Маквала Касрашвили

13/06/2016 - 12:13   Классическая музыка   Концерты
По инициативе солистки Большого театра Елены Образцовой в 2011 году в Москве был создан Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой».

Его и по сей день возглавляет Наталья Игнатенко, талантливый организатор, душой и сердцем преданная Елене Васильевне и ее делу. Две премии Фонда «Надежда» и «За яркое начало в искусстве» были учреждены в 2012 г., третья — «За многолетнее служение вокальному искусству» в 2014 г. В этом году было решено вручить три премии вместе. Торжественная церемония прошла в зале отеля Ritz — Carlton. Все лауреаты были участниками большого и яркого концерта, в который вошли кадры из их творческой биографии и музыкальные приношения.

Маквала Касрашвили
Маквала Касрашвили

Два первых лауреата премии в номинации «За многолетнее служение вокальному искусству» народные артисты СССР Маквала Филимоновна Касрашвили и Зураб Лаврентьевич Соткилава принадлежат к «золотой плеяде» мастеров Большого театра, составляющих его мировую славу.

Маквала Касрашвили и сегодня в строю. Она участвует в спектаклях Большого театра, поет в концертах, с 2014 года — помощник главного дирижера – музыкального руководителя Большого театра. Член жюри международных вокальных конкурсов, в том числе Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. Преподает в Центре оперного пения Галины Вишневской и Московской консерватории. Маквала Филимоновна спела Молитву Тоски из одноименной оперы Пуччини. Тоска была одной из лучших партий в репертуаре солистки Большого театра. Молитва и сегодня в исполнении Касрашвили потрясает глубиной страданий ее героини. Прочитав стихи Блока и Ахматовой, замечательная актриса и ее близкий друг Алла Демидова вручила ей Диплом. Было и музыкальное приношение. Молодые певцы Игорь Морозов — Распорядитель, Эльмира Караханова (Прилепа) и Цветана Омельчук (Миловзор) разыграли фрагмент пасторали «Искренность Пастушки» из «Пиковой драмы» Чайковского.

Активен в своей творческой деятельности и Зураб Соткилава. Он выступает в концертах. С 1976 года преподает в Московской консерватории, с 1987 — профессор кафедры сольного пения. Его ученики успешно работают в российских театрах и за рубежом. Он член жюри международных вокальных конкурсов. На вечере Зураб Лаврентьевич эмоционально и проникновенно исполнил романсы Рахманинова «Я не пророк» и «Островок» (партия фортепиано — Лариса Бунакова). Он тепло вспоминал Елену Образцову, свою партнершу, с которой выступал в «Сельской чести», «Кармен» и других спектаклях. Премию ему вручил художественный руководитель театра «Геликон –опера» Дмитрий Бертман, а солист «Геликона» Игорь Морозов выбрал для приветствия арию Леандро из сарсуэлы Соросабаля «Хозяйка портовой таверны». Зураб Соткилава не удержался и в финале присоединился к своему молодому коллеге, и они блистательно закончили испанскую сарсуэлу.

З. Соткилава и И. Морозов
З. Соткилава и И. Морозов

Лауреатом премии Фонда в этой же номинации стал и Владимир Николаевич Минин — выдающийся хоровой дирижер, создатель Московского Камерного хора (1972 г.). Хор по-прежнему востребован в России и за рубежом. С ним многие годы сотрудничала Елена Образцова, исполняя классические и современные произведения и прежде всего Георгия Свиридова.

Владимир Минин с хором, А. Золотовым и Н. Игнатенко
Владимир Минин с хором, А. Золотовым и Н. Игнатенко

В концерте Хор исполнил старинную студенческую песню «Наша жизнь коротка» и несколько русских народных песен. Владимир Николаевич говорил об удивительной индивидуальности Елены Васильевны, которая на репетициях всех зажигала энергией и творческим светом. Премию ему вручил вице-президент Российской академии художеств Андрей Золотов. Он же прочитал стихи «Валентин Гафт — Владимиру Минину». К сожалению, актер не смог прийти на церемонию награждения. Молодой пианист, обладатель Гран-при конкурса «Посвящение Сергею Прокофьеву» Егор Опарин подарил Владимиру Минину пьесу Прокофьева «Наваждение».

