Фоторепортаж фестиваля «Поток 2018» смотрите здесь.
Если быть точным, поначалу хотели объединиться/возродиться сразу пять фестивалей некоммерческой и этнической музыки, и всякого такого йога/вегетарианство/руны и пр. и пр. Но не все смогли, не все захотели. Времена нынче тяжелые — трудно договориться с властями о площадке, трудно выйти хотя бы в ноль по деньгам, чтобы не расплачиваться потом годами за непогашенные кредиты. Это лето еще и чемпионатом мира по футболу отметилось, - буквально все из-за запретов сдвинулось на август. От коммерческого «Нашествия» до воздушного «Потока».
Тем удивительнее было видеть, какое чудное пространство возникло под калужским Юхновым на той же поляне, где проходил неделю назад фестиваль «Бессонница». Кофейни, чайные, причудливо украшенные сцены, бесчисленные арт-объекты, шатры для медитаций, фонари, мостики, и самое главное — публика. Свободные люди с открытым взглядом. Именно они — главная ценность фестиваля. Кстати, многие из них были волонтерами, как водится, - строили, оформляли всю эту красоту на добровольных началах. «Поток» объединил этих светлых людей, дал им точку приложения сил. И это прекрасно.
Но вообще-то оказаться тут было непросто. Даже на своей машине доехать можно было за 200 км от Москвы только до парковки, откуда 2-3 км на себе приходилось тащить все (от рюкзака до запрещенного на фестивале алкоголя и табака с мясом). Это был реальный ценз на физическую выносливость зрителя. Затем приходилось искать место для палатки, что тоже непросто из-за линейной конфигурации поляны — опушки были заняты ранее приехавшими, а под палящим солнцем стоять некомфортно — даже выспаться невозможно. Многие и не спали…
Что касается музыки, то было три равноудаленных сцены. Главная «Живая» с очень известными музыкантами (в узких иногда кругах), круглосуточная электронная для танцев и экспериментальная для начинающих музыкантов. К достоинствам электронной можно было отнести то, что некоторые диджеи использовали фольклорные семплы, подкладывая их под банальные танцевальные биты, - это освежало. Все мои посещения «Экспериментальной сцены» закончились неудачно, - сначала она просто не работала, потом пели группы, не слишком отягощенные музыкальным слухом. Впрочем, за всех судить не возьмусь.
А вот «Живая сцена» стала жемчужиной фестиваля. Тут оказались невероятные музыканты наивысшего музыкального ранга. Один Гребстель чего стоит, - сначала отбарабанивший в проекте «Вилы» Инны Желанной, а через пару часиков мутивший сложнейшие басовые конструкции в индийско-джазовом супер-проекте «Заиндивели». Но речь даже не о звездах, а о том, что «Поток» в лучших традициях «Пустых Холмов» дал счастливую возможность узнавать о новых крутых музыкантах прямо на сцене. Это самое ценное, ей-Богу. Поэтому давайте начну со счастливых открытий новых имен, а не со звезд.
Открытие первого дня фестиваля - «Нотэбёрд», это безумная смесь «Аукцыона», Radiohead, «Мегаполиса» и северного Ревякина. Психоделический трип с выкриками, вздохами, кафкианскими текстами и ужимками фронтмена Виктора Скорбенко. Затягивающая параллельная реальность с инфернальной гитарой Дмитрия Зильперта (Tinavie и Zorge). Можно было бы и Петра Мамонова помянуть, но кажется, что это уже перебор…
Звезды тоже хороши. Открыли фестиваль афро-дэнс «Кимбата», и это было именно тем зажигаловом, что от них ждали.
Сет «АлоэВера» оказался обычно-пресным, ни до Земфиры, ни до Ёлки этот девичий поп-рок по-прежнему не тянет, но пытается. Зато у них есть один хит, которым они и завершили программу. Тувинские мастодонты «Ят-Ха» приехали на фестиваль без басиста, и это вряд ли кто-то заметил. Зато трудно было не заметить, что отец-основатель Альберт Кувезин все чаще отдает вокальные партии более молодому коллеге Шолбану Монгушу, и тот справляется. Горловое пение хоомей и каргыраа прозвучало во всем рок-н-ролльном блеске, но положа руку на сердце, не уверен, что так же бы сказали тувинские аксакалы. Многоголосие хоректээр, например, в этот раз почти и не получилось…
Могучий сет отыграла на «Потоке» супергруппа Safety Magic. Это были почти все знакомые композиции, много раз игранные, - но каковы драйв и мощь! Невероятный басист Михаил Авшаров буквально сокрушал порталы своими нечетноразмерными пульсирующими рыками, а не нуждающийся в представлении тромбонист Рамиль Шамсутдинов выдавал неочевидные соляки.
