Михайловский театр

20/02/2021 - 16:41   Classic   Новости
Музыкальным руководителем Михайловского театра назначена Алевтина Иоффе. Она покинет пост главного дирижёра Московского детского музыкального театра имени Сац, который занимает с 2011 года.

Со столичным театром Иоффе сохранит профессиональные отношения.

Нового музыкального руководителя представили в пятницу на встрече министра культуры Ольги Любимовой и художественного руководителя Михайловского театра Владимира Кехмана.

Алевтина Иоффе
Алевтина Иоффе

«Алевтина Николаевна сохранит профессиональные отношения с Детским музыкальным театром им. Н.И. Сац, но и вместе с тем станет частью еще одного крупного театрального проекта в самом сердце культурной столицы. Мы очень надеемся, что это сотрудничество позволит воплотить в жизнь новые творческие идеи. В особенности будет полезен ее богатый опыт в создании детского репертуара. Сейчас в театральной сфере этому направлению уделяется особое внимание и, уверена, Михайловский театр приобретает великолепного дирижера, что уникально для профессии — женщину, способную как сохранить традиции, так и раскрыть высокий потенциал коллектива», - сообщила Ольга Любимова.

Владимир Кехман отметил, что впервые в истории петербургского театра подобный пост займёт женщина, и добавил, что также впервые должности музыкального руководителя и главного дирижера будут разделены:

«Впервые в истории нашего театра мы разделяем должности музыкального руководителя и главного дирижера. Также впервые в истории пост музыкального руководителя переходит к женщине-дирижеру. Мы делаем ставку на молодого, энергичного, полного идей музыканта. Карьера Алевтины Иоффе является прорывом в российском “мужском” музыкальном мире. Сегодня перед театром стоят важные задачи по сохранению классического репертуара и по воплощению новаторских экспериментальных постановок. Такой яркий и самобытный дирижер, как Алевтина Иоффе, абсолютно подходит для их решения. Ее опыт работы с детским музыкальным театром на этом посту будет очень востребован, потому что для меня особенно важно уделять большое внимание взращиванию детской аудитории, которая будет продолжать наши культурные традиции».

В свою очередь, Алевтина Иоффе заявила, что согласилась работать в Михайловском театре из-за готовности Кехмана к экспериментам и новым идеям.

«Для женщины невероятно сложно строить дирижерскую карьеру в России. Поэтому сейчас я много работаю в Европе и начинаю карьеру в Америке. В России я работаю уже 10 лет главным дирижером МГАДМТ им. Н. Сац, где мне создали максимально комфортные условия для творчества. Теперь я принимаю приглашение стать музыкальным руководителем Михайловского театра. Меня всегда очень привлекал Петербург с его историей̆, архитектурой̆, с его мистическими героями — все это пробуждает ностальгию и гордость за наше культурное наследие. И для меня это большая честь и ответственность работать в театре с такими богатыми традициями. Еще одна причина, почему я согласилась здесь работать, — готовность Владимира Кехмана к экспериментам, так как для меня очень важно иметь возможность реализовывать свои творческие замыслы, которых очень много».

В конце 2020 года было объявлено, что пост главного дирижера Михайловского театра займет Александр Соловьев.

14/01/2019 - 18:04   Classic   Новости
В феврале 2019 года пост музыкального руководителя и главного дирижера Михайловского театра займет заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Ведерников.

Первой постановкой маэстро станет опера «Аида» Джузеппе Верди, премьера которой назначена на ноябрь 2019 года.

C 2001 года по 2009 год Александр Ведерников был главным дирижером и музыкальным руководителем Большого театра России. С 2009 по 2018 год возглавлял Симфонический оркестр в Оденсе (Дания). Музыкальное руководство в Михайловском театре маэстро будет совмещать с работой в Датской Королевской опере, где с сентября 2018 года он также занимает пост главного дирижера.

Александр Ведерников: «Мне было очень приятно после 10-летнего перерыва получить предложение о работе в России. Михайловскому театру и мне предстоит множество творческих вызовов, мы уже запланировали ряд интересных постановок и концертов. Верю, что мы сумеем придать новый импульс Михайловскому театру и блистательному звучанию его имени, как у нас в стране, так и за рубежом».

Александр Ведерников родился в Москве в музыкальной семье, его отец — знаменитый бас, народный артист СССР Александр Ведерников, мать — органистка Наталья Гуреева.

