Живая Земля

07/04/2015 - 04:24   Микс   Рецензии, Этно и world-music
Татьяна Калмыкова и Сергей Старостин — представлять их не надо. Для этно-музыки в России они сделали больше, чем Madness – для британского рока, например.

Проект «Живая Земля» возник пять лет назад как некая супер-группа из весьма именитых этно-музыкантов. Генератор проекта — Татьяна Калмыкова. Она ученица Дмитрия Покровского, она стала известна в составе «Оле Лукойе», затем создала широко известный в узких кругах проект SWA, организовала несколько фестивалей, пела в саундтреках к спектаклю Любимова и фильму «Раскол» (музыка Владимира Мартынова). А с 2010 года работает проект «Живая Земля», вобравший огромное количество именитых этно-музыкантов, в том числе Сергея Старостина, Александра Жихарева, Андрея Танзю, Кирилла Ошерова и других.

«Живая Земля» - The Living Earth
«Живая Земля» - The Living Earth

Одноименный альбом, который записывался три года, получился масштабным и концептуальным, как динозавр. Такой тщательности в оттачивании малейших нюансов сейчас редко встретишь. Pink Floyd российской world-music – не меньше. Причем вся эта смесь северных славянских напевов, ведичества и язычества замешана на высочайшего класса импровизации — когда бескомпромиссный трансовый настрой Калмыковой облекается в невероятной красоты тягучие формы и вспышки инструментального эго солистов. Это интересно слушать, потому что интересно слушать.

Калмыкова подыгрывает себе на гудке с жильными или порою волосяными струнами, Старостин на жалейке и свирели ввонзается и выворачивает все к психоделии. Жихарев аккуратно оттеняет все звоном пластинчатых бил. Вадим Батура на иранском сантуре, аналоге цимбал, выстраивает футуристические (в контексте архаичного вокала) звуковые картинки, а Танзю обрамляет это многонациональной перкуссией — уводя прежде всего в индийскую традицию.

И все это в семи 9-12-минутных композициях, выстроенных буквально по симфоническому принципу. Массового слушателя эти композиции явно не услышат, но для него и не предназначены. Это можно сравнить с эффектами «По морю» - большинство древнерусских сказителей моря и не видели никогда в жизни, а «Живая Земля» настаивает на реалистичности, и в композицию принципиально встраивает звук морских волн. Калмыкова лишает свой голос любой психологичности, и использует только дистилированные сказительные интонации даже в любовных песнях, - это тоже принцип. Иногда с этим почти невозможно согласиться, но - «уважать себя заставил и лучше выдумать не мог».

У «Живой Земли» есть принципиальная черта, отличающая ее от многих других проектов world-music (даже сольных проектов участников этого проекта) — тотальная вневременность. Ну, невозможно приписать этот альбом ни к одному из жанров — хоть инди-тронике, хоть этно-прогрессиву, хоть фолк-року. Не получится. И к конкретному десятилетию — тоже не получится. Скорее, это грандиозная попытка перенести симфоническое мышление в сферу широкого world. Пусть до симфонии дотянуть не вышло, но размах изобразительных средств и изобретательность музыкантов ставит The Living Earth в ряд лучших альбомов world нашего времени.

Отдельно стоит отметить редчайшую для Старостина ненавязчивость — он сумел не довлеть над своими коллегами, что дорогого стоит для мэтра. Татьяна Калмыкова сделала абсолютно цельную запись выдающегося качества, к которой в рамках концепции абсолютно невозможно найти ни единого слабого звена. Именно поэтому — абсолютно редчайшая оценка альбома.

Оценка: 10 из 10.

Гуру КЕН

29/05/2014 - 19:31   Микс   Анонсы
18 июня на сцене московского зала ЦДХ выступит известный виртуоз игры на дарбуке из Турции – Мисирли Ахмет.

Он является турецким виртуозом игры на дарбуке. Его техника игры на дарбуке и дехоле стала поворотной в истории этих инструментов. В 1988 году он открыл свою уникальную технику, теперь известную как “сплит-палец” или “турецкий стиль”, которая позволяет играть с невероятной скоростью. Музыка Мастера охватывает различные жанры, в ней угадываются мотивы индийской, арабской, латиноамериканской и джазовой музыки. Каждый его концерт – это по-настоящему увлекательное действо, заряжающее жизненной силой и невероятной энергией.

Кроме Мисирли Ахмета, в концерте примет участие знаменитый российский музыкант, мультиинструменталист Влад Надишана. В его арсенале самые разнообразные этнические и классические духовые инструменты, а так же инструменты, созданные им самим.

Аккомпанировать исполнителям будет необычный коллектив – «7/8-Band». Название группы произошло от традиционного для Востока музыкального ритма «на семь восьмых». Для нашего уха такая музыка звучит по-особенному, поскольку в Европе распространены в основном четные ритмы: 4/4, 6/8 и т.д. Но именно восточная музыка, благодаря необычному для европейцев музыкальному строю и ритмичности, приводит ум и душу человека в лёгкое, расслабленное состояние, помогая отвлечься от повседневных забот и круговерти мыслей, отдохнуть.

Музыканты группы не стремятся быть подчеркнуто аутентичными, а работают в стиле, который всегда легко воспринимается публикой и в котором при этом узнаётся настоящий дух Востока. В этот день со сцены ЦДХ будет звучать яркая турецкая музыка, красочные армянские и болгарские мотивы, зажигательные сербские и хорватские мелодии. Будут исполнены как классические, так и народные произведения. Так же в концерте прозвучат и собственные произведения музыкантов, вдохновлённых творчеством Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока. Все композиции программы прозвучат в оригинальных аранжировках.

Музыканты-звезды, участвующие в концерте:

Мисирли Ахмет (Турция). 1992 году в Египте он записал свой первый альбом "Oriental Dance and Percussion". Он стал знаменит своей техникой, чувством ритма, импровизации и мировоззрением. Мисирли Ахмет несколько лет провел в отшельничестве в пустыне Синай и вернувшись на родину, Йылдырым стал известен как "Misirli Ахмет" (Ахмет Египта) а в Египте его называют "Ахмед эль-тюрк" (турецкий Ахмет). После пребывания в пустыне Синай, он посетил Испанию и решил там остаться. В Испании он работал над ритмами фламенко и записал два альбома в течении двух лет, "Mel de Cabra" (2000 г.) и "The Search" (2001 г.). На счету Мисирли Ахмета многочисленные мастер-классы, семинары и концерты, которые прошли во многих странах мира. Он выступал на одной сцене с такими знаменитыми музыкантами как: Sting, Trilok Gurtu, Ustad Zakir Hussain, Zohar Fresco, Nana Vasconcelos, Tomatito, Carles Benavent, Juan Gomez “Chicuelo”, Sammy Figueroa, Aka Moon, Magic Malik, Tigran Hamasyan, Dzihan & Kamien Orchestra, Kiya Tabassian, Niladri Kumar, Neyveli S. Radhakrishna, Ganesh Rajagopalan, Omar Khayrat & Cairo Symphony Orchestra, Qatar Symphony Orchestra, Ercan Irmak, Erkan Ogur, Sezen Aksu и многими другими.

Владисвар Надишана (Россия - Германия) - мультиинструменталист-виртуоз, композитор, продюсер и дизайнер экспериментальных музыкальных инструментов, новатор в области современной этнической музыки. В его арсенале более 300 этнических и традиционных музыкальных инструментов со всего мира. В их числе: мандола, ситар, бузуки, тамбура, безладовый бас, акустическая гитара, чанзы, хомус, гусли, ханг, калянгу, уду, рамочные барабаны, бансури, кена, калюка, жалейка, гайда, хулуси, баву, дудук, беримбао, морсинг, дан мои, коу ксианг, ча мпла, ротовые луки и т. д. С 2005 года В.Надишана живет в Берлине (Германия), где работает над несколькими проектами.

Группа «7/8-Band:
Геннадий Лаврентьев
Музыкой занимается с семи лет, родители – оба музыканты, учились в Московской Консерватории. Первым инструментом в музыкальной школе стала скрипка. В 15 лет начал заниматься гитарой. C 1991 года играет в музыкальных группах. С 1997 года занимается табла. В 2000 году получил стипендию института Гандхарва Махавидьялая в Дели, где три года учился играть на табла у Шри Тансена Шривастава. Пребывание музыканта в Индии не ограничилось учёбой, вскоре он стал участником и соавтором нескольких музыкальных проектов в Дели. Сотрудничал с различными исполнителями: Хун-Хур-Ту, Зуля Камалова, Инна Желанная, Mathias Duplessy & Ameth Male, Audiopervert, Татьяна Зыкина. Композитор, аранжировщик. Сочинил и исполнял музыку к хореографическому спектаклю «Двери настежь» Натальи Широковой, с участием артистов Большого театра. Участвовал в исполнении и сочинении саундтрэков к фильмам: «Fakir of Venice» реж. Ананд Сурапур, «Непобедимый» реж.Олег Погудин, сериал «Индус» и мультфильму «Небесный слон» реж. Мария Кузнецова. Участвует в музыкальном спектакле «Алые Паруса» в РАМТ, реж. А.В.Бородин, а также в спектакле «Под давлением 1-3» в РАМТ, реж. Егор Перегудов.

