Bigateque
Основатель «Дома» Ник Дмитриев предпочитал называть этот жанр авант-джазом, но и новоджазовая музыка — тоже подходит. Феерия импровизаций от известнейших московских музыкантов — саксофониста Олега Маряхина (Инна Желанная, Safety Magic, Tinavie, EXIT Project), пианиста и кинокомпозитора Александра Соколова («До-мажор», группа Э.Артемьева, Personal Exit), басиста Владимира Кислякова («Рада и Терновник», EleФант, «Живая земля», «Лукерья и дети»), флейтистки Елены Фольк («Северо-Восток», InFolio, ансамбль московских композиторов). И, конечно, самого юбиляра Бига, переигравшего за свою жизнь в десятках проектах, самым любимым из которых наверняка является Exit Project.
Bigateque – это такой проект, где Владимир Глушко и основатель, и идеолог, и автор композиций (насколько в этом фонтане импровизаций может быть автор). И все это джаз, гибко склоняющийся то к прогрессиву, то к фри-джазу, то к чему-то скандинавскому, не говоря о джаз-роке любых формаций. Bigateque выпустил пока только два альбома, и оба превосходны — особенно последний Jericho (2017) с участием Barabás Lőrinc, актуальным венгерским трубачом.
Супермузыканты — всегда супер-взаимодействие. То, как они слышат друг друга — отдельная визуальная краска для живого концерта. Олег Маряхин в дуэтах с Еленой Фольк буквально пристально смотрит на нее, мэтр смотрит на молодую и не очень пока «разыгранную» флейтистку! - это надо видеть. Клавишник Александр Соколов так умеет уходить в тень, что порой кажется, будто где-то в кулисах играет ритм-гитарист, но зато как он взрывается бешеными арпеджио и хитроумными коннотациями к гармонии в соло… Что уж говорить о взаимопонимании в ритм-секции. Бас Кислякова от фанка перескакивает к прогрессиву не переводя дыхания, и Биг увесисто подкрепляет это плюхами крэша и чуть ли не танцевальным малым барабаном.
И, кстати, да. Танцевать под эту музыку тоже можно, что многие в зале и делали.
Проект невообразимо гибок. Пожалуй, если вы захотите послушать Олега Маряхина (или просто лучший в стране бас-саксофон), то из всех проектов Олега стоит послушать именно «Бигатек». Здесь он раскрывается во всей полноте — филигранная работа с тембрами, коих он извлекает из сакса неисчислимое множество, от предсмертного хрипа-сипа до стервозных свиристящих верхушек где-то далеко за пределами технических возможностей бас-саксофона… Процессорами и секвенсором не злоупотребляет, но пользует именно в нужных гармоничных пропорциях. И — блестящее ансамблевое мышление, конечно.
На разогреве сыграл дуэт Владимира Кислякова и его жены виолончелистки Таисии Кисляковой, выпускницы МГК («Рада и Терновник», Vespercellos, EleФant, Сергей Калугин) под романтичным названием «Руки слона». И электронно-барабанным плейбеком, куда без него. Дуэт в отличной форме, - почти академическая виолончель и этно-джаз или прогрессив теперь звучат отточеннее и основательнее, что ли, чем на старте проекта. У Таисии прекрасная техника, пожаловаться можно разве на инструмент — он «тяжеловат», не певуч. Или струны не те? Особенно это заметно в каверах на классику, однако же в джаз-роке это ощущение теряется напрочь. Диву даешься, какие изощренные и при этом духоподъемные композиции рождаются у этого дуэта.
Таким вот роскошным концертом и отпраздновали 40-летие Бига.
Гуру КЕН
«Отделение Выход». CD, 2016
Жанр: пост-джаз, авангард, психоделика.
Сам «Биг», Владимир Глушко, более чем известен в арт-среде как один из создателей и участников авант-проекта Exit project, и переиграл за свою карьеру с бесчисленным количеством прекрасных музыкантов, от Jason Webley до «ДахаБраха». Он не только перкуссионист и барабанщик, но еще и композитор, и в значительной мере наделен продюсерскими талантами. Успехи Exit project и относительно новой Folkbeat — в том числе оттуда.
Дебютный альбом нового его проекта «Бигатек» под замысловатым названием «Apxuv 10 03.16» (речь всего лишь о концерте в клубе «Apxuv» 10 марта) — именно что пост-джаз. Ныне принято под этим словом обозначать все, что угодно, и в век эклектики это самый разумный выход. В проекте «Бига» все плавно перетекает из всего: скандинавский холодный джаз, побулькивающая электроника, упорно вихрящийся психоделический прог-рок, фри-джаз, подвывающий терменвокс, даже нечто салонное. А еще очень много воздуха.
Воздух пропитывает этот 6-трековый альбом сверху донизу — музыканты чутко держат медитативный строй, друг другу не мешают и не выпячиваются. Из воздуха всплывают призрачные покряхтывания клавиш в тумане, возникает и исчезает пульс баса, проявляется мелодия трубы и неожиданно растворяется, как сахар в чае. Работа же самого «Бига» больше напоминает шумы в киномузыке, настолько филигранна.
В Bigateque собрались отменные и хорошо знакомые музыканты. Трубач и кинокомпозитор Антон Силаев (приз «Кинотавра» за лучшую музыку к фильму «Яр»), авангардный пианист Александр Соколов (работа с Э.Артемьевым, «До-Мажор», Personal Exit и др.) и басист «Рады и Терновника» Владимир Кисляков — лучшие силы современного джаза.
Можно, конечно, сравнивать этот альбом с Кейджем или еще чем угодно, но мне ближе сравнение с мультиком «Ежик в тумане». По этому альбому можно снимать «Ежик в тумане-2», настолько он до мозга костей кинематографичен и гибок. Умен и ненавязчив.
Отдельно стоит отметить безупречную работу звукорежиссера Арсена Степаняна, абсолютно безупречную. Не ставлю высший балл только потому, что альбому явственно не хватило сквозной мелодической темы (по ним фильмы и запоминаются), да хоть бы использованную в одном из треков тему Summertime можно было б обыграть, а еще лучше — свою сочинить. В остальном — альбом великолепен.
Оценка: 9,5 из 10
Гуру КЕН
Комменты