Он окончил Московскую консерваторию по классу оперно-симфонического дирижирования и аспирантуру. Работал в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, в Большом симфоническом оркестре Гостелерадио (ныне — симфонический оркестр имени Чайковского), в течение десяти лет был художественным руководителем и главным дирижером основанного им симфонического оркестра «Русская филармония». C 2001 года по 2009 год Александр Ведерников был главным дирижером и музыкальным руководителем Большого театра России.

В 2008 году стал обладателем престижной премии «Музыкального журнала БиБиСи» за CD-запись Первого концерта для фортепиано с оркестром Дмитрия Шостаковича.

18/02/2018 - 01:15   Classic   Концерты
Первые дни февраля в русской культуре проходят под знаком А.С. Пушкина, принявшего мученическую смерть от врага своего. Было это в Петербурге в 1837 году, в доме на Набережной Мойки, 12.

Оказаться в памятные дни рядом с этим домом, в Михайловском театре в связи с премьерой оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини - случай необычный, наполненный особым содержанием. Площадь Искусств. Памятник поэту подтверждает его пророчество: «Нет, весь я не умру! Душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит...»

Опера «Севильский цирюльник» шагнула на просторы Российской империи в Одессе в 1821 году. На первом представлении оперы в Одесском театре был опальный наш поэт А.С. Пушкин, что впоследствии живо и подробно описал в 10-ой главе своего романа в стихах «Евгений Онегин». Это описание можно назвать поэтической рецензией на весь стиль Россини, настолько чётко и ёмко определил поэт особенности музыкального языка композитора.

В Михайловском театре на Площади Искусств «Севильский Цирюльник» поселился в конце XIX века и с тех пор не покидает этот царственный дом. И вот теперь празднуется 150-летие пребывания «Севильского цирюльника» в Михайловском театре. Солидная дата, достойный повод! К этой дате и приурочена премьера оперы в текущем театральном сезоне.

«Севильский цирюльник» Дж. Россини в Михайловском театре

А тут ещё одна дата: юбилей художественного руководителя Михайловского театра Владимира Кехмана. При его пришествии театр возродился, задышал, засверкал после качественной реставрации. Работы на объекте культурного наследия федерального значения продолжались около полутора лет, в зимний период они приостанавливались до наступления стабильных положительных температур. Постоянно осуществлялся научный, авторский и технический надзор. Во время ремонта театр не прекращал деятельность, на сцене шли спектакли, выпускались премьеры. В театре хорошо, комфортно не только артистам, но и зрителям. А какие балетные и оперные имена работают в Михайловском театре! Вот и премьерный «Севильский цирюльник» подтвердил это своим звёздным составом.

Команда исполнителей этого спектакля сложилась как интернациональная, высокого профессионального уровня. Главные партии Графа Альмавива и Дон Бартоло исполнили приглашённые солисты Шавьер Ангуага и Паоло Бордонья. Партии Фигаро, Розины, Дона Базилио, а также Берты исполнили, соответственно, Борис Пинхасович, Василиса Бержанская, Александр Безруков и Софья Файнберг, представители отечественной вокальной школы.

«Севильский цирюльник» Дж. Россини в Михайловском театре

На сцене были слуги, офицеры, музыканты, солдаты, маленькая танцовщица фламенко (Ульяна Иванова), жители Севильи. Артисты театра, хора, миманса – это все те, кто наполнили жизнью происходящее на сцене. Для многих исполнителей этот спектакль оказался дебютным. Прежде всего для наших зарубежных гостей Паоло Бордонья и Шавьера Ангуага, а также для Василисы Бержанской.

Был и ещё один дебютант, исполнивший в спектакле партию клавесина. Это блистательный музыкант, знаменитый оперный репетитор, художественный руководитель оперного фестиваля в Испании, маэстро Джулио Заппа. За дирижёрский пульт в этот вечер впервые в Михайловском театре встал маэстро Дмитрий Корчак. Оперой «Севильский цирюльник» маэстро также дирижировал первый раз. Вот и ещё один дебют!

«Севильский цирюльник» Дж. Россини в Михайловском театре

Знаменитая увертюра к опере «Севильский цирюльник» была исполнена оркестром Михайловского театра под управлением маэстро Дмитрия Корчака и произвела впечатление причудливого кружева тонкого, изысканного плетения. Изящный музыкальный рисунок находился в гармонии не только с тем, что происходило на сцене, но и со всем тем, что представлял собою зрительный зал. Весь спектакль был проведён дирижёром в тонкой, деликатной манере, Такое единство встречается крайне редко. В этот вечер всё было именно так!

