Жаля Исмаилова

26/10/2022 - 06:04   Classic   Концерты
В Челябинской области прошел юбилейный V фестиваль Юрия Башмета. Зачем Юрий Башмет прыгал, как кенгуру, сколько его музыкантов мобилизовали, и чему Башмета научил Гедеон Кремер.

Этот фестиваль на Южном Урале очень мобилен. Каждый год его география меняется, оставляя неприкосновенным разве что столицу Челябинск. В этом году дали концерты в Миассе, Магнитогорске и закрытом военном городке Трехгорный. А до этого были Троицк и Сатка. Но год назад случилось знаковое событие: Юрий Башмет подписал соглашение об открытии Детской филармонии в Челябинске, над которой взял шефство. Заброшенка на окраине города превратилась в прекрасного лебедя: чудный зал с креслами-трансформерами (чтобы малыши удобно все видели), студия звукозаписи, несколько репетиционных, нотная библиотека. А самое главное, что весь год сюда приезжали из Москвы первоклассные педагоги, которых отправлял Башмет, в том числе из «Солистов Москвы». И появился Детско-юношеский симфонический оркестр!

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Пожалуй, появление Юрия Башмета на репетиции Детско-юношеского оркестра стало эмоциональным эпицентром всего фестиваля. Сначала великий альтист попросил сыграть оркестр, что уже готово. Затем сам полез на сцену, хотя ему было подготовлено место в центре зала. И принялся работать с оркестром, который ну очень уж явно был зажат и закомплексован появлением Башмета. Сначала рассказал о разнице между диминуэндо и крещендо, и попросил сыграть с усилением и ослаблением громкости звука. А затем и вовсе стал прыгать на сцене, изображая старого больного кенгуру! Его он увидел в Австралии (Australian Connections) на гастролях, и показывал эти тяжелые одиночные прыжки с целью объяснить, как тяжко и без дыхания играет сейчас оркестр. Дети засмеялись, и очень скоро все изменилось. Буквально за час Башмету удалось кардинально изменить звучание всего оркестра.

А журналисты тем временем терзали Башмета коварными вопросами о том, сколько музыкантов его оркестров мобилизовали на фронт.

«Ни одного не мобилизовали. Но это не заслуга министерства культуры или министерства обороны. Кто-то бегал… Одного нашего дирижера не должны были мобилизовать, но пришли в 6 утра с повесткой, он ее в руки не взял. А потом стал жить в другом месте. Теперь разобрались с этим, и он может жить дома. Ну конечно, мы все ходим под этим. Я написал очень серьезное и, мне кажется, удачное письмо Шойгу. В нем объяснил, что если не дай Бог все будет всерьез — конечно, мы все пойдем на фронт. И неважно, какой возраст, стрелял или не стрелял. Мы же все помним Великую Отечественную войну, не одну тысячу концертов дали музыканты для солдат на передовой. Известна история Давида Ойстраха, который приехал давать концерты в блокадный Ленинград, и он попросил скрипку привязать к шине, чтобы инструмент был максимально защищен», - терпеливо вспоминал Юрий Башмет.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Открытие фестиваля 20 октября и закрытие 23 октября знаменовали два полюса: западнические консерваторы Бах и Бриттен против виртуозных пассажей Чайковского и Гайдна. В Магнитогорске и Миассе программа повторялась, вбирая в себя больше из программы закрытия, а тут и киномузыка Такемицу, и виртуозный «Венецианский карнавал» Арбана для трубы Александра Рублева, и очень полюбившийся зрителям «Русский танец» Чайковского в исполнении Валерии Абрамовой, бывшей участницы Всероссийского юношеского оркестра Башмета, а ныне солистки.

«Мы часто играем сейчас «Русский танец» Чайковского, здесь его играет Лера Абрамова. Она только что стала лауреатом конкурса в Венгрии, вторую премию взяла. И сказала, что была счастлива играть с прекрасным венгерским оркестром русскую музыку. Петр Ильич Чайковский уже написал балет «Лебединое озеро», а в это время началась очередная война с Турцией. И тогда Чайковский уже в готовую партитуру балета добавил вставным номером «Русский танец» для поднятия патриотического духа. Он был патриот!», - говорит Юрий Башмет.

