Владислав Пьявко исполнил желание Ирины Архиповой

На сцене «Геликон-опера» знаменитый тенор Владислав Пьявко отметил сразу два юбилея: собственное 75-летие (случившееся в феврале) и 50-летие творческой деятельности.

Почему не в Большом театре? Как рассказал сам певец, договоренность о проведении двойного юбилея на сцене Большого была еще год назад. Однако затем администрация театра несколько раз подвигала даты концерта, мотивируя занятостью площадки. Тогда Пьявко махнул рукой, и решился отпраздновать эти даты в «Геликон-опере».

Владислав Пьявко
Владислав Пьявко. Хозе

Может быть, оно и к лучшему. Потому что подключилась неуемная режиссерская фантазия Дмитрия Бертмана — и на сцене проявился не просто сборный концерт в честь юбиляра, но подлинное представление — с юмором, тактом, режиссерскими находками, остроумными декорациями, особенным видеорядом. Более того, в финале представления, когда «все умерли» в заключительной сцене «Кармен», Бертман объявил Пьявко, что его партнерша в роли Кармен Ксения Вязникова вышла на сцену в том самом оригинальном платье, в котором пела Кармен вместе с Пьявко в Большом Елена Образцова! Юбиляр пригляделся к платью, и воскликнул: «А я смотрю на сцену, и вижу что-то очень знакомое, но не могу понять, что!»

Владислав Пьявко (Хозе) и Ксения Вязникова (Кармен)
Владислав Пьявко (Хозе) и Ксения Вязникова (Кармен)

Обаяние и тот особенный прямодушный юмор Владислава Пьявко напитали все действо. 75-летний Пьявко прыгал, бегал, падал на сцене с таким задором и бодростью, что позавидовали бы многие анемичные молодые теноры. А между номерами на экране то и дело возникали кадры архивных видеозаписей Большого театра и многих других мировых площадок с горящими глазами юного неугомонного Пьявко — арии Радамеса, Канио, Ноздрева…

Юлия Юренкова (Манон) и Владислав Пьявко (Де Гриё). Манон Леско, 4 акт
Юлия Юренкова (Манон) и Владислав Пьявко (Де Гриё). Манон Леско, 4 акт

Не могло обойтись без памяти о великой жене Пьявко — Ирина Архипова появлялась вновь и вновь на экране. То они вместе пели романс Глинки «Не искушай меня без нужды», то просто появлялась Архипова во всей моши своего певческого и драматического таланта в сцене у фонтана в «Борисе Годунове»… А в «Пиковой даме» случилось и вовсе умелое превращение — вот только что ариозо Германа спел Пьявко, как оркестр под рукой Феликса Коробова смолк, и на экране явилась Графиня в невероятном исполнении Архиповой, а затем снова зазвучал оркестр, и снова запел Герман-Пьявко… «Мне приснилась перед концертом Ирина, и я умолял ее спеть Графиню на сегодняшнем юбилее! Она сказала мне, что споет, но только при одном условии...» - интриговал перед концертом Пьявко. Условие выполнено.

Владислав Пьявко (Радамес) и Борис Стаценко (Амонасро). Аида, 3 действие
Владислав Пьявко (Радамес) и Борис Стаценко (Амонасро). Аида, 3 действие

Две, может быть, самые знаковые роли Пьявко за его долгую карьеру — Радамеса и Хозе — он приберег на финалы отделений концерта. В «Аиде» он на удивление деликатно распевался с Людмилой Магомедовой, а в «Кармен» выплеснул море страстей с Ксенией Вязниковой. Это было по-разному, и оттого интереснее. Своих партнеров по концерту Пьявко ведь выбирал сам — и все ему хорошо знакомы и дороги лично.

Известно, что в музыку Пьявко пришел из артиллерийского училища. В специальном фильме показали, как это было — там и натирающий до блеска казарменные полы юный курсант, и голосящий во влажную погоду запевала («Сыро? А ты в Большом театре петь собираешься, что ли?» - реплика командира), и застывший в оцепенении с круглыми глазами юноша перед телевизором с поющим Марио Дель Монако. И надо же так, что именно в этот юбилейный вечер приехал из Италии глава института Дель Монако — Один Мартин - с царским подарком «Геликону»: оригинальным костюмом Отелло, в котором выступал великий тенор. Подписал дарственную, и когда его спросили, не жалко ли расставаться с таким экспонатом, объяснил коротко и понятно — Марио был не только итальянцем, а певцом для всего мира, значит, и его вещи должны принадлежать всему миру. Кстати, в зале сидели еще и сокурсники Пьявко по артиллерийскому делу, многие - генералы на пенсии... Переплетено все.

Перед концертом Владислав Пьявко с горечью говорил о том, что нынешняя молодежь идет петь не во имя искусства, как это было в годы его молодости, а исключительно ради денег. Что разрушена советская система музыкального образования, равно как и медицинского, например. Много лет преподающий вокал в Московской консерватории, профессор Пьявко знает, о чем говорит.

И все же та молодежь и среднее поколение, которое пело на юбилее Пьявко — дает надежду, что не все потеряно. Солист Немецкой оперы на Рейне Борис Стаценко, народная артистка России Людмила Магомедова, заслуженные артисты России Ксения Вязникова, Ирина Макарова, Лариса Костюк, Михаил Гужов, солисты Елена Михайленко, Ирина Рейнард, Юлия Юренкова и Альбина Хрипкова — пели достойно и уж точно не ради денег. Не ради денег дирижировали сразу три дирижера - худрук и главный дирижёр Ярославского оркестра народный артист России Мурад Аннамамедов, главный дирижёр театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко заслуженный артист России Феликс Коробов, дирижёр театра «Геликон-опера» Валерий Кирьянов. Артисты хора и оркестр театра «Геликон-опера» звучали от души. Режиссер Дмитрий Бертман умело и тонко представил долгую и многогранную жизнь Пьявко. А под занавес пригласил Пьявко отметить здесь же и 80-летие.

Владислав Пьявко и Дмитрий Бертман
Владислав Пьявко и Дмитрий Бертман

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Антон Дубровский

Быстрый поиск: