Гайк Казазян

20/01/2024 - 01:45   Classic   Анонсы
Первый концерт цикла «МГАСО в Зарядье» в новом году посвящен произведениям двух гениев венской музыки – Людвига ван Бетховена и Иоганнеса Брамса.

МГАСО в Зарядье. Брамс. Бетховен.
Дирижер – Тимур Зангиев
Солисты - Александр Рамм (виолончель), Гайк Казазян (скрипка).

Дирижер Тимур Зангиев
Дирижер Тимур Зангиев

Симфония № 3 «Героическая» открывает центральный период в творчестве Бетховена и новую эпоху в развитии европейского симфонизма – симфония не похожа ни на одну, созданную ранее. В ней Бетховен разрушил считавшиеся традиционными правила гармонии и ввел диссонансы, от которых первые слушатели содрогались, а критики воспринимали неблагозвучные акценты как фальшь. Своих первых слушателей «Героическая» симфония скорее тревожила, чем доставляла им удовольствие.

Композитор писал «Героическую» в самый тяжелый период своей жизни, когда подтвердился диагноз неизлечимой глухоты, и звуки окружающего мира стали гаснуть для Бетховена. Именно тогда Бетховен написал знаменитое прощальное письмо, известное как «Гейлигенштадтское завещание», завершавшееся фразой, вошедшей в историю: «О, Провидение! Дай мне хотя бы один день чистой радости...».

Изначально Бетховен посвятил симфонию Наполеону, назвав рабочий вариант произведения «Буонапарте». Однако, узнав о том, что консул объявил себя императором, разорвал титульный лист партитуры и назвал произведение «Героической симфонией, сочиненной, чтобы почтить память одного великого человека...». Финал симфонии А.Н.Серов сравнивал с «праздником мира, полным победного ликования». Нет в истории музыкального произведения, которое бы лучше донесло до нас сквозь воды Леты облик молодого Наполеона Бонапарта с его неукротимой жизненной энергией и амбициями планетарного масштаба.

Также в программе прозвучит Увертюра "Эгмонт". Величайший немецкий поэт и писатель, драматург, юрист и ученый Иоганн Вольфганг Гёте – идеолог движения «Бури и натиска» – вызывал искреннее восхищение Людвига ван Бетховена. Гёте стал одним из создателей веймарского классицизма, в рамках которого искусство провозглашали носителем особой правды и миром идеала. Сам Гёте писал: «Значительность искусства наиболее очевидно проявляется в музыке, так как не существует материи, которую она должна отбрасывать. Она вся – форма и содержание и возвышает и облагораживает все, что возвышает.» Веймарские классицисты провозгласили музыку искусством из искусств.

В 1809 г. дирекция Венского придворного театра заказала Бетховену музыку к трагедии Гёте «Эгмонт». Бетховен высоко ценил творчество поэта. После публикации партитуры он отправил Гёте письмо: «Вы вскоре получите музыку к «Эгмонту», к тому великолепному «Эгмонту», которого я положил на музыку с той же теплотой, с какой его читал. Я очень хотел бы знать Ваше суждение; даже порицание будет благотворно для меня и моего искусства и будет принято так же охотно, как и величайшая хвала. Большой почитатель Вашего превосходительства Людвиг ван Бетховен.»

Огромную роль в премьере произведения сыграла атмосфера, в которой шла работа над венской постановкой пьесы: город был наполнен горечью и гневом после оккупации Вены войсками Наполеона. Политические страсти нашли музыкальное воплощение в Увертюре «Эгмонт», которая превратилась в лейт-мотив возрождения «драгоценного отечества». Увертюра очень быстро обрела собственную концертную жизнь, полностью отделившись от пьесы, освободилась от традиционных форм: впервые она стала вступлением, вытекающим из сущности пьесы и подготовила появление жанра симфонической поэмы. Многие первые слушатели и исполнители Увертюры не читали драмы Гёте и лишь приблизительно представляли ее содержание. Зато Увертюра «Эгмонт» стала воплощением их чаяний и надежд на восстановление статуса любимой Вены в европейской политике. «Эгмонт» считается лучшим образцом программной музыки Бетховена.