Н. Голубева, М. Шутова и Л. Курдюмова
Н. Голубева, М. Шутова и Л. Курдюмова

В число лауреатов Фонда Елены Образцовой вошла и Наталья Валентиновна Голубева, доцент кафедры концертмейстерского искусства, отдавшая 50 лет родной Московской консерватории. Из них 30 лет она трудилась в классе Елены Васильевны Образцовой. Ее приветствовали ученицы Образцовой Лариса Курдюмова и Марина Шутова. На вечере Наталья Валентиновна аккомпанировала Маквале Касрашвили и солистке «Метрополитен-Опера» Любови Петровой, которая в ее честь спела романс Рахманинова «Маргаритки». Любовь Петрова получила Первую премию на Первом международном конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой в Петербурге. Аккомпанировала Петровой Лариса Скворцова. Концертмейстер Большого театра, тонкий и чуткий музыкант, она еще не раз выйдет на сцену, помогая выступлениям певцов.

Юлия Меннибаева и Михаил Брызгалов
Юлия Меннибаева и Михаил Брызгалов

В номинации «За яркое начало в искусстве» лауреатами были названы молодые певицы Юлия Меннибаева и Екатерина Морозова. Юлия Меннибаева — солистка театра «Новая опера» им. Е. Колобова и приглашенная солистка Большого театра, где дебютировала в декабре 2014 г. в партии Маленькой разбойницы в опере С. Баневича «История Кая и Герды». Она лауреат многих международных вокальных конкурсов. Среди них: им. Ф. Шаляпина (Гран-при, Ярославль), меццо-сопрано Елены Образцовой памяти Федоры Барбьери (II премия, Петербург, 2012), Собиновского музыкального фестиваля (I премия, Саратов, 2015) и знаменитого конкурса им. Ф. Виньяса (II премия, Барселона, 2016), финалистка телевизионного конкурса «Большая опера» на телеканале «Культура». На концерте Юля исполнила третью арию Далилы из оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса, которая очень красиво легла на ее роскошное меццо-сопрано. Диплом ей вручил Директор Департамента Культурного наследия министерства культуры России Михаил Брызгалов.

Екатерина Морозова
Екатерина Морозова

Екатерина Морозова, выпускница Петербургской консерватории и аспирантуры (класс Е. Гороховской). В 2012-2014 г.г. солистка Академии молодых певцов Мариинского театра. С 2014 — артистка Молодежной оперной программы Большого театра. Лауреат всероссийских и международных вокальных конкурсов, в том числе им. В. Шебалина (Омск, 2012), им. Н. Обуховой (Липецк, 2012), IX Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Петербург, 2013), им. Мирьям Хелин (Хельсинки, 2014), им. Хариклеи Даркле (Брэила, Румыния, 2015). Екатерина Морозова ярко начала свою учебу в Молодежной программе, спев партии Фьордилиджи и Графини в операх Моцарта «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро». Более чем удачно выступила в партии Иоланты в опере Чайковского на Исторической сцене Большого. Затем успешно дебютировала в роли Донны Анны в спектакле «Каменный гость» Даргомыжского. В исполнении Екатерины прозвучала ария Лизы из «Пиковой дамы». Диплом лауреата ей вручила солистка Большого театра Ирина Долженко. Обе солистки выступили в сопровождении Ларисы Скворцовой. Для них юный вундеркинд Александр Малофеев сыграл Токкату Прокофьева и Этюд Скрябина.