Дмитрий Игнатов
Мультиинструменталист, композитор, играет на аль уд, ирландский бузуки, болгарский кавал, ладовые и безладовые бас-гитары, акустические и электро-гитары. Участник проектов «Анна Гофман и Romancero Sefardi», Lampa Ladino, Dartz, «Зелёные Рукава», Los Gaiteros de Moscu и др. За плечами музыканта большой концертный и преподавательский опыт, глубокое знание самых различных народных музыкальных традиций, русской, скандинавской, балканской, сефардской. Участие во множестве музыкальных и театральных фестивалей. В данный момент экспериментирует на стыке этно, современного джаза и электроники.

Андрей Танзю
Музыкант, путешественник. Одним из первых в России начал изучение игры на рамочных барабанах. Вдохновлён творчеством Закир Хуссейн, Глен Велез, Мизирли Ахмед,Шри Шри Харишанкар. Учится у известного на весь мир мастера - Зохара Фреско (Израиль). Владеет техникой игры на бендире, таре, мазаре, рике, канжире, дайре, дафе, уду, дарбуке, дхолаке, кахоне. Сотрудничает в качестве перкуссиониста со многими российскими и зарубежными артистами, вокальными исполнителями, танцорами. Основатель проектов «Sound Gardens», MiRA Framedrum Family, «Свободное Пространство». Участник Российских и международных фестивалей.

Кирилл Ошеров
Выпускник ГИТИС, художник театра, параллельно с учебой начал изучение различной перкуссии: кахон, дарбука, рамочные барабаны. Основной инструмент – иранский классический барабан тонбак. В поисках учителя Кирилл узнал о музыкальном фестивале на о. Крит, и стал постоянным его участником. Тонбак и рамочные барабаны изучал под руководством знаменитых музыкантов Педрама Кхаварзамини и Зохара Фреско. Участник различных Московских проектов, работающих в стиле этноджаз, рок, фьюжн: «Живая Земля» (Татьяна Калмыкова), «МААТА» (Алексей Вигуро), «Свободное Пространство» (Роман Вселенский), «Проект Александра Анистратова» («Волынки Испании»). Участник уникального дуэта SoundGardens вместе с Андреем Танзю. Путешествует, перенимая знания у учителей всего мира.

Олег Грымов
Лауреат Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей 1997 года в Ростове-на-Дону. В 2000 г. окончил Российскую Академию музыки им. Гнесиных и с этого же года стал музыкантом оркестра Игоря Бутмана. Параллельно собрал группу «Музыка толстых», играл на кларнете традиционный свинг, выступал на фестивалях в Москве и Твери, в Международном Доме Музыки (2006 г.), а в составе секстета Игоря Бутмана выступал на всех фестивалях «Триумф Джаза». Также в составе этого секстета участвовал в фестивале Лайонела Хэмптона (США, штат Айдахо). Артист сотрудничает со многими известными российскими и зарубежными музыкантами.

Норайр Барсегян (Кото)
Работал в проектах Авраама Руссо, Глюк’оZa, Сосо Павлиашвили, Владимира Преснякова-младшиего, Ирины Аллегровой, «Премьер-министр», саунд-трэк к кинофильму «Ночной Дозор».

11/12/2011 - 03:49   Микс   Этно и world-music
Одна из лучших вокалисток русской world-music не только давала концерт, но свой день рождения отпраздновала на сцене малого зала театра на Таганке.

Калмыкова делает непростые экспириенсы: замешивает славянские (прежде всего северные), ведические, даже восточные культуры в один прото-языческий котел. Для нее весь аутентичный материал - суть исходник для шаманского обряда. Она даже на зрителей почти не смотрит. Шаманит, волхвует, медитирует.