В России пьеса «Эгмонт» Гёте воспринималась чаще всего сквозь призму бетховенской музыки. Трагедия была запрещена к сценической постановке по цензурным соображениям вплоть до времени правления Александра II. Однако Увертюра стала одним из любимых произведений в аристократических салонах Санкт-Петербурга и Москвы: ее играли на фортепиано в четыре руки для избранного круга слушателей.

Впоследствии Увертюра стала одним из наиболее популярных и часто исполняемых произведений Бетховена. Идейные и стилевые черты творчества композитора – героика борьбы за свободу, четко выраженная тема – сжато воплощены в «Эгмонте». В завершении звучит тема «Победной симфонии» - приближающегося издалека праздничного шествия, - предвосхищающая грандиозный финал Девятой симфонии.

Двойной концерт для скрипки и виолончели Иоганнеса Брамса представляет собой синтез нескольких музыкальных эпох. Первая часть Концерта связана с барочной музыкой и жанром инструментального концерта эпохи классицизма. Однако в Концерте использованы общие формы движения, которые найдут широкое применение в музыке романтизма, а затем и в неоклассицистских сочинениях XX в..

Гайк Казазян
Гайк Казазян

Идея Двойного концерта для скрипки и виолончели с оркестром возникла у Иоганнеса Брамса летом 1887 г. Произведение изначально предназначенное для исполнения Иоахимом и Хаусманом было новаторским, так как до Брамса никто, кроме Бетховена, не пытался объединить сольно звучащие скрипку и виолончель с масштабным звучанием симфонического оркестра.

Брамс долгое время сомневался в возможности воплощения своего замысла и продолжал колебаться и в процессе написания. Концерт послужил мостиком к примирению с Иоахимом, с которым Брамс был в ссоре. Произведение открыло новые горизонты в творчестве композитора, став поворотным пунктом в эволюции творческого пути Брамса, и побудив его более плотно заняться изучением специфики игры на струнных инструментах. Во время написания Брамс советовался с солистами насчет возможности исполнения отдельных фрагментов. Премьера произведения прошла в Кельне в 1887 г. Встреча старых друзей при подготовке к концерту была особенно сердечной.

Александр Рамм
Александр Рамм

В концертной программе МГАСО в Зарядье Двойной концерт для скрипки и виолончели исполнят Гайк Казазян и Александр Рамм.

01/04/2022 - 05:49   Classic   Концерты
XVI Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары» прошел в таких условиях, что и не позавидуешь. Буквально за месяц слетели все зарубежные артисты, да и российские были под вопросом.

Худрук фестиваля гитарист Артем Дервоед с помощью соорганизатора Московской филармонии буквально вынес фестиваль на своих плечах. И даже статус международного сохранил. В конце концов, скрипач Гайк Казазян — из Армении, чем же теперь фестиваль не международный? Более того, программа в смысле сет-листа не слишком-то и изменилась. Латино, Пьяццолла и все такое, что ждут от фестиваля, - все произошло.

Роман Зорькин
Роман Зорькин

Удивительным образом фестиваль «Виртуозы гитары» превратился в бенефис всего одного, но чрезвычайно талантливого гитариста Романа Зорькина. Ему рукоплескали, его очень долго (иногда безуспешно) публика звала на бисы, он стал лицом фестиваля. И ведь нельзя сказать, что Роман Зорькин так уж неизвестен за пределами аудитории телепузиков. Он солист Московской областной филармонии, пухляш с кудряшками, издалека не отличишь от Дмитрия Илларионова, выпускник музучилища и Академии Гнесиных, победитель конкурсов. Он артист Yamaha и D’Addario. Кто-то видел его в квинтете «Soledad Orquesta» или спектакле «12 месяцев танго» с Вениамином и Аликой Смеховыми. А вот поди ж ты.

