey
Валерий Пономарев и секстет We remember Art Blakey

Валерий Пономарев то и дело крутил руками колеса, призывая зрителей поддержать музыкантов. Танцы на пляже начались немедленно. Вперед вышла духовая секция — именно на них сконцентрировано внимание: салочки-выручалочки в виде диалогов между трубой Пономарева, саксофоном Питера Брайнина и тромбоном Стэффорда Хантера. Чуть меньше внимания достается сидящему за барабанами Виктору Джонсу — а ведь именно он ученик и даже друг того самого великого Арта Блейка, барабанщика от Бога. Впрочем, время от времени все музыканты смолкают, и звучит роскошное джазовое барабанное соло от Виктора Джонса: как положено, с затиханиями, шебуршаниями, мгновенной сменой темпоритма, и непременным бросанием палочек в публику.

Валерий Пономарев
Валерий Пономарев

Ведущий уже было объявляет музыкантов, приглашая заканчивать. Но неугомонный Пономарев вновь подходит к микрофону и иронично говорит: «Мы можем, конечно, закончить, но...» Получив очередную порцию восторженного рева зрителей, музыканты продолжают играть. И даже когда после этого музыканты уходят, а публика снова требует бисы, - подскакивает с трубой бесенок-Пономарев, и выдает ершистую руладу! Знай, дескать, наших! Феерическое выступление, первоклассный джаз — яркий, эффектный, техничный, заводной, - именно то, чего и ждешь от музыкантов такого уровня.

На этом второй день фестиваля Koktebel Jazz Party не завершился, впрочем. В одном из кафешек на набережной фестиваль продолжился ночным джем-сейшном с участием многих участников фестиваля, и даже только что подъехавших в Коктебель музыкантов самого Тома Фаррелла...

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото — Светлана МАЛЬЦЕВА

Хуун-Хуур-Ту
Хуун-Хуур-Ту

Хуун-Хуур-Ту
Хуун-Хуур-Ту

Денис Швытов и проект «Серебряная женщина»
Денис Швытов и проект «Серебряная женщина»
13/09/2014 - 14:13   Mix   Интервью, Джаз
Знаменитый джазовый трубач Валерий Пономарев высоко оценивает организацию Koktebel Jazz Party.

- Я раньше не приезжал в Коктебель на фестиваль, но знаю, что тут был много лет хороший джазовый фестиваль. Вчера было открытие фестиваля, я послушал музыкантов, - мне очень понравилось. Кто-то хорошо подумал, как сделать счастливыми зрителей. Чаще бывает, что фестивали делают так, как удобнее организаторам. У нас в оркестре японочка играет, живет в Америке — она и другие музыканты разъедутся по своим странам, разнесут весть о Коктебеле по всему миру. На следующий год еще больше людей узнают... Я в молодости часто бывал в Коктебеле, объездил все побережье. Ощущения удивительные — вернуться на 50 лет назад, и снова увидеть эти горы, море, вспомнить детские впечатления.

Валерий Пономарёв и барабанщик секстета We remember Art Blakey Виктор Джонс
Валерий Пономарёв и барабанщик секстета We remember Art Blakey Виктор Джонс

Валерий Пономарев с гордостью показал свою книгу «На обратной стороне звука», и признался:

- Книга мне самому очень нравится. Я придерживаюсь принципа, что если вы играете музыку — она должна вам очень нравиться, иначе и смысла нет на сцену выходить. С такими же чувствами я относился к передаче своих мыслей на бумаге. Эпиграф взят у Арта Блейки — он мне сам говорил, как удивился, был поражен, когда услышал русских музыкантов — не ожидал, что они настолько хорошо играют. Я взял эпиграфом его слова: «Правда невероятнее выдумки. Если знаешь правду, не бойся ее сказать». В этом ключе — вся книга. Нет никаких выдумок, - как жизнь развивалась, какие события случались — так в книге я их описывал. Конечно, это взгляд музыканта. Когда я начинал слушать джаз, для меня это был только звук, я же никого не видел в лицо, и не мог видеть. А когда потом перебрался в США, эти звуки стали обретать для меня плоть и кровь, проявились живые лица. Это был удивительный период.

Валерий Пономарев
Валерий Пономарев

Валерий Пономарев уверен, что даже если у джаза в России наступят скверные времена, как это было в советские годы, джаз все равно пробьется к слушателю.

