Антон Шабуров

30/06/2024 - 02:41   Classic   Концерты
Московский государственный академический симфонический оркестр завершил свой 81-й концертный сезон в «Зарядье» программой из Чайковского и Прокофьева.

Сезон 2023/2024 получился у МГАСО насыщенным и интересным. Уже второй год оркестр после отъезда Павла Когана живет без худрука и главного дирижера. Зато с оркестром работают интереснейшие молодые дирижеры, не дающие застояться оркестровой крови. Как показал заключительный концерт, которым продирижировал Антон Шабуров, худрук и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра, все оркестровые группы в порядке, коллектив слажен и высокопрофессионален.

Антон Шабуров и МГАСО
Антон Шабуров и МГАСО

Начали с «Уральской рапсодии» из балета «Сказ о каменном цветке» Сергея Прокофьева по мотивам сказок Павла Бажова. Музыка нетипичная даже для самого Прокофьева. Правки в его партитуру Прокофьев вносил вплоть до самого последнего дня жизни, по свидетельству балетмейстера Большого театра Леонида Лавровского. Фольклорная, песенная музыка. Уральский дух Прокофьев живописует жирными мазками, где-то и Чайковский у него проглядывается.

МГАСО такими же жирными мазками и сыграл, под чуткой рукой Шабурова. С отменным динамическим диапазоном, от пианиссимо до громкоголосого крещендо. Хороши были духовые, - и деревянные, и медные, - им тут есть, где развернуться.

Сергей Давыдченко и МГАСО
Сергей Давыдченко и МГАСО

Третий концерт Прокофьева для фортепиано с оркестром, где солировал Сергей Давыдченко, обладатель I премии XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2023) и Гран-при III Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition (2021), оставил смешанные впечатления. Дело в пианисте. Давыдченко невероятно техничен. Его пальцы в виртуозных пассажах летают так, что их и не видно, - буквально мультяшный эффект. И никакого брака при этом. Здорово. Но возникает вопрос — а где же тут Прокофьев?

Сергей Давыдченко
Сергей Давыдченко

Третий концерт писался им во Франции, но большая часть материала была задумана еще в России. И материал оказался столь зрелым, что «творческое сознание ищет устойчивого обоснования каждого момента оформления, когда техническое совершенство становится мастерством и когда сочность материала соперничает с виртуозным владением средствами воплощения», — писал музыковед И. Глебов.

А вот этого как раз не хватало. Не виртуозности, с ней все прекрасно у Давыдченко, а именно осмысленности. Когда каждая нота на месте, она важна и обоснована, без нее никак. Пианист же виртуозно летает меж тысячами нот, и ни одна не кажется важной и осмысленной, все сыграны в проброс. Особенно это заметно в характерных для Третьего концерта унисонах — кларнеты или скрипки МГАСО играют осмысленно и акцентированно, а звучащее в унисон фортепиано — бледное эхо. Возможно, юный пианист воспринял орнаментальные фигуры и фундаментальную диатонику как зеркало импрессионизма в духе Дебюсси. Но Прокофьев вовсе не таков.

Завершающая Вторая симфония Чайковского («Малороссийская») прозвучала масштабно. Тут много украинских народных песен, да вот даже симфония и открывается украинской версией «Вниз по матушке по Волге», а сквозь все произведение, особенно в финале, красной нитью проходит знаменитая песня «Журавель». Чайковский жил тогда на Украине, и хотел в полной мере передать распевность местных песен.

МГАСО сыграл тактично. Никакого педалирования, отточенная деликатность звука. Свадебное шествие из уничтоженной «Ундины» во второй части, которое часто играют нарочито кабареточно, прозвучало очень по-чайковски, - драматично, лирично, мелизматично. Оркестр слажен, оркестр живет подлинной музыкой.

Сезон завершился на высокой ноте. А чего только в нем не было. Например, в 81-ом сезоне прошли премьеры шести произведений Рашида Калимуллина и вьетнамского композитора Ле Ту Миня. В сезоне прозвучали 85 (!) произведений, не исполнявшихся МГАСО ранее, и 152 произведения, которых не было в репертуаре оркестра более 10 лет. Оркестр записал Симфоническую сказку «Петя и волк» Прокофьева и фрагменты музыки из балета «Золотой ключик» Вайнберга.

