Геликон-Опера

05/07/2021 - 05:06   Classic   Концерты
Знаменитый мексиканский тенор Рамон Варгас и солисты, хор и оркестр театра «Геликон-опера» исполнили программу «Чайковский-Гала» на VII международном фестивале искусств П.И. Чайковского (арт-директор Юрий Башмет) в Клину.

Рамон Варгас — звезда Венской оперы, Метрополитен-опера и Ла Скала. В 1992 году нью-йоркская Метрополитен-опера пригласила тенора заменить Лучано Паваротти в опере «Лючия де Ламмермур» вместе с Джун Андерсон. В 1993-м он дебютировал в Ла Скала в роли Фентона в новой постановке «Фальстафа», осуществленной Джорджо Стрелером и Риккардо Мути. В 1994 году Варгасу досталось почетное право открыть сезон в «Мет» партией Герцога в «Риголетто». С этого времени он украшение всех главных сцен — «Метрополитен», «Ла Скала», «Ковент-Гарден», «Опера Бастилии», «Колон», «Арена ди Верона», «Реал» в Мадриде и многих других.

Рамон Варгас
Рамон Варгас

Интриг в появлении Варгаса у дома-музея Чайковского было сразу две. Певцу уже 60 лет, и как же теперь звучит его голос? Кроме того, в программе значились не только привычные для Варгаса итальянские арии, но и Чайковский! Каково ему петь Ленского?

«Конечно, мне нужен педагог по русскому, я пока не очень хорошо произношу слова. Мой Ленский — не мексиканец. Мне кажется, что хотя Мексика и Россия находятся достаточно далеко друг от друга, они очень похожи. Я уже побывал здесь в доме-музее Чайковского, и получил невероятные эмоции. И погода сегодня хорошая, видимо, Чайковский благословил нас всех. Тут особенная атмосфера, и все ощущается немного по-другому. И открытая сцена мне нравится, я люблю опен-эйры. Такие концерты могут посетить больше людей, насладиться и погодой, и концертом», - рассказал перед концертом улыбчивый Рамон Варгас.

С погодой действительно повезло. Чайковский благословил. Огромная сцена полностью заполнилась составом оркестра и хора «Геликон-оперы» п/у Валерия Кирьянова. Выступать с подзвучкой, и найти верный баланс, чтобы из колонок было слышно и всех солистов, и оркестр, и хор, - непростая задача. Зато был жирный плюс, - оркестр под управлением Кирьянова уже выступал вместе с Варгасом, как выяснилось.

Валерий Кирьянов
Валерий Кирьянов

«У нас с Рамоном Варгасом несколько лет назад был новогодний концерт в московской консерваторией. Программа была другая, он пел большую рождественскую программу с нашим оркестром, но без хора. Тот вечер остался в моей памяти незабываемо. И когда я узнал, что предстоит новая встреча с Варгасом, это вызвало большой душевный подъем у меня. И оркестр счастлив работать снова с маэстро. Мы счастливы быть с ним вместе в этом святом месте, тем более, что Рамон Варгас исполняет Чайковского на прекрасном, на мой взгляд, русском языке. Рамон приехал к нам пораньше, за несколько дней. Мы встречались с ним в «Геликон-опере» и репетировали. Сегодня на сцене только саундчек для отстройки микрофонов, чтобы был соблюден баланс между солистами, оркестром и хором. Самое важное в исполнении музыки Чайковского — передать то, что у него между нот. Не ноты, ритм и текст, а то, что находится между строк. А там ох какая глубина. И можно всю жизнь идти, искать и пытаться добраться до этой цели», - размышляет Валерий Кирьянов.

Стоит отметить, что поначалу упомянутый баланс никак не удавалось найти, но уже к середине концерта ситуация со звуком выправилась, и стало слышно все, что хотелось бы слышать. Но как же там Варгас?

Он вышел с плачем Федерико из оперы Чилеа «Арлезианка». И сразу стало понятно, что с голосом полный порядок, несмотря на возраст. Звучит полновесное бельканто, прекрасный мгновенно узнаваемый тембр и страсть. Да, сложнее переключаться между регистрами, да, голос стал чуть ниже. Но все ценное осталось при Рамоне. Он техничен, жив, убедителен. Разве что немного перебирает с вибрато, - все-таки это точечный инструмент, проводить всю партию на вибрато кажется явным перебором.

Рамон Варгас
Рамон Варгас

А вот и Ленский. Сначала два дуэта «Как счастлив я» и ариозо - Варгасу в пару досталась прима «Геликона» Ирина Рейнард, Алексей Исаев пел с Ольгой Толкмит. Варгас действительно, как и заверял Кирьянов, поет по-русски очень чисто. «Я люблью тебья», - это звучало не карикатурно, а с подлинной страстью. Каждое слово понятно до каждой буквы (чего не скажешь про некоторых его русских партнеров). Ленский у Варгаса — это изнемогающий от страсти, но при этом чрезвычайно деликатный и обаятельный парень. А еще то и дело кажется, ну вот не вытянет он еще одну более высокую ноту, а он берет ее с легкостью. С верхушками у него полный порядок.