На примере исполнителей главных партий в этом спектакле можно говорить о различиях в интерпретации характеров героев оперы нашими зарубежными гостями в сравнении с соотечественниками. Партии Доктора Бартоло и Графа Альмавивы были представлены яркими, сильными голосами и посланы в зал ёмкими невербальными средствами. Партии Графа Альмавивы и Розины были представлены исполнителями нашей вокальной школы в сдержанной, деликатной манере. Дон Базилио предстал в несколько гротесковом варианте.

При всех различиях очень удались в спектакле речитативы, обычно представляющие непреодолимые трудности для исполнителей. А вот тут как раз всё удалось, объединив противоположности, что можно определить как особую удачу спектакля.

«Севильский цирюльник» Дж. Россини в Михайловском театре

Благодаря ярким, праздничным костюмам и всему художественному оформлению спектакля (главный художник Вячеслав Окунев) представление оставило ощущение изящного, красочного праздника не только на сцене, но и в зале, среди зрителей. Спектакль предстал как драгоценный сувенир, богатый подарок юбиляру, художественному руководителю Михайловского театра Владимиру Кехману, трудами которого и любовью к высокому искусству достигнут столь высокий результат. Надо отдать должное художественному вкусу и безошибочному эстетическому чутью Владимира Кехмана, сумевшему создать условия для реализации уникальных творческих возможностей знаменитого нашего тенора, а теперь и главного приглашённого дирижёра НОВАТа маэстро Дмитрия Корчака.

Людмила КРАСНОВА

14/04/2017 - 11:09   Classic   Новости
Звезда мировой оперы, народный артист Грузинской ССР Паата Бурчуладзе займет пост художественного руководителя оперной труппы Михайловского театра.

"Паата Бурчуладзе приступит к своим обязанностям 1 июля 2017 года", - сообщили ТАСС в пресс-службе театра, добавив, что новый художественный руководитель будет представлен труппе на будущей неделе.

Паата Бурчуладзе
Паата Бурчуладзе

В Михайловском театре Паата Бурчуладзе не только возьмет на себя функции по руководству оперой, но и продолжит выступления как вокалист. В опере Россини "Севильский цирюльник", премьера которой в постановке Эрика Вижье состоится в сентябре, он исполнит партию Бартоло.

Уроженец Грузии, Паата Бурчуладзе считает себя представителем русской вокальной школы. В 1982 году он победил на международном конкурсе имени Петра Чайковского в Москве. Этот успех дал старт выдающейся мировой карьере певца. После прослушивания в Ковент-Гардене в 1984 году он получил контракт на партию Рамфиса в премьерной постановке "Аиды" под управлением Зубина Меты, где его партнерами были Катя Ричарелли и Лучано Паваротти.

На Зальцбургском фестивале он спел партию Командора в "Дон Жуане" под управлением Герберта фон Караяна. Паата Бурчуладзе поет в театрах Ла Скала, Опера Бастилии, Метрополитен-опера, в Ковент-Гардене, Венской опере, Берлинской Штаатсопере, Баварской опере.

В Петербурге Паату Бурчуладзе знают по его выступлениям в Мариинском театре, в частности, на фестивале "Звезды белых ночей" в партии Короля Филиппа в опере "Дон Карлос". Значительным музыкальным событием стало участие певца в спектаклях Большого театра России: в 2012 году он пел Бориса Годунова в опере Модеста Мусоргского, в 2013 году - Кончака в "Князе Игоре" Александра Бородина в постановке Юрия Любимова.

06/05/2015 - 13:18   Classic   Новости
Тенор Нил Шикофф с сентября 2015 года возглавит оперную труппу Михайловского театра.

О назначении было объявлено накануне в Вене, где 3 мая на сцене Венской государственной оперы прошел юбилейный гала-концерт Нила Шикоффа, сообщает Газета.ru. Контракт Шикоффа с Михайловским театром рассчитан на три года, планируется, что артист будет отвечать за международное продвижение театра.

