Алексей Володин

21/11/2018 - 16:31   Классическая музыка   Новости
24 ноября международный мультидисциплинарный фестиваль «Т Фестиваль» продолжается в Новой Третьяковке программой «Intimate letters» в исполнении легендарного Государственного квартета им. А.П. Бородина и пианиста Алексея Володина.

Позади — четыре потрясающих вечерних концерта с участием таких звезд академической музыки, как Кристоф Барати (Венгрия), Александр Князев, Борис Березовский, Юрий Башмет и ансамбль «Солисты Москвы», а также актеров Александра Филиппенко, Игоря Ясуловича и Анастасии Прониной, и многих других мастеров. Впереди — предпоследний в этом сезоне вечерний концерт в залах Новой Третьяковки на Крымском валу.

В программу под названием «Intimate letters» («Интимные письма») не войдет, как можно было бы предположить, одноименный Струнный квартет №2 Леоша Яначика. Замысел организаторов в том, чтобы предоставить слушателям возможность самим сопоставить сокровенную лиричность Струнного квартета №13 Николая Мясковского (последнего камерного произведения композитора), Фортепианного квинтета Дмитрия Шостаковича (его запись в исполнении Квартета им. Бородина и Святослава Рихтера на слуху у всех меломанов) и Струнный квартет №1 Игоря Райхельсона (написанный в свое время по заказу Квартета им. Бородина). Концерт рассчитан на особенную публику в особенном месте, - и особенную интимность восприятия.

«Формат ночных концертов не мы придумали, они есть в Европе, в Америке, есть уже и в Москве, - говорит художественный руководитель и соучредитель фестиваля, композитор и пианист Игорь Райхельсон. - Что движет людьми? Все ищут что-то новое, новые ощущения. Суббота дает возможность развлекаться допоздна, потому что в воскресенье не надо на работу. Они попадают в гениальную атмосферу Третьяковки, атмосферу живописи ХХ века, она у них, как на ладони, и они могут насладиться великим полотнами не в окружении сотен людей, а по сути в приватной обстановке. А потом послушать музыку. Мы пытаемся уйти от жесткого формата академического концерта, ориентируясь на то, как это было в XVIII-XIX веке, на концерты салонного плана: кто-то читал новое стихотворение, кто-то – может даже Моцарт – играл новое произведение».

Государственный квартета им. А.П. Бородина
Государственный квартета им. А.П. Бородина

Государственный квартет имени А.П. Бородина - уникальное явление в истории музыкальной культуры не только России, но и всего мира. Этот легендарный ансамбль снискал репутацию одного из лидеров мирового квартетного музицирования, а феноменальное творческое долголетие Квартета еще в 1995 году было отмечено «Книгой рекордов Гиннеса». Исполнение русской классики Квартетом повсеместно признано аутентичной интерпретацией русской музыки.

История этого ансамбля ведет отсчет с 1945 года, когда в стенах Московской консерватории, в классе камерного ансамбля профессора Михаила Тэриана, образовался струнный квартет, в состав которого вошли Ростислав Дубинский (1-я скрипка), Владимир Рабей (2-я скрипка), Юрий Николаевский (альт) и Мстислав Ростропович (виолончель), место которого вскоре занял Валентин Берлинский. В отличие от других студенческих ансамблей, будущие музыканты Квартета им. А.П. Бородина уже в стенах консерватории ощутили себя единым коллективом, и решили посвятить себя квартетному искусству. В 1946 году Московский Филармонический Квартет, тогда еще студенческий, стал коллективом Московской филармонии. В 1955 году, благодаря выдающемуся исполнению сочинений А.П. Бородина, коллектив получает свое имя - Квартет имени Бородина, которое сегодня во всем мире звучит как синоним высочайшего исполнительского мастерства. С 2011 года Квартет выступает в неизменном составе: Рубен Агаронян (первая скрипка), Сергей Ломовский (вторая скрипка), Игорь Найдин (альт) и Владимир Бальшин (виолончель).