Последний лауреат — 16-летний певец из Северной Осетии Тимур Сланов, получивший премию «Надежда». Первое публичное выступление Тимура состоялось, когда ему исполнилось 8 лет. С тех пор певец, обладающий редким по красоте контратенором, принимал участие во многих Всероссийских и международных конкурсах, в которых не раз награждался призовыми местами и становился победителем. Последний из них - Всероссийский конкурс юных талантов «Синяя птица», который прошел в Москве в 2015 г. В этом же году состоялся первый сольный концерт Тимура с участием Симфонического оркестра Государственной филармонии Республики Северная Осетия-Алания и мужского хора национальной песни Государственной филармонии. Он поет с радостью, легко, словно птица, вселяя радость в сердцах своих слушателей.

Тимур Сланов и И. Чернова
Тимур Сланов и И. Чернова

Юный певец закончил музыкальный колледж во Владикавказе и поедет учиться в Европу — у нас не учат этому искусству. На концерте Тимур Сланов порадовал четвертой песней из вокального цикла Дворжака «Цыганские мелодии», захватив своей эмоциональностью и артистизмом весь зал, который устроил ему овацию. Аккомпанировала певцу Ирина Чернова, директор Культурного центра Елены Образцовой в Петербурге.

Завершилась церемония награждения «Застольной» из «Травиаты» Верди. Исполнительский состав был редким и прекрасно-гармоничным — Маквала Касрашвили, Екатерина Морозова, Игорь Морозов и концертмейстер Лариса Скворцова. Фонд Елены Образцовой объединил в этот вечер певцов и музыкантов разных поколений, а вернее это сделала сама Елена Васильевна и ее человеческий и творческий талант. На сцене стояло кресло. В него никто не сел — все ощущали ее присутствие в зале. Это она сидела в кресле с радостной улыбкой, даря всем счастье и вдохновение!

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»

08/05/2015 - 01:43   Классическая музыка   Концерты
В Большом зале Московской консерватории прошёл Концерт-посвящение Елене Васильевне Образцовой «Музыка — это любовь».

Большой зал консерватории! С ним связаны важнейшие события творческой биографии певицы. Здесь состоялось ее первое выступление в Москве на Всесоюзном вокальном конкурсе им. Глинки в 1962 г. В этом зале Елена Васильевна представляла свои сольные программы, здесь же она дебютировала в знаковой партии Сантуццы в опере Масканьи «Сельская честь», пела с ведущими симфоническими и хоровыми коллективами России, с замечательными дирижёрами.

В первом отделении исполнялись камерные сочинения, во втором — арии из опер в сопровождении оркестра театра «Новая опера» им. Е. Колобова. В концерте пели коллеги Образцовой по Большому театру, лауреаты её конкурсов, молодые солисты московских театров, выступали музыканты, артисты, с которыми она дружила.

Начали вечер гобоист Алексей Уткин и виолончелист И. Пашинцев — прозвучало произведение Э. Морриконе «Миссия» в обработке И. Пашинцева. Потом на сцену вышла народная артистка России Алла Демидова, она читала стихи Анны Ахматовой, которую очень любила Елена Васильевна. Вечер продолжил Камерный оркестр России п\у А. Уткина, сыгравший финал Дивертисменты Моцарта и Танго Пьяццоллы.

Валерий Макаров
Валерий Макаров

Его сменил уникальный мальчик из Самары Валерий Макаров, получивший в прошлом году Гран-при V Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой, покорив жюри своей музыкальностью и одухотворённостью. Он предложил слушателям песню Тости «Donna, vorrei morir» и арию Венеры из оперы Люлли «Тезей». Сейчас Валерий пребывает в состоянии мутации, поэтому пел очень аккуратно и сдержанно, но всё равно сумел показать и музыкальность, и артистичность. Будем надеяться, что сложный период в жизни Валерия пройдёт благополучно, и юный певец будет по-прежнему радовать слушателей своим редким талантом.