Рамон Варгас и Ирина Рейнард
Рамон Варгас и Ирина Рейнард

В арии Каварадосси ”Recondita armonia…” Рамон Варгас был светло-печален, а в голосе появились серебристые оттенки. И с верхушками снова полный порядок — упертые, сильные, звонкие. И снова Ленский - «Куда, куда?» с прекрасным русским и итальянское бельканто. Если бы это была неаполитанская песня, никто и не удивился бы. Дуэт Рикардо и Амелии из оперы Верди «Бал-маскарад» с виртуозной Еленой Михайленко ничем не поразил, кроме разве что опять же верхних чистейших напористых нот «со слезой» у Варгаса. Больше металла в голосе, и меньше вибрато — пошло только на пользу этому сложнейшему дуэту. Дуэт Родриго и Дона Карлоса с баритоном Алексеем Исаевым сложился. Исаеву не всегда удаются лирические партии, но когда дело касается боевитости и грома с молниями, - он на месте. И его прекрасно оттенил сладко-инфернальный в этой сцене Варгас.

Проникновенно, глубоким грудным голосом спела арию Наташи из оперы «Опричник» Елена Михайленко. Невероятно поразил в этот вечер бас Алексей Тихомиров, - он пел сцену казни из «Мазепы» и Короля Рене из «Иоланты» как в последний раз. Его роскошно обработанный бас настолько насыщен суровой эмоциональностью, психологической убедительностью, и тем особенным спокойным надрывом, что мурашки по коже. Феноменальные две арии, Тихомиров был в ударе.

Бас Алексей Тихомиров
Бас Алексей Тихомиров

Сопрано Ольга Толкмит щербяще трогательно спела арию Иоланты с полетным звуком и светлым тембром. На высоте оказался и хор «Геликона», нигде не испортивший борозду, и оркестр, ведомый Валерием Кирьяновым. Некоторые перекосы по балансу между солистами и оркестром отнесем к техническим проблемам подзвучки на свежем воздухе.

Все участники концерта
Все участники концерта

В финале все участники концерта исполнили финал первого действия оперы «Бал-маскарад», и это было по-настоящему празднично. На бис вызвали главную звезду вечера — Рамона Варгаса. Он сначала спел под оркестр «Бесаме Мучо» с весьма неожиданным, к слову, вступлением. Это было красиво, - к тому же артист перешел с оперного на эстрадный вокал, показывая грани своего дарования. Вторым бисом стала итальянская песня Core ‘Ngrato, написанная в 1911 году специально для Энрико Карузо, но кто только с тех пор ее не пел. Варгас спел ее восхитительно нежно и страстно. Это было немножко чудо.

Солисты
Солисты

А фестиваль в Клину у домика Чайковского продолжается.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО

02/07/2021 - 03:32   Classic   Концерты
В честь открытия Международного фестиваля П.И. Чайковского в Клину около домика, где жил композитор, артисты театра «Геликон-опера» провели красочную акцию в Москве, выступив с оперной программой Чайковского в здании Ленинградского (бывшего Николаевского) вокзала.

Странный на первый взгляд выбор площадки оказался на самом деле весьма продуманным.

Дмитрий Бертман
Дмитрий Бертман

«Акция происходит в уникальном месте, куда приходил сам Чайковский, когда отправлялся в Санкт-Петербург или к себе в Клин, где станция - тоже на Николаевской железной дороге. По этим старым лестницам Чайковский ходил. Он сидел здесь в трактире. Он привозил сюда те личные вещи, которые мы смогли привезти сюда из музея Чайковского в Клину. Так что место уникальное и я думаю, что сам Чайковский сегодня с нами», - рассказал художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман.

Концерт в Ленинградском вокзале
Концерт в Ленинградском вокзале

И действительно, около импровизированной сцены стоял музейный куб со строгими охранниками вокруг. Под стеклом - сразу три личные вещи Петра Ильича. Перочистка в виде кабана, хранящая следы чернил пера композитора, впервые покинула стены музея. Здесь же изящный нож для разрезания бумаги с надписью «Roma» и личный почтовый конверт с монограммой «ПЧ».

Личные вещи Чайковского
Личные вещи Чайковского

Кстати, именно с Николаевского вокзала Чайковский совершил последнее в своей жизни путешествие в Санкт-Петербург, где 16 (28) октября 1893 продирижировал исполнение своей Шестой «Патетической» симфонии, а через 9 дней скоропостижно умер от холеры.

Момент концерта
Момент концерта

Программа концерта оказалась короткой (полчаса, вокзал все-таки), но емкой. Начали с музыки из «Пиковой дамы»: грянул хор «Радостно, весело в день сей собираться», продолжили пасторалью «Хозяин просит дорогих гостей», где арию Миловзора спела Ирина Рейнард (так и в постановке театра). Продолжили «Евгением Онегиным»: хором крестьян «Болят мои скоры ноженьки...», хором гуляющих «Наконец-то Бог послал нам солнечный денек!», «Игрецкую» («Так в ненастные дни собирались они часто»), хоровая сцена из третьей картины «Ее величество сейчас пожаловать изволит...». А на бис после долгих аплодисментов спели «Многая лета», весьма уместный номер в стенах Николаевского вокзала.