Живая Земля
Живая Земля

Ее проект «Живая земля» в нынешнем виде - почти чистая перкуссия. Андрей Tanzu импровизирует с мелкой перкуссией, Дима Равич колдует с архаичными кожаными большими барабанами, жихаревская била (мини-звонница) рулит протяженной ритмикой. Сама Калмыкова командует электронным плейбеком из ноутбука и издает аутентичные звуки из древней скрипки со струнами их конского волоса. Но главное - она поет.

Вообще-то концерты Татьяны Калмыковой - непростое дело для слушателей. Мрачноватое, на грани магии действо требует полного погружения в атмосферу. Отвлечься хоть на минуту - потерять атмосферную нить. А никаких сбросов, юмора, развлечений не предусмотрено априори. Калмыкова поет или с закрытыми глазами, или обращенными куда-то вверх, к небу. Стоит нащупать эту эмоциональную связь, и барьер для постижения искусство Калмыковой преодолен. Мигом переносишься в деревенскую избушку с оконцами в полную луну: мебель из сосны, дровяная печь в углу, потрескивание поленьев.

Татьяна Калмыкова
Татьяна Калмыкова

Гораздо сложнее с «веселыми» песнями, без которых не обходится ни одна настоящая посиделка в деревне. Юморные песни - явно не конек Калмыковой. Она отказывается следовать заложенной в тексте смешливой фабуле, и скоро-наскоро проговаривает текст, ища в нем ритмические смыслы. Чаще всего результат предсказуем - наносная магичность вступает в конфликт с народным текстом, и Калмыкову заносит в кликушество и по сути беснование. Тут еще есть, над чем поработать.

Лучшие же песни в исполнении Татьяны - серьезные, философского склада. Здесь она раскрывает мистериальность сущего даже в повествовании о метели или гадании на суженого. Вскрывает подтексты, обнажает великую мощь природы и дарит сопричастность к ритуалу единения с силами мироздания. Сущность творчества Калмыковой - несомненное язычество, слабо соприкасающееся с позднейшим русским христианством. Бога в такой системе координат нет. Договариваться надо с ветром, звездами, водой, огнем.

... А после сложнейшего сета Татьяна приглашает всех на чаепитие с собственноручно испеченными пирожками по старому северному рецепту: с тыквой, пшенной кашей и сливочным маслом.

Гуру КЕН

21/11/2011 - 01:25   Микс   Этно и world-music
На малой сцене Театра на Таганке 10 декабря состоится концерт группы "Живая Земля", основными участниками которой будут Татьяна Калмыкова и Сергей Старостин.
Также на сцене Театра появится била (плоские колокола) - "Поющая Бронза", как этот чудесный инструмент называет его изобретатель и музыкант А. Жихарев. Большие архаичные кожаные барабаны предоставит Дима Равич (проект "Большой Барабан").

В составе «Большой Земли» - клавишные, ударные - Илья Смирнов (Of SoundSystem) и перкуссия - Андрей Tanzu.

Татьяна Калмыкова и Сергей Старостин
Татьяна Калмыкова и Сергей Старостин

- Я буду счастлива встретить свой день рождения 10 декабря, который в этом году совпадает с полнолунием и лунным затмением, в кругу моих дорогих и любимых музыкантов, зрителей и друзей! - говорит Татьяна Калмыкова. - Приходите!

30/09/2011 - 15:25   Микс   Этно и world-music
Проект Татьяны Калмыковой «Живая земля» начинает новый сезон 7 октября в КЦ «Дом».
Татьяна Калмыкова - исследователь древней русской музыки, певица, композитор. В своем исполнении сочетает традицию, аутентичное пение и импровизацию. В некоторых записях сближается с модным течением фолк-троника – сочетание этнических традиций и современных электронных средств.

Критики не раз называли ее творчество «Голосом Российского Космоса», «Русским Народным Трансом», «Русскими Обрядовыми Заклинаниями Нового Века».

Татьяна Калмыкова

Проект «Живая земля». Участники:

Видеоряд -Алекс Freedome

Вокал, электроника, гудок (древнерусская скрипка) - Татьяна Калмыкова

Барабаны - Илья Смирнов (OFF SOUNDSYSTEM)

Перкуссия - Андрей Tanzu

Открытие сезона проекта Татьяны Калмыковой «Живая земля» : 7 октября, 20:00, Москва, КЦ «Дом»

