Юлия Меннибаева

23/11/2018 - 04:06   Классическая музыка   Концерты
Фонд Елены Образцовой организовал в Международный день музыки впервые в Зале им. Чайковского большой праздничный концерт, который так и назывался - «К музыке».

«…И пусть я не успела жить - жизнь моя на сцене, жизнь моя в музыке. И пусть этому не будет конца», - эти слова принадлежат Елене Образцовой, посвятившей свою жизнь музыке, опере. Музыка продолжает звучать, но теперь уже из уст молодых и юных вокалистов, которым Елена Васильевна на своих конкурсах дала путевки в большую музыкальную жизнь.

Эльмира Караханова
Эльмира Караханова

Первое отделение было отдано лауреатам Конкурса юных вокалистов. Начинал его контратенор Тимур Сланов. Он является не только лауреатом конкурса Елены Образцовой, но в том же 2016 г. юный певец стал финалистом телепроекта «Синяя птица» на телеканале «Культура». Тимур проникновенно исполнил «Ave Maria» Дж. Каччини в сопровождении пианиста и дирижера Михаила Антоненко. Он же аккомпанировал и Юлиане Ашуровой. Ныне Юлиана - студентка музыкального училища при Московской консерватории, изящно исполнившая романс Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей». Затем Юлиана уже в сопровождении оркестра спела арию Сюзанны из первого действия «Свадьбы Фигаро» Моцарта. С этого момента концерт шел в сопровождении Московского симфонического оркестра для детей и юношества, во главе которого стоит талантливый музыкант Михаил Антоненко (худрук коллектива Иван Рудин). Успешно справилась с арией Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта Софья Цимбал, студентка ГИТИСа. Бас-баритон Никита Воронченко выбрал для своего дебюта на сцене зала им. Чайковского арию Фигаро из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», что оказалось более чем удачно.

Юрий Юшкевич
Юрий Юшкевич

Участвовали в концерте и победители конкурса юных вокалистов Елены Образцовой контратенор Юрий Юшкевич (2012) и тенор Валерий Макаров (2014). Юшкевич спел арию Анастасио из оперы Вивальди «Джустино», а Валерий Макаров - арию графа Альмавивы из «Севильского цирюльника» Россини. Пусть пока у начинающих певцов не все получилось, но они так молоды, у них все есть, чтобы состояться в профессии. Валерий - студент музыкального училища при Московской консерватории, Юрий - Берлинской академии искусств. Юшкевич уже участвовал в Первом конкурсе теноров «Хосе Каррерас Гран При». Он не вышел в финал. Но эта была «проба пера», которая обязательно принесет свои плоды. Хочется пожелать ребятам веры в свои силы и свою счастливую судьбу.

Самое яркое для меня впечатление на концерте среди юных вокалистов оставила Эльмира Караханова. Она от природы одарена красивым сопрано, музыкальностью и огромным трудолюбием, без которого настоящей певицей не станешь. Эльмира часто выступает в концертах Фонда Елены Образцовой, делает это с огромным удовольствием, всегда тщательно подбирает репертуар. В концерте выразительно спела арию Сюзанны из четвертого действия «Свадьбы Фигаро» Моцарта, проявив и актерское дарование. У нее уже есть радующие успехи: она учится в Московской консерватории, и ее приняли в Молодежную программу Большого театра. Завершила первое отделение лауреатка «взрослого» конкурса Елены Образцовой последнего призыва солистка Башкирского театра оперы и балета Диляра Идрисова арией Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила».

Второе отделение начали лауреаты двух последних взрослых конкурсов Елены Образцовой: бас, солист Большого театра Годердзи Джанелидзе, спевший арию Гремина из «Евгения Онегина» Чайковской, и тенор Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Дмитрук, проникновенно рассказавший о большой любви своего Неморино, героя «Любовного напитка» Доницетти.

Юлия Меннибаева
Юлия Меннибаева

Солистка «Новой оперы» Юлия Меннибаева подготовила не звучащие в России «Стансы Сафо» из оперы Гуно «Сафо». Елена Гусева, солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко представила арию Леоноры из «Силы судьбы» Верди.

В финале выступили блистательные певцы-актеры с мировыми именами Любовь Петрова («Метрополитен-опера») и Владислав Сулимский (Мариинский театр). Владислав Сулимский потряс трагической судьбой шута Герцога Риголетто. Любовь Петрова была очаровательной озорницей Розиной из оперы Россини «Севильский цирюльник». Затем вместе они составили интригующий дуэт Церлины и Дон Жуана из оперы Моцарта.

Владислав Сулимский, Михаил Антоненко и Любовь Петрова
Владислав Сулимский, Михаил Антоненко и Любовь Петрова

Весь вечер на сцене царили мастерство и вдохновение, что не могло не вызвать восторженного отклика в зале. В конце на сцену вышли все участники концерта, чтобы вместе спеть «Застольную» из «Травиаты». Она, очевидно, никогда не надоест ни исполнителям, ни зрителям. И музыке не будет конца, о чем мечтала Елена Образцова.

Елизавета Дюкина
Фото: Юрий Барыкин и Наталья Тоскина

19/11/2018 - 16:12   Классическая музыка   Концерты
В Большом зале Московской консерватории состоялось концертное исполнение оперы Чайковского «Евгений Онегин».

Таким образом Фонд Елены Образцовой решил не только напомнить москвичам о предстоящем 80-летии со дня рождения Елены Васильевны, но и отметить 140-летие со дня создания Чайковским «лирических сцен» по роману в стихах Пушкина «Евгений Онегин».

Чайковский долго подыскивал сюжет для новой оперы. Идею обратиться к роману Пушкина ему подсказала певица Елизавета Андреевна Лавровская. Не сразу, но потом композитор увлекся этой идеей. Вот что он написал брату Модесту: « …я тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина… Как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в «Онегине». Свое новое лирическое творение композитор решил отдать молодым певцам, студентам Московской консерватории.

Впервые «Евгений Онегин» был представлен 17 марта 1879 года на сцене Малого театра. Состав оркестра и хора были камерными: хор из двадцати восьми учениц и двадцати учеников, оркестр из тридцати двух человек (в их число входили и четыре профессора консерватории и два музыканта из оркестра Большого театра). Дирижировал Николай Рубинштейн. Поставил спектакль актер Малого театра Иван Васильевич Самарин. Скоро «Евгений Онегин» появился и на императорской сцене: сначала в Москве в Большом театре, затем в Петербурге в Мариинке. Чайковский внес ряд изменений, и опера из «лирических сцен» превратилась в «большую оперу». Удивительна судьба этой оперы композитора. «За 140 лет через «Онегина» прошло несколько поколений оперных певцов и дирижеров, каких только порой самых радикальных режиссерских решений не знала эта опера ...Но мог ли себе представить Чайковский, что его «Онегин», написанный для ученического спектакля Московской консерватории, станет самой исполняемой в мире русской оперой». К этим словам кандидата искусствоведения Ады Айнбиндер хочется добавить, что в последние годы исполнители все чаще стали обращаться к концертной версии оперы, чтобы насладиться гениальными словом Пушкина и музыкой Чайковского, не отвлекаясь и не раздражаясь выпендрежными решениями современной режиссуры.

Вот и Фонд Елены Образцовой, возглавляемый Натальей Игнатенко, обратился к концертному варианту «Евгения Онегина», пригласив молодых певцов, лауреатов и призеров конкурсов Елены Образцовой. Оркестр и хор «Новой оперы» (хормейстер Юлия Сенюкова). За пульт встал молодой дирижер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Тимур Зангиев, очень талантливый музыкант, отлично чувствующий театральную природу оперы, ее драматургию. Им всем вместе удалось воплотить замысел композитора, о котором он писал: « … я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки».

Любовь Петрова (Татьяна)
Любовь Петрова (Татьяна)

Центром действа стала Татьяна Любови Петровой. Певица закончила Московскую консерватории (класс профессора Галины Писаренко) и сразу же стала обладателем престижных наград международных конкурсов: Гран-при конкурса им. Римского-Корсакова и Первой премии конкурса молодых певцов Елены Образцовой. Была принята в «Новую оперу», где спела партии Виолетты, Людмилы («Руслан и Людмила «Глинки), Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова) и Снегурочки в его же одноименной опере. Стажировалась в «Метрополитен-Опера» и дебютировала на ее сцене в партии Цербинетты в опере Р. Штрауса «Ариадна на Наксосе». С тех пор Любовь Петрова поет на крупнейших сценах Америки и Европы. В Москве певица очень редкая гостья. До сих пор вспоминается ее Софи в спектакле Большого театра «Кавалер розы» Р. Штрауса. Как жаль, что его сняли с репертуара, а ведь он пользовался неизменной любовью зрителей. В Татьяне Любови Петровой покорил ее необыкновенной проникновенности голос, рассказавший о русской душе героини и ее первой и единственной любви. Без каких-либо внешних вокальных эффектов, а только благодаря выразительности красивого сопрано и богатству внутренней жизни Татьяны. Сцена Письма прошла у певицы на одном дыхании, захватив весь зал.

Любовь Петрова (Татьяна) и Алексей Марков (Онегин)
Любовь Петрова (Татьяна) и Алексей Марков (Онегин)

Полной противоположностью Татьяне Петровой был Онегин Алексея Маркова, баритона Мариинского театра, лауреата премии Конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. Он создал точный портрет героя Пушкина и Чайковского. Как его Онегин упивается ролью учителя жизни, читая отповедь влюбленной в него девушке. И вообще его Евгений не думает об окружающих его людях, поступая с ними, как ему хочется, лишь бы потешить свое самолюбие. Не верится и в его влюбленность в Татьяну в финале оперы. Ведь перед ним сама графиня Гремина, которой восхищается весь петербургский свет. В душе же Татьяны - Любови Петровой всегда будет жить боль от нравоучений самовлюбленного Онегина, и она никогда не позволит причинить такую же боль своему мужу князю Гремину, ни в чем не повинному.

В других партиях выступили: солистка «Новой оперы», обладательница роскошного меццо-сопрано Юлия Меннибаева – Ольга, солист Молодежной оперной программы Тарас Присяжнюк - Ленский, Анна Викторова - няня, бас Большого театра Годердзи Джанелидзе – Гремин, тенор, студент музыкального училища при Московской консерватории Валерий Макаров – Трике, француз, студент ГИТИСа Никита Воронченко – Ротный, Зарецкий.

Сцена из спектакля

Среди исполнителей «Онегина» была единственная певица не лауреат конкурсов Елены Образцовой – Елена Заремба, замечательное меццо-сопрано. Выпускница Российской Академии музыки им. Гнесиных, она с 1984 по 1995 была солисткой Большого театра. Затем покинула его сцену, выступала на престижных подмостках Европы и Америки. В 2010 вернулась в столицу. Поет в спектаклях Большого театра и Музыкального театра им. им. Станиславского и Немировича-Данченко, дает камерные концерты, преподает в Центре оперного пения Галины Вишневской. Заремба органично вошла в молодежный состав оперы Чайковского, запомнившись в партии помещицы Лариной.

Молодежный «Евгений Онегин» в Большом зале Московской консерватории имел успех. Новое поколение талантливых певцов, а ему, без сомнения, принадлежит будущее, во главе с молодым Тимуром Зангиевым, продемонстрировало, как можно, не нарушая музыкальную драматургию Чайковского, по-современному прочитать его гениальную оперу.

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Юлия ОСАДЧАЯ

12/09/2018 - 06:12   Классическая музыка   Концерты
Московские музыкальные театры и концертные залы активно начинают новый сезон. Одной из первых открыла свой 28-й сезон «Новая опера» им. Е.В. Колобова. Театр сделал своим зрителям настоящий подарок, представив полуконцертную версию оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя».

В последние годы эта опера очень редкая гостья на отечественной сцене. В данный момент ее вообще нет в репертуаре российских театров. Это прежде всего объясняется очень трудными вокальными партиями с высокой тесситурой и массой сложных ансамблей и хоровых сцен, а также непростой идеологической судьбой творения Глинки.

Это его первая опера, да и вообще первая русская классическая опера героического плана. Глинка задумал ее и начал писать, находясь в Италии и обучаясь у европейских, и прежде всего итальянских оперных и инструментальных мастеров. В музыке слышны и интонации генделевских ораторий. Наверное, это единственная русская опера, сочетающая в себе вокальную русскую и итальянскую вокальные школы. В целом же «Жизнь за царя» - сложнейших музыкальный ребус, который пришлось разгадывать дирижеру «Новой оперы» и музыкальному руководителю постановки Андрею Лебедеву, как он сам сказал журналистам на пресс-конференции. Забегая вперед, скажу, что в основном ему это удалось.

Когда Василий Жуковский узнал о намерениях композитора создать русскую героическую оперу, он предложил ему в качестве сюжета историю крестьянина Ивана Сусанина, который пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти родину от польских захватчиков. Жуковский сам собирался стать либреттистом, но оказался очень занят. По рекомендации царя Николая I в качестве автора либретто был выбран барон Е.Ф. Розен. Немец по происхождению, Розен начал учить русский язык, поступив в гусарский полк, а как поэт дебютировал в 1825 г. Музыка у Глинки была уже готова, и только барон согласился писать текст на уже написанный музыкальный материал. Рабочее название оперы «Иван Сусанин» было заменено на «Жизнь за царя», которое придумал поэт Нестор Кукольник. Премьера оперы состоялась 9 декабря 1836 г. в Петербургском Большом (Каменном) театре. Дирижировал оперой директор Императорских театров и композитор Катарино Кавос. Кстати, его перу принадлежит и первая опера о подвиге Ивана Сусанина, которая так и называлась «Иван Сусанин», и была поставлена в 1815 году в том же театре. Обе оперы с успехом шли на одной сцене, а прославленный бас Осип Петров пел партию Сусанина в обеих постановках. Но время все расставило по своим местам -- опера Глинки благодаря замечательной музыке и высочайшему мастерству композитора была всеми признана первой классической русской оперой.

После Октябрьской революции, естественно, оперу «Жизнь за царя» ждали переделки. Музыка Глинки и сюжет о подвиге героя из народа привлекли внимание руководителей Советского государства. Оперу было решено вернуть на сцену, но при этом создать новое либретто. Над ним работал Сергей Городецкий, убрав все, что касалось монархии, и улучшив литературные качества текста. Ему помогал Михаил Булгаков. Правда, работа значительно затянулась. И только в 1939 году обновленный «Иван Сусанин» был показан в Большом театре, а с 1945 года этой оперой Глинки открывался каждый сезон первого оперного театра страны. Но на этом перемены в судьбе творения Глинки не кончились. С наступившей перестройкой в стране Большой театр в 1989 г. возобновил «Жизнь за царя» с оригинальным либретто барона Розена. Но постепенно интерес к первой опере Глинки стал исчезать, а теперь и совсем исчез. Замечательно, что к ней обратился театр «Новая опера». Главное же оказалось, что журналистам показали не просто очередную премьеру.

Театр постарался возродить первую русскую оперу в ее первоначальном виде. Премьере предшествовала огромная исследовательская и музыковедческая работа всего коллектива, и в первую очередь дирижера Андрея Лебедева. для которого возвращение не только музыки Глинки, но и текста барона Розена оказалось принципиальным и важным. Он услышал в партитуре и либретто создателей их творческие контакты, благодаря которым они находили полное взаимопонимание и полную гармонию этого сочинения.

Режиссером стал Алексей Вэйро, который прекрасно понял свою роль. Он выстраивает удобные и ненавязчивые мизансцены солистам и строит хоровые сцены, помогая певцам раскрывать характеры главных героев Ивана Сусанина, его дочери Антониды, ее жениха, ополченца Богдана Собинина, приемного сына Сусанина Вани, только исходя из музыкальной драматургии Глинки.

Правда, опера началась слишком громко. Несбалансированной прошла Увертюра и первое действие, в первую очередь хоровые сцены, но особенно громкой и невыразительной оказалась сцена польского бала. Какие блистательные танцы написал Глинка: торжественный полонез, энергичный, стремительный краковяк, легкий и изящный вальс, темпераментная мазурка. Оркестр не смог донести до слушателей глинковские польские танцы во всей их красоте и разнообразии. Это не прозвучало в оркестре, особенно это ощущалось в мазурке, которую хор спел очень грубо. Как не хватало в этом акте хормейстера от Бога Натальи Григорьевны Попович. Нынешний хормейстер Юлия Сенюкова явно не справилась с началом оперы.

Евгений Ставинский
Евгений Ставинский

К счастью, первые волнения премьеры улеглись, напряженность постепенно улетучилась, и им на смену пришли уверенность и погружение в музыку Глинки. К тому же в театре нашлись замечательные солисты, которые очень органично вошли в свои партии. Во-первых, это замечательный бас Евгений Ставинский. Роскошный голос, ровный на всем диапазоне, актерский темперамент, естественность поведения. Ему сразу и безоговорочно веришь: его юмору и доброму слову, нежности к Антониде и гордости за приемного сына Ваню, тяжести смерти от рук поляков-захватчиков и презрению к врагам, радостному приветствию зари – значит, царь и Русь спасены! Все это - в голосе певца, богатом обертонами. Своим исполнением Ставинский настолько захватывает, что даже не замечаешь трудности огромной партии Сусанина. Сразу вспоминаешь прославленных басов Большого театра.

Ирина Боженко, Евгений Ставинский и Алексей Татаринцев
Ирина Боженко, Евгений Ставинский и Алексей Татаринцев

Очень порадовал тенор Алексей Татаринцев в партии Богдана Собинина. Эта партия безумно тяжела для лирического тенора, и не каждый возьмется за нее. У певца на сегодняшний день все благополучно с верхним регистром, он смело взялся за Собинина и - победил. Все верхние ноты, в том числе «си-бемоль» и «до», и коварная ария, которую часто купируют, прозвучали у Алексея уверенно и ярко. Кроме того ему удалось создать не плакатный образ русского воина, а разноплановый, Его Собинин - нежный и любящий Антониду и Ивана Сусанина, как родного отца.

Хороша была в роли Вани солистка «Новой оперы» Юлия Меннибаева. Когда Юля заканчивала вокальное отделение Академии хорового искусства им. В. Попова по классу профессора Дмитрия Вдовина, она включила в программу госэкзамена сцену и арию Вани, и спела ее на пять с плюсом. С тех пор у певицы была мечта исполнить эту партию в спектакле. Наконец, ее мечта осуществилась. У Меннибаевой огромное насыщенное меццо-сопрано красивейшего тембра. Ему подвластно многое: русская лирическая песня, и потрясающая внутренняя энергетика, с которой певица проводит сложнейшую сцену в царской ставке, и изумительное соло меццо-сопрано в финальном трио, спетое Меннибаевой с таким проникновением, что дух захватывает.

Ирина Боженко
Ирина Боженко

К сожалению, не получилась у Ирины Боженко партия Антониды. Крикливый голос певицы нарушил гармонию звучания музыки Глинки. Он абсолютно не подходит для героинь русского репертуара, ему не хватает теплоты тембра, объема, плавности. К тому же Боженко страдает неточностью интонации, она бесконечно нарушала очень красивые ансамбли. Ее просто нужно заменить, ведь есть же в театре отличные сопрано.

Спектакль шел по нарастающей, и достиг своей кульминации в четвертом акте, В нем соединились сцены в царской ставке, куда Ваня приносит весть об отмене угрозы царской власти от польских захватчиков, и в непроходимом лесу, где гибнет во имя Руси и царя его отец Иван Сусанин. Эпилог. Красная площадь. Мощно, но музыкально звучат оркестр и хор «Славься!» и Трио.

«Жизнь за царя»
«Жизнь за царя»

Практически Глинка написал мини-Реквием, поражающим духовной и божественной составляющей, что не могло не воодушевить зрителей, устроивших восторженную и длительную овацию, несмотря на поздний час.

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Даниил КОЧЕТКОВ

13/06/2016 - 12:13   Классическая музыка   Концерты
По инициативе солистки Большого театра Елены Образцовой в 2011 году в Москве был создан Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой».

Его и по сей день возглавляет Наталья Игнатенко, талантливый организатор, душой и сердцем преданная Елене Васильевне и ее делу. Две премии Фонда «Надежда» и «За яркое начало в искусстве» были учреждены в 2012 г., третья — «За многолетнее служение вокальному искусству» в 2014 г. В этом году было решено вручить три премии вместе. Торжественная церемония прошла в зале отеля Ritz — Carlton. Все лауреаты были участниками большого и яркого концерта, в который вошли кадры из их творческой биографии и музыкальные приношения.

Маквала Касрашвили
Маквала Касрашвили

Два первых лауреата премии в номинации «За многолетнее служение вокальному искусству» народные артисты СССР Маквала Филимоновна Касрашвили и Зураб Лаврентьевич Соткилава принадлежат к «золотой плеяде» мастеров Большого театра, составляющих его мировую славу.

Маквала Касрашвили и сегодня в строю. Она участвует в спектаклях Большого театра, поет в концертах, с 2014 года — помощник главного дирижера – музыкального руководителя Большого театра. Член жюри международных вокальных конкурсов, в том числе Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. Преподает в Центре оперного пения Галины Вишневской и Московской консерватории. Маквала Филимоновна спела Молитву Тоски из одноименной оперы Пуччини. Тоска была одной из лучших партий в репертуаре солистки Большого театра. Молитва и сегодня в исполнении Касрашвили потрясает глубиной страданий ее героини. Прочитав стихи Блока и Ахматовой, замечательная актриса и ее близкий друг Алла Демидова вручила ей Диплом. Было и музыкальное приношение. Молодые певцы Игорь Морозов — Распорядитель, Эльмира Караханова (Прилепа) и Цветана Омельчук (Миловзор) разыграли фрагмент пасторали «Искренность Пастушки» из «Пиковой драмы» Чайковского.

Активен в своей творческой деятельности и Зураб Соткилава. Он выступает в концертах. С 1976 года преподает в Московской консерватории, с 1987 — профессор кафедры сольного пения. Его ученики успешно работают в российских театрах и за рубежом. Он член жюри международных вокальных конкурсов. На вечере Зураб Лаврентьевич эмоционально и проникновенно исполнил романсы Рахманинова «Я не пророк» и «Островок» (партия фортепиано — Лариса Бунакова). Он тепло вспоминал Елену Образцову, свою партнершу, с которой выступал в «Сельской чести», «Кармен» и других спектаклях. Премию ему вручил художественный руководитель театра «Геликон –опера» Дмитрий Бертман, а солист «Геликона» Игорь Морозов выбрал для приветствия арию Леандро из сарсуэлы Соросабаля «Хозяйка портовой таверны». Зураб Соткилава не удержался и в финале присоединился к своему молодому коллеге, и они блистательно закончили испанскую сарсуэлу.