- Запретят ли джаз? Сложно сказать. Невзирая ни на какие запреты, разницу в культурах, - джаз все равно найдет путь к сердцам людей. Если уж мы в советское время пробились! Может быть, такое сложное время придет. Россия богата природными ископаемыми и людьми. Сколько блестящих музыкантов появилось сейчас в России! И будут еще появляться. Джаз начался в Новом Орлеане, потом перемещался из одного города в другой, сейчас штаб-квартира джаза в Нью-Йорке. Может быть, она переедет в Москву! Почему нет? Природа джаза такая — постоянно перемещаться. Может быть, в Коктебеле! Фестиваль тут организован блестяще, с любовью к музыкантам и публике.

Барабанщик секстета We remember Art Blakey Виктор Джонс
Барабанщик секстета We remember Art Blakey Виктор Джонс

На фестивале Koktebel Jazz Party Валерий Пономарев выступит со своим международным проектом We remember Art Blakey (Россия-США), посвященным памяти великого джазового барабанщика Арта Блейки.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

13/09/2014 - 11:08   Mix   Концерты, Джаз
Двенадцатый по счету джазовый фестиваль в Коктебеле стал первым, проводимым сугубо российскими организаторами.

После принятия на Украине закона об оккупированных территориях прежняя украинская команда не смогла продолжать традиционные джазовые фестивали в Коктебеле, и была вынуждена переместить его в Одесскую область, сохранив за собой название Koktebel Jazz. Известный телеведущий Дмитрий Киселев, один из отцов-основателей фестиваля, решил взять на себя проведение фестиваля, по совету Лилии Млинарич взяв название Koktebel Jazz Party.

Особенностью реинкарнированного фестиваля стал возврат к джазовому мейнстриму. Если прежний Koktebel Jazz все больше двигался в сторону фьюжна «Усадьбы Джаз», то нынешний Koktebel Jazz Party прежде всего собирает звезд традиционного джаза, с редкими вкраплениями иных тем («Хуун-Хуур-Ту», например).

На фестиваль приехал министр культуры России Владимир Мединский и множество местных крымских чиновников.

Большой джазовый оркестр Петра Востокова
Большой джазовый оркестр Петра Востокова

Стартовал Koktebel Jazz Party с выступления молодежного Большого джазового оркестра Петра Востокова. Получилось живо, задорно. Оркестр Востокова берется буквально за все — от блюзов до шотландских мелодий, от бибопа до почти рока. Молодость большинства музыкантов оркестра не позволяет им пока чувствовать себя раскрепощенно — скорее, они играют (и поют) по нотам, суховато и боязливо. Зато слаженно. А весь драйв берет на себя сам Востоков, его труба буквально парит на волнами мерно дышащего и аккуратно свингующего биг-бенда. В какой-то степени каждое выступление оркестра Востокова — путешествие по истории джаза. И в этом качестве он слушается весьма убедительно.

Квинтет Антона Горбунова
Квинтет Антона Горбунова

А вот квинтет знаменитого басиста Антона Горбунова — уже признанный состав весьма опытных музыкантов. Квинтет сыграл изощренную техничную программу из авторских композиций. Драйв от совместного музицирования столь искушенных виртуозов своего дела — необыкновенный. Прог-рок элегантно скрещивается у музыкантов Горбунова со свингом, психоделика — с фри-джазом. Откровенная, неприкрытая «музыка для музыкантов» столь бескомпромиссна, что вызывает искреннее уважение. Блестящее выступление в Коктебеле вызвало бурную восторженную реакцию публики.

Андрей Кондаков и Brazil All Stars
Андрей Кондаков и Brazil All Stars

Андрей Кондаков и Brazil All Stars – проект с 14-летней историей. В условно-бразильсксом составе многократно менялись музыканты, но всегда оставался отменный бразильский басист Серджио Брандао, теперь присоединилась и его подруга русского происхождения Зарина. Выступления пианиста Кондакова с любым составом — всегда живой заводной аттракцион, а уж с бразильцами (в число которых попал и российско-израильский саксофонист Леонид Синдерский) — так и просто карнавал. Бесчисленные самбы, румбы в сочетании с рафинированно-европейской джазовой манерой Кондакова обретают лоск и респектабельность. Одну из баллад собственного авторства Кондаков посвятил своему отцу и брату, приехавшим на фестиваль.

Дебора Браун и International Jazz Quartet Якова Окуня
Дебора Браун и International Jazz Quartet Якова Окуня

Завершил первый день фестиваля International Jazz Quartet Якова Окуня и много раз приезжавшая уже в Россию, любимая нашей джазовой публикой американская певица Дебора Браун. Роскошный голос Деборы — украшение любого джазового фестиваля, восторженные овации встретили ее и в Коктебеле. Известные джазовые стандарты и немного авторской музыки — вполне фестивальный микс. Дебора Браун пребывала в отличном настроении, много улыбалась и даже шалила — то ножку кокетливо выставит, то смешную фиоритуру выдаст... Раскрепощенность и отменное интонирование — фирменные качества Деборы. Европейский джаз Якова Окуня элегантно аккомпанировал ей, тонко акцентируя и чутко обыгрывая все посылы шаловливой Деборы.

