Группа Zdob si Zdub выступила в Воронеже на фестивальной ночи Платоновского фестиваля 14 июня. Молдавский коллектив исполнил свои зажигательные композиции на английском, русском, молдавском и украинском, заполнив весельем всю Адмиралтейскую набережную и несколько жилых кварталов около Воронежского водохранилища.
Перед выходом на сцену вокалист Роман Ягупов и бас-гитарист Михай Гынку ответили на вопросы журналистов.
- Вашей группе исполнится 20 лет. Что-то планируете на юбилей?
- Не будем отмечать. Не любим. И не празднуем дни рождения и юбилеи. У нас и так каждый день праздник – концерты, поездки, фестивали. Проводить дома юбилей – всегда напряг: много родственников, знакомых, друзей, зевак. И дома никогда не получается хорошего концерта, потому что не дают сосредоточиться на музыке, то есть на самой сути, а бегаешь в запарке, устраиваешь бытовые вопросы… Если бы были какие-то люди, которые организовали бы все – сцену, всякие мелочи, тогда можно и отмечать. А так бегаешь, как подорванный, все контролируешь. Лучше уж уехать на море и там отметить праздник. Вот сегодня у нас концерт – чем не 20-летие?
- Многие музыканты ругают «Евровидение», называя его конкурсом самодеятельности. А вы два раза участвовали. Нравится?
- Нам вообще нравятся разные конкурсы. Что это междусобойчик – это мнение тех, кто не был на «Евровидении», а мы предпочитаем собственный опыт. К тому же хотели продвинуть страну, никто до нас не был там от Молдовы. К тому же проходил он тогда в Киеве, и мы решили попробовать, просто приколоться и представить от Молдовы оригинальный номер. Правда, много стресса было сначала... Это же все на самоокупаемости группы. Нужно много средств, чтобы поехать и там жить, артисты же сами за себя платят. А у нас нет за спиной нефтяной вышки. Плюс нужно подготовить большое шоу - выйти на сцену, тратить столько сил и энергии на репетициях, чтобы все прошло гладко в телеэфире. Можно с теми же усилиями записать новый альбом. При этом мы артисты, которые не знают стилевых лимитов и ограничений, и поэтому относительно нормально там себя чувствовали.
- Какое было самое необычное место, где вы выступали?
- В пещере в горах Румынии – в румынских Карпатах, - припомнил Михай. - Местные люди искусства организовывали туда походы. Проводился там и фестиваль джазовой музыки. Один раз они решили поэкстремальничать и пригласили молодежь. Оборудование завозили на повозках, люди были заинтересованы, каждый друг другу помогал, электричества не было, поэтому экономили генераторы. Зато все получилось очень душевно. В пещере особая акустика. Туда много оборудования не затащишь. Там еще все время было 12 градусов, что тоже добавляло атмосферного колорита.
- Я один в детском саду выступал, - добавил Роман, - нормально они реагировали, это ж такие чистые, открытые создания. Еще был социальный проект помощи наркозависимым и больным СПИДом, там делали фотосессию с известными музыкантами, и мы участвовали. А еще я выступал в тюрьме. Это я один ездил, потому что там нет условий для выступления всей группы. Это было сложно – нет условий, окон, люди там отверженные и больные. Это было печально, но я старался скрасить их существование. Организаторы этого проекта какой-то театр им привезли, конкурсы провели, концерты организовали…
- Вы участвовали в трибьютах «Кино» и «Машины времени». А каких артистов пригласили бы для своего трибьюта?
- Трибьюты могут позволить себе группы, которые создали эпоху, взрастили фанов, создали свой стиль, - говорит Михай. - Первая группа, на которую ориентировались мы, была «Depeche Mode». Потом были «КИНОпробы», то есть проект, объединенный незабываемой фигурой Виктора Цоя. Естественно, участвовало в этом очень много коллективов. Было празднование «Машиной времени» юбилея. И в общем-то переиграть песни «Машины времени» лучше самой «Машины» никто не может. У нас получилось что-то достаточно необычное. Мы выбрали неизвестную песню из неизданного про скрипучую телегу и сделали из нее такой ковбойский блюз. Им понравилось, скорее Кутикову. Но сказать, что был какой-то ажиотаж, что это как-то повлияло на наше будущее – думаю, что нет. А вот «Видели ночь» действительно изменила нашу жизнь. В корне. У нас, в принципе, было свое направление уже достаточно известное среди молодежи, песни крутились на радио «Максимум» - в общем, у нас уже была своя аудитория. И тут «Видели ночь»! Мы приезжаем в очередной город, а все знают нас только по одной песне. Сейчас это уже не имеет значения, а одно время нас это даже немножко раздражало. Потому что мы - группа с ярким колоритным звучанием, с конкретным музыкальным каталогом.
- Так кого бы вы пригласили в трибьют?
- Надо пригласить те группы, на которых мы воспитались и которые нам помогли развиться - Брегович, Эмир Кустурица, «Red Hot Chili Peppers», «Sepultura» - пусть приезжают и сыграют песню «Здубий Батець Таре», еще пригласим группу «System Of A Down» - пусть тоже сыграют пару наших песен, а песню нашу «Хард-хора молдовенес» можно пригласить спеть Генри Роллинза. Еще можно пригласить нашего крестного отца в музыке Александра Ф. Скляра, который повлиял на наш успех. Он сказал нам: «Ребят, вы очень хорошо играете, вот эта песня «Хард-хора молдовенес» у вас с такими фольклорными изюминками, и вы должны продолжать в этом духе, и тогда у вас все получится»... Кстати, сейчас ведутся переговоры с «Ногу Свело!». Это коллектив настолько самобытный и настолько симпатичный нам. Есть вероятность записать очередную песню из нашего последнего альбома «Баста мафия» с группой «Ногу свело».
- Роман, вы как-то говорили, что мечтаете заняться виноделием. Осуществили мечту и какое отношение у вас вообще к вину?
- Мы сейчас на такой фазе, что у нас здоровый коллектив – мы не пьем и не курим. Ну а если серьезно, чтобы делать вино, нужно иметь время, познать весь процесс достаточно серьезно. Может, придет время, когда мы сможем прикоснуться и к этому искусству. Сейчас мы делаем свое вино – это наша музыка.
Иван ТОЛСТОЙ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото автора
Комменты