Евгений Ильин
Евгений Ильин

Несмотря на довольно рассеянную акустику зала, двух порталов оказалось вполне достаточным для подзвучки электронного пианино, под которое пели хор театра и солисты. Хором дирижировал, конечно, главный хормейстер театра Евгений Ильин, и был убедителен, как и всегда. Солисты, участники Молодежной программы оперных артистов, были чудо как убедительны, особенно когда один из них вдруг появился с чемоданом на колесиках (уверен, это задумка режиссера Ильи Ильина). А вот света на сцене отчаянно не хватало...

Момент концерта
Момент концерта

Важно отметить, что этот музыкальный перформанс прошел с полным соблюдением всех эпидемиологических правил, а артисты то и дело призывали всех вакцинироваться, да и на сцену все вышли с бейджиками «Я вакцинирован»... Более того, Бертман заявил, что надеется на то, что каждый год фестиваль Чайковского в Клину будет открываться концертом на Ленинградском вокзале. Почему бы и нет? Фестиваль Чайковского проходит в Клину с 1 по 11 июля.

Евгений Ильин и хор
Евгений Ильин и хор

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

16/03/2021 - 14:00   Classic   Новости
Оперному певцу, худруку Академии музыки Елены Образцовой Ильдару Абдразакову присвоено звание "Заслуженный артист Российской Федерации".

Указ президента России опубликован на портале правовой информации.

Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

«Присвоить почетные звания: "Заслуженный артист Российской Федерации" Абдразакову Ильдару Амировичу - художественному руководителю автономной некоммерческой организации "Международная академия музыки Елены Образцовой", город Санкт-Петербург», - говорится в тексте документа.

"Заслуженными" также стали артисты Большого симфонического оркестра имени Чайковского Алексей Камеш, Михаил Шиленков и Дмитрий Шаров, актриса РАМТ Дарья Семенова и другие.

Звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" получил первый заместитель гендиректора-худрука "Геликон-оперы" Владимир Горохов.

14/02/2021 - 01:44   Classic   Концерты
В столичном театре «Геликон-опера» состоялась премьера оперы «Тоска» Джакомо Пуччини памяти Андрейса Жагарса. В 2004 году Дмитрий Бертман, по приглашению директора Латвийской национальной оперы Жагарса ставил «Тоску» в Риге. Теперь пришёл черёд появиться этой опере на сцене «Геликон-оперы».

В истории постановок на мировых оперных сценах «Тоска» приобрела огромное количество различного рода штампов, и тем интереснее задача для Дмитрия Бертмана создать своё.

«Тоска» в «Геликон-опере»
«Тоска» в «Геликон-опере»

Как вспоминает режиссёр, после посещения дома-музея Пуччини в Торре дель Лаго личность композитора раскрылась для него с неожиданной стороны, перевернув все прежние представления. Чего стоит дом композитора, о котором вспоминает Дмитрий Бертман:

«Когда я увидел гостиную, спальню, погребальную, где в смежных комнатах похоронены его мать и он сам, когда я увидел коллекцию оружия (а Пуччини собирал оружие с остатками крови, потому что был охотником, и после того, как убивал, не смывал кровь), когда узнал о подробностях его личной жизни, - я сразу начал вспоминать сцену допроса Каварадосси. В любой опере Пуччини - жёсткая сумасшедшая драматургия и экстремальные обстоятельства. Но при этом - потрясающая музыка. Она вся - саундтрековая».

Исторический фон, а это знаменитая битва Наполеона при Маренго, чётко очерчивает время действия: день, вечер и раннее утро 17 и 18 июня 1800 года, как и прописано в пьесе В. Сарду «Тоска». В центре сценического действия - любовный треугольник из художника Марио Каварадосси (Игорь Морозов), певицы Флория Тоска (Алиса Гицба) и глава тайной полиции барона Скарпиа (Михаил Никаноров).

Каварадосси (Игорь Морозов) и Тоска (Алиса Гицба)
Каварадосси (Игорь Морозов) и Тоска (Алиса Гицба)

Тоска влюблена в художника Марио Каварадосси, но интуиция подсказывает ей, что есть соперница, юная дева, черты которой просматриваются на портрете Марии Магдалины. Над этой картиной работает Марио. Это приводит в ярость Тоску, и она устраивает сцену ревности своему возлюбленному. Каварадосси меж тем помогает сбежавшему из тюрьмы Анджелотти, которого ищет Скарпиа. В результате Марио оказывается за решёткой, его пытают. Тоска слышит стоны своего возлюбленного. Отчаяние толкает Флорию к любящему её Скарпиа с мольбами отпустить Каварадосси.

Скарпиа не отказывает в просьбе Тоске, но с условием обладания ею. Он обещает, что художника расстреляют холостыми патронами. Тоска соглашается, но попав в объятия Скарпиа, не выдерживает и убивает его. Марио в ожидании казни. Тоска обнадёживает возлюбленного, будучи уверенной, что стрелять будут холостыми патронами, как ей обещали. Однако выстрел уносит жизнь Марио. Меж тем, жандармы обнаруживают мёртвого Скарпиа. Они хотят схватить Тоску, но она предпочитает смерть.

«Тоска» в «Геликон-опере»
«Тоска» в «Геликон-опере»

Если представить взаимоотношения героев схематически, то каждая пара содержит общий элемент, который именуется - ложь. Скарпиа - Тоска, Марио - Тоска, Скарпиа - Марио: в каждой паре, как в одну, так и в обратную сторону, есть ложь и насилие. Результат взаимодействия трагический. Все гибнут.