З. Соткилава и И. Морозов
З. Соткилава и И. Морозов

Лауреатом премии Фонда в этой же номинации стал и Владимир Николаевич Минин — выдающийся хоровой дирижер, создатель Московского Камерного хора (1972 г.). Хор по-прежнему востребован в России и за рубежом. С ним многие годы сотрудничала Елена Образцова, исполняя классические и современные произведения и прежде всего Георгия Свиридова.

Владимир Минин с хором, А. Золотовым и Н. Игнатенко
Владимир Минин с хором, А. Золотовым и Н. Игнатенко

В концерте Хор исполнил старинную студенческую песню «Наша жизнь коротка» и несколько русских народных песен. Владимир Николаевич говорил об удивительной индивидуальности Елены Васильевны, которая на репетициях всех зажигала энергией и творческим светом. Премию ему вручил вице-президент Российской академии художеств Андрей Золотов. Он же прочитал стихи «Валентин Гафт — Владимиру Минину». К сожалению, актер не смог прийти на церемонию награждения. Молодой пианист, обладатель Гран-при конкурса «Посвящение Сергею Прокофьеву» Егор Опарин подарил Владимиру Минину пьесу Прокофьева «Наваждение».

Н. Голубева, М. Шутова и Л. Курдюмова
Н. Голубева, М. Шутова и Л. Курдюмова

В число лауреатов Фонда Елены Образцовой вошла и Наталья Валентиновна Голубева, доцент кафедры концертмейстерского искусства, отдавшая 50 лет родной Московской консерватории. Из них 30 лет она трудилась в классе Елены Васильевны Образцовой. Ее приветствовали ученицы Образцовой Лариса Курдюмова и Марина Шутова. На вечере Наталья Валентиновна аккомпанировала Маквале Касрашвили и солистке «Метрополитен-Опера» Любови Петровой, которая в ее честь спела романс Рахманинова «Маргаритки». Любовь Петрова получила Первую премию на Первом международном конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой в Петербурге. Аккомпанировала Петровой Лариса Скворцова. Концертмейстер Большого театра, тонкий и чуткий музыкант, она еще не раз выйдет на сцену, помогая выступлениям певцов.

Юлия Меннибаева и Михаил Брызгалов
Юлия Меннибаева и Михаил Брызгалов

В номинации «За яркое начало в искусстве» лауреатами были названы молодые певицы Юлия Меннибаева и Екатерина Морозова. Юлия Меннибаева — солистка театра «Новая опера» им. Е. Колобова и приглашенная солистка Большого театра, где дебютировала в декабре 2014 г. в партии Маленькой разбойницы в опере С. Баневича «История Кая и Герды». Она лауреат многих международных вокальных конкурсов. Среди них: им. Ф. Шаляпина (Гран-при, Ярославль), меццо-сопрано Елены Образцовой памяти Федоры Барбьери (II премия, Петербург, 2012), Собиновского музыкального фестиваля (I премия, Саратов, 2015) и знаменитого конкурса им. Ф. Виньяса (II премия, Барселона, 2016), финалистка телевизионного конкурса «Большая опера» на телеканале «Культура». На концерте Юля исполнила третью арию Далилы из оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса, которая очень красиво легла на ее роскошное меццо-сопрано. Диплом ей вручил Директор Департамента Культурного наследия министерства культуры России Михаил Брызгалов.

Екатерина Морозова
Екатерина Морозова

Екатерина Морозова, выпускница Петербургской консерватории и аспирантуры (класс Е. Гороховской). В 2012-2014 г.г. солистка Академии молодых певцов Мариинского театра. С 2014 — артистка Молодежной оперной программы Большого театра. Лауреат всероссийских и международных вокальных конкурсов, в том числе им. В. Шебалина (Омск, 2012), им. Н. Обуховой (Липецк, 2012), IX Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Петербург, 2013), им. Мирьям Хелин (Хельсинки, 2014), им. Хариклеи Даркле (Брэила, Румыния, 2015). Екатерина Морозова ярко начала свою учебу в Молодежной программе, спев партии Фьордилиджи и Графини в операх Моцарта «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро». Более чем удачно выступила в партии Иоланты в опере Чайковского на Исторической сцене Большого. Затем успешно дебютировала в роли Донны Анны в спектакле «Каменный гость» Даргомыжского. В исполнении Екатерины прозвучала ария Лизы из «Пиковой дамы». Диплом лауреата ей вручила солистка Большого театра Ирина Долженко. Обе солистки выступили в сопровождении Ларисы Скворцовой. Для них юный вундеркинд Александр Малофеев сыграл Токкату Прокофьева и Этюд Скрябина.

Последний лауреат — 16-летний певец из Северной Осетии Тимур Сланов, получивший премию «Надежда». Первое публичное выступление Тимура состоялось, когда ему исполнилось 8 лет. С тех пор певец, обладающий редким по красоте контратенором, принимал участие во многих Всероссийских и международных конкурсах, в которых не раз награждался призовыми местами и становился победителем. Последний из них - Всероссийский конкурс юных талантов «Синяя птица», который прошел в Москве в 2015 г. В этом же году состоялся первый сольный концерт Тимура с участием Симфонического оркестра Государственной филармонии Республики Северная Осетия-Алания и мужского хора национальной песни Государственной филармонии. Он поет с радостью, легко, словно птица, вселяя радость в сердцах своих слушателей.

Тимур Сланов и И. Чернова
Тимур Сланов и И. Чернова

Юный певец закончил музыкальный колледж во Владикавказе и поедет учиться в Европу — у нас не учат этому искусству. На концерте Тимур Сланов порадовал четвертой песней из вокального цикла Дворжака «Цыганские мелодии», захватив своей эмоциональностью и артистизмом весь зал, который устроил ему овацию. Аккомпанировала певцу Ирина Чернова, директор Культурного центра Елены Образцовой в Петербурге.