Все началось даже не с открытия (там Зорькина не было). Во второй день фестиваля Зорькин вышел с «Мой любимый Буэнос-Айрес», «Безумие» и «Возвращение» Карлоса Гарделя. Все это Зорькин исполнил с такой внутренней свободой и естественной эстетикой, что вспоминать казенные исполнения Гарделя и Родриго как-то уже не хотелось. Знаете, вот есть живое исполнение и есть будто под стволом автомата, - разница примерно такая. Бог знает, что творится в их головах. А Зорькин — свободен. И уж какие пируэты он вытворял с перкуссией по деке… Вместе с женой-аккордеонисткой Татьяной Зорькиной очень лирично прозвучали всем известная «Милонга моей любви» Лауренца и «Феерия» Сивук и Клары Нуньес. И тут Зорькин с небольшой австралийской гитарой вчистую переигрывал аккордеон, как и в Staggione Бьондини. Что уж говорить про хит хитярыч «Под небом Парижа», вроде бы совершенно «аккордеонную» музыку! Завершили эту феерию гитары «Танец огня» Билла Уиллана и любимый всеми «Тико-Тико» Абреу. Бенефис! А потом еще Роман Зорькин на финальном концерте закрытия сыграл «Грустную самбу» Тирао Милонга и «Две балканские зарисовки» Тадича столь вдохновенно, что закрыл все вопросы и запросы.

И нельзя же не сказать, что общий уровень гитаристов на фестивале оказался чрезвычайно высок. На том же открытии с участием ГАСО им. Светланова (на секундочку!) п/у Михаила Татарникова Двойной концерт для скрипки и гитары с оркестром Джулиани – Кошкина был сыгран Дмитрием Илларионовым и прекрасным скрипачом Гайком Казазяном (ни разу не слышал ни одного его неудачного концерта) вдохновенно и страстно. Разве что подзвучки гитары не хватило, - оркестр и хотел бы, но не мог своей мощью не заглушить тихую акустическую гитарку Илларионова. Барочная эстетика соблюдена, и Казазян великолепен, как и мрачноватые флажолеты и страстные пассажи Илларионова. «Посвящение Тому Жобиму» Константина Васильева было написано специально для Дмитрия Илларионова, и на концерте закрытия он сыграл с некоторым задором и перкуссионным азартом.

Дмитрий Илларионов
Дмитрий Илларионов

Сюита Free Life On Earth для виолончели и гитары с Александром Раммом оказалась самой академичной, но тут это было очень кстати, и Рамм сыграл проникновенно за всех (тут и овация случилась).

Дмитрий Илларионов
Дмитрий Илларионов

Неизбежный и традиционный для фестиваля великий концерт «Аранхуэс» для гитары с оркестром Родриго прозвучал на открытии с Антоном Барановым. Неожиданно грустно-лирично, вообще без привычного драматизма… Такие времена. Вариации на тему Фернандо Сора от Мигеля Льобета и «Четыре прелюдии» от Франциско Таррега на другой день Баранов сыграл подчеркнуто холодно, по-северноевропейски, академично. Мне откровенно не хватило страсти. Баски не стали бы так играть. Это версия Баранова, имеет право. Хотя эмоциональная выхолощенность имела место, на мой взгляд. Не Григ, поди. Большой концертный дуэт (2 и 4 части) Джулиани с Гайком Казазяном на закрытии прозвучал не менее чопорно, хотя Казазян сделал все, и даже больше, чтобы это было эмоционально. И «Избранные каприсы» Леньяни получились излишне суховаты.

Гайк Казазян и Антон Баранов
Гайк Казазян и Антон Баранов

А вот «Арабское каприччио» того же Таррега (его отголоски многие слышали в фильме «Собака на сене» от имени Геннадия Гладкова) в версии Ровшана Мамедкулиева прозвучало куда более раскрепощенно и страстно. Мамедкулиев так раскачивается в такт музыке, что будто дышит музыкой. Он превосходно владеет тончайшими нюансами звукоизвлечения и штриховой техникой. В «Ронденья» Сайнса де ла Маса — феерия верхнего баса и нижних ритмов. Мелодический рисунок гуляет из тональности в тональность, и везде Ровшан Мамедкулиев хорош. Особенно это заметно в классическом «Испанском танце» Де Фалья из оперы «Жизнь коротка».