В режиссёрском прочтении Бертмана неожиданной предстаёт роль Скарпиа. Герой при хорошей, полезной для общества должности, работу выполняет честно, любит Тоску (в это зритель верит). Да, Скарпиа пытается добиться ответных чувств Тоски, используя ложь, и терпит крах.

Скарпиа (Михаил Никаноров) и Тоска (Алиса Гицба)
Скарпиа (Михаил Никаноров) и Тоска (Алиса Гицба)

Марио не прочь приударить за молоденькой девушкой, и это вносит разлад в, казалось бы, безоблачные отношения героя с Тоской. Погибает Марио тоже как жертва лжи: обещали стрелять холостыми, а выстрелили настоящими зарядами. Тоска в финале принимает смерть как уход от лжи. Таков трагический финал историй взаимоотношений, построенных на зыбком фундаменте лжи и обмана.

Тоска (Алиса Гицба)
Тоска (Алиса Гицба)

Среди прекрасных исполнителей в этой опере справедливым будет начать с Алисы Гицбы в партии Тоски. Певица, находясь на сцене с первого и до последнего звука музыки, во всех положениях спектакля была естественна, органично проживая жизнь своей героини. Это большой успех певицы в столь многогранной партии.

Очень приятно было слушать Игоря Морозова в знаковой теноровой партии Марио Каварадосси. Певец не только блестяще справился с вокальной составляющей своей роли, но и достоверно представил все перипетии сценического проживания пути своего героя.

Особняком стоит барон Скарпиа в исполнении Михаила Никанорова, эдакий идеальный во всех отношениях человек, при опасной должности, касающейся жизни людей. Сколько таких Скарпиа вокруг, в нашей современной жизни... Образ во всех отношениях удался Михаилу Никанорову!

«Тоска» в «Геликон-опере»
«Тоска» в «Геликон-опере»

Вёл спектакль дирижёр-постановщик Валерий Кирьянов. Атмосферу трагического действа на сцене мастерски представили художник-постановщик Игорь Нежный, художник по костюмам Татьяна Тулубьева, художник по свету Дамир Исмагилов.

Новая и очень яркая работа театра «Геликон-опера», с которой можно поздравить всех причастных.

Людмила КРАСНОВА
Фото: Антон ДУБРОВСКИЙ

«Тоска» в «Геликон-опере»
«Тоска» в «Геликон-опере»

«Тоска» в «Геликон-опере»
«Тоска» в «Геликон-опере»
02/12/2020 - 14:38   Classic   Анонсы
Впервые в России театр «Геликон-опера» представит оперу на иврите: 8 декабря на сцене зала «Стравинский» будет исполнена опера Гила Шохата «Альфа и Омега».

Мировая премьера «Альфы и Омеги» состоялась в 2001 году на сцене Израильской оперы в Тель-Авиве. На сцене «Геликон-оперы» солисты, артисты хора и симфонический оркестр театра 8 декабря 2020 года представят предпремьерный показ этого спектакля.

Премьера состоится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры города Москвы.

Режиссер-постановщик – народный артист России Дмитрий Бертман, за пультом оркестра будет главный дирижер театра Валерий Кирьянов. Вместе с Дмитрием Бертманом над постановкой работают музыкальный руководитель народный артист СССР Владимир Федосеев, художник-постановщик Павел Драгунов, художник по костюмам Софья Тасмагамбетова, художник по свету Денис Енюков, хореограф Эдвальд Смирнов, хормейстер Евгений Ильин.

Альфа и Омега – сочетание первой и последней буквы классического (ионического) греческого алфавита. Это символы Бога как начала и конца всего сущего. Альфа и Омега – главные герои оперы Гила Шохата. Сюжет оперы сложно передать словами – это послание-предостережение, опера-притча, призывающая нас, живущих в стремительном, бурном и жестоком для человека времени, остановиться хоть на мгновение и задуматься о смысле жизни.

«Альфа и Омега»
«Альфа и Омега»

Опера «Альфа и Омега» была создана Гилом Шохатом в возрасте 27 лет, но замысел возник у композитора намного раньше: когда Гил заканчивал обучение в школе, на выставке работ Эдварда Мунка он увидел серию рисунков «Альфа и Омега» к стихотворению художника. Стихотворение Мунка и вдохновило молодого композитора на создание оперы. Работа с музыкальным материалом продолжалась 10 лет. Сам автор считает, что это важнейшее творение в его жизни и называет «Альфу и Омегу» апокалиптической оперой. В своё время постановка этой оперы в Израиле сломала стереотипы оперного искусства в стране. 

Гил Шохат – композитор, пианист и дирижер, которого журнал Forbes назвал наиболее влиятельной фигурой в области музыки в Израиле и одной из ключевых фигур современной культуры. Гил выступает в Израиле и за рубежом как пианист, дирижер, педагог, композитор, пропагандист классической музыки, а также в составе различных ансамблей в разнообразнейших музыкальных жанрах и стилях. Его сочинения популярны и исполняются на многих фестивалях по всему миру, в том числе на Лондонском фестивале, на биеннале в Венеции, на фестивале в Гонконге, Карнеги-холл в Нью-Йорке, фестивале в Запретном городе в Пекине, а также самыми известными оркестрами, солистами, певцами и дирижерами Израиля и всего мира.