Валерия Абрамова была сдержанна и может быть слишком педантична для солистки, но прозвучал «Русский танец» именно душевно и глубоко, чего и требовал Башмет. Еще один Петр Ильич прозвучал в исполнении «Солистов Москвы», и тоже неоднократно. Есть даже история, как это случилось.

«Режиссер Алексей Смирнов недавно снова попросил меня записать музыку Чайковского для своего фильма, и прислал мне музыку, которую хотел бы там услышать. А я ее не знал, к своему стыду, это Анданте из Струнного квартета №2. Нашли в интернете, я послушал, и эта мелодия взяла меня за душу. И теперь мы везде это Анданте играем, наигрываем, оно постоянно у нас в программе концертов. Эту мелодию Щедрин взял в «Анну Каренину», многие ее там услышали. Мы же играем ее по партитуре Чайковского».

Щемящая красивая мелодия и блистательные «диминуэндо и крещендо» с акцентами от «Солистов Москвы». Таким получилось это Анданте. Да и любимая Сюита в старинном стиле «Из времен Хольберга» Грига, которую в последние годы Башмет играет очень часто, тоже в этом контексте получилась весьма уместной. Публика жарко аплодировала.

Юрий Башмет и «Солисты Москвы»
Юрий Башмет и «Солисты Москвы»

«Там, где нас ждут и хотят, - там надо быть. Этому меня научил Гедеон Кремер. Он мне сказал, что надо ехать туда, где тебя любят и ждут. Я спросил его, как же они обо мне узнают, если я там еще не играл. А я тогда выиграл конкурс Чайковского, но концертов не было. И Кремер дал мне контакты худрука Таллинской филармонии: он тебя возьмет. И я сыграл концерт в ратуше, и скоро вся Прибалтика знала про меня. А я даже не знал, что среди музыкантов концерты в Прибалтике были VIP-зоной, там играли не все. Меня приняли и Таллине, и в Риге, и в Вильнюсе», - делится опытом Юрий Башмет.

Юрий Башмет и Ксения Башмет
Юрий Башмет и Ксения Башмет

Были и спорные трактовки, куда без них на большом фестивале. Пианистка Ксения Башмет уверенно, но как-то очень «бесстильно» сыграла Концерт №1 Баха. Порою казалось, что это и не Бах вовсе. «Отражения» Бодрова, которые по сути череда стилизаций 24 каприса Паганини в манере Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева и Берга, - откровенно вторичны и к тому же явно непонятны слушателям без серьезного бэкграунда, отличающим стилистики Берга от Брамса. «Кто поймет, а кто-то не поймет, но с удовольствием послушает», - благодушно ответил Башмет на высказанные мною опасения.

Жаля Исмаилова
Жаля Исмаилова

Фестиваль в Челябинской области продолжает называться международным, несмотря на текущую ситуацию. Формально дирижер Фредди Кадена, управлявший Челябинским симфоническим оркестром и Русским народным ансамблем «Россия» имени Людмилы Зыкиной — из Эквадора. Вот и международный. И неважно, что с момента учебы в Московской консерватории Кадена живет и работает в России, в том числе штатным дирижером в той же «Новой России» Башмета. Кстати, Башмет уже пообещал иностранных гостей на своем любимом детище — Зимнем фестивале в Сочи.

«С 16 по 26 февраля состоится Зимний фестиваль в Сочи. Что касается зарубежных гостей, то из Китая или Кореи, и других дружественных стран будут. У нас был случай, когда кореянка добиралась до Сочи 30 часов, но все-таки доехала».

Максим Пастер
Максим Пастер

Помимо очевидно прекрасных в любом качестве «Солистов Москвы», внимание привлекли ведущие солисты. Максим Пастер на открытии спел «Озарения» Бриттена, не в первый раз, и это очень основательная и непростая работа. Актер Сергей Шакуров впервые читал текст в «Слово о полку Игореве» Александра Чайковского, и выглядело это свежо и своеобразно.