Завершилась церемония награждения «Застольной» из «Травиаты» Верди. Исполнительский состав был редким и прекрасно-гармоничным — Маквала Касрашвили, Екатерина Морозова, Игорь Морозов и концертмейстер Лариса Скворцова. Фонд Елены Образцовой объединил в этот вечер певцов и музыкантов разных поколений, а вернее это сделала сама Елена Васильевна и ее человеческий и творческий талант. На сцене стояло кресло. В него никто не сел — все ощущали ее присутствие в зале. Это она сидела в кресле с радостной улыбкой, даря всем счастье и вдохновение!

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»

25/12/2015 - 06:02   Классическая музыка   Концерты
Весь декабрь московская музыкальная общественность отмечает 100-летие со дня рождения Георгия Васильевича Свиридова, принадлежащего к выдающимся явлениям русской музыкальной культуры ХХ века.

Во всех концертных залах столицы и во многих музыкальных театрах прошли вечера его памяти. Среди интересных и значительных акций выделяется концерт, организованный театром «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана и Фондом Елены Образцовой (президент Фонда Наталья Игнатенко). В его рамках прошла презентация юбилейного диска вокальной музыки Свиридова «В сердце светит Русь» с записями Елены Образцовой и автора, подготовленного Фондом Образцовой и фирмой «Мелодия».

Елена Васильевна никогда не пела современную музыку, сделав исключение только для Георгия Васильевича. Его творчество оказалось для певицы очень близким и притягательным. «Я счастлива, что судьба свела меня с Георгием Васильевичем Свиридовым. Своими корнями его творчество уходит в Россию, он продолжил традиции русской музыки в ее чистоте, красоте и глубине. Эта музыка огромной внутренней сосредоточенности. И она до такой степени искренняя, русская, исповедальная, что я пою ее как в церкви, и душа моя истаивает в блаженстве» - писала о композиторе оперная примадонна.

И вот такой исповедальной оказалась его «Русская песня» на слова народные в исполнении Елены Образцовой и Важи Чачавы, открывшая Вечер Свиридова в «Геликоне». Традицию русской песенности продолжила солистка Национального оркестра русских народных инструментов им. Н. Осипова Дарья Рубцова, исполнившая песни «Березка» на сл. С Есенина, «В Нижнем Новгороде» на сл. Б. Корнилова и «Слеза» (слова народные, фортепиано — Артем Пысь).

Очень органично вписался в среду мастеров молодой солист «Геликона» Игорь Морозов. Его светлый и трогательный голос абсолютно точно подошел к одному из лучших теноровых сочинений Свиридова — «Поэме памяти Сергея Есенина». Сначала Морозов исполнил в сопровождении пианиста Михаила Егиазарьяна фрагмент «В том краю, где желтая крапива», а во втором отделении уже с оркестром и Московским Камерным хором Владимира Минина спел самые пронзительные ее части «Я последний поэт деревни» и «Небо как колокол»,обнаружив тонкое понимание и Свиридова, и Есенина.

Игорь Морозов
Игорь Морозов

Два романса «Осенью» на сл. М. Исаковского и «Весна» на сл. А. Блока подарила слушателям солистка «Геликона» Елена Семенова, найдя для них точные «временные» краски (концертмейстер М. Егиазарьян). На юбилейные концерты приехал в Москву наш соотечественник бас-баритон, лауреат Первого Международного камерного пения им. Г. Свиридова в Курске, Владимир Байков, работающий сегодня в Гамбургской опере. Для этого концерта он вместе с пианисткой Еленой Савельевой выбрал театральную музыку: Серенаду из спектакля «Рюи Блаз» на сл. В. Гюго, «Солдатский тост» из трагедии Шекспира «Гамлет» и «Маритану» из пьесы «Дон Сезар де Базан». В свое время «Маритана» была очень популярной, без нее не обходился ни один песенный концерт. Постепенно «Маритана» превратилась в своеобразный шлягер. Спасибо Байкову, что он вывел ее из штампов, спев не только ярко, но и придав ей лирический оттенок.

Для молодой солистки «Новой оперы» Юлии Меннибаевой (концертмейстер Юлия Банькова) выступление в «Геликоне» стало первым знакомством с творчеством композитора. Она исполнила три произведения из его вокального цикл «Девять песен на слова А. Блока». Если «Флюгер» не совсем у нее получился — слишком «заглубила» голос, то в последующих двух «Невесте» и «Утро в Москве» Юля смогла показать свое красивое меццо-сопрано и верное чутье стилистических особенностей вокальной музыки Свиридова. Затем Юля Меннибаева и Елена Семёнова дуэтом трогательно спели «Колыбельную» на сл. А. Блока.

По своему, но не бесспорно, прочитал солист «Геликон-оперы» Михаил Давыдов сатирические миниатюры «Как яблочко, румян» на сл. Беранже и «Историю про бублики и про бабу, не признающую республики» на сл. Вл. Маяковского. Фрагмент же «Богоматерь в городе» из вокальной поэмы «Петербург» на сл. А. Блока прозвучал у Давыдова как откровение, глубоко затронувшее сердца слушателей.

Главным же событием первого отделения стало участие в вечере легендарного баса Большого театра Александра Филипповича Ведерникова (его женой, верной помощницей и пианисткой была Наталья Гуреева). Певец всегда был не просто поклонником композитора, а активным пропагандистов его творчества. И сейчас в более чем преклонном возрасте (в 2017 году певец подойдет к своему 90-летнему юбилею), он находится в потрясающей форме. Его бас по-прежнему силен, выразителен и пластичен. Какая дикция! Каждое слово четкое, объемное, несущее богатую словесную и музыкальную информацию. Какие тексты он взял, лучше не бывает— песни из вокального цикла «Песни на стихи Роберта Бернса» в переводе С. Маршака «Джон Андерсон» и «Возвращение солдата» и щедро раскрасил их. С какой любовью и уважением поет его герой о своем друге Джоне Андерсоне. Вторая зарисовка стала целой психологической поэмой о возвращении солдата с войны и встрече с женой. Оба произведения вызвали настоящий восторг зрителей.