Гил стал самым молодым музыкальным руководителем Израильского Камерного оркестра, а также композитором-резидентом Симфонического оркестра Ришон ле-Циона. Гил Шохат – художественный руководитель и главный дирижер ансамбля «Элизиум», основанного в 2004-м году, художественный консультант фестиваля «Классика на Красном море», руководитель фестиваля классической музыки «Маэстро» в Эйн-Ход, художественный руководитель фестиваля «Звуки детства» в Холоне, художественный руководитель фестиваля Бетховена в Назарете, постоянный приглашенный дирижер фестиваля в Эмилия-Романья в Италии и «Моцартовского фестиваля» в Вермонте в США. 

Выступления Шохата записаны ведущими студиями звукозаписи, например, EMI и Virgin Classics, а произведения транслировались на таких европейских радиостанциях, как радио Франции, радио Италии, BBC и радио Западной Германии. Композитор завоевал множество наград, в том числе и за оперу «Альфа и Омега» (2001 год). Еще в 1997 году он получил первый приз на конкурсе Артура Рубинштейна за лучшую композицию. Шохат занимается также и общественной деятельности в Израиле, организуя сбор средств на благотворительных концертах для организаций «Латет» и «Эзра». Кавалер Ордена почетного легиона Франции.

Быстрый поиск:
17/11/2020 - 13:04   Classic   Анонсы
Премьеру спектакля «Арлекин» Ф. Бузони, которая состоится 27 ноября 2020 года, геликоновцы посвятили 100-летию со дня рождения выдающегося театрального режиссера, актёра, педагога, народного артиста России и Украины Матвея Ошеровского.

Итальянскому композитору Ферруччо Бузони, автору оперы «Арлекин», довелось жить на переломе двух столетий – XIX и XX веков, когда творили такие гении, как Скрябин, Рахманинов, Малер, Дебюсси, Стравинский. Это была эпоха музыкальных открытий и революций… Вот и для Бузони, знаменитого пианиста-виртуоза и незаурядного композитора, главной целью творчества стало «обновление и оживление» музыки. «Свободным родилось музыкальное искусство, и удел его – стать свободным», – утверждал он в своем трактате «Эскиз новой эстетики музыкального искусства».

«Геликон-опера»
«Геликон-опера»

Итальянец, учившийся в Австрии и долго живший в Германии, Бузони считал европейцев единой нацией и во время Первой мировой войны отказывался выступать в странах, которые принимали в ней участие. В результате оказался в изгнании в Швейцарии, где и написал две одноактные оперы, ставшие манифестом его творчества – «Арлекин» и «Турандот». Обе – в итальянском духе, но с либретто на немецком языке. Премьера обеих состоялась в один вечер 11 мая 1917 года в Цюрихе, причем дирижировал сам автор.

«Арлекин, или Окна» – опера необычная. Это великолепный образец итальянской комедии дель арте, с ее бесконечной импровизацией, гротеском, буффонадой и масками-шаржами. На спектаклях комедии дель арте всегда царила атмосфера непринужденного веселья, публика беспрерывно хохотала над проделками, трюками и шутками своих любимцев-актеров. Всё это и вдохновило Бузони на создание своего «Арлекина».

Короткие фразы, эксцентрика, оркестровые трюки, внезапные переходы, гротескно шаржированные марши – всё это щедро наполняет ткань оперы. Кажется, что автор беспощадно издевается в ней над оперными штампами разных лет, от Россини до Пуччини, заставляя своих персонажей изображать «настоящие» оперные страсти.

Режиссер-постановщик «Арлекина» Илья Ильин последовал замыслу композитора и оживил сценарий современными выразительными средствами: в опере будет и брейк-данс, и акробатика, и, конечно, много живой импровизации, ведь «Геликон» славится феноменальными артистами, которым на сцене подвластно всё.

В Москве эта музыкальная редкость появится впервые. Над спектаклем вместе с режиссером-постановщиком Ильей Ильиным работают молодой дирижер Филипп Селиванов, заслуженные художники России Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, художник по свету Денис Енюков, хореографы – Данила Ситников и Евгений Юшков. Роль Арлекина исполнит приглашенный артист Роман Аптекарь.

Премьера спектакля «Арлекин» Ф. Бузони посвящена 100-летию со дня рождения народного артиста России и Украины Матвея Ошеровского, выдающегося театрального режиссера, актера, профессора ГИТИСа, которое весь театральный мир отмечает 24 ноября. Среди звездных воспитанников Матвея Абрамовича – художественный руководитель театра «Геликон-опера» народный артист России Дмитрий Бертман.

Премьерные показы начнутся 27 ноября в 19 часов и продлятся до 29 ноября.

Быстрый поиск:
07/10/2020 - 15:21   Classic   Концерты
В этот вечер на фестивале Башмета в Ярославле должны были петь итальянцы.в сопровождении итальянского же оркестра Orchestra Filarmonica Italiana. Увы, не сложилось. Но выручили солисты «Геликон-Оперы».