Ровшан Мамедкулиев
Ровшан Мамедкулиев

На закрытии Мамедкулиев сыграл фрагменты Концертной сонаты ля мажор для флейты и гитары Николо Паганини с Максимом Рубцовым. Дуэт как-то не задался, и сложно оценивать это, Паганини тут не пахло. Но «Замерзший ручей» Никиты Кошкина (посвященный самому Мамедкулиеву) звучал лирично и раскрепощенно, при всей сложнейшей аппликатуре.

Максим Рубцов и Ровшан Мамедкулиев
Максим Рубцов и Ровшан Мамедкулиев

Артем Дервоед исполнил для начала чрезвычайно сложную «Сонату» Антонио Хосе. Это практически академическая музыка, с непростыми интервалами и причудливой полифонией, вплоть до контролируемой алеаторики. Блистательное исполнение. И «Прощание» Ассада на закрытии он сыграл лирично и акцентированно, признак большого мастера.

Артем Дервоед
Артем Дервоед

Ну и премьера, куда без нее. Известный гитарист Дмитрий Бородаев как композитор решил собрать сливочные мелодии из «Кармен» Бизе под названием Концертная фантазия для гитары с оркестром на темы из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Получилось нечто странное всмятку, но - все узнаваемо. Основатель фестиваля Артем Дервоед сыграл это технично, без единой помарки, и очень эмоционально. Чего и требовала музыка. Хотя оркестру, кажется, было скучновато играть такое упрощение.

Сергей Перелехов, пожалуй, чересчур переволновался с «Тарантеллой» Кастельнуово-Тедеско. Множество «съеденных» нот, хотя талант гитариста несомненен. Он самый молодой участник фестиваля. Потом сыграл фрагменты из сюиты «Акварель» Ассада более вдумчиво, хотя и тут не избежал брака. Но это было куда чувственнее и элегантнее.

Сергей Перелехов
Сергей Перелехов

Завершила фестиваль Большая серенада соль мажор для гитары, фортепиано, скрипки, виолончели и флейты Иоганна Гуммеля на темы популярных опер. Это не было соревнованием, - скрипка и фортепиано законным образом заняли свои лидирующие места. Но созвучием это стало. Дервоед, пианистка Полина Осетинская (где ее сейчас только нет), Казазян, Рамм и Рубцов показали искусство диалога. Это было искусство взаимопонимания. Прекрасное окончание фестиваля.

Дервоед, пианистка Полина Осетинская (где ее сейчас только нет), Казазян, Рамм и Рубцов показали искусство диалога
Дервоед, пианистка Полина Осетинская, Казазян, Рамм и Рубцов показали искусство диалога

Вадим ПОНОМАРЕВ

Дмитрий Илларионов и Александр Рамм
Дмитрий Илларионов и Александр Рамм
21/03/2022 - 15:32   Classic   Анонсы
С 23 по 27 марта 2022 года лучшие гитаристы России примут участие в XVI Московском международном фестивале «Виртуозы гитары»; он организован Московской филармонией и проходит в Концертном зале имени Чайковского. В программе фестиваля –российские премьеры, самые известные произведения гитарного репертуара, а также сочинения современных композиторов.

23 марта фестиваль по традиции откроется концертами для гитары с оркестром. Знаменитый концерт «Аранхуэс» Хоакина Родриго в этом году прозвучит в исполнении гитариста-виртуоза Антона Баранова (Санкт-Петербург). Дмитрий Илларионов (Россия) совместно с лауреатом XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского Гайком Казазяном (скрипка) представят Двойной концерт для скрипки и гитары с оркестром Мауро Джулиани – Никиты Кошкина. Впервые на фестивале прозвучит Концертная фантазия Дмитрия Бородаева для гитары с оркестром на темы из оперы «Кармен» Жоржа Бизе в исполнении Артёма Дервоеда. Концерт-открытие состоится при участии Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова под управлением Михаила Татарникова.

Артем Дервоед
Артем Дервоед

24 марта на фестивале будет звучать музыка Испании. Сочинения Мигеля Льобета, Франсиско Тарреги, Рехино Сайнс де ла Масы, Мануэля де Фальи и Антонио Хосе исполнят Антон Баранов, Ровшан Мамедкулиев и Артём Дервоеда Во втором отделении гитарист Роман Зорькин и аккордеонистка Татьяна Зорькина представят публике программу латиноамериканской музыки.