«С Михайловским театром меня уже давно связывают самые тесные профессиональные отношения. Более того, с первых же выступлений я почувствовал себя там среди друзей. Наблюдая за стремительным прогрессом, который демонстрирует труппа, я с гордостью сознаю, что к этому причастен. Надеюсь, что в качестве руководителя оперы смогу многое сделать для театра в плане расширения репертуара и обеспечивать солистам помощь в построении международной карьеры», — прокомментировал свое назначение Шикофф.

Нил Шикофф стал известен в 1975 году, когда дирижер Джеймс Ливайн пригласил его в Метрополитен-оперу. После он сотрудничал со знаменитыми операми: «Гранд-опера», «Ковент-Гарден», «Ла Скала», Баварской оперой. В 1979 году дебютировал на сцене Венской государственной оперы, солистом которой остается и сейчас. Шикофф выступает в Михайловском театре с 2010 года. Здесь он исполнил Элеазара в «Иудейке», Германа в «Пиковой даме», Капитана Вира в «Билли Бадде», Канио в «Паяцах». За партию Элеазара получил «Золотую маску». Регулярно проводит мастер-классы для молодых солистов театра.

27/02/2014 - 06:56   Classic   Концерты
Михайловский театр показал в Москве скандальную постановку «Евгения Онегина» в режиссуре Жолдака.

Режиссер Андрий Жолдак —украинец по происхождению, немец по проживанию, давно ставший гражданином мира. Он режиссёр-радикал, вокруг драматических постановок которого всегда разгораются сверхэмоциональные дискуссии. Год назад его пригласил директор Михайловского театра Владимир Кехман на постановку оперы Чайковского «Евгений Онегин». Отзывы на оперный дебют Жолдака были самые положительные, а журнал «Музыкальная жизнь» единодушно признал «Евгения Онегина» режиссёра лучшей премьерой прошедшего года. Причём, за этот вердикт высказались музыкальные критики, принимающие и не принимающие современные прочтения оперной классики. Недавно спектакль Михайловского театра был показан на фестивале «Золотая маска».

Евгений Онегин
Евгений Онегин

Первый акт вызвал не то что резкое неприятие, а недоумение, очень захотелось уйти со спектакля, на котором было неуютно. Замкнутое пространство белой комнаты без мебели, но с окнами и дверями. Именно в этой комнате будет происходить всё действие оперы, но каждый раз она будет видоизменяться. Много суетящегося народу в белых одеждах и непонятных символов. Маленькая девочка, рассыпает бусы, которые горохом стучат по полу. Среди них черные, которые Татьяна успевает отобрать у малышки и одеть на свое белое платье. Входит хор в одинаковых городских белых костюмах с небольшим количеством чёрного цвета. Выстраиваются в ряд, строго и бесстрастно поют, как «болят бедны ноженьки от работушки». Всё свалено в одну кучу: разбивающиеся вазы, суетящиеся слуги, пытающиеся убрать осколки, то там, то тут возникающий крошечный карлик — привет от Фрейда, которого все гонят.

Приезжают Ленский с Онегиным. Он один одет в чёрный костюм. Все поют, что положено у Чайковского: дуэт Татьяны и Ольги, к ним присоединяются Ларина и няня, ансамбли с Ленским и Онегиным, знаменитая ария «Я люблю Вас, Ольга…», но никто не слушает друг друга, все заняты своим: Ларина с няней воспоминаниями, а молодые люди своими настроениями. Ленский полон возвышенной любви к Ольге, не понимающей его чувств, Татьяна — зарождающейся любовью к Онегину, а он рассудочными размышлениями о сестрах Лариных. В окнах возникают чудные картинки сельского вечера. Хочется выйти в сад, в красоту начинающейся ночи, но…

Ленский с Онегиным уезжают. Татьяна остаётся в той же комнате, но не одна. Когда она начинает писать письмо Онегину, появляется много людей с громоздкой аппаратурой, освещающей героиню с разных сторон. Режиссёр нарочито пытается усилить восторженное любовное состояние героини. Объяснение Татьяны и Онегина происходит тоже в суете и многолюдии.