Сергей Шакуров
Сергей Шакуров

Трубач Александр Рублев, тоже выпускник ВЮСО Башмета, сыграл сложнейший «Венецианский карнавал» Арбана на фестивале трижды, и каждый раз с огромным успехом (хотя расти ему еще есть куда). А на закрытие фестиваля приехал пианист Дмитрий Маслеев, победитель конкурса Чайковского 2015 года, и крайне эмоционально исполнил виртуозный Концерт №11 Гайдна. Да, не всегда это звучало как Гайдн, а иногда как поздний Бетховен или Моцарт и другие венцы, но это имеет право на жизнь. Каденции были совсем уж восхитительны. Сопрано Жаля Исмаилова спела два романса Чайковского в инструментовке Вязова для голоса с оркестром, тут все было мило, но все-таки спорно.

Дмитрий Маслеев и Юрий Башмет
Дмитрий Маслеев и Юрий Башмет

ВЮСО — одно из самых главных событий для Юрия Башмета, и он очень трогательно рассказывал, как выпускники Юношеского оркестра разлетаются из него во взрослую жизнь.

«Конечно, мы своим помогаем, ведь у нас неизбежны ротации, и юные музыканты выходят в собственную жизнь. Ударница наша послала запись в Швейцарию, и ее взяли туда учиться. У нас есть юные музыканты, но основной возраст 14-20 лет. И мы берем маленьких, и сажаем как стажеров в оркестровые группы, где есть музыканты постарше. И маленькие учатся у них в процессе. У меня в «Новой России» валторнистка, скрипка, флейта и ударные - выпускники из Юношеского оркестра. Кто-то съездил к Курентзису, кто-то работает у Спивакова и Гергиева. Сначала я переживал, что забирают. А теперь думаю, что для этого мы все и делаем! Это наша цель и есть, хотя иногда больновато ощущается».

Дмитрий Маслеев, Александр Рублев, Жаля Исмаилова, Юрий Башмет и Валерия Абрамова на закрытии фестиваля
Дмитрий Маслеев, Александр Рублев, Жаля Исмаилова, Юрий Башмет и Валерия Абрамова на закрытии фестиваля

А под конец директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко раскрыл сразу две эксклюзивные новости из будущего.

«На Московском зимнем фестивале главной театральной премьерой станут «Живые и мертвые» по второй книге Константина Симонова о Сталинградской битве. Музыка будет написана оригинальная, композитора пока не раскрываем, актеров тоже. Будет задействована Полина Агуреева, это все, что пока можем сказать. Кроме того, летом будут два опен-эйр фестиваля в новых точках по России, пока эти города мы не раскрываем».

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Людмила Ковалева, Надежда Пелымская / Челябинская филармония

04/05/2019 - 05:33   Classic   Концерты, Между жанров
Теперь в нем читают Константин Хабенский и его жена Ольга Литвинова, поют Жаля Исмаилова и Карина Хэрунц, Илья Кутюхин и Юрий Городецкий. А хора уже нет.

Представление состоялось в знаменитом Волковском театре Ярославля в рамках XI международного музыкального фестиваля Юрия Башмета. Именно здесь же, в Ярославле, в 2010 году и прошла премьера этого спектакля, но играли его тогда на набережной Волги, на открытой эстраде Художественного музея. С тех пор как только не менялась конфигурация спектакля! На премьере текст Пушкина читали Олег Меньшиков и Ксения Раппопорт. Затем в чтецы вливались Сергей Безруков, Константин Хабенский, Янина Колесниченко, Ксения Глинка, Алексей Кравченко, Ольга Литвинова. Хор то появлялся, то исчезал. А число певших в спектакле упомнить и вовсе затруднительно. Динара Алиева и Оксана Волкова начинали, это вот уж точно.