Даже название программы Viva Opera! Viva Italia! менять не стали. Вместо оставшихся в Италии Сары Тисба, Сары Роччи и Джана Лука Пазолини на сцену вышли петь звезды «Геликона», а вместо Orchestra Filarmonica Italiana на сцене сидела башметовская «Новая Россия» (правда, немного в странноватом составе из-за параллельного концерта «Солистов Москвы» в Рыбинске) под управлением геликоновского же дирижера Валерия Кирьянова.

Увертюра к опере «Дон Паскуале» Доницетти показала, что Кирьянов уверенно руководит почти незнакомым ему оркестром, оркестр слушается, - и это впечатление только окрепло по ходу концерта. «Новая Россия» так ни разу и не перебила вокалистов, и звучала весьма адекватно репертуару. Виолончели и флейты так и вовсе стали героями концерта, в силу выбранного репертуара.

Репертуар же — золотой век итальянской оперы, XIX-ый и начало XX века. Вечные хиты оперной сцены от Верди, Доницетти, Россини, Пуччини, Чилеа и Понкьелли. Более чем коммерческая программа и аншлаг в зале Ярославской филармонии. Дмитрий Бертман не прислал разве что приму Наталью Загоринскую. Но прислал прекрасных солистов. И особенно интересно им было петь именно потому, что практически ничего из этого они не имеют возможность петь в театре.

Хотя каватина Фигаро (как дуэт баритонов) не задалась с самого начала, несмотря на все эффектные задумки с поочередным выходом и начале пения из-за кулис. Дыхания на темп, предложенный Кирьяновым, не хватало и Алексею Исаеву, и Максиму Перебейносу. Все эти скороговорки «браво-брависсимо» застревали в зубах, а губы у обоих почти не задействованы в дикции. Пожалуй, и комиковать так натужно тоже не стоило.

Ария Лючии в исполнении сопрано Юлии Щербаковой (она Виолетта в «Травиате» и Марфа в «Царской невесте», хитах «Геликона») тоже случилась не без сложностей, - голос никак не хотел литься как положено в бельканто, она его подталкивала и подталкивала, и вытянула все-таки. Но это было не лучшее исполнение для Щербаковой. А проверенную арию Виолетты ей, увы, спеть в этот вечер не дали. Зато дуэт Виолетты и Альфреда (Игорь Морозов) сложился весьма эффектно и даже нежно.

Юлия Щербакова как Виолетта в «Травиате»
Юлия Щербакова как Виолетта в «Травиате»

Тенор Иван Гынгазов (герой скандального «Садко» Чернякова в Большом театре) в арии Энцо из оперы «Джоконда» Амилькаре Понкьелли лил звук уже гораздо мягче, но тоже не без усилий. Причина сего непонятна. У него вполне устойчивый диапазон, хорошая опора в верхнем регистре. Тогда к чему это все?

Ария Энцо (Иван Гынгазов) из оперы «Джоконда» Понкьелли
Ария Энцо (Иван Гынгазов) из оперы «Джоконда» Понкьелли

Прима Ирина Рейнард в арии Леоноры из оперы «Фаворитка» Доницетти вообще не испытывала никаких видимых сложностей. Меццо лилось в лучших традициях бельканто, Ирина была уверенно драматична и с крепким вибрато. Несколько согласных в низком регистре потеряны, но в целом — блистательное исполнение, решительно переломившее ход всего гала-концерта. Затем и ария Принцессы ди Буйон из «Адриенны Лекуврер» Чилеа — этот вальсирующий и превосходно обработанный голос забыть невозможно.

Бас Георгий Екимов в арии Дона Базилио (забавно, но Базилио он поет в Испании, а в «Геликоне» - только Фиорелло). Екимов показался пока сыроватым для Базилио, но с большим потенциалом. У него от природы густой бас с красивыми обертонами и полетностью. Но пока скорее голос ведет артиста, а не наоборот. Тихого и при этом округлого звука не получается, отчего страдает общий динамический диапазон. А талант ведь несомненный. Как Дон Паскуале в дуэте с Малатестой — прекрасные данные ведут, а артист на сцене суетится. Или Феррандо в «Трубадуре», ну дай Бог 20% от дарованного используется... Но какие годы у Екимова? Не «хлопотать» бы лицом, как говорят актеры, вот отчего отучиться бы, а остальное придет с опытом.

Дуэт Дона Паскуале (Георгий Екимов) и Малатесты (Максим Перебейнос) из оперы «Дон Паскуале» Доницетти
Дуэт Дона Паскуале (Георгий Екимов) и Малатесты (Максим Перебейнос) из оперы «Дон Паскуале» Доницетти

Драматическое сопрано Елена Михайленко (поет Аиду, Абигаиль и Татьяну в «Геликоне») в Болеро Елены из оперы «Сицилийская вечерня» Верди была просто восхитительна и убедительна. Победоносность интонирования и абсолютная легкость звукоизвлечения подкупают. И столь же хороша она оказалась в дуэте Леоноры и Графа ди Луна из «Трубадура», - легка и пронзительна.

Обладатель премии Елены Образцовой драматический тенор Игорь Морозов (поет в «Геликоне» Ленского, Садко, Альфреда) невероятно мощно исполнил арию Каварадосси из оперы «Тоска» Пуччини. Феноменальная атака звука и фирменный бельканто «со слезой» - и ничуть не вымученно, а роскошно и почти расслабленно. Один из лучших номеров гала-концерта.