22/11/2010 - 17:27   Микс   Этно и world-music
Одна из лучших русских вокалисток направления world music Татьяна Калмыкова с группой «Живая Земля» начинают серию концертов в Москве.
Исполнители профессионально собирают, исследуют древнерусские песенные традиции и создают на концертах завораживающее ощущение магии звука, основывающегося на этнических ритмах различных культур - славянской, ведической, восточной. Татьяне Калмыковой в силу специфики ее голоса одинаково хорошо удается как исполнение архаичных славянских песен , так создание многомерного космоделического звучания композиций фолк-троники, с аккомпанементом живой перкуссии Андрея Tanzu и электроники Славы Magimatic.
Татьяна Калмыкова  и проект «Живая Земля»
Татьяна Калмыкова и проект «Живая Земля»

Татьяна Калмыкова - исследователь древней русской музыки, певица, композитор. В своем исполнении сочетает традицию, аутентичное пение и импровизацию. В некоторых записях сближается с модным течением фолк-троника – сочетание этнических традиций и современных электронных средств. Училась в ансамбле народной музыки Дмитрия Викторовича Покровского и в Санкт-Петербургской академии театрального искусства (СПБГАТИ). С 1997 года начала самостоятельные экспедиции по России с целью изучения древних русских традиций. Побывала в Смоленской, Брянской, Белгородской областях, в Хакассии, в Туве. Была участницей группы «Оле Лукойе» (СПб) и мультимедийного проекта «Группа 2012». В 2003 году Татьяна инициирует сольный проект SWA, c 2008 года - участница проекта ИГО, совмещающего традицию знаменного распева православной музыки с традициями авангарда 20 века. В настоящий момент создала проект «Живая земля» (Live Earth), объединяя на одной сцене лучших электронных и этно музыкантов.

На концерте в ЦДХ 17 декабря вместе с Татьяной Калмыковой выступят Сергей Старостин - известнейший фольклорист, вокалист и исполнитель на многочисленных этнических инструментах, а также А. Жихарев с русской звонницей «била».

Сейчас звезды world music демонстрируют в своем исполнении импровизации и звучание преимущественно восточной и индийской музыкальных культур, которые стали модны во времена движения хиппи и продолжили свое логическое развитие ныне. Однако пласт архаичной славянской музыки огромен и практически непознан , хотя древние славяне имели богатейший культурный и духовный базис, основанный на знаниях Вед.

Прикоснуться к древней культуре отношения к Звуку как к живительному потоку сакральной энергии или просто получить удовольствие от профессионального яркого вокала и оригинальных аранжировок в ближайшее время можно на концертах:

28 ноября, клуб «VOZDUH”, 19.00 -3.00
17 декабря, ЦДХ, 19.00.

Подробности можно узнать на обновленном сайте Татьяны Калмыковой www.tatyanakalmykova.com.

04/10/2010 - 00:18   Микс   Этно и world-music
Международный фестиваль музыкальной эволюции «Звоны мира» пройдет 9 октября в клубе Vozduh, с участием Сергея Старостина, Татьяны Калмыковой, Aaron Taylor Kuffner (USA) и др.
Фестиваль звонов - культурное событие на стыке традиций и современных технологий. Древняя традиционная музыка - способ единения человека и окружающего мира. Участники фестиваля обращаются к древним музыкальным культурам с целью прикоснуться к природному живительному источнику, вместе со зрителями отправиться в путешествие и вернуться полными сил и желания сохранить нашу планету, стать сотворцами нашего мира.

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ:

- Александр и Татьяна Жихаревы. Русская звонница - билы (металлические пластины особого сплава, известны до колоколов)

- Татьяна Калмыкова, Сергей Старостин, Слава Magimatic, Андрей Tanzu в проекте «Живая земля». Проект, объединяющий на одной сцене лучших электронных и этно-музыкантов. Древние русские песенные традиции , архаичный пра-звук до начала времен, живая перкуссия и электроника - обращают к истокам и создают многомерное космо-психоделическое пространство.

- Святослав Пономарев. Тибетская ритуальная музыка. Мантры, тибетские инструменты (трубы дунгчен , тарелки, большой барабан нга), галин- флейта из берцовой кости, маленькие ритуальные барабаны дамару.

- Aaron Taylor Kuffner (США). Гамелатрон - традиционный ритуальный индонезийский оркестр (гамелан), состоящий из множества гонгов и металических пластин, собранный в течение нескольких лет в путешествиях по Индонезии, и впервые в мире роботизированный Тейлором Куффнером и Лигой Электронных Музыкальных Роботов (LEMUR) -так целый оркестр гамелан , на котором на его родине играет от 15 до 60 человек, управляется одним человеком.

9 октября, клуб Vozduh, 20.00.