24 декабря 2013 года он выступил в Большом зале Московской консерватории с монографической шопеновской программой, а 5 января 2014 года – с камерной программой в Концертном зале им. Чайковского в ансамбле с четырьмя духовиками из оркестра «Консертгебау».
Сегодня Алексей Володин - нечастый гость на московских музыкальных подмостках, тем более с сольной программой, – поскольку живёт и работает в Испании. Выбранная им программа для 24 декабря не из лёгких, но не размером и не технической сложностью. Последней, если иметь в виду точность текста и скорость его воспроизведения, сейчас мало кого удивишь: сегодня в репертуар учеников специальных музыкальных школ входят пьесы, ещё на памяти моего поколения входившие в реальный репертуар солистов-виртуозов. А вот музыкально прочесть программу, игранную и записанную десятками прекрасных пианистов, и показаться «лица не общим выраженьем» – всегда непросто. Этим концертом Алексей Володин убедительно показал, что о нем так сказать можно.
В первом отделении концерта в БЗК Володин исполнил 24 прелюдии ор. 28. Три года назад 11 ноября 2010 года он уже исполнял целиком этот шопеновский цикл в Камерном зале Московского дома музыки, но не в рамках монографической программы, а после двух поздних сонат Бетховена №№ 30 и 31. Безусловно, само формирование программы накладывает отпечаток на интерпретацию её отдельных компонентов. Да и три года достаточно заметный срок для молодого исполнителя.
Кроме того, нельзя забывать о влиянии самого зала, где происходит концерт.
Во-первых, разница в акустике, которая сама диктует многие детали интерпретации, особенно для пианиста с хорошими ушами. Хорошая акустика – штука коварная! Она как увеличительное стекло подчёркивает всё хорошее в звучании, но делает заметнее и все промахи, как, например, «жирность» педали, которую уже не спишешь на гулкость зала.
А во-вторых, харизма БЗК, на эстраде которого просто не протолкнуться среди теней великих музыкантов, выступавших на ней. Так что от сравнений воздержусь.
Весь цикл 24 прелюдий был исполнен Алексеем Володиным не как набор отдельных пьес и эпизодов, а как единое целое, имеющее свою внутреннюю логику построения и единую музыкальную драматургию. Замечательно (я бы даже сказал, безупречно в стилевом и динамическом отношении) прозвучали у него все медленные прелюдии. Точно выверены все темпы и динамические оттенки и градации. Вообще в прелюдиях Алексей предстал в первую очередь мастером piano и pianissimo. Они у него изобиловали массой оттенков и градаций. Местами рояль звучал просто волшебно! Очень интересно звучали у А. Володина ферматы на последней ноте прелюдий – они длились около четырех-пяти секунд каждая. Струны затихали без демпфера, звук иссякал, истаивал...
Кульминацией цикла для меня стала прелюдия № 15 Des-dur. А вот к быстрым прелюдиям есть некоторые претензии по чрезмерным темпам. В результате в них некоторые пассажи были недостаточно хорошо артикулированы. Хотя можно предположить, что снижение артикуляции было не следствием высоких темпов, а сознательное. Чёткая артикуляция (за редким исключением) несколько «подсушивает» фактуру, снижает градус романтизма и вступает в некое противоречие с ним. Возможно, здесь Алексей Володин делает выбор в пользу романтизма – за счёт снижения чёткости артикуляции, что чисто субъективно воспринимается как некая романтическая порывистость. Это наиболее ярко проявилось в прелюдиях: № 3 G-dur, № 5 D-dur, № 8 Fis-moll, № 11 B-dur, № 14
Второе отделение открылось Балладой № 1, в исполнении которой А. Володин не сразу собрался после антракта. Впрочем, как и слушатели, производившие немало посторонних шумов, заметно мешавших пианисту. В результате и здесь был некоторый перебор в темпах, сопровождавшийся ещё и избыточной педалью. Но это был единственный номер программы, который дал повод для критики с точки зрения использования педали. Вся остальная программа продемонстрировала превосходное владение педалью со множеством её приемов и эффектов. Она была поразительно прозрачной и максимально тактичной. В сочетании с прекрасным туше, которым пианист владеет в совершенстве и которым сегодня мало кто владеет так, как Володин, всё это произвело фантастическое впечатление звукового пира.