А еще были гастроли МГАСО с географией от Салехарда до Пицунды. Оркестр выступил в финале проекта Crescendo Дениса Мацуева, в музыкальном фестивале «Хибла Герзмава приглашает…». Оркестр выступил с 21-м российскими и зарубежными дирижерами, включая Антона Гришанина, Димитриса Ботиниса, Дмитрия Юровского, Александра Рудина, Антона Шабурова, Юстуса Франтца, Алессандро Д'Агостини, Кристиана Кнаппа, Пьетро Маццети, Джереми Уолкера.

Новый концертный сезон 2024/2025 оркестр откроет на фестивале «Территория мира - территория музыки» в Калининграде 23 августа 2024 г.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Сергей Прокудин-Лемешев

19/06/2024 - 17:16   Classic   Анонсы
26 июня, в рамках II Московского летнего музыкального фестиваля «Зарядье», Московский государственный академический симфонический оркестр завершит свой 81-й концертный сезон.

В праздничной программе прозвучат произведения двух великих российских композиторов, которых разделяет полвека, но объединяет стремление создать национальную симфоническую музыку с фольклорным колоритом и мотивами.

Первое отделение программы посвящено музыке Сергея Прокофьева, в которой композитор воплотил своё видение русского национального стиля.

Уральская рапсодия из балета «Сказ о каменном цветке» – один из примеров обращения Прокофьева к сказочной тематике. Идею балета на сюжеты уральских сказок предложил балетмейстер Леонид Лавровский. Композитора всегда привлекал прекрасный Урал, богатый подземными сокровищами. Прокофьев хотел воплотить в музыке красоту Урала и его предания. Балет стал своеобразной «лебединой песнью» композитора – и в день смерти он работал над партитурой «Сказа о каменном цветке». Премьера блистательной танцевальной сказки на сцене Большого театра прошла уже после ухода композитора в 1954 г. Музыкальные образы балета оказались настолько яркими, что некоторые из номеров обрели собственную жизнь на концертной сцене.

Дирижёр Антон Шабуров: «Для меня, как для уральца, уроженца Екатеринбурга, балет Сергея Прокофьева «Каменный цветок» это, безусловно, очень особенное и дорогое сочинение. И в небольшой, но красочной «Уральской рапсодии» из этого балета Сергей Сергеевич поразительно точно смог ухватить дух, характер, атмосферу «горнозаводского Урала», поэтому я стараюсь пропагандировать эту музыку при первой возможности».

Дирижер Антон Шабуров и МГАСО
Дирижер Антон Шабуров и МГАСО

Прокофьев обновил образный и стилистический строй музыкального искусства, не порывая с традициями классической музыки. Концерты Прокофьева для фортепиано с оркестром играют огромную роль в мировой пианистической литературе, и в становлении композитора как мастера. Именно ранние фортепианные концерты обозначили наступление творческой зрелости Сергея Сергеевича. Главным творческим ориентиром Прокофьева при создании первых фортепианных концертов стал Бетховен. Третий концерт для фортепиано с оркестром является одним из наиболее часто исполняемых произведений в наследии Прокофьева. Работа над произведением длилась около пяти лет, начавшись еще в России в канун Октябрьской революции и сообщив Концерту могучий динамизм эпохи, полной волнений. Закончен концерт был уже в эмиграции: Прокофьев работал над партитурой в тихом местечке Рошле на Атлантическом побережье Бретани. Русский национальный стиль выражен в концерте темпераментно, поэтически одухотворенно, и в то же время ново и свежо.

Премьера произведения прошла в Чикаго в 1921 году. Первые слушатели посчитали Концерт слишком новаторским и футуристическим, но затем сочинение покорило сцену Нью-Йорка, Парижа и Лондона. Затем Концерт был исполнен и в СССР, в том числе и самим автором во время его приезда в 1927 г.