Игорь Морозов
Игорь Морозов

Баритон Алексей Исаев и тенор Иван Гынгазов более чем реабилитировались в дуэте Дон Карлоса и Маркиза ди Поза из «Дон Карлоса» Верди. При том, что далеко не все получилось. И все же голоса прозвучали стройно и легко во всех регистрах, при полном взаимопонимании, это был именно что дуэт. А уж ария Ренато из оперы «Бал-маскарад» у Исаева более чем убедительна, он бережен и легок.

Дуэт Леоноры (Елена Михайленко) и графа ди Луна (Алексей Исаев) из оперы «Трубадур» Верди
Дуэт Леоноры (Елена Михайленко) и графа ди Луна (Алексей Исаев) из оперы «Трубадур» Верди

В дуэте Леоноры и графа ди Луна Исаев раскрылся потрясающе — прекрасная опора и воздушное бельканто, да и Елена Михайленко пела под стать роскошно. Никаких там переигрываний и наигрышей — живой, чувственный и превосходно звучащий дуэт.

«Застольная» из «Травиаты»
«Застольная» из «Травиаты»

Иван Гынгазов еще и арию Калафа спел великолепно, в лучших традициях. Концерт завершился, конечно, «Застольной» из «Травиаты», на которой вынесли тортик со свечкой для Гынгазова — 6 октября у него день рождения. Это выглядело трогательно и почти фестивальной традицией, ведь вчера на этой же сцене отпраздновала свой день рождения скрипачка Татьяна Самуил.

День рождения Ивана Гынгазова
День рождения Ивана Гынгазова

Вадим ПОНОМАРЕВ

11/09/2020 - 04:33   Classic   Концерты
«Геликон-Опера» открыла новый сезон ранее не запланированной премьерой «Каменного гостя» Александра Даргомыжского, и это немного карантинный и весьма замысловатый перформанс.

Карантинный — потому что он появился в карантин, и выбран был, по словам худрука Дмитрия Бертмана, именно по причине камерности. Тут нет хоров, число артистов на сцене предписано заранее — их ровно девять (когда роли монаха и каменной статуи объединены), не считая оркестра. А еще это задорно: не блистающий мелодиями или эффектными дуэтами «Каменный гость» для оперной сцены редок и нелюбим, чем не вызов? «Конечно, никто не станет этого слушать», - говорил про свой формалистичный эксперимент с пропеванием речитативами полного текста Пушкина из «Маленьких трагедий» сам Даргомыжский.

Дмитрий Хромов (Дон Жуан)
Дмитрий Хромов (Дон Жуан)

Сегодня обороты речи диалогов Пушкина слушаются гораздо более дико, чем у гораздо более раннего Шекспира: «А виновата ль я, что поминутно...» Римский-Корсаков изрядно дописал оркестровую партитуру после смерти Даргомыжского, она скрашивает скудный минимализм вокальных партий. Хотя от интродукции Римского-Корсакова все-таки Бертман отказался. Тогда на первый план выходит интонирование.

Валентина Гофер (Лаура) и Дмитрий Янковский (Дон Карлос)
Валентина Гофер (Лаура) и Дмитрий Янковский (Дон Карлос)

«Опера написана для артистов-певцов. И если в других операх можно выйти за счет мелодий, дуэтов, постановочных эффектов, большого количества певцов, - то здесь мясом этого блюда является талант артиста. Крупный план артиста — это сейчас невероятно нужно. Обратить внимание на глаза, на мысли, - это сегодня важно», - сказал на премьере Дмитрий Бертман.

Понимать это — одно, а осуществить — совсем другое. Безусловно, у «Геликон-Оперы» есть прима Наталья Загоринская, которая отчаянно хороша и в пении, и в актерской игре. Но большинство других певцов «Геликона» нещадно кривляется и хлопочет лицом в других спектакля театра. Вывести их на крупный план - проигрыш в войне. А других артистов у театра нет. И педагогов по актерскому мастерству на карантине не привлечешь.

Сцена с участием Дмитрия Хромова (Дон Жуан) и Дмитрия Овчинникова (Лепорелло)
Сцена с участием Дмитрия Хромова (Дон Жуан) и Дмитрия Овчинникова (Лепорелло)

Так и случилось. Уже первая сцена с участием Дмитрия Хромова (Дон Жуан) и Дмитрия Овчинникова (Лепорелло) показывает очевидную условность диалогов, штампы и мимические маски артистов. Они не живут, они изображают. Они ждут своего вступления, по глазам видно. А музыка тут никак не спасает. Появляются эффектная сама по себе Валентина Гофер (Лаура), все три ее гостя — Виталий Фомин, Николай Меликов и Андрей Орехов — и не пропадает чувство неловкости от того, что все они вроде бы хороши, но явно не отсюда. Ужимки, несмешные шутки, неестественные позы.

