«ИхТИОЗАВР» (2016) - одиннадцатый альбом легендарной питерской рок-группы Телевизор,выпущен лейблом «Геометрия». Диск вышел на фоне непростой информационной ситуации и, в определённой степени, отразил степень внутриполитического противостояния в стране.
«Телевизор» - «ИхТИОЗАВР»
«ИхТИОЗАВР» записан лидером группы Михаилом Борзыкиным практически в одиночку, к работе привлекался лишь гитарист Телевизора Сергей Сивицкий. Борзыкин отмечает, что «в альбоме тринадцать свободных друг от друга песен». Сквозной темой, лейтмотивом при этом называется «взаимоотношение водной стихии, как места, где стираются границы, и замкнутости человеческого существования на суше».
Мастеринг «ИхТИОЗАВРа» был сделан в Дюссельдорфе на студии Skyline Tonfabrik Каем Бланкенбергом, известным по работе над пластинками OOMPH!, Guano Apes, Paradise Lost, Camouflage, Doro, Die Toten Hosen и многих других артистов разных жанров. Альбом получил, по сравнению с предыдущими релизами, облегчённое, точное, сухое и ясное «европейское» звучание.
Основой для дизайна обложки стала случайно найденная на берегу океана инсталляция, сфотографированная лидером Телевизора в Таиланде на территории заброшенного отеля. Именно в этом месте, где, по словам Михаила Борзыкина, «живая природа вытеснила цивилизацию, а источник так называемой информации – телевизор – выглядит нелепо», родилась идея песни «Джунгли возьмут своё».
Название альбома объясняется поиском альтернативы журналистскому определению для пожилых рок-н-рольщиков – «динозавр рок-н-ролла», воспоминаниями Борзыкина о классическом старом фильме «Человек-амфибия» и желанием музыканта передать мечту о свободном плавании под водой.
Презентации альбома пройдут 15 сентября в YOTASPACE Club (Москва, ул. Орджоникидзе, 11) и 20 октября в клубе «Космонавт» (Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, 24).
В первый день продаж, 15 сентября, в столичном магазине «ДОМ КУЛЬТУРЫ» (Кутузовский прОЕзд, 4) «ИхТИОЗАВР» будет продаваться по специальной цене: в рамках акции «Геометрические пятнашки» с 15-процентной скидкой.
Информация об альбоме
1) Концепция альбома. Михаил Борзыкин: «В альбоме – 13 свободных друг от друга песен и никакой концепции. Но есть сквозная тема, лейтмотив. Это взаимоотношения водной стихии как места, где стираются границы и замкнутости человеческого существования на суше. В целом, альбом получился немного океанический».
2) Концепция названия. «Альбом называется «ИхТИОЗАВР», как и одна из вошедших в него песен. Я решил, что это будет неплохим названием, так как давно уже существует устойчивое журналистское определение для пожилых рок-н-рольщиков – «динозавр рок-н-ролла». А мне всегда хотелось быть кем-то вроде ихтиозавра. С детства, после просмотра фильма «Человек-амфибия» я мечтал о свободном плавании под водой. На суше нас угнетает сила тяжести, а под водой можно быть легким и независимым, как учил Михаил Жванецкий».
3) Концепция оформления. На обложке альбома – фотография, сделанная Михаилом Борзыкиным в Таиланде, на территории заброшенного отеля: старый телевизор на фоне морского пейзажа.
«Видимо, кто-то из «диких» туристов соорудил эту инсталляцию, которую я случайно заметил. Мне показалось, что это фото подходит для обложки альбома. Кстати, идея песни «Джунгли возьмут свое» как раз и родилась в этом месте, где живая природа вытеснила цивилизацию, а источник так называемой информации – телевизор – выглядит нелепо.
4) История записи. Это одиннадцатый по счету альбом «Телевизора». Впервые в истории группы диск был записан благодаря краудфандингу.
Михаил Борзыкин: «Для нас проект на Planeta.ru стал шансом не только записать, наконец, новый альбом, но и удостовериться в том, что мы до их пор слышим друг друга, несмотря на информационный шум, искажающий всё и вся. В связи с нынешней ситуацией в стране – политической, экономической, духовной – потребность в энергетическом отклике единомышленников становится особенно острой. В таких условиях творцу важно почувствовать, что его планы совпадают с пожеланиями его аудитории».
Проект, запущенный на сайте Planeta.ru в конце 2015 года, получил поддержку поклонников «Телевизора», и группа приступила к работе над пластинкой. 1 августа 2016 года всем акционерам альбома была выслана цифровая версия «ИхТИОЗАВРА».
«Хочу еще раз выразить благодарность тем любителям группы «Телевизор», которые приняли участие в проекте на «Планета.ру» и помогли нам сесть и записать этот альбом, и надеюсь, он не оставит их равнодушными», – говорит Михаил Борзыкин.
Михаил Борзыкин
История появления песен
Просто быть никем.
«Я работал над этой песней зимой, в Таиланде, на острове. Благодаря погодным контрастам («А в России зима»), она и родилась. Мне удалось посмотреть на себя и свою страну издалека, избавиться от ярлыков, которые я сам на себя навесил, и просто побыть никем. Это дает некоторую степень свободы. В музыкальном плане я взял за основу звук английской электронной «новой волны» 1980-х, которую я очень люблю».