25 марта на сцене Зала Чайковского Артём Дервоед в дуэте с виолончелистом Александром Раммом исполнят музыку современных композиторов: Никиты Кошкина, Раффаэле Беллафронте, а также российскую премьеру сюиты Motherlands Стивена Госса. Во втором отделении Гитарный квартет имени Фраучи (Дмитрий Мурин, Сергей Урюпин, Евгений Номеровский и Дмитрий Татаркин) представит программу из сочинений Телемана, Бизе, Ассада, Россини.

27 марта на заключительном гала-концерте публика услышит сольные и ансамблевые выступления участников фестиваля, а также специальных гостей: Полины Осетинской (фортепиано), Александра Рамма (виолончель), Гайка Казазяна (скрипка) и Максима Рубцова (флейта).

Гайк Казазян
Гайк Казазян

Во второй раз художественный руководитель фестиваля Артём Дервоед представляет «Новые имена классической гитары» – абонемент из трех концертов молодых российских гитаристов в Камерном зале филармонии. 7, 17 и 25 марта молодые музыканты исполняют музыку для гитары сольно и в ансамбле с аккордеоном, контрабасом, флейтой и академическим вокалом.

«Виртуозы гитары» – ярчайшее мировое событие в сфере классической гитары, главный фестиваль академической гитарной музыки в России. За 15 лет в нем приняли участие более 50 знаменитых гитаристов, а также молодые музыканты из более чем 25 стран мира, включая Россию, США, Японию, Германию, Францию, Италию, Великобританию, Австрию, Кубу, Южную Корею, Бразилию и другие. На фестивале выступали Пепе Ромеро (Испания), Сержиу и Одаир Ассад (Бразилия), Борис Березовский (фортепиано, Россия), Дмитрий Ситковецкий (скрипка, Великобритания/США), Дмитрий Маслеев (фортепиано, Россия), Аниелло Дезидерио (Италия), Ролан Дьенс (Франция), Зоран Дукич (Хорватия), Хосе Мария Гальярдо дель Рей (Испания), Павел Штайдл (Чехия) и многие другие музыканты. Ежегодно в марте четыре концерта в Зале Чайковского представляют классическую гитару во всем многообразии репертуара: сольно, в дуэте, в камерном ансамбле, а также с симфоническим оркестром. С 2006 года фестиваль посетили более 74 000 зрителей.

05/09/2021 - 13:41   Classic   Концерты
Фестиваль InClassica в Дубае продолжается. выступление РНО на фестивале п/у Сергея Смбатяна, подведение итогов конкурса пианистов Classic Piano, мировая премьера двух произведений Алексея Шора под дирижерскую палочку Феликса Коробова…

Сначала были объявлены полные итоги II Международного конкурса пианистов Classic Piano. Огромных неожиданностей они не принесли, пианист Мирослав Култышев прекрасно проявил себя на всех трех этапах финала. А вот всего лишь 8 место талантливого пианиста Козиро Окадо (Франция) многих зрителей конкурса разочаровало, ему прочили попадание в тройку. Удивлены были, кажется, даже сами члены жюри.

Государственный симфонический оркестр Армении под управлением дирижера Феликса Коробова
Государственный симфонический оркестр Армении под управлением дирижера Феликса Коробова

В концертном зале отеля Jumeirah Zabeel Saray на острове Пальма Джумейра прошла мировая премьера сразу двух новых произведений композитора-резидента фестиваля InClassica Алексея Шора в исполнении Государственного симфонического оркестра Армении под управлением дирижера Феликса Коробова, и в присутствии автора. Сначала прозвучала Phoenix Fantasy для симфонического оркестра — героический эпос с тревожными духовыми и сполохами минорных гамм струнных, порою отсылающий к «Королю Артуру» Генри Перселла (знакомого многим по переоркестровке Майкла Наймана к фильму Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и её любовник»).