Яков Окунь
Яков Окунь

Впереди — еще три насыщенных джазовых дня на Koktebel Jazz Party.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Большой джазовый оркестр Петра Востокова
Большой джазовый оркестр Петра Востокова

Большой джазовый оркестр Петра Востокова
Большой джазовый оркестр Петра Востокова

Дебора Браун
Дебора Браун
12/09/2014 - 15:25   Mix   Интервью, Джаз
Андрей Кондаков и проект Brazil All Stars рассказали на Koktebel Jazz Party об истории совместной работы.

- Мы уже были с этим проектом лет 6 назад в Коктебеле, - говорит Андрей Кондаков. - Наш бразильский проект выпустил уже два компакт-диска -  «Старые и новые бразильские истории» и  Song For My Father, за все 14 лет существования проекта. Басиста Серджио Брандао я встретил в Нью-Йорке. К нам в разные годы присоединялись разные музыканты. Сейчас тоже есть новые лица. Саксофонист Леонид Синдерский сейчас живет в Израиле, но мы решили с ним поиграть. Зарина живет в Рио-де-Жанейро, она наш специальный гость, и споет несколько песен по-португальски. Бочини в последние годы работает в Сеуле, так что у нас интернациональный бразильский состав.

Андрей Кондаков и Brazil All Stars
Андрей Кондаков и Brazil All Stars

В Коктебеле в эти минуты ливанул сильнейший дождь, и Серджио Брандао рассказал о концерте в Санкт-Петербурге во дворе Эрмитажа, когда люди стояли по колено в воде, и невозможно было включить электричество.

- Мы играли акустику для тех преданных людей, которые слушали это в таких условиях, - тоже вспомнил эту историю Кондаков.

Андрей Кондаков и Brazil All Stars
Андрей Кондаков и Brazil All Stars

- Программа нынешнего Koktebel Jazz Party составлена из групп, которые мне хорошо известны, - говорит Кондаков. - Появление Валерия Пономарева или Тома Харрелла говорит о многом. Планка фестиваля, несмотря на смену организаторов, держится на уровне — приехали мировые звезды джаза.

- Ситуация, которая преподносится нам на Западе, сильно отличается от того, что мы видим здесь своими глазами в Коктебеле, — говорит Серджио Брандао. - Я предпочитаю доверять своему другу Кондакову, который зовет нас выступать, и мы едем.

Андрей Кондаков
Андрей Кондаков

- Крымская земля просто смеется над теми, кто хочет записать ее то в украинскую, то в российскую, - говорит Андрей Кондаков. - Я родился в Днепропетровске, и часто ездил сюда отдыхать, вообще не задумываясь, что тут — Украина или Россия. Это наше общее достояние, наша память о прошлом. Когда ходишь по Коктебелю, понимаешь, что тут особое место с древней историей, и спорить о таких вещах вообще не хочется. Мой отец по-прежнему живет в Днепропетровске, он просто сел в поезд и приехал. Пусть так будет и дальше.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

12/09/2014 - 12:19   Mix   Джаз
В Коктебеле прошла пресс-конференция устроителей Koktebel Jazz Party, на которой Дмитрий Киселев объяснил, зачем пришлось в сжатые сроки делать фестиваль с новым названием.

В пресс-конференции приняли участие генеральный директор МИА «Россия сегодня» и Koktebel Jazz Party Дмитрий Киселев, арт-директоры фестиваля Михаил Иконников и Сергей Головня, а также знаменитый джазмен Яков Окунь.

Дмитрий Киселев, Михаил Иконников, Сергей Головня, Яков Окунь
Дмитрий Киселев, Михаил Иконников, Сергей Головня, Яков Окунь

- В 2003 году я был инициатором джазового фестиваля в Коктебеле, и по праву считаюсь отцом-основателем Коктебель Джаза, - заявил Дмитрий Киселев. - Сейчас - уже 12 джазовый сезон в Коктебеле. Команда моих друзей, которая делала фестиваль, оказалась ограниченной в своих возможностях делать фестиваль на территории, признанной Радой оккупированной. Вчера в Затоках Одесской области открылся тот фестиваль, и я желаю своим друзьям успеха. Я считаю, что чем больше джаза — тем лучше.