Жаля Исмаилова (Татьяна)
Жаля Исмаилова (Татьяна)

Теперь в спектакле из тех, кто более-менее часто пел в нем, остались Жаля Исмаилова (Татьяна), Илья Кутюхин (Онегин) и Олег Цыбулько (Гремин). Исмаилова за эти годы стала значительно увереннее играть, именно в актерском смысле, и дикция стала поразборчивей. Ее сопрано по-прежнему звучно и полетно. Кутюхин так не получил партии Онегина в Большом театре, да и у Башмета он по-прежнему и звучит и выглядит как новичок. Причины не понятны. Порой вообще неясно, кого он играет — он неубедителен и как циник, и как раскаявшийся циник. Все Ленские и Татьяны перепевают его, он просто не выглядит достойным визави. Уж очень невзрачен, что очевидно противоречит тексту. С этим что-то надо делать.

Жаля Исмаилова (Татьяна) и Илья Кутюхин (Онегин)
Жаля Исмаилова (Татьяна) и Илья Кутюхин (Онегин)

А вот к Цыбулько никогда не было никаких претензий — его бас надежен, основателен, что у Башмета, что в Большом. Он не слишком артистичен, но как раз это и требуется от Гремина, так прописано и у Пушкина, и у Чайковского. Цыбулько абсолютно на своем месте. Анастасия Бибичева (Ларина) и Ирина Чистякова (Няня) и играют драматически точно, и поют замечательно.

Прежде чем перейти к прочим, стоит подчеркнуть главное. Это — не опера «Евгений Онегин». Это не концертное исполнение, и даже не фрагменты оперы. Юрий Башмет и режиссер «Геликона» Илья Ильин создали короткую полуторачасовую композицию из главных арий и ансамблей оперы «Евгений Онегин», спрессовав все по максимуму, и при этом сохранив сюжетную линию (тут помогают как раз чтецы), и оставив героев в их исторических костюмах. Никакого авангарда. Только популярное достоверное изложение для тех, кому 4-часовая опера Чайковского не по зубам, и даже сюжет они не в состоянии понять. Зато тут поют отличные певцы из Большого и Мариинки, играет отличный (да-да, именно тут он такой) оркестр «Новая Россия» и читают знаменитые актеры. Это поп-продукт, сделанный качественно и предназначенный для очень широкого круга зрителей. Непосвященные легко понимают все (почти) изгибы сюжета, слушают великие арии в исполнении отличных певцов, и видят перед собой известных актеров. Шансов, что кто-либо уйдет через полтора часа уставшим и со словами «ничего не понятно» - нулевые. Так и задумано. Успех других авторских композиций Башмета на темы опер «Кармен», «Пиковая дама» и «Севильский цирюльник» доказал, что людям это нужно.

Карина Хэрунц (Ольга), Юрий Городецкий (Ленский), Жаля Исмаилова (Татьяна) и Илья Кутюхин (Онегин)
Карина Хэрунц (Ольга), Юрий Городецкий (Ленский), Жаля Исмаилова (Татьяна) и Илья Кутюхин (Онегин)

Ольгу сейчас поет меццо Карина Хэрунц, выпускница МГК, училась в Молодежной программе Большого у Вдовина, на широкую публику засветилась в телепроекте «Большая опера» 2016 года. Если на первом появлении в спектакле Башмета еще была заметная некая робость, то теперь Карина поет уверенно. У нее фантастической красоты голос, которому в этой роли только чуть-чуть не хватает ольгиной романтики. Карина Хэрунц вжита в образ, у нее отличная дикция (школа Вдовина очевидна), и она тут явное украшение всего спектакля. Что и говорить.