Гайк Казазян
Гайк Казазян

Затем на сцене появился скрипач Гайк Казазян с премьерой Скрипичного концерта в Сm. Настолько свежего, что ноты музыканты получили чуть ли не за сутки до концерта. Лирическая сюита с почти жалобными деревянными духовыми и струнными, и при этом упругими акцентами духовых и ударных. Солирующая скрипка Казазяна поет почти вивальдиевскую лирику, то и дело взрываясь экспрессивными арпеджио на весь диапазон. В каденциях Гайк Казазян проявил себя как отменный импровизатор, выдавая прекрасные по виртуозности соло.

Дирижер Феликс Коробов
Дирижер Феликс Коробов

Армянский оркестр под рукой Феликса Коробова выглядел достаточно послушным и гибким. Несколько удручающее впечатление оставила разве что медная группа, где над чистотой звукоизвлечения стоит поработать. И жаль, что у Госоркестра Армении пока не находятся средств для закупки достойных инструментов для вторых скрипок и остальных вторых струнных, их качество звука оставляет желать много лучшего. Но понятно, что от музыкантов тут мало что зависит.

В Дубайской опере фестиваль продолжился концертом «Лирическая красота», на котором РНО временно попрощался с InClassica (но вернется снова к концу фестиваля). Дирижировал им Сергей Смбатян, основатель и дирижер Госоркестра Армении и Мальтийского оркестра. Начали с редко исполняемой увертюры Гайдна к опере «Армида». Российский национальный оркестр прекрасно сбалансирован, точные и уверенные указания Смбатяна приходят вовремя, взаимодействие выверено и гармонично.

Но все ждали солиста Кита Армстронга (США), прослывшего музыкальным феноменом, для исполнения Концерта №20 для фортепиано с оркестром Моцарта. Кит Армстронг, пианист британо-тайваньского происхождения, в свое время считался вундеркиндом, проехал все главные фестивали мира. Потом начал еще и дирижировать, а параллельно обучался математике, и получил степень магистра наук с отличием в Университете Пьера и Марии-Кюри в Париже по математике. Словом, универсальный человек мира.

Кит Армстронг
Кит Армстронг

И вот тут начались сюрпризы. Не от Смбатяна, который до этого чуть ли не 20 (!) раз продирижировал 20-м концертом Моцарта на проходившем только что конкурсе пианистов, где этот концерт был в обязательной программе. А от вундеркинда Кита Армстронга. Он принял резко в карьер, стал играть очень уверенно и очень технично, и показалось, что мы услышим в этот вечер что-то совершенно невероятное. Пальцевая техника у Кита Армстронга действительно безупречна, но… звучит все это на выходе совершенно бездушно. Именно что математически, прости Господи. Кит раз за разом играл все эти сложнейшие виртуозные гаммы и каскады, но продолжало оставаться впечатление, будто их играет очень здорово настроенное механическое пианино. Акценты он делал ровно настолько, чтобы показать, что они есть. Не от сердца, а по графику. К тому же в целях демонстрации эмоций он то и дело менял темпоритм, оркестр чутко подстраивался под солиста, но когда это случилось уже далеко не в первый раз, то стало казаться скорее имитацией эмоций и сбоем в программе. Словом, публика услышала очень технически подкованного пианиста, но такой Моцарт — ни уму, ни сердцу.

Во втором отделении РНО под управлением Сергея Смбатяна сыграл «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. В первой части Смбатян взял строгое Allegro, даже чуть быстрее предписанного автором темпа 116. РНО звучал восхитительно, безупречно гармонично по всем группам, четко следуя перепадам динамики от форте до пианиссимо от Смбатяна. Духовая секция РНО звучала буквально эталонно, что крайне важно для «Симфонических танцев» с обилием мотивов именно духовых из «Золотого петушка» Римского-Корсакова.

Сергей Смбатян
Сергей Смбатян

Прощаясь с фестивалем, РНО показал высочайшую культуру симфонического звука, достойный итог его пребывания в Дубае и работой с самыми разными дирижерами. Экспрессивный Сергей Смбатян нашел общий язык с оркестром, и предстал гибким и чувственным дирижером.

Фестиваль InClassica организован Европейским фондом поддержки культуры, и проходит в Дубае до 26 сентября.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Евгений ЕВТЮХОВ, Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ / Пресс-служба фестиваля InClassica