В концерте звучала разнообразная музыка, и все исполнители вдохновенно и радостно дарили её Елене Васильевне и многочисленным посетителям Большого зала консерватории: солисты «Новой оперы» баритон Илья Кузьмин — «Посвящение» Шумана и Романс Вольфрама из «Тангейзера» Р. Вагнера, тенор Алексей Татаринцев — романс Рахманинова «Покинем, милая» и арию Рудольфа из «Богемы» Пуччини, солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Елена Гусева — арию Леоноры из «Трубадура» Верди, а вместе с Татаринцевым дуэт Мими и Рудольфа из «Богемы».

Елена Гусева и Алексей Татаринцев
Елена Гусева и Алексей Татаринцев

Сопрано Василиса Бержанская пела «Когда я услышал твою песню» Р. Штрауса и арию Джульетты из оперы Гуно «Ромео и Джульетта», баритон Василий Ладюк, представитель «Новой оперы» и Большого театра —«Вешние воды» Рахманинова и «Серенаду Дон Жуана» Чайковского.

Артист Молодёжной оперной программы Большого театра тенор Арсений Яковлев спел романс «Средь мрачных дней» Чайковского и арию Германа из второй картины «Пиковой дамы» Чайковского «Прости, небесное созданье». Арию Германа Арсений готовил с Еленой Васильевной, и теперь состоялся дебют молодого певца в этой арии. Он не просто очень хорошо её спел, а прожил важный кусок жизни своего героя: в этой арии было всё: и восхищение красотой Лизы, и страстная влюблённость, и мольба, и чувство своего одиночества. У Яковлева красивый драматический тенор. Певец ещё молод, пока идёт период накопления мастерства и опыта. Дай Бог, всё будет благополучно, и тогда мы услышим уже в спектакле настоящий драматический тенор Яковлева, которого сегодня так не хватает не только в московском, но зарубежном оперном искусстве.

Как же красиво пела виолончель Борислава Струлёва в «Ave Maria» Каччини и «Размышлении» из оперы Массне «Таис».

Борислав Струлев на фоне оркестра
Борислав Струлев на фоне оркестра "Новой оперы"

Первое отделение завершилось выступлением Московского Камерного хора п\у Владимира Минина. Сначала прозвучала «Адажио» Барбера в переложении С. Анашкина для хора а cappella, затем «Agnus Dei» из «Маленькой торжественной мессы» Россини.

Московский Камерный хор п\у В. Минина
Московский Камерный хор п\у В. Минина

Солистка Большого театра Агунда Кулаева специального для концерта выучила партию меццо-сопрано. Страстное пение хора и царящее над ним роскошное густое меццо Кулаевой захватило слушателей своей эмоциональностью и красотой, вызвав восторженные аплодисменты.

Хор п\у В. Минина, солистка Агунда Кулаева
Хор п\у В. Минина, солистка Агунда Кулаева

Прекрасно проявил себя оркестр «Новой оперы» под чутким руководством дирижёра Василия Валитова, создавшего комфортную атмосферу для певцов. Он помогал им раскрыть стилистически точно выбранные ими арии. В то же время и сольные фрагменты оркестр исполнял ярко и интонационно чисто. В общем, на сцене царила гармония певцов и музыкантов, в которой участвовали и отличные концертмейстеры, аккомпанировавшие певцам и Б. Струлёвым в первом отделении: это Анатолий Кузнецов из Академии молодых певцов Мариинского театра, Лариса Скворцова, Светлана Радугина из «Новой оперы» и Елена Ильина из Камерного хора В. Минина.

В финале вечера пели солисты Большого театра Маквала Касрашвили и Олег Клько. Они выбрали сцену и дуэт Сантуццы и Туридду из «Сельской чести» Масканьи. Казалось, что после блистательного одноимённого фильма Ф. Дзеффирелли с участием Елены Образцовой и Пласидо Доминго этого делать не стоит, но Касрашвили и Кулько более чем достойно справились со своей задачей, а шедевр Дзеффирелли, Образцовой и Доминго остался непревзойдённым.