Программа второго отделения была исполнена великолепно. Это и два ноктюрна: H-dur, op. 9 № 3 и посмертный cis-moll, исполненные на полутонах, и Скерцо № 3 cis-moll, op. 39, прозвучавшее очень ярко. Но даже на этом фоне исполнение Andante spianato и Большого блестящего полонеза Es-dur, ор. 22 (авторская версия для фортепиано соло) произвело ошеломляющее впечатление богатством пианистических красок, мастерством владения педалью, прекрасной мелкой техникой.
Если Andante звучало изящно и изысканно, то полонез был торжественен, остранён и аристократичен. При строгом общем ритмическом рисунке у Володина были многочисленные rubati, не выходившие за пределы хорошего вкуса и придававшие полонезу живое дыхание. Финал клавирабенда стал его кульминацией.
На бис Алексей Володин исполнил три пьесы: Мазурку f-moll, op. 7 № 3, Вальс № 7 cis-moll, op. 64 № 2 и Полонез № 6 As-dur, op. 53. В их исполнении, мне показалась, слышна была некоторая усталость пианиста, выразившаяся во всё более излишнем темпе быстрых эпизодов, исполненных уж слишком неартикулированно. Особенно это было заметно в Полонезе As-dur. В бисах мне не хватило наполненности.
Вынося за скобки отдельные критические замечания, я считаю, что клавирабенд Алексея Володина стал не только более чем достойным завершением пианистической панорамы первой половины сезона 2013/14 гг., но, как мне кажется, ещё и этапным явлением в его собственном музыкальном развитии.
В Зале им. Чайковского 5 января Алексей Володин выступил в камерной программе с музыкантами из духовой группы оркестра «Консертгебау»: гобоистом Алексеем Огринчуком, кларнетистом Оливье Патейей (Франция), фаготистом Густаво Нуньесом (Испания) и валторнистом Лауренсом Вауденбергом (Нидерланды).
Программа состояла из сочинений трёх венских классиков – Трио для гобоя, фагота и фортепиано, соль мажор, Hob. XV:15 Йозефа Гайдна; двух квинтетов для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота и валторны – ми-бемоль мажор, ор.16 Людвига ван Бетховена и ми-бемоль мажор, К. 452 Вольфганга Амадея Моцарта.
Трио Гайдна было просто хрестоматийно классическим, в лучшем смысле этого слова, уравновешенным, спокойным и по музыке, и по исполнению. Любое сочинение Гайдна заставляет восхищаться его изобретательностью. Не стало исключением и это трио. Что касается техники, здесь были некоторые шероховатости у фаготиста.
Квинтет Бетховена был исполнен несколько живее и даже страстно. Здесь очень выигрышно прозвучала валторна. У неё не было чисто сольных мест, но в тех эпизодах, где она доминировала, валторна у Ваутенберга звучала великолепно.
Безусловной вершиной концерта стал квинтет Моцарта, исполненный безукоризненно. Здесь в наибольшей степени сложился у его участников ансамбль. Особо необходимо отметить Оливье Патейю, кларнет которого звучал прямо-таки волшебно. Звучание отдельных инструментов было идеально сбалансировано с общим ансамблем.
Алексей Володин все три фортепианные партии отыграл великолепно. Будучи неформальным лидером, он оставался в рамках ансамбля. Во втором отделении идеально, практически без педали, Алексей артикулированно исполнил все очаровательные, прозрачные моцартовские пассажи. Это подтвердило догадку о том, что снижение чёткости артикуляции в пассажах шопеновской программы было намеренным.
На бис повторили вторую часть (Largetto) из Квинтета Моцарта. Исполненное отдельно Largetto показалось ещё изящнее и очаровательнее, чем в программе, что было вознаграждено бурными аплодисментами и многочисленными восклицаниями «браво».
Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»
СПРАВКА:
АЛЕКСЕЙ ВОЛОДИН – один из самых талантливых представителей молодого поколения русской фортепианной школы, обладающий ярко выраженной индивидуальностью, оригинальным исполнительским почерком. Является эксклюзивным артистом фирмы Steinway & Sons. Алексей родился в 1977 году в Ленинграде, где в 9 лет начал заниматься музыкой. Переехав в 1987 году в Москву, учился у И. А. Чаклиной, Т. А. Зеликман (в МССШ им. Гнесиных) и профессора Э. К. Вирсаладзе, по классу которой с отличием окончил Московскую консерваторию и аспирантуру. В 2001–2002 годах стажировался в Международной фортепианной академии (Комо, Италия).
