Всеитальянская слава Гаэтано Доницетти в конце тридцатых годов XIX века шагнула и в другие европейские страны. В мае 1838 г. директор Парижской Гранд-Опера предложил композитору контракт на постановку его опер в французской столице, куда он прибыл в октябре этого же года. За год с небольшим Доницетти переработал, дописал и создал 7 опер. Среди них была и одна из его лучших комических опер «Дочь полка», написанная для Парижской Комической оперы на французское либретто Жюля –Анри Вернуа де Сен-Жоржа и Жана-Франсуа Байяра.
Дирижер Денис Власенко
Работая над оперой, композитор тщательно изучил особенности французского стихосложения и принципы построения жанра. Дело в том, что французская комическая опера отличается от итальянской буффа тем, что в ней пение чередуется с разговорными диалогами. Премьера оперы «Дочь полка состоялась 11 февраля 1840 г., имела шумный успех и продержалась в репертуаре театра очень долго: к 1914 году было дано свыше 1000 представлений.
Сразу же после премьеры в Комической опере Доницетти, верный своей Италии, с помощью Калисто Басса, который несколько переделал либретто, подарил ее итальянской публике. Уже 30 октября «Дочь полка» прозвучала в театре «Ла Скала» на итальянском языке. Опера сразу же была причислена к мировым шедеврам и обошла все лучшие оперные театры мира, продолжая и сегодня активную сценическую жизнь.
К сожалению, «Дочь полка» - редкая гостья в Москве как в прошлые времена, так и сегодня. Есть свидетельства, что впервые опера прозвучала в Московском Большом театре 10 октября 1847 г. в бенефис артистки Петербургской оперы Лилеевой на русском языке. Вспоминаются гастроли в Москве театра «Эстония» в 1981 г. На сцене Большого театра была показана «Дочь полка» с замечательными солистами: Ану Кааль, Маргаритой Войтес (Мари), Хендриком Круммом (Тони), Мати Пальмом (Сюльпис). Успешной была постановка оперы в Красноярском театре оперы и балета. Спектакль был показан в Москве на фестивале «Золотая маска» сезона 1998-1999 г. Исполнительница роли Мари Светлана Кольянова получила «Маску» за лучшую женскую роль. В 2011 опера прозвучала в Концертном зале им. Чайковского с участием Патриции Чофи (Мари), Сергея Романовского (Тони). Провел концертное исполнение дирижер Лучано Акочелла. Вот и вся более чем скромная московская сценическая история оперы Доницетти.
В эти скромные цифры вмешался Фонд Елены Образцовой, который очень любит дарить москвичам музыкально-театральные подарки. Вот таким роскошным музыкальным подарком стало концертное исполнение оперы «Дочь полка». «Когда от Московской консерватории поступило предложение в рамках абонемента «Примадонны оперы» сделать вечер, посвященный Елене Васильевне Образцовой, выбор пал на эту оперу по двум причинам, - рассказывает президент Фонда Наталья Игнатенко. - Роль маркизы де Беркенфильд была последней работой Елены Васильевны на оперной сцене. По счастливому стечению обстоятельств ею оказалась именно комическая роль, о которых всегда мечтала певица».
В июне 2006 года на сцене токийского Orchard Hall прошла премьера оперы Доницетти «Дочь полка» в постановке Болонского театра «Коммунале». Режиссер Эмилио Саги, дирижер Бруно Кампанелла. Партнерами Елены Образцовой в роли Маркизы де Беркенфильд были всеобщий любимец Хуан Диего Флорес (Тонио), сопрано Стефания Бонфаделли (Мари) и блистательный комедийный актер-певец Бруно Пратико (Сюльпис).
А вот и отзыв о дебюте оперной примадонны Елены Образцовой, одной из величайших драматических меццо-сопрано, в комедийной роли. «Грандиозно выступила приглашенная на роль маркизы де Беркенфильд Елена Образцова. Внешне ее маркиза — голливудская звезда без определенного возраста, а внутренне — не желающая утихомириться femme fatale в годах. Она оказывалась центром вращения всего происходящего… С большим задором прозвучала ее вступительная ария, каждая шутка вызывала хохот и гром аплодисментов… Эта роль дала Образцовой возможность показать зрителю свои «скрытые» качества комедийной актрисы — тонкое чувство юмора, способность к самоиронии, умение заразительно смеяться и озорничать, выстреливая одну шутку за другой… К примеру, чего стоило начало второго действия! Маркиза дает урок пения Мари, разучивающей романс. Образцова-маркиза шутит над собой, — профессоршей, преподававшей в московской консерватории и преподающей в токийской академии Мусашино: салонная сцена превращается в мастер-класс. Маркиза ничего не объясняет, а только показывает голосом, как нужно правильно петь. Комизм этой сцены заключается еще и в том, что Образцова учит петь Стефанию Бонфаделли, которая принадлежит сейчас к лучшим голосам на международной оперной сцене…» (из статьи Сергея Зайцева «Новая роль Елены Образцовой», журн. «Филармоник», № 4, 2006).
Действие оперы происходит в Тироле (Австрия) в 1805 г. Возвращаясь в свой замок, маркиза де Беркенфильд из-за наступления наполеоновских войск вынуждена была укрыться в тирольской деревушке, где происходит много событий, а одно из них коренным образом меняет жизнь маркизы. Здесь она встречает французский гренадерский полк во главе с сержантом Сюльписом и маркитанку Мари — гордость гренадерского полка. 18 лет назад солдаты нашли ее ребенком на поле сражения и воспитали в полковой семье. Она стала дочерью полка. Было решено, что когда Мари вырастет, она выйдет замуж только за гренадера этого полка. Тут же появился и будущий жених, тиролец Тони. Молодые люди полюбили друг друга. В довершении всего, когда маркиза попросила дать ей провожатого, чтобы благополучно добраться до дома, и назвала свой замок, Сюльпис показал ей записку, которую солдаты нашли вместе с ребенком. В ней указан этот же замок. Маркиза потрясена: Мари ее внебрачная дочь, которая пропала 18 лет назад в горах. Но пока она решила выдать Мари за свою племянницу и потребовала , чтобы полк возвратил ей найденную родственницу. Сюльпис вынужден согласиться. Появляется радостный Тонио. Он уже записался в полк и получил согласие на брак с Мари. Девушка рассказала ему об изменениях в ее судьбе и вместе с маркизой покинула полк.
Прошел год. Сержант Сюльпис вышел в отставку и служит дворецким в замке. Маркиза надеется на превращение маркитанки Мари в благовоспитанную девушку, которую ждет достойная партия — сын герцогини де Кракенторп. Они вот-вот должны пожаловать в замок для подписания брачного контракта. Мари же тоскует по полковым друзьям и Тони. Разучивая сентиментальный романс, она все время сбивается на солдатскую песню «Rataplan». Оставшись наедине с Сюльписом, маркиза признается ему, что Мари не племянница, а ее родная дочь от капитана Робера, за которым она тайно последовав в Швейцарию. Их разлучила война. Найдя потерянную дочь, она не в силах с ней расстаться и просит сержанта уговорить Мари выйти замуж за сына герцогини. Узнав от Сюльписа, что тетушка оказывается ее матерью, Мари так счастлива, что готова исполнить ее волю. Приезжает герцогиня с сыном и знатными гостями. В это же время в комнату врывается гренадерский полк вместе с Тони, которого за заслуги произвели в офицеры. Они объявляют, что невеста герцога полковая маркитанка. Тронутая благородством дочери, маркиза меняет свое решение и заявляет, что она отдает дочь тому, кого выбрало ее сердце. Оскорбленные герцогиня и ее гости покидают замок. Маркиза благословляет влюбленных.
Теперь вернемся в наши дни в Большой зал Московской консерватории. В концертном исполнении оперы участвовали Московский камерный оркестр «Musica Viva» (худрук Александр Рудин), Большой хор «Мастера хорового пения» (худрук Лев Конторович), дирижер Денис Власенко. Солистов пригласили из Москвы, Петербурга и из-за рубежа. Из Мариинского театра участвовала Ольга Пудова — Мари. В роли Тони выступил Дмитрий Корчак, российский певец, работающий за рубежом, но часто приезжающий в Россию и участвующий в самых разных проектах. Герцогиню сыграла и спела актриса МХТ Ирина Мирошниченко. В роли Сюльписа был партнер Елены Образцовой по японскому спектаклю Бруно Пратико. Сначала на роль маркизы пригласили знаменитую польскую певицу Эву Подлесь, поющую эту партию по всему миру. Но она только перенесла операцию и очень сожалела, что не сможет выступить в Москве. Ее заменила Анна Кикнадзе, тоже из Мариинки. Маленькие партии управляющего замком маркизы и капрала исполнил москвич Константин Бржинский. Опера исполнялась, естественно, на французском языке. В связи с концертным исполнением разговорные диалоги были сокращены. Приоритет был отдан музыке.
Константин Бржинский
Оркестр, хор и солисты сумели передать все богатство пленительных мелодий и ритма оперы Доницетти «Дочь полка», виртуозность вокальных партий и ансамблей, задор и юмор характеров и ситуаций. Тони в исполнении Дмитрия Корчака - простой тирольский парень, но сколько же в нем решимости и жизненных сил. Если и полюбил девушку, то на всю жизнь, а если вступил в гренадерский полк, то сразу становится офицером. Голос певца яркий и полетный сразу захватывает эмоциональностью и красотой тембра. Знаменитая ария Тони с девятью «до» была исполнена Корчаком блистательно. Каждое последующее «до» становилось все ярче и уверенней, а финальное — победное на крепкой ферматной основе вызвало заслуженные овации.
Дмитрий Корчак
На первый взгляд, голос у Ольги Пудовой небольшой, но он звонкий и выразительный. Для каждого состояния своей героини певица находит массу разнообразных и точных тембральных красок, поэтому его было слышно в любой точке большого зала. Ей одинаково хорошо удались и задорные песни и арии, и грустные. Как она моментально переходит от занудного исполнения сентиментально романса к любимой полковой песне «Rataplan». Оба исполнителя главных партий точно созданы для Мари и Тони. Они обаятельны и сразу становятся любимцами зрителей, органичны и естественны в каждом звуке и движении, в том числе и в слиянии красивых голосов.
Ольга Пудова и Дмитрий Корчак
Подлинный мастер комических ролей Бруно Пратико виртуозно отыгрывал все смешные ситуации. В то же время сержант Сюльпис у артиста получился добрым и трогательным. Органично вписалась драматическая актриса Ирина Мирошниченко в оперную компанию. Она внесла некую гротесковую краску в появление и особенно уход своей чопорной герцогини. При этом актриса еще пела по-французски Песенку Гретри Графини из оперы Чайковского «Пиковая дама». Это уже были уважение и любовь к Елене Васильевне Образцовой. Очень трогательно. Достойно выступили Анна Кикнадзе — маркиза де Беркенфильд и Константин Бржинский — двор дворецкий и капрал.
Анна Кикнадзе
Это был прекрасный вечер, которым могли насладиться не только посетители Большого зала консерватории, но и любители Facebook. Шла прямая online трансляция на Facebook live.
Сразу захотелось, чтобы в Москве появилась своя «Дочь полка», которая была бы не одноразовой, а репертуарной. А вдруг такая мечта станет явью?
Елизавета ДЮКИНА
Комменты