Дмитрий Киселев
Дмитрий Киселев

Дмитрий Киселев рассказал о решении вернуть джаз в Коктебель.

- Когда мои друзья спрашивали меня — что, теперь Коктебель будет без джаза? - мне трудно было ответить на этот вопрос. И я решил вернуть джаз. Мы делаем фестиваль на негосударственные деньги, при поддержке министерства культуры и в рамках года культуры в России. У нас будут выдающиеся джазовые музыканты в этом году. Мне кажется, что мы сделали апгрейд того уровня, который был у коктебельского фестиваля до сих пор. В следующем году мы поднимем эту планку еще выше.

Киселев собщил, что название обновленного фестиваля придумала сама Лилия Млинарич, директор Коктебель Джаза

- У фестиваля в Коктебеле есть бренд. Это важно. Название нашему фестивалю придумала Лилия Млинарич в нашем разговоре, когда мы обсуждали возможность его проведения. «Ну хоть Коктебель Джаз Пати» - сказала она. Я говорю: «Пусть так и будет, ок!». Джаз — честная мирная музыка, его нельзя играть под фанеру — музыкант не может обмануть публику. Честность — это то, в чем нуждается Крым и вся Россия в целом, в отношении всего мира к нам. Это будет самое крупное культурное событие в Крыму после его присоединения к России. Мы прорываем блокаду для жителей Крыма, которые все до единого оказались под санкциями — они не могут получить визу в Москве, все население оказалось виновным!

Выяснилось, что для Киселева это еще и очень личная история.

- Я свою жену Машу встретил здесь, в Коктебеле. На тот момент у нас у каждого было по ребенку, сейчас же их четверо, и мы живем счастливо. И джаз в Коктебеле сыграл тут самую серьезную роль, так что для меня это личная история.

Арт-директор Koktebel Jazz Party Михаил Иконников рассказал, что программа у фестиваля обширная, фестиваль длится 4 дня. На двух сценах будет основная программа, и еще одна сцена для музыкальных лекций открыта в Волошинском музее. Приехал Том Харелл — легенда, трубач, который в разных составах, в том числе с Билли Эвансом получал Grammy. Есть этника. Но в целом у нас более строгая джазовая программа, в отличие от того тренда, который был в Коктебеле до нас, - подчеркнул Иконников.

С ним согласен и Сергей Головня:

- Будет много джаза. Раньше было только название джаз — но играли фьюжн и даже рок, а собственно джаза было мало. Мы решили сделать акцент на собственно джаз. Фестиваля не может быть без биг-бенда, и выступит JVL Биг-Бенд.

Киселев уточнил:

- Изначально Джаз Коктебель был сугубо джазовым, потом начал двигаться в сторону world-music и фьюжна, и теперь мы возвращаемся к истокам. И это очень важно. JVL Биг-Бенд основал Виктор Лифшиц, у него был свой джазовый клуб в Коктебеле на набережной - JVL Club. Джаз там играли круглые сутки! А потом этот клуб сожгли, это было перед присоединением Крыма к России, и тут бесчинствовали банды из майдана. И Лифшиц не смог пережить сожжение своего клуба, он умер. Так что этот фестиваль мы посвящаем его памяти.

Проблем с санкциями и отказом музыкантов приезжать в Крым практически не было.

- Изначально были некоторые проблемы, и в основном из-за того, что мы делали фестиваль в очень сжатые сроки, быстро, а у музыкантов расписаны гастроли надолго вперед, - объяснил Иконников. - Не смогли приехать кубинцы, как ни странно, только они — и то из-за того, что часть состава коллектива работает в Европе.

- Объясню, почему мы делали в сжатые сроки, - добавил Киселев. - Млинарич собиралась сама делать фестиваль в этом году в Коктебеле, но весной приняли законы на Украине об «оккупированных территориях», и стало понятно, что она не сможет. Мы стали срочно готовить фестиваль сами. Мацуев и Герзмава уже пообещали быть в следующем году. Так что планы у нас большие.

Оказывается, арт-директором Koktebel Jazz Party могла стать Мария Семушкина, руководитель «Усадьбы Джаз».

- С Машей был разговор, но она хотела делать фестиваль только «под ключ». А мы не готовы к этому, мы не отдадим Коктебель — я так и сказал Маше Семушкиной. Или давай я буду вместо тебя делать Усадьбу Джаз — ну это же смешно? Кстати, сейчас снимается полуторачасовой фильм для канала «Культура» про наш фестиваль. Скоро все телезрители его увидят.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Быстрый поиск:

Страницы