Практически с самого рождения коллектива с ним играли крупнейшие музыканты своего времени: Генрих Нейгауз, Мария Юдина, Лев Оборин, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Святослав Кнушевицкий, Леонид Коган, Святослав Рихтер, Денис Мацуев, Юрий Башмет и многие другие. Только с Рихтером было сыграно 83 концерта, записано 14 произведений, многие из которых стали вершиной мирового исполнительского искусства. Именно Квартет им. Бородина впервые исполнил во многих странах мира квартеты Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева. Последним публичным выступлением Шостаковича в качестве пианиста (на фестивале в Горьком 23 февраля 1964) было исполнение собственного Фортепианного квинтета совместно с музыкантами Квартета им. А.П.Бородина. Среди авторов, произведения которых играли музыканты квартета, - Николай Мясковский, Дмитрий Кабалевский, Моисей Вайнберг, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке и другие. Многие сочинения впервые прозвучали именно в исполнении Квартета и были ему посвящены. В программах Квартета рождалась история советской камерной музыки.

Записи Квартета вышли на лейблах Великобритании, Германии, Польши, Швеции, Японии, Новой Зеландии, России и США. Квартет продолжает напряженную гастрольную деятельность по всему миру. Газета Telegraph включила, например, концерт коллектива в Лондоне в «Топ-10 событий классической музыки 2010».

Огромная заслуга в преемственности и сохранении традиций Квартета принадлежит одному из его основателей, Валентину Берлинскому (1925-2008). Валентин Александрович говорил, что когда создавался коллектив, идея была как раз в том, что Квартет должен существовать всегда. Сам Берлинский отдал игре в Квартете им. А.П. Бородина 62 года. Много сил он отдавал преподавательской и общественно-организаторской деятельности: был профессором РАМ им. Гнесиных, организатором и председателем жюри Конкурса квартетов имени Шостаковича, председателем Совета попечителей Фонда «Русское исполнительское искусство».

В сезоне 2015/2016 Квартет отпраздновал свое 70-летие грандиозным мировым турне. В 2016 году Квартет подписал масштабный контракт с одним из самых уважаемых мировых лейблов Decca Classics на запись всех струнных квартетов Шостаковича, и в 2018 году эта работа была завершена, в свет вышли все записи Шостаковича для квартета.

Пианист Алексей Володин - один из самых талантливых представителей русской фортепианной школы, обладатель ярко выраженной индивидуальности, оригинального исполнительского почерка, исключительного туше, блистательной техники.

Родился в Ленинграде 17 июля 1977 года. Переехав в Москву, учился в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных (класс Т. А. Зеликман), затем с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классу Элисо Вирсаладзе, а в 2001 году под её же руководством — аспирантуру. Международная карьера музыканта начала стремительно развиваться после блестящей победы на Международном конкурсе пианистов имени Гезы Анды в Цюрихе в 2003 году.

Алексей Володин с успехом выступает в самых известных концертных залах мира, имеет опыт концертов с ГАСО им. Светланова, БСО им. Чайковского, РНО, Нью-Йоркским филармоническим, Симфоническим оркестром BBC, оркестрами Берлинской оперы, Берлинского и Баварского радио, Дрезденским и Штутгартским филармоническими, оркестром лейпцигского Гевандхауса, Венским симфоническим, Национальным оркестром Франции, Филармоническим оркестром Ла Скала, Национальным симфоническим оркестром RAI, Симфоническим оркестром NHK и многими другими. Пианист часто выступает с оркестрами под управлением Валерия Гергиева: оркестром Мариинского театра, Мюнхенским филармоническим и Лондонским симфоническим. Диск с сочинениями Шопена был удостоен награды Choc de Classica и «пяти звёзд» от журнала Diapason.

В декабре 2015 года Алексей Володин вместе с Квартетом им. Бородина записал для лейбла Decca Classics Фортепианный квинтет Дмитрия Шостаковича соль минор, который прозвучит в этом концерте.

ПРОГРАММА:

Н. Мясковский Квартет № 13 для двух скрипок, альта и виолончели соч. 86 в четырех частях (1949)
Д. Шостакович Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели соч. 57 в пяти частях (1940)
И. Райхельсон Квартет № 1 для двух скрипок, альта и виолончели в трех частях (2010)

«Т Фестиваль» — международный мультидисциплинарный фестиваль, сочетающий в себе классическую музыку, визуальное искусство, поэзию и перформанс. Он проходит в залах искусства XX века в Новой Третьяковке.

24 ноября 2018, 21:30. Новая Третьяковка. Москва, ул. Крымский Вал, 10.

25/01/2014 - 11:56   Классическая музыка   Концерты
В этот новогодний сезон московские меломаны имели удовольствие слышать пианиста Алексея Володина дважды.