Начинается второй акт, и всё меняется. Постепенно убираются не нужные символы, а новые полны психологической обоснованности и играют на раскрытие музыкальной драматургии оперы Чайковского. Множество часов, размещенных на стене, говорят о быстротечности жизненного существования человека. Обнажаются души главных героев. Режиссёр так выстраивает сцену именин Татьяны, что центром ее становится квартет Татьяны, Ольги, Ленского и Онегина после их ссоры. Этому помогает и полутьма, в которой происходит действие. Высвечивается только квартет. Он удивителен по своей драматической насыщенности, полный страшных предчувствий. Здесь же свершается и дуэль, в которой участвует и Ольга. Но теперь неважно, где это происходит и то, что в ней появляется Ольга, не задействованная композитором. Главное — окончательно разрушены мечты молодых людей о счастье и любви. Наступает и физическая смерть Ленского, и духовная Татьяны.

Греминского бала как такового не было. В тёмной комнате, чуть подсвеченной слева, тесно стоят столики, на которые слуги приносят какую-то еду. Появляются редкие гости. Окна и двери закрыты черными шторами, а когда вдруг открывается дверь, в комнату задувает пожухлую листву. Красивые картинки первого акта были лишь призрачным счастьем, которое обернулось темнотой и ворохом мусора. Темно и в последней сцене объяснения Татьяны и Онегина.

Несмотря на всю жесткость режиссуры и множество лишнего в первых картинах, Андрий Жолдак создал глубокий и психологически оправданный спектакль. «Евгений Онегин» Чайковского имеет подзаголовок «Лирические сцены», но в музыке композитора много драматической и даже трагедийной музыки. В своё время Евгений Колобов, работая над постановкой «Евгения Онегина» в своем театре «Новая опера», отыскал среди черновиков Чайковского финал, в котором Онегин произносит слова о смерти, навстречу которой он идёт. Именно на драматической музыке делает свой акцент режиссёр, подчеркнув тему судьбы, рока, которые являются главной составляющей всего творчества Чайковского. Единомышленниками Жолдака были сценограф Моника Пормале при участии самого самого режиссёра, художники по свету Эй Джей Вассбард и костюмам Роландс Петеркопс и Марите Мастина-Петеркопа, которые создали ёмкий и выразительный художественный образ спектакля. Особенно интересной оказалась одна из сторон этого образа: смена цвета — белый цвет надежды в первых картинах постепенно поглощается чёрным. В сцене последней встречи Онегина и Татьяны героиня тоже в чёрном платье. С какой болью она признается Евгению в любви и, буквально, срывает с себя чёрные бусы, отдаёт их любимому — как последнее прости, и покидает его навсегда.

В русле режиссёрского решения провели свои роли певцы. Красивый лирический тенор Евгения Ахмедова точно соответствовал созданному образу романтического мечтателя, живущего в своем мире грез. Резко опустившись на грешную землю, после ссоры с Онегиным, он оказался не готовым к жестокостям существующего мира. Понимая это, поэт опустошенным приходит на дуэль, заранее предчувствуя свою гибель.

Онегин Яниса Апейниса, как и положено, был сухим и безразличным к происходящему, и только на балу он пробуждался для жизни и любви, которые давно утратил. Баритон певца, некрасивый по тембру, прекрасно подошёл для жесткой режиссуры Жолдака.

Татьяна Рягузова
Татьяна Рягузова

Лучшей из исполнителей стала Татьяна Рягузова в роли главной героини. Огромный роскошный голос певицы, пластичный и выразительный, помог ей спеть партию Татьяну во всём богатстве, дарованном ей композитором, и в тоже время воплотить во всех деталях режиссёрский рисунок роли, предложенный Жолдаком, сделав это гармонично и убедительно.

Единомышленником режиссёра был и дирижёр Михаил Татарников. Ему удалось, не лишая партитуру лирической проникновенности, сделать акцент на драматической составляющей. Всё было в игре оркестра: умиротворение и взрыв страстей, драматизм и даже трагизм лирических сцен Чайковского, закончившиеся тихой, хотя и призрачной идиллией. Партитура Чайковского не подверглась ни сокращениям, ни переделкам.

Единственное, что позволили себе постановщики — закончить спектакль эпилогом на музыке Вступление к опере. Всё в той же тёмной комнате собралась семья Греминых. Появляются Ларина, няня, и Ольга в светлых одеждах. Но ведь они из другой прежней жизни, которая сулила любовь и счастье воспоминаний. Сидящие рядышком в чёрных одеждах Татьяна и Гремин и бегающая около них их маленькая дочка в белом платьице, та же самая, что и в первой картине. Она весела и счастлива семейным уютом. Возможно ей уготована другая судьба. А может быть это только кажется…

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»