Закончил первое отделение сам Георгий Васильевич Свиридов — с экрана в его очаровательном исполнении прозвучала Петербургская песенка.

Оркестр «Геликон-оперы», главный дирижер Владимир Понькин
Оркестр «Геликон-оперы», главный дирижер Владимир Понькин

Второе отделение было отдано большим сочинениям. Оркестр «Геликон-оперы» под управлением главного дирижера Владимира Понькина сыграл, наверное, самое знакомое и любимое слушателями произведение — Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Каждая из девяти частей иллюстраций: «Тройка», «Вальс», «Весна», «Осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», особенно «Отзвуки вальса и заключительная «Зимняя дорога», была глубоко прочувствованна музыкантами и воплощена на высоком эмоциональном градусе с лирическими настроениями. Многим посетителям, наверное, как и мне, передалось какое-то щемящее чувство уходящей красоты и искренности человеческих отношений. Прослушав на одном дыхании замечательную музыку Свиридова, публика еще долго не отпускала музыкантов.

Московский Камерный хор, художественный руководитель Владимир Минин
Московский Камерный хор, художественный руководитель Владимир Минин

В финале выступил Московский Камерный хор под руководством Владимира Минина, который много пел музыки Свиридова, нередко становясь первым исполнителем его хоровых сочинений. Сначала хор представил два фрагмента из «Пушкинского венка»: «Наташу» и виртуозную «Стрекотунью-белобоку», где успешно солировала Евгения Сорокина.

Блистательно завершила, как и начала вечер, Елена Образцова. Теперь уже в сопровождении оркестра и Камерного хора под управлением Владимира Минина она исполнила фрагмент «Икона» из блоковского цикла «Песни безвременья» (запись певицы была сделана в БЗК 23 декабря 1980г.)

Елизавета Дюкина, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото - Антон ДУБРОВСКИЙ

11/05/2015 - 03:38   Классическая музыка   Концерты
«Моцарт-Гала» в этот раз состоял из «Реквиема», концерта для двух фортепиано, Дивертисмента №1 и концерта №3. Весьма внушительная программа.

Не в последнюю очередь идея играть только Моцарта на закрытии фестиваля в Ярославле возникла из-за приезда знаменитого австрийского пианиста Пауля Бадура-Шкода. 87-летний музыкант ассоциируется именно с Моцартом, среди исторических записей Бадуры есть его дуэты с Давидом Ойстрахом и концерты с Караяном, а сам Бадура к тому же написал несколько книг о Моцарте и трактовках его музыки.

Концерт №10 для двух фортепиано требует визави, и у Бадуры он есть — с белорусским талантливым пианистом Ростиславом Кримером он уже играл не раз, а Кример — бессменный руководитель фестиваля Башмета в Минске. Итак, цепочка замкнулась. Классик австрийской фортепианной школы в силу возраста, может быть, не в самой блестящей технической форме, зато его конек — трактовки и толкования Моцарта — они все так же впечатляют. Этот концерт Бадура играет элегантно и легко, его пальцы порхают по клавишам. Он не драматизирует ми-бемольный концерт (хотя там есть что драматизировать, и многие этим занимаются), а показывает изящество и глубокую внутреннюю красоту музыки Моцарта. Кример подхватывает эту неброскую легкость, и насыщенный диалог двух пианистов разных поколений начинает походить на светскую беседу глубоко интеллигентных людей. Истинное наслаждение это слушать. На бис Бадуро и Кример в четыре руки сыграли моцартовское же соль-мажорное анданте с вариациями.

Пауль Бадура-Шкода и Ростислав Кример
Пауль Бадура-Шкода и Ростислав Кример

Еще один с нетерпением ожидаемый звездный гость — венгерский виртуоз скрипки Барнабаш Келемен. Как и только что отвыступавший в Ярославле Янош Ролла (камерный оркестр им.Ф.Листа), Келемен — профессор Академии музыки в Будапеште, несмотря на молодость. «Барнабаш Келемен делает ставку на поразительную технику, сценический магнетизм и пылкое прочтение произведений любой эпохи», – писала о нем газета «Indystar» после блестящей победы скрипача на Международном конкурсе скрипачей в Индианополисе (2002). И все это осталось при нем. Концерт №3, иначе именуемый «Страсбургский», входит в программу многих конкурсов для виртуозов, а каденция в конце первой части Allegro – отдельный пункт для мерила этой самой виртуозности. Послушайте, как он играет Allegro и обратите внимание на реакцию Башмета во время каденции.

Действительно, невероятная техника и пылкость, мощная энергетика и клокочущий драматизм. Это так идет молодому Моцарту, и Келемен превосходно доносит все эти бурные эмоции. Да и сам ни секунду не стоит на одном месте, он постоянно в движении, постоянно в страстном порыве. Впечатляет.

Барнабаш Келемен
Барнабаш Келемен

Начался же «Моцарт-Гала» с популярного «Дивертисмента №1» для струнного оркестра ре мажор. «Солисты Москвы» под чуткой рукой Юрия Башмета вообще стали сердцем и движителем всего концерта. Дивертисмент принято играть живо, громко, полнокровно. Так и сыграли его «Солисты Москвы», привнеся в музыку 17-летнего Моцарта толику изящества и задумчивой грустинки.