24 декабря 2013 года он выступил в Большом зале Московской консерватории с монографической шопеновской программой, а 5 января 2014 года – с камерной программой в Концертном зале им. Чайковского в ансамбле с четырьмя духовиками из оркестра «Консертгебау».

Сегодня Алексей Володин - нечастый гость на московских музыкальных подмостках, тем более с сольной программой, – поскольку живёт и работает в Испании. Выбранная им программа для 24 декабря не из лёгких, но не размером и не технической сложностью. Последней, если иметь в виду точность текста и скорость его воспроизведения, сейчас мало кого удивишь: сегодня в репертуар учеников специальных музыкальных школ входят пьесы, ещё на памяти моего поколения входившие в реальный репертуар солистов-виртуозов. А вот музыкально прочесть программу, игранную и записанную десятками прекрасных пианистов, и показаться «лица не общим выраженьем» – всегда непросто. Этим концертом Алексей Володин убедительно показал, что о нем так сказать можно.

Алексей Володин
Алексей Володин

В первом отделении концерта в БЗК Володин исполнил 24 прелюдии ор. 28. Три года назад 11 ноября 2010 года он уже исполнял целиком этот шопеновский цикл в Камерном зале Московского дома музыки, но не в рамках монографической программы, а после двух поздних сонат Бетховена №№ 30 и 31. Безусловно, само формирование программы накладывает отпечаток на интерпретацию её отдельных компонентов. Да и три года достаточно заметный срок для молодого исполнителя.

Кроме того, нельзя забывать о влиянии самого зала, где происходит концерт.

Во-первых, разница в акустике, которая сама диктует многие детали интерпретации, особенно для пианиста с хорошими ушами. Хорошая акустика – штука коварная! Она как увеличительное стекло подчёркивает всё хорошее в звучании, но делает заметнее и все промахи, как, например, «жирность» педали, которую уже не спишешь на гулкость зала.

А во-вторых, харизма БЗК, на эстраде которого просто не протолкнуться среди теней великих музыкантов, выступавших на ней. Так что от сравнений воздержусь.

Весь цикл 24 прелюдий был исполнен Алексеем Володиным не как набор отдельных пьес и эпизодов, а как единое целое, имеющее свою внутреннюю логику построения и единую музыкальную драматургию. Замечательно (я бы даже сказал, безупречно в стилевом и динамическом отношении) прозвучали у него все медленные прелюдии. Точно выверены все темпы и динамические оттенки и градации. Вообще в прелюдиях Алексей предстал в первую очередь мастером piano и pianissimo. Они у него изобиловали массой оттенков и градаций. Местами рояль звучал просто волшебно! Очень интересно звучали у А. Володина ферматы на последней ноте прелюдий – они длились около четырех-пяти секунд каждая. Струны затихали без демпфера, звук иссякал, истаивал...

Кульминацией цикла для меня стала прелюдия № 15 Des-dur. А вот к быстрым прелюдиям есть некоторые претензии по чрезмерным темпам. В результате в них некоторые пассажи были недостаточно хорошо артикулированы. Хотя можно предположить, что снижение артикуляции было не следствием высоких темпов, а сознательное. Чёткая артикуляция (за редким исключением) несколько «подсушивает» фактуру, снижает градус романтизма и вступает в некое противоречие с ним. Возможно, здесь Алексей Володин делает выбор в пользу романтизма – за счёт снижения чёткости артикуляции, что чисто субъективно воспринимается как некая романтическая порывистость. Это наиболее ярко проявилось в прелюдиях: № 3 G-dur, № 5 D-dur, № 8 Fis-moll, № 11 B-dur, № 14

Второе отделение открылось Балладой № 1, в исполнении которой А. Володин не сразу собрался после антракта. Впрочем, как и слушатели, производившие немало посторонних шумов, заметно мешавших пианисту. В результате и здесь был некоторый перебор в темпах, сопровождавшийся ещё и избыточной педалью. Но это был единственный номер программы, который дал повод для критики с точки зрения использования педали. Вся остальная программа продемонстрировала превосходное владение педалью со множеством её приемов и эффектов. Она была поразительно прозрачной и максимально тактичной. В сочетании с прекрасным туше, которым пианист владеет в совершенстве и которым сегодня мало кто владеет так, как Володин, всё это произвело фантастическое впечатление звукового пира.