В архиве Прокофьева сохранилось стихотворение К. Бальмонта «Третий концерт», написанное в Рошле под впечатлением первых авторских исполнений, как попытка пересказать средствами поэзии услышанное поэтом содержание концерта:

«Ликующий пожар багряного цветка./ Клавиатура слов играет огоньками,/
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками./ Расплавленной руды взметенная река./ Мгновенья пляшут вальс. / Ведут гавот века,/ Внезапно дикий бык, опутанный врагами,/ Все путы разорвал и стал, грозя рогами,/ Но снова нежный звук зовет издалека./
Из малых раковин воздвигли замок дети,/ Балкон опаловый утончен и красив./
Но, брызнув бешено, все разметал прилив./ Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,/ В тебе востосковал оркестр о звонком лете/ И в бубен солнца бьет непобедимый скиф».

Вместе с МГАСО Третий концерт Прокофьева исполнит лауреат престижных конкурсов Сергей Давыдченко.

Сергей Давыдченко
Сергей Давыдченко

Во втором отделении программы прозвучит Симфония № 2 Петра Ильича Чайковского. Язык инструментальной музыки, не связанной со словом, привлекал Чайковского свободой выражения многообразного мира идей, чувств и настроений. Каждая симфония Чайковского – это особая вселенная образов и переживаний.

Дирижёр Антон Шабуров: «Яркая, самобытная, наполненная фольклорным колоритом и очень жизнерадостная Вторая симфония Петра Ильича Чайковского, - это моя очень большая и очень давняя любовь. Ещё когда я был студентом Свердловского музыкального училища, мы исполняли Скерцо и Финал из этой симфонии студенческим оркестром, и уже тогда незатейливая, но зажигательная мелодия украинской народной песни «Журавель» мне запомнилась и полюбилась. Как дирижёр я несколько раз исполнял эту симфонию с разными оркестрами, но особенно дорого мне исполнение, состоявшееся в марте 2022 года в румынском городе Тыргу-Муреш с местным филармоническим оркестром. В тот момент казалось, что абсолютно все мосты между Россией и Европой рушатся окончательно, но то, что Вторая симфония Чайковского в тот вечер прозвучала, вселило в меня надежду, что музыка ещё не утратила способность объединять людей».

Вторая симфония была написана летом 1872 г., когда Чайковский гостил в украинском имении Каменка, у родственников сестры. В финале звучит знаменитая украинская песня «Журавель», поэтому позднее симфония получила название «Малороссийской» или «симфонии с журавлем». До публичной премьеры Чайковский показал финал симфонии в Петербурге членам Могучей кучки и сочинение имело огромный успех. Сам композитор вспоминал: «Честь этого успеха я приписываю не себе, а настоящему композитору означенного сочинения – Петру Герасимовичу (буфетчику в усадьбе Каменки), который в то время, как я сочинял и наигрывал «Журавля», постоянно подходил и подпевал мне». Финал Второй симфонии – одно из великих творений симфонизма Чайковского, выражающее юмор, оптимизм и продолжающее традиции симфонической оркестровки народных песен, начатых еще «Камаринской» Глинки. Премьера Второй симфонии состоялась в 1873 г. в Москве.

Быстрый поиск:
04/12/2022 - 04:22   Classic   Концерты
Надо же, два солиста-пианиста из абонемента «Звёзды XXI века» выбрали для своих бисов пьесы Роберта Шумана из цикла «Лесные сцены».

ГАСО им. Е. Ф. Светланова – Дирижёр Антон Шабуров.
Бетховен – Увертюра к балету «Творения Прометея»,
Концерт № 5 для ф-но с оркестром (Копачевский, бис Шуман «Вещая птица» из «Лесных сцен»;
Брамс – Концерт № 1 для ф-но с оркестром (Фаворин, бис Шуман –«Прощание» из «Лесных сцен»).
КЗЧ, 18.11.2022

А слова Шумана должно процитировать тоже не случайно. А именно: «Я знал … и надеялся, что грядёт Он, тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чьё мастерство не проклёвывается из земли робкими ростками, сразу расцветает пышным цветом. И он явился, юноша светлый, у колыбели которого стояли Грации и Герои. Его имя – Иоганнес Брамс».