Алексей Володин — лауреат ряда престижных международных конкурсов: Паломы О’Ши (Сантандер, Испания, 1998); в Сиднее (Австралия, 2000); имени Эннио Поррино (Кальяри, Италия, 2001, I премия). Международная карьера музыканта начала стремительно развиваться после блестящей победы на Международном конкурсе пианистов им. Гезы Анды в Цюрихе (Швейцария) в 2003 году. С тех пор он с огромным успехом выступает в самых известных концертных залах мира: Concertgebouw (Амстердам), Tonhalle (Цюрих), Lincoln Centre (Нью-Йорк), Theatre des Champs-Elysees (Париж), Philharmonie (Берлин), Alte Oper (Франкфурт), Herculessaal (Мюнхен), Konzerthaus (Вена), La Scala (Милан), Sydney Opera House (Сидней), Suntory Hall (Токио), а также в залах Мадрида, Рима, Лиона, Тулузы, Люксембурга, Брюсселя, Лиссабона, Баку и многих других городов. Музыкант – первый участник популярной программы «Артист месяца» в Концертном зале Мариинского театра (2007). С сезона 2006/07 — постоянный приглашённый солист в г. Монпелье (Франция).
Восторженные отзывы критиков вызвало выступление А. Володина в престижной серии сольных концертов International Piano Series в лондонском Royal Festival Hall (2011/12). На следующий сезон запланированы сольные концерты в брюссельском зале BOZAR, лондонском Wigmore Hall, мадридском Auditorio Nacional, парижском Pleyel, римском театре Olimpico.
Музыкант участвует в международных фестивалях в России (Московский Пасхальный, «Звёзды белых ночей» в Санкт-Петербурге), Франции (фестиваль в Ла Рок д’Антероне, La Folle Journee в Нанте, Фестиваль Французского радио в Монпелье), Германии (в Руре, в Бад-Киссингене), Швейцарии (в Вербье, в Люцерне), Италии, Латвии, Чехии, Португалии, Нидерландах и других странах.
Алексей Володин сотрудничает с такими прославленными оркестрами, как Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Российский национальный оркестр, оркестр Мариинского театра, Лондонский симфонический, оркестры Берлинской оперы и Берлинского радио, Дрезденский филармонический, оркестр Gewandhaus (Лейпциг), Венский симфонический и камерный оркестры, Национальный оркестр Франции и оркестр Капитолия Тулузы, Цюрихский Tonhalle, Оркестр Романдской Швейцарии, Филармонический оркестр Ла Скала, «Солисты Венеции», Нидерландский и Варшавский филармонические, Испанский Национальный, Нью-Йоркский филармонический, Симфонический оркестр Японского радио и телевидения (NHK), Сиднейский симфонический и другими коллективами. Яркими событиями последнего времени стали концерты с Бамбергским симфоническим оркестром, оркестрами Штутгартского и Баварского радио. Пианист выступал с ведущими дирижёрами современности, среди которых Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Василий Синайский, Владимир Федосеев, Семён Бычков, Георг Альбрехт, Лорин Маазель, Мюнг-Вун Чунг, Жан Бернар Помье, Карло Рицци, Лоуренс Фостер, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Кристофер Хогвуд, Дэвид Цинман, Риккардо Шайи, Яков Крейцберг, Марек Яновский. В текущем сезоне 2013/14 пианист дебютировал с коллективами под управлением Валерия Гергиева: Роттердамским филармоническим оркестром и оркестром Мариинского театра – на Фестивале Балтийского моря. Среди других событий сезона – выступления с Датским национальным симфоническим оркестром, Оркестром Шведского радио, Симфоническим оркестром Би-би-си, Симфоническим оркестром Итальянского радио в Турине, оркестром Musikkollegium города Винтертура (Швейцария). В обширном репертуаре пианиста значительное место занимают произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева. Он исполняет более 50 фортепианных концертов. Артист выпустил несколько компакт-дисков на фирмах Intersoft Media (Россия), Live Classics (Германия), ABC Classics (Австралия) и Challenge Classics (Нидерланды) с произведениями Бетховена, Шумана, Чайковского, Рахманинова, Равеля, Стравинского, Прокофьева, Скрябина. Диск с музыкой Фридерика Шопена был удостоен пяти звезд журнала Diapason. Алексей Володин преподавал в Московской консерватории (был ассистентом профессора Э. К. Вирсаладзе). В настоящее время живёт и работает в Испании.
Комменты