Программа второго отделения была исполнена великолепно. Это и два ноктюрна: H-dur, op. 9 № 3 и посмертный cis-moll, исполненные на полутонах, и Скерцо № 3 cis-moll, op. 39, прозвучавшее очень ярко. Но даже на этом фоне исполнение Andante spianato и Большого блестящего полонеза Es-dur, ор. 22 (авторская версия для фортепиано соло) произвело ошеломляющее впечатление богатством пианистических красок, мастерством владения педалью, прекрасной мелкой техникой.

Если Andante звучало изящно и изысканно, то полонез был торжественен, остранён и аристократичен. При строгом общем ритмическом рисунке у Володина были многочисленные rubati, не выходившие за пределы хорошего вкуса и придававшие полонезу живое дыхание. Финал клавирабенда стал его кульминацией.

На бис Алексей Володин исполнил три пьесы: Мазурку f-moll, op. 7 № 3, Вальс № 7 cis-moll, op. 64 № 2 и Полонез № 6 As-dur, op. 53. В их исполнении, мне показалась, слышна была некоторая усталость пианиста, выразившаяся во всё более излишнем темпе быстрых эпизодов, исполненных уж слишком неартикулированно. Особенно это было заметно в Полонезе As-dur. В бисах мне не хватило наполненности.

Вынося за скобки отдельные критические замечания, я считаю, что клавирабенд Алексея Володина стал не только более чем достойным завершением пианистической панорамы первой половины сезона 2013/14 гг., но, как мне кажется, ещё и этапным явлением в его собственном музыкальном развитии.

В Зале им. Чайковского 5 января Алексей Володин выступил в камерной программе с музыкантами из духовой группы оркестра «Консертгебау»: гобоистом Алексеем Огринчуком, кларнетистом Оливье Патейей (Франция), фаготистом Густаво Нуньесом (Испания) и валторнистом Лауренсом Вауденбергом (Нидерланды).

Программа состояла из сочинений трёх венских классиков – Трио для гобоя, фагота и фортепиано, соль мажор, Hob. XV:15 Йозефа Гайдна; двух квинтетов для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота и валторны – ми-бемоль мажор, ор.16 Людвига ван Бетховена и ми-бемоль мажор, К. 452 Вольфганга Амадея Моцарта.

Трио Гайдна было просто хрестоматийно классическим, в лучшем смысле этого слова, уравновешенным, спокойным и по музыке, и по исполнению. Любое сочинение Гайдна заставляет восхищаться его изобретательностью. Не стало исключением и это трио. Что касается техники, здесь были некоторые шероховатости у фаготиста.

Квинтет Бетховена был исполнен несколько живее и даже страстно. Здесь очень выигрышно прозвучала валторна. У неё не было чисто сольных мест, но в тех эпизодах, где она доминировала, валторна у Ваутенберга звучала великолепно.

Безусловной вершиной концерта стал квинтет Моцарта, исполненный безукоризненно. Здесь в наибольшей степени сложился у его участников ансамбль. Особо необходимо отметить Оливье Патейю, кларнет которого звучал прямо-таки волшебно. Звучание отдельных инструментов было идеально сбалансировано с общим ансамблем.

Алексей Володин все три фортепианные партии отыграл великолепно. Будучи неформальным лидером, он оставался в рамках ансамбля. Во втором отделении идеально, практически без педали, Алексей артикулированно исполнил все очаровательные, прозрачные моцартовские пассажи. Это подтвердило догадку о том, что снижение чёткости артикуляции в пассажах шопеновской программы было намеренным.

На бис повторили вторую часть (Largetto) из Квинтета Моцарта. Исполненное отдельно Largetto показалось ещё изящнее и очаровательнее, чем в программе, что было вознаграждено бурными аплодисментами и многочисленными восклицаниями «браво».

Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»

СПРАВКА:

АЛЕКСЕЙ ВОЛОДИН – один из самых талантливых представителей молодого поколения русской фортепианной школы, обладающий ярко выраженной индивидуальностью, оригинальным исполнительским почерком. Является эксклюзивным артистом фирмы Steinway & Sons. Алексей родился в 1977 году в Ленинграде, где в 9 лет начал заниматься музыкой. Переехав в 1987 году в Москву, учился у И. А. Чаклиной, Т. А. Зеликман (в МССШ им. Гнесиных) и профессора Э. К. Вирсаладзе, по классу которой с отличием окончил Московскую консерваторию и аспирантуру. В 2001–2002 годах стажировался в Международной фортепианной академии (Комо, Италия).