Дуэль Онегина и Ленского
Дуэль Онегина и Ленского

Странные чувства снова оставил Юрий Городецкий в роли Ленского. К его голосу никаких вопросов — роскошный светлый тенор, полетный и красивый, особенно в верхних регистрах. Столько, сколько аплодировали Городецкому после «Что день грядущий мне готовит», не аплодировали, кажется, у Башмета больше никому. Он молод, у него роскошная шевелюра (не «до плеч», как у Пушкина, но все же). Он поет как молодой, и это здорово — надоело слушать в этой роли старческие голоса, или молодые, но стилизованные под стариков а-ля Козловский, при всем уважении. Но откуда этот вечно испуганный взгляд? Откуда эта робость, эта неуверенность во всем? Ну никак не согласуется это поведение с пушкинским Ленским:

Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Восторженный вольнолюбец! Хипстер и диссидент, максималист и идеалист. Ничего этого из игры Городецкого не следует. Он ходит будто затравленный, и боится дуэли больше Онегина. Словом, это очень-очень сыро. И спасает только голос белорусского тенора, он хорош.

Константин Хабенский
Константин Хабенский

Хабенский с женой пока не выглядят дуэтом, хотя в этой постановке появляются вместе минимум с 2015 года. Хабенский все тянет на себе, ему не привыкать. Сардоническую иронию Пушкина он понимает, но донести в полном объеме все-таки побаивается, - как бы не перетянуть одеяло на себя. Поэтому доносит искрящийся юмор Пушкина строго дозированно, не призывая зрителя поиронизировать вместе с ним (многие в зале и не поняли даже иронию автора!), - но скорее с интонациями летописца. Впрочем, тексту «Евгения Онегина» вообще не везет с современными язвительными интонациями, - разве что Римас Туминас решился в театре Вахтангова подступиться к этой задаче, прочитать юмор Пушкина «как сегодня», да и то не все получилось. А уж как некоторые «звезды» читали в «год литературы» этот текст на голубом глазу, безо всякого понимания контекста… Лучше не вспоминать. У Хабенского тоже пока не получилось, но он - хотя бы попытался. Кое-какие искрящиеся пузырьки пушкинского ума и юмора он донес, и то хорошо. А уж Ольга Литвинова читала это словно диктор радио зачитывает заявление Политбюро ЦК КПСС.

ТЕКСТ
Юрий Городецкий (Ленский), Ольга Литвинова, Юрий Башмет, Константин Хабенский, Карина Хэрунц (Ольга)

Зато сколько было аплодисментов, сколько искреннего удовольствия публики от приобщения к великому шедевру! Вот за этим Башмет и делает этот проект. Оркестр вышколен до невозможности, наигран и опытен. Татьяна и Ольга тут выглядят достаточно живо — разница их темпераментов считывается сразу. Что же касается пары Онегина и Ленского, то я бы предпочел слушать Жилиховского и Романовского, - они в этом спектакле смотрелись гораздо драматичнее и ярче, чем Кутюхин и Городецкий, увы.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Рада ЛАМБРИНИ

24/02/2017 - 16:53   Classic   Концерты
X Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи продолжает показывать «все лучшее за 10 лет», как заявлено в слогане юбилейного фестиваля.

Очередь дошла до литературно-музыкальной композиции авторства самого маэстро Башмета по опере «Евгений Онегин» П.И.Чайковского. Эта постановка - первая ласточка из череды культурно-просветительских адаптаций большой классики на фестивалях Башмета, его премьера состоялась еще в 2010 году. Но певческий костяк почти не изменился, и оркестр «Новая Россия» во главе с Башметом на месте. Исчез хор, и сменились актеры-рассказчики, вместо Хабенского и Раппопорт пушкинский текст читают на этот раз Антон Шагин («Стиляги», «Куприн. Яма») и Светлана Иванова («Дом Солнца», «Легенда № 17»). Отчасти это не пошло спектаклю на пользу - если Хабенский и немного Раппопорт хотя бы пытались дать живую органику речи пушкинскому стиху, но Шагин и Иванова даже не пытаются, а читают их именно как «стихи».

Сам проект рассчитан на то, что люди, которые не в силах высидеть четыре часа «Евгения Онегина» в оперном театре, познакомятся за полтора часа с кратким изложением сюжета и самыми знаменитыми ариями оригинала. Башмет убрал из партитуры Чайковского все «длинноты», не самые эффектные номера и оркестровые «проигрыши», а заодно и большую часть героев. Сюжет из-за этого получился несколько рваный, но на то и чтецы, чтобы снивелировать для зрителя эти неизбежные (и оправданные ради заявленной цели) утраты. И такой «Онегин» блестяще справляется с задачей.