А по берегам.
«Идея этой песни родилась после путешествия на теплоходе из Москвы в Ярославль и обратно, куда я был приглашен Артемием Троицким по случаю его дня рождения. В музыке хотелось передать ощущение легкости бытия, которое я испытал во время этого плавания».
Красный снег.
`«Песня была написана в те годы, когда группа «Телевизор» и я лично участвовали в многочисленных оппозиционных концертах и митингах. Эта песня – предупреждение властям, о том, что за любые репрессии придется отвечать. Музыкально она многостилевая: в ней есть элементы индастриала и хардкора, а на голосе я использовал дисторшн. Мне показалось, что это оптимальный звук для того, чтобы передать тревогу за наше будущее».
Джунгли возьмут свое.
«Это одна из тех песен «Телевизора», в которых присутствует позитивный, жизнеутверждающий месседж. Потому что так или иначе истина, в космическом смысле, рано или поздно возьмёт свое. Музыкально я решил сделать эту композицию гибридной: соединить «новую волну» 80-х и регги».
Хороводоворот.
«Началось все с того, у меня в голове сплелись два слова – «хоровод» и «водоворот», и я понял, что получилось объемное, глубокое слово, которое, как мне показалось, отражает некую тщетность человеческих стараний, и я попытался пофилософствовать на эту тему. Что касается музыки, то я подумал, что она должна быть космически-холодная. Опыт создания таких песен уже был, и я использовал глухие барабаны, «пустую» аранжировку, холодные тембры для создания атмосферы».
Партия божьей росы.
«Эта ироничная песня была написана по следам многочисленных интервью наших рок-деятелей и выступлений представителей нашей политической элиты, как ответ на тот бред, которым они оправдывали свою беспринципность и свою вялую гражданскую позицию. Эти люди, независимо от их принадлежности к политическим партиям, все для меня объединились в единую Партию божьей росы. Люди с повадками напёрсточников, патологические лгуны, которые всегда найдут способ притвориться белыми и пушистыми в любой ситуации. Получился разухабистый традиционный вальсок. В каком-то смысле это еще и пародия на некоторых музыкантов, которые любят использовать как банальные объяснения своего страха, так и банальные аранжировки в своих песнях».
Истерика свиноматок.
«Песня появилась на фоне размышлений о том, что же может стать катализатором следующей революции и заставить русский народ проснуться. Стилистически композиция делится на две части: электро-гранж и регги».
Последний стакан воды.
«Это пафосный и одновременно ироничный ответ банальности, с которой я очень часто встречаюсь: многие люди заводят детей, чтобы было кому принести последний стакан воды. И мне показалось, что нужно обязательно над этим посмеяться. Песня специально исполнена как залихватский марш, прославляющий довольно распространенную житейскую религию».
Безумный тунец.
«Когда я плавал с маской и трубкой в Индийском океане, внезапно ко мне приблизилась большая любопытная рыба, очень похожая на тунца. И мне показалось, что она действительно хотела что-то мне сказать. Эта встреча превратилась в песню. В ней смешано как минимум два жанра – тяжелые, роковые припевы соседствуют с легкими, «летящими» куплетами».
Ты прости нас.
«Песня появилась в 2015 году как результат глубоких переживаний по поводу украинских событий, за которыми я следил, начиная с Майдана, как итог работы с информацией об этих событиях и живых диалогов с моими друзьями из Украины. Это мой взгляд, и он не обязан нравиться всем.
С точки зрения музыки «Ты прости нас» – это баллада, грустная, с акустическим звучанием. Здесь я решил не экспериментировать, просто хотелось, чтобы эта песня была лирическая, тихая, но пронзительная».
Не считая попугаев.
`Эта песня тоже появилась после путешествий в теплые страны, где под водой много всякой живности. Но песня, конечно, не о рыбках, а о нашей жизни, это такая метафора. Сначала родилась фраза «две барракуды и черепашка», которых я действительно увидел однажды утром. Для этой песни мне показалась подходящей ретро-стилистика 40-х – 50-х годов. Таких песен у «Телевизора», вроде бы, еще не было.
Остров.
«Песня появилась на острове, под шелест пальм. И здесь без обобщений не обошлось, поэтому она, наверное, про самоощущение человека в окружающем мире. В музыке использован вариант стилизованного электронного регги с тропическим настроением».
Ихтиозавр.
«Когда долго плаваешь в море, возникает ощущение, что ты и не человек вовсе. Удовольствие от нахождения в среде, которая когда-то была для нас естественной, и побудило написать эту песню. В музыкальном плане я постарался сделать так, чтобы все в ней дышало океаном». В этой композиции использованы «песни» настоящих китов. Некоторые настолько хорошо вписались в аранжировку, что кажется, будто киты попадают в ноты. А часть сигналов, которые эти животные подают друг другу, человеческое ухо не способно различить. Эти звуки в «ИхТИОЗАВРЕ» можно обнаружить только при помощи компьютерной программы. И если вы их слышите, значит, вы – кит.
Комменты