«Солисты Москвы», дирижер Юрий Башмет
«Солисты Москвы», дирижер Юрий Башмет

Наконец, «Реквием». К «Солистам Москвы» присоединилась хоровая капелла «Ярославия» (на удивление здорово выступившая во всех без исключения появлениях на этом фестивале) и сплошь молодые солисты Вита Васильева (сопрано), Юлия Меннибаева (меццо-сопрано), Ярослав Абаимов (тенор) и Даниил Чесноков (бас). Вита Васильева, как всегда, была хороша. Ее полетный звук и объемный, буквально разрезающий все остальные звуки тембр голоса все те же. Все без исключения солисты порадовали четкой дикцией и особенным, возвышенно-трагичным посылом, уместным и необходимым в «Реквиеме». В целом получилось закрыть этот VII фестиваль в Ярославле на высокой щемящей ноте. Биса не было, потому что после великого «Реквиема» Моцарта ничем перебивать эту атмосферу и не хотелось, конечно.

«Реквием» Моцарта
«Реквием» Моцарта

Резюмируя итоги очередного фестиваля, Юрий Башмет на пресс-конференции произнес:

- Седьмой фестиваль показал, что он — настоящий, уникальный и без декораций. Время покажет, насколько глубоко прорастет то, что мы привозим на фестиваль в Ярославле и оставляем в сердцах ярославской публики. Недавно я вручал премию Шостаковича основателю фестиваля в Вербье Мартину Энгстрему. Он признался, что завидует моей идее собрать Юношеский оркестр. Он сейчас взялся собирать свой аналогичный оркестр. У него огромный фестиваль, лучший в Европе. И на нем, кстати, можно встретиться таким музыкантам, которым трудно встретиться где-то еще. Собрать отличных музыкантов для исполнения квартета Брамса, например. Так вот, Энгстрем подробно расспрашивал меня про фестиваль в Ярославле, хотел узнать мельчайшие детали! Каждый фестиваль мы долго продумываем, обсуждаем приглашения гостей. Вот почему губернатор поехал на наш концерт в село Вятское, а не в Ярославле, хотя, казалось бы, ближе? Это глубокие процессы, они в душе у каждого из зрителей. Мы встречаем потрясающую реакцию у публики. Нас ждут и хотят видеть. Пусть побеждает добро. Вчера мне привезли саженец ярославской вишни, дали целую инструкцию, как ухаживать за ней, оформили цветной буклетик с любовью. Теперь на мне большая ответственность. А вдруг не приживется? Во всем этом есть искренность, как на всем нашем фестивале. У нас нет фальши, нет лицемерия — только искренность. Мы не путаем успехи с достижениями. Понравилось публике — хорошо, но главное - не обманывать ни себя, ни публику.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Особенно запомнился Башмету концерт 9 мая, на главной площади Ярославля «Солисты Москвы» играли композицию на темы военных песен.

- Мы играли, а позади нас, словно задник, - церковь! Ярославлю повезло, что здесь не было военных действий. Я с болью смотрю на трагедию в Непале, где землетрясение разрушило исторические памятники, принесло много горя. Если я был бы в Москве 9 мая, я пошел бы с детьми и внуками на акцию «Бессмертный полк». Мой дедушка дошел до Берлина, получил медаль за взятие Берлина. Он был запевалой, у него был хороший голос, и он пел мне. Я как-то даже записал его на видеомагнитофон, я включил камеру, и он спел мне «Катюшу». Это было трогательно, он пел с таким смешным одесским произношением. «Ефрейтор Башмет, запевайте!» - говорили ему, и он во главе колонны пел.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Помимо ежедневных в течение 9 дней концертов в ярославской филармонии, прошло еще и 8 (восемь!) концертов в городках и селах области. Играл и сам Башмет, и «Солисты Москвы», и приглашенные артисты.

- Выступать на маленьких сценах всегда ответственно. Но другая ответственность, не та, как может быть в случае ошибки на сцене в Вене, например. Ответственности за карьеру из-за неудачного выступления в небольшом селе нет, но у артиста всегда есть ответственность перед композитором. Для меня не имеет значения, где я играю — в Вене или Гаврилов-Яме или Рыбинске. Когда пришло время отмечать юбилей «Солистов Москвы», я предложил отпраздновать его туром по России. У нас ведь 80% концертов — за границей. А мы проехали по России, на нас пришло много людей, которые долго не имели возможности услышать нас. Я не начинал концерты, пока в зал не пускали всех, кто стоял на входе в концертный зал. Главное чувствовать родство с теми, кто приходит к нам на концерт. В Париже такого чувства нет. Зато есть в Нью-Йорке, где большая наша диаспора: «Смотрите, наш приехал!» А в Вашингтоне уже нет. Там ценят только за то, как ты сыграл. Сыграл — и уехал. Беда эмиграции в том, что эмигранты всегда занимают чье-то место. Когда приехал, сыграл и уехал — тебя за это уважают, и ждут в гости снова.

Фестиваль Башмета завершился на высокой ноте, и не успел он закончиться, как министр культуры области вышла на сцену, и попросила Юрия Абрамовича... начать подготовку к следующему фестивалю 2016 года. Он с улыбкой ответил ей, что именно это и собирался сказать сам.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото автора

Барнабаш Келемен
Барнабаш Келемен
Барнабаш Келемен и Юрий Башмет
Барнабаш Келемен и Юрий Башмет
Пауль Бадура-Шкода
Пауль Бадура-Шкода
Пауль Бадура-Шкода
Пауль Бадура-Шкода
Даниил Чесноков
Даниил Чесноков
Вита Васильева
Вита Васильева
Вита Васильева
Вита Васильева
Юлия Меннибаева
Юлия Меннибаева
Ярослав Абаимов, Юлия Меннибаева, Юрий Башмет, Вита Васильева и Даниил Чесноков
Ярослав Абаимов, Юлия Меннибаева, Юрий Башмет, Вита Васильева и Даниил Чесноков
Юрий Башмет
Юрий Башмет
Юрий Башмет
Юрий Башмет
Юрий Башмет
Юрий Башмет