Ольга (Ирина Шишкова), Ленский (Сергей Романовский), Онегин (Андрей Жилиховский), Татьяна (Жаля Исмаилова)
Ольга (Ирина Шишкова), Ленский (Сергей Романовский), Онегин (Андрей Жилиховский), Татьяна (Жаля Исмаилова)

Онегина и Ленского по-прежнему поют Андрей Жилиховский и Сергей Романовский. Татьяну и Ольгу - по-прежнему Жаля Исмаилова и «новичок» - меццо из Мариинки Ирина Шишкова. Фактически сборная звезд своего поколения, активно поющие эти партии в разных театрах мира. И надо признать, что звучат они великолепно, партии отработаны до мельчайших мелочей. Этот вокальный квартет, возможно, лучший на сегодняшний день в мире для «Евгения Онегина». Впрочем, несправедливым было бы не причислить к этой четверке и баса Олега Цыбулько в роли Гремина. Так что назовем их - великолепная пятерка и... «вратарь» Юрий Башмет.

Сцена дуэли
Сцена дуэли

На этом представлении впервые появилась компьютерная графика - на заднике периодически появлялись изображения, обозначающие места действия - бал, дома персонажей и т.п.

Онегин (Андрей Жилиховский) и Татьяна (Жаля Исмаилова)
Онегин (Андрей Жилиховский) и Татьяна (Жаля Исмаилова)

Спектакль прошел на одном дыхании, зрители не раз прерывали его бурными овациями. Так что такому «Евгению Онегину» - жить. И не один год.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Татьяна (Жаля Исмаилова) и Ольга (Ирина Шишкова)
Татьяна (Жаля Исмаилова) и Ольга (Ирина Шишкова)

Ольга (Ирина Шишкова) и Ленский (Сергей Романовский)
Ольга (Ирина Шишкова) и Ленский (Сергей Романовский)

Татьяна (Жаля Исмаилова) и Онегин (Андрей Жилиховский)
Татьяна (Жаля Исмаилова) и Онегин (Андрей Жилиховский)

Гремин (Олег Цыбулько) и Татьяна (Жаля Исмаилова)
Гремин (Олег Цыбулько) и Татьяна (Жаля Исмаилова)

Светлана Иванова и Антон Шагин
Светлана Иванова и Антон Шагин

Поклоны
Поклоны
05/10/2015 - 14:34   Classic   Концерты
25-й юбилейный сезон оркестр «Новая Россия» открыл в Концертном зале им. Чайковского представлением «Евгения Онегина» в авторской версии Юрия Башмета.

От оперы Чайковского в композиции Башмета остались только основные сюжетные линии. Выжимка, по сути, для концертного исполнения. Со всеми плюсами и минусами. Зато есть время для оркестровых дивертисментов, есть содержательные диалоги 7 уцелевших героев, и «закадровый» текст Пушкина от лица автора читают сразу два актера.

«Евгений Онегин»
«Евгений Онегин»

К сожалению, в зале Чайковского не было видеоэкранов, куда обычно в «Евгении Онегине» проецируются пушкинские черновики и просто подходящий видеоряд. Ведущую роль взял на себя сам оркестр, на диво выразительный и чуткий. Оркестр «Новая Россия» в этот вечер был просто в ударе. Играл именно Петра Ильича Чайковского, хрестоматийно выдержанного и в меру темперированного.

Константин Хабенский
Константин Хабенский

Кстати, в оркестре сумел поиграть и Константин Хабенский! Не все зрители даже заметили этот факт. Хабенский скромно сидел в начале увертюры на месте контрабасиста, с инструментом в руках. А опыт музицирования на контрабасе у него богатый, со спектаклем «Контрабас» Хабенский объездил весь мир, в том числе играл и на фестивалях Башмета. Буквально одну-две минуту, но Хабенский сыграл в качестве контрабасиста в оркестре «Новая Россия». А затем незаметно уступил это место штатному контрабасисту. Выглядело как подарок судьбы, с позволения Юрия Башмета, конечно.