Алексей Володин — лауреат ряда престижных международных конкурсов: Паломы О’Ши (Сантандер, Испания, 1998); в Сиднее (Австралия, 2000); имени Эннио Поррино (Кальяри, Италия, 2001, I премия). Международная карьера музыканта начала стремительно развиваться после блестящей победы на Международном конкурсе пианистов им. Гезы Анды в Цюрихе (Швейцария) в 2003 году. С тех пор он с огромным успехом выступает в самых известных концертных залах мира: Concertgebouw (Амстердам), Tonhalle (Цюрих), Lincoln Centre (Нью-Йорк), Theatre des Champs-Elysees (Париж), Philharmonie (Берлин), Alte Oper (Франкфурт), Herculessaal (Мюнхен), Konzerthaus (Вена), La Scala (Милан), Sydney Opera House (Сидней), Suntory Hall (Токио), а также в залах Мадрида, Рима, Лиона, Тулузы, Люксембурга, Брюсселя, Лиссабона, Баку и многих других городов. Музыкант – первый участник популярной программы «Артист месяца» в Концертном зале Мариинского театра (2007). С сезона 2006/07 — постоянный приглашённый солист в г. Монпелье (Франция).

Восторженные отзывы критиков вызвало выступление А. Володина в престижной серии сольных концертов International Piano Series в лондонском Royal Festival Hall (2011/12). На следующий сезон запланированы сольные концерты в брюссельском зале BOZAR, лондонском Wigmore Hall, мадридском Auditorio Nacional, парижском Pleyel, римском театре Olimpico.

Музыкант участвует в международных фестивалях в России (Московский Пасхальный, «Звёзды белых ночей» в Санкт-Петербурге), Франции (фестиваль в Ла Рок д’Антероне, La Folle Journee в Нанте, Фестиваль Французского радио в Монпелье), Германии (в Руре, в Бад-Киссингене), Швейцарии (в Вербье, в Люцерне), Италии, Латвии, Чехии, Португалии, Нидерландах и других странах.

Алексей Володин сотрудничает с такими прославленными оркестрами, как Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Российский национальный оркестр, оркестр Мариинского театра, Лондонский симфонический, оркестры Берлинской оперы и Берлинского радио, Дрезденский филармонический, оркестр Gewandhaus (Лейпциг), Венский симфонический и камерный оркестры, Национальный оркестр Франции и оркестр Капитолия Тулузы, Цюрихский Tonhalle, Оркестр Романдской Швейцарии, Филармонический оркестр Ла Скала, «Солисты Венеции», Нидерландский и Варшавский филармонические, Испанский Национальный, Нью-Йоркский филармонический, Симфонический оркестр Японского радио и телевидения (NHK), Сиднейский симфонический и другими коллективами. Яркими событиями последнего времени стали концерты с Бамбергским симфоническим оркестром, оркестрами Штутгартского и Баварского радио. Пианист выступал с ведущими дирижёрами современности, среди которых Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Василий Синайский, Владимир Федосеев, Семён Бычков, Георг Альбрехт, Лорин Маазель, Мюнг-Вун Чунг, Жан Бернар Помье, Карло Рицци, Лоуренс Фостер, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Кристофер Хогвуд, Дэвид Цинман, Риккардо Шайи, Яков Крейцберг, Марек Яновский. В текущем сезоне 2013/14 пианист дебютировал с коллективами под управлением Валерия Гергиева: Роттердамским филармоническим оркестром и оркестром Мариинского театра – на Фестивале Балтийского моря. Среди других событий сезона – выступления с Датским национальным симфоническим оркестром, Оркестром Шведского радио, Симфоническим оркестром Би-би-си, Симфоническим оркестром Итальянского радио в Турине, оркестром Musikkollegium города Винтертура (Швейцария). В обширном репертуаре пианиста значительное место занимают произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева. Он исполняет более 50 фортепианных концертов. Артист выпустил несколько компакт-дисков на фирмах Intersoft Media (Россия), Live Classics (Германия), ABC Classics (Австралия) и Challenge Classics (Нидерланды) с произведениями Бетховена, Шумана, Чайковского, Рахманинова, Равеля, Стравинского, Прокофьева, Скрябина. Диск с музыкой Фридерика Шопена был удостоен пяти звезд журнала Diapason. Алексей Володин преподавал в Московской консерватории (был ассистентом профессора Э. К. Вирсаладзе). В настоящее время живёт и работает в Испании.