Красота Safety Magic в том, что первоклассные музыканты в моменты вдохновения очень далеко уходят от заявленных скучных рамок «индо-джаза», - тут сверкают уже и фри-джаз, и прог-рок от Маклафлина, и смехи Армстронга. Это великая музыка без правил и рамок. Впрочем, традиционно Safety Magic не везет с вокалистами — ушедшего в астрал Правина сменила АлизА, столь же невнятная…
Открытиями второго дня фестиваля стали сразу две команды. Ну кто знает Yoga for Wine Lovers? Да-да, йога для любителей вина! Ошеломительно свежие тексты Анны Ерофеевой (не Бог весть какой вокалистки, но искренней на 200%), гибкая как ртуть музыка — по десятку смен настроений за песню, крепкая ритм-секция. И вот этот воздух в музыке. «Но с такими коленками, как у тебя, никогда не стать взрослой», - ну как можно было это придумать? Вокализы с икающей гитарой Руслана Актемирова и задыхающейся флейтой Елены Фольк. Мы еще их увидим и услышим, несомненно. А ведь еще был как бы понтовый Shortparis… Это про нее понтовый The Village написал текст «Как Shortparis стала лучшей концертной группой страны». Они в самом деле делают туры по Европе. Они зажигалки. Сравнивать их даже не с кем, это хардкор для тех, кто не слушает хардкор. Это русский Duran Duran для нонконформистов. Гей-икона андеграунда, но только пока андеграунда. На «Потоке» они сыграли шикарный сет, им пока не хватает мелодий и хуков, но в остальном они убедительны ну совсем.
Звезды не отставали. Сначала выступила «сборная звездных любителей»: Псой Короленко, Ян Бедерман, Юлия Теуникова и Алиса Тен с проектом «Дефеса». Песни бразильского рока в жанре тропикалии переведены чаще всего на русский, в них есть изюминка, хотя и нашей российской специфики про нефть в текстах немало. Дело за малым — сыграть. С музыкой у любителей не очень получается, да и голоса не сливаются, - зато энергии и аффектации навалом.
Иное дело Bigateque — тут за барабанами великолепный Биг (Владимир Глушко), и Соколов на клавишных. Это рафинированный продукт, который непросто воспринимать в жару под солнцем. Но сыграно все было эталонно, тот самый экспериментальный джаз в евро-стилистике, который лучше слушать в холодке под бокал коньяка.
О «Вилах» Инны Желанной уже много было сказано. Выскажу свою точку зрения. Вот только что прошли концерты Земфиры под «минус», и вот теперь везде Желанная «под минус». Неприятный тренд. Идея-то хороша, три девушки с Желанной поют хорошо, голоса сливаются. Но фонограмма… Гребстель, конечно, колоритен за барабанами, но его ли царское дело — стучать под «минус»? И группу жалко, они без концертов остались и без денег. А «Вилы» - дело разовое, их дослушать до конца-то сложно, пол-поля на «Потоке» ушло, все однообразно и прямолинейно-ведьмански. С сетами группы Желанной никакого сравнения. Будем надеяться, талантливая Инна наиграется этой игрушкой и вернется в живую музыку.
Француз Cosmyte оставил после себя сложные впечатления, как и любой бы диджей на этой сцене. У него много живых инструментов, но основа-то в плейбеке. Много неритмичностей, что тоже озадачивало. Но его обаяние и турецкий танцевальный бит под конец все-таки умиротворили.
А главным аккордом фестиваля стал все-таки сет супер-группы (пусть в неполном составе). Они держатся в рамках классической индийской музыки, преимущественно северной, но с джазовыми музыкантами все равно получается нечто иное. Звукоизвлечение было настолько изысканным, что даже довольно скромный аппарат Живой сцены показался идеальным. Перкуссии и ситар взлетали к ночному небу, укрепленные колдовством бас-систем Гребстеля….
Соорганизатор фестиваля «Поток» Денис Харлей рассказал, что предварительно на фестиваль было реализовано около трех тысяч билетов и пригласительных. Ни в плюс, ни в ноль фестиваль вряд ли выйдет, если учитывать инвестиции спонсоров, составившие 2,5 млн руб. Однако без их учета вполне возможен выход в ноль. Деньги дали структуры издателя hh.ru (приятно называть их). Харлей упомянул, что волновался из-за конкуренции по датам с Alfa Future People, но выбора из-за ЧМ по футболу не было. Окончательные финансовые итоги фестиваля подведут позже. Однако очевидно, что такой фестиваль нужен и у него уже есть отборная аудитория, платежеспособная и энергичная. Будем надеяться, что он станет ежегодным.
Фоторепортаж фестиваля «Поток 2018» смотрите здесь.
Гуру КЕН
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА
Комменты