Филипп Копачевский
Филипп Копачевский

Эти молодые музыканты хорошо известны. Это Филипп Копачевский (Пятый фортепианный концерт Бетховена) и Юрий Фаворин (Первый Брамса). А вот дирижёр появился на столичном подиуме совсем недавно. Появился, мгновенно вызвав к себе очень мощный интерес, который растёт с каждым его новым выступлением. И нам должно сразу запомнить его имя – Антон Шабуров.

Антон Шабуров
Антон Шабуров

Программа концерта в КЗЧ 18 ноября 2022 г. была крайне трудна и столь же привлекательна – два фантастических, по сути (так писала мировая пресса) своеобразные симфонии для фортепиано с оркестром. И сразу скажу, это была огромная радость для зала, переполненного абсолютно восторженными слушателями-зрителями. Оркестр был просто удивительный: он органично звучал, убедительно и умно «разговаривал» с солистами. То был, скажем более точно, не аккомпанемент, а подлинный диалог, в котором основополагающий тон, темп, рисунок задавал маэстро, а оба пианиста – каждый в общем-то по своему (как того требовала музыка) вели этот эмоциональный и очень глубокий разговор. Он изначально был предложен им авторами, великими классиками, и подтверждённый поразительным (повторю!) умницей Шабуровым. Правда, не надо забывать и о том, что это путешествие в классику было предварено очень интересным решением увертюры Бетховена к балету «Творения Прометея». (Автору едва исполнился 31 год, когда в Вене состоялась премьера этой яркой пьесы). А уже год спустя началась работа (она продлилась 10 лет) над Четвёртым и Пятым фортепианными концертами. А также скрипичным концертом.

Бетховен закончил его в 1809 году. Он был в самом расцвете творческих сил и исканий, но уже трагически подступала глухота. Бетховен сам признавался, что «хотел (с детства) осмыслить то лучшее и мудрое, что создано каждой эпохой». «Яркое драматическое содержание», «Бурю и натиск» - это с большой убедительностью и великолепным техническим аппаратом показал Филипп Копачевский. Хотя не могу не заметить, насколько порой он настолько увлекался, что несколько «забалтывался», но это получалось у него обаятельно, необычно. Мне кажется, всё-таки это спорно, но при этом подкупал убедительный перепад настроений, размышлительность, задумчивость. А вдруг неожиданное почти остервенение, страх, некая скорбная внутренняя теплота, внутренний надлом. Но при всём «разговор» был в целом очень хорош. Особенно во второй части концерта. Динамические оттенки и сложные ритмические фигуры у Шабурова были крайне интересны. А оркестровые группы-голоса звучали отлично и «вспыхивали» уникально виртуозно. Что, впрочем, понятно, когда речь идёт о таком оркестре и дирижёре. Хочется особо отметить звучание всех струнных групп – какое-то особенно красивое и непривычно востребованное «разговором».

Юрий Фаворин
Юрий Фаворин

Что касается Брамса, то не могу не сказать: оркестр классный, солист классный и дирижёр первоклассный. Опять-таки, может, даже в большей степени, чем в Бетховене, здесь был продолжен диалог оркестра с солистом. Юрий Фаворин, на мой взгляд, был практически безупречен в своем исполнении этого шедевра раннего Брамса. У него вообще есть обилие касок и эмоций, ему не чужда и героика; он удивительно легко переходит от настроения к настроению, умело «дружит» с группами, часто предпочитая (как на этот раз) струнные. Он как-то особенно «дышит», захватывающе вводит в собственные размышления. У него поёт природа, подкупает негромкая безмятежность, очаровывает сольный эпизод в первой части, искренне радуют убедительные и непростые перепады настроений, динамики, ритмов. Если всё же хоть в чём-то придираться, то вторая часть концерта мне показалась немножко затянутой. Но как хорош финал! Энергичный, стремительный. И есть в нём какая-то «неспешная героика», своеобразная красивая «борзость»…

И опять-таки, что до «диалога», то «переговоры с оркестром» - они просто роскошны, как, впрочем, и весь концерт, вся программа и бисы… Вот ведь как отлично: два объявленных «звездных» пианиста, «новый» дирижёр, хорошо вписавшийся в абонемент про «звёзд». Этот концерт и показал, что это за талантливая молодёжь. Действительно мы услышали трёх звезд… Добрый путь им! Добрый...

Наталья ЛАГИНА