Весь вечер на сцене и в зале царило удивительно светлое и радостное настроение, в этом заслуга, помимо певцов и музыкантов, организаторов вечера — сотрудников Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» во главе с Наталией Игнатенко, и прежде всего Людмилы Леонтьевой. Именно она и стала негласным режиссёром концерта. Она чётко выстроили программу концерта, подобрала отличные фотографии Елены Васильевны, которые в течение вечера проецировались на экране, стоящем на сцене, а также и фрагменты выступлений Образцовой на сцене Большого зала консерватории.

Было полное ощущение , что певица - участница этого вечера, выступающая вместе со своими друзьями и учениками. Мы услышали в её исполнении Русскую песню Георгия Свиридова, где ей аккомпанировал автор. Её очень любил композитор, она была одной из лучших интерпретаторов его песен и романсов. Мы аплодировали ей за романс Рахманинова «О, не грусти», Третью песню Леля из «Снегурочки» Римского-Корсакова (дирижёр Е. Светланов), Сегидилью Кармен (дирижёр Альгис Жюрайтис) арию Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини (запись сделана в Японии). Концерт был благотворительный. Весь сбор от него будет направлен на строительство Оперного театра консерватории. Так планировала Образцова еще в прошлом году, намечая этот вечер в 2015 году.

Эту статью хочется закончить строками из стихотворения Елены Образцовой, которые звучат как её завещание:

«Мы рождены для Радости и Любви,
Мы родились друг для друга!
Любите, помогайте друг другу,
Дарите Добро и Счастье!»

Елизавета ДЮКИНА, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»

15/02/2015 - 12:32   Классическая музыка   Концерты
Сольным концертом 8 февраля солистка Большого театра Елена Образцова должна была открывать Малый зал Московской консерватории после ремонта и начинать абонемент нового сезона «Prima Donna», но…

После продолжительной тяжёлой болезни , о которой многие даже не догадывались, 12 января этого года Елена Васильевна скончалась. Было решено вечером 8 февраля провести концерт её памяти.

На сцене преобразившегося после ремонта Малого зала (наконец-то поставлены удобные не скрипящие кресла) портрет Елены Образцовой. Ослепительная улыбка, без которой невозможно представить примадонну оперной сцены, красивое лицо, излучающее доброжелательность и зовущее зрителей в прекрасный мир музыки. В зале собрались друзья и коллеги Образцовой, многочисленные почитатели её таланта. Все участники концерта, будь то прославленные мастера музыкально-вокального искусства или начинающая молодёжь, были связаны с Еленой Васильевной в своей творческой деятельности. Несколько артистов из них специально прилетели из-за рубежа, чтобы почтить память певицы, более 50 лет царившей на мировом оперном небосклоне.

Начал вечер дуэт в составе лауреатов международных конкурсов пианиста Анатолия Кузнецова (Академия молодых певцов Мариинского театра) и виолончелиста Борислава Струлёва. Прозвучала «Ave Maria» Каччини. У многих на глазах появились слёзы. Музыкантов сменила солистка Большого театра и близкая подруга Елены Васильевны Маквала Касрашвили, исполнившая «Молитву» Тоски, которую пела и Образцова, мечтая исполнить всю партию героини оперы Пуччини, но… не получилось.

название
Маквала Касрашвили спела «Молитву» памяти Елены Образцовой

Образцова вела активную педагогическую деятельность. Не раз давала она мастер-классы в Молодёжной оперной программе Большого театра. На концерте выступил один из сегодняшних её артистов — тенор Богдан Волков. Он уже спел на исторической сцене значительные партии: Лыкова в «Царской невесте», Раймонда в концертном исполнении оперы Чайковского «Орлеанская дева» и на Новой сцене Кая в опере Баневича «История Кая и Герды», в конце января этого года стал лауреатом Первой премии Парижского оперного конкурса. Он представил арии Вильгельма из оперы Тома «Миньон» и Ленского из «Евгения Онегина». Именно над арией Ленского работала Елена Васильевна с молодым певцом на мастер-классах. Богдан покорил большим и красивым голосом, музыкальностью и удивительно тонким проникновением в музыкальную ткань образа поэта Владимира Ленского.