Константин Хабенский и Ксения Лаврова-Глинка читали текст Пушкина нервно. Хабенский наизусть, Лаврова — по бумажке. Поначалу неприятно загнали темп, едва успевая проговаривать слова. Затем успокоились, и текст пошел более органично. И все же до самого конца оба актера так и не определились — то ли читать Пушкина хрестоматийно «по-правильному», то ли делать текст сегодняшним, с аллюзиями и иронией. Великий Пушкин позволяет разнообразные трактовки, Башмет дал актерам полную свободу, и они промучались с окончательным выбором до самого финала. Так ничего и не выбрав, в итоге.

Ирина Шишкова и Сергей Романовский
Ирина Шишкова и Сергей Романовский

А вот певцы совершенно не метались с выбором, все пели уверенно и вполне хрестоматийно. Ленский в исполнении Сергея Романовского был тем самым бисовым Ленским, ради которого публика готова плакать и стонать, и даже уходить после его смерти с середины спектакля (никто не ушел, впрочем). Романовский пел легко и по-хорошему красиво.

Олег Кутюхин и Жаля Исмаилова
Олег Кутюхин и Жаля Исмаилова

Илья Кутюхин в партии Онегина был, как всегда убедительным, ненамного отойдя от памятного «Онегина» в театре-студии РАМ имени Гнесиных и телешоу «Большая опера». Молодому певцу не хватило определенности трактовки — для циника он был недостаточно циничен, для трагика — недостаточно трагичен. Концертному исполнению это не навредит, а полноценная роль в «Онегине» ему еще только предстоит. Технически его исполнение было вполне безупречным.

Жаля Исмаилова и Ирина Шишкова
Жаля Исмаилова и Ирина Шишкова

Жаля Исмаилова в роли Татьяны Лариной и Ирина Шишкова в роли Ольги Лариной упорно не выстраивались в пару, однако по отдельности были хороши. Прозрачное меццо Шишковой парило небесным колокольчиком, а насыщенное сопрано Исмаиловой показало подлинный драматизм, особенно в финале, в высоком регистре.

Жаля Исмаилова
Жаля Исмаилова

Бас Олег Цыбулько набирает популярность в оперных кругах, у него уже есть свой фан-клуб. В партии князя Гремина он вышел как бисирующий солист, и у него снова все получилось. Может быть, не хватает опорного дыхания в самых нижних регистрах, хочется побольше «мяса». Но сделаем скидку на возраст. У артиста прекрасные перспективы.

Жаля Исмаилова и Олег Цыбулько
Жаля Исмаилова и Олег Цыбулько

Для сцен бала привлекли артистов Хоровой капеллы имени Юрлова — и они не подвели. Прозвучали чисто, сыграли ровно то, что требовалось в качестве массовки, и даже поимпровизировали. Режиссер постановки Илья Ильин может быть ими доволен.

Сцена бала. Онегин и Ольга Ларина
Сцена бала. Онегин и Ольга Ларина

В целом, открытие 25-го сезона для оркестра Башмета прошло чрезвычайно успешно. Если абстрагироваться от собственно постановки и приглашенных артистов, и слушать только «Новую Россию», - оркестр звучит весьма достойно и находится в отличной творческой форме. Может быть, это и стало главным событием в этот юбилейный вечер.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Константин Хабенский
Константин Хабенский
Ирина Шишкова и Сергей Романовский
Ирина Шишкова и Сергей Романовский
Ксения Лаврова-Глинка
Ксения Лаврова-Глинка
Жаля Исмаилова
Жаля Исмаилова
Дуэль. Ленский
Дуэль. Ленский
Бал
Бал
Жаля Исмаилова, Олег Цыбулько и Илья Кутюхин
Жаля Исмаилова, Олег Цыбулько и Илья Кутюхин
Финальные аплодисменты
Финальные аплодисменты
Финальные аплодисменты
Финальные аплодисменты