Появилась на Малой сцене и любимица Елены Васильевны Юлия Лежнева. Её талант Образцова открыла на своём Международном конкурсе юных вокалистов в Петербурге, юная конкурсантка тогда стала обладательницей Гран-при. Ту же награду Юля получила и на взрослом конкурсе Образцовой. Сегодня Юлия Лежнева — ведущая исполнительница барочной и камерной музыки на многих престижных сценах мира. Для своего выступления Лежнева выбрала «Лунный свет» Дебюсси.

Участницей вечера была и дочь Елены Васильевны камерная певица Елена Макарова. Она спела романс Рахманинова «Сирень» и песню Гранадоса «Три скорбные махи». И еще одна недавно полюбившаяся Елене Васильевне яркая, эмоциональная рыжеволосая красавица-певица Василиса Бержанская. Ученица профессора Рузанны Лисициан (РАМ им. Гнесиных) завоевала вторую премию на августовском конкурсе Камерной музыки памяти испанской певицы Кончиты Бадиа, придуманном Еленой Образцовой. Она успешно выступала в телевизионном конкурсе «Большая опера», где негласным председателем жюри была Елена Образцова, и оказалась в тройке финалистов. Василиса тоже остановила свой выбор на песне Гранадоса «Маха и соловей».

В финале выступили солист Мариинского театра бас Ильдар Абдразаков, гастролирующий по всему миру, и солист «Новой оперы», приглашенный солист Большого театра баритон Василий Ладюк. Сначала в сопровождении дуэта Б. Струлёв – А. Кузнецов Ильдар проникновенно исполнил знаменитую Элегию Массне, а затем Ильдар Абдразаков и Василий Ладюк завершили вечер сценой короля Филиппа и Родриго из «Дон Карлоса» Верди.

Было очень грустно. Понимаешь, что с кончиной Елены Образцовой ушла целая эпоха классического оперного искусства, но смириться с потерей почти невозможно. Непривычно было видеть портрет кумира целого поколения зрителей и не слышать ее неподражаемый голос. Почему-то устроители вечера не дали записи Елены Васильевны. Но с другой стороны, было ощущение, что она здесь, в зале, слушает выступление коллег и учеников. И еще есть уверенность, что проекты и конкурсы, которые она организовала, будут жить. Еще при жизни Елена Васильевна предложила Ильдару Абдразакову возглавить Академию музыки, которую она задумала в Петербурге, и он дал согласие. Скоро в северной столице начнёт свою работу Академия музыки Елены Образцовой п\р Ильдара Абдразакова.

В августе этого года в Петербурге состоится Десятый юбилейный Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой, который уже готовят директор конкурса, необыкновенный организатор-энтузиаст и преданный друг Образцовой Наталья Игнатенко, Культурный центр Елены Образцовой (Петербург) и Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» (Москва). В жюри приглашены многие известные деятели музыкального искусства, которые много раз работали с Еленой Васильевной. Среди них Ричард Бонинг (Австралия), Робер Экспер (Франция) — они уже дали свое согласие, Рената Скотто (Италия), Криста Людвиг (Германия) и др. 18 августа конкурс откроется Гала-концертом с участием лауреатов Гран-при и первых премий всех девяти конкурсов.

Морис Метерлинк в своей «Синей птице» устами умершей бабушки сказал: «Когда вы вспоминаете нас, мы оживаем». Елену Образцову помнят и будут вспоминать еще многие годы. Значит, она жива и всегда с нами.

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»