Сцена с участием Дмитрия Хромова (Дон Жуан) и Дмитрия Овчинникова (Лепорелло)
Сцена с участием Дмитрия Хромова (Дон Жуан) и Дмитрия Овчинникова (Лепорелло)

Ситуацию спасает сначала Монах (Алексей Дедов), он же Статуя попозже, - но за счет накинутого на лицо капюшона и более естественного интонирования. Затем к спасению подключается Дмитрий Янковский (Дон Карлос) — образ мрачного мачо отработан им в других спектаклях. Наконец, является Донна Анна — Наталья Загоринская, и только после ее появления начинаешь верить во всю эту историю. Загоринская снимает все вопросы. Она не просто органична, она живет историей вдовы, которую соблазняет убийца мужа. Ей можно верить, не обращая внимания на досадные кривляния вокруг. Она наполняет жизнью все предыдущие трафареты, ей невозможно не сопереживать. Еще одна блистательная роль Натальи Загоринской.

Дмитрий Хромов (Дон Жуан) и Наталья Загоринская (Донна Анна)
Дмитрий Хромов (Дон Жуан) и Наталья Загоринская (Донна Анна)

Жаль, что в России сейчас нет прекрасного режиссера Анатолия Васильева, он и его команда прекрасно умели снимать театральные штампы и зажимы у почти любого артиста. Его рецепты очень бы пригодились для такой диковины, как «Каменный гость».

Наталья Загоринская (Донна Анна) и Монах (Алексей Дедов)
Наталья Загоринская (Донна Анна) и Монах (Алексей Дедов)

А вот с пением все куда более оптимистично. Главный герой в исполнении тенора Дмитрия Хромова звучит убедительно и полетно, насколько это допускает туговатая партитура, хотя не всегда точно интонирует (что важно именно тут). Совершенно хорош Дмитрий Янковский — его громогласному баритону тут есть, что петь, и есть, где дать трагической горечи в голос. Он не песочит, а легко лавирует между перепадами настроения Дона Карлоса.

Валентина Гофер (Лаура) и Дмитрий Янковский (Дон Карлос)
Валентина Гофер (Лаура) и Дмитрий Янковский (Дон Карлос)

И Валентина Гофер жонглирует своим меццо аки фокусник. Ее Лаура в концепции Бертмана — не столько актриса, сколь привычная нам инстаграм-эскортница, клянущаяся в любви очередному ближнему своему. Тем интереснее слышать полетные ноты в духе бельканто, и эту искрящуюся смену интонаций. К вокалу никаких претензий, восходящая звезда.

Валентина Гофер (Лаура)
Валентина Гофер (Лаура)

Для Дмитрия Овчинникова в роли слуги Лепорелло сюжет Пушкина предполагал самые роскошные возможности и вариативности. Но все свелось к ерничанию и отработке реакций Дон Жуана, увы. Зачастую даже титры не помогали понять, о чем и с каким посылом поет его герой. А ведь он чудесный бас, достаточно вспомнить его Дона Бартоло в «Севильском цирюльнике».

Наталья Загоринская (Донна Анна) и Дмитрий Хромов (Дон Жуан)
Наталья Загоринская (Донна Анна) и Дмитрий Хромов (Дон Жуан)

Для Натальи Загоринской слов нет. Ее Донна Анна просто такова, какова она должна быть. Это исполнение встает вровень с легендарными исполнениями Галины Вишневской и Тамары Милашкиной. Диапазон, тембр, страсть и отчаяние. Необходимо выпустить аудио-версию оперы даже только ради фиксации работы Загоринской.

Как режиссер, Дмитрий Бертман остался в привычной для себя манере евро-минимализма. Смена фигур показывает череду приступок, прозрачных полусфер-сидений в духе IKEA, статуэток-голограмм. Герои максимально обезличены во времени, костюмы Аллы Шумейко унифицированы по функционалу действующих лиц. Очевиден посыл к тому, что все это могло происходить в наше время, но архаичность литературных диалогов Пушкина заставляет соблюдать дистанцию.

Сцена убийства Дон Карлоса
Сцена убийства Дон Карлоса

Работа же оркестра «Геликона» под управлением Михаила Егиазарьяна заслуживает отдельного упоминания. Егиазарьян очевидно был поставлен перед дилеммой найти компромисс между речитативностью вокальных партий и некоторой неловкостью партитуры Римского-Корсакова. Он справился. И динамика, и тембровый баланс между певцами и оркестром оказался соблюден идеально. Благо, и певцы не слишком проглатывали согласные. Оркестр умело вел оперу, это певцы подстраивались под него. И никаких переборов, никаких заглушек артистов. Наверное, это был идеальный компромисс. А в тех местах, где интереснее было слушать оркестр, а не солистов (это почти вся опера), его дирижирование было невероятно эффективным.

Финальная сцена
Финальная сцена

Возможно, предстоящие версии с Иваном Волковым в роли Жуана, Дмитрием Скориковым в роли Лепорелло, или Ириной Рейнард в роли Лауры покажутся иными.

Выход на аплодисменты
Выход на аплодисменты

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото Светлана МАЛЬЦЕВА

Наталья Загоринская (Донна Анна) и Дмитрий Хромов (Дон Жуан)
Наталья Загоринская (Донна Анна) и Дмитрий Хромов (Дон Жуан)

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Дмитрий Янковский (Дон Карлос) и Валентина Гофер (Лаура)
Дмитрий Янковский (Дон Карлос) и Валентина Гофер (Лаура)

Валентина Гофер (Лаура)
Валентина Гофер (Лаура)

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Валентина Гофер (Лаура) и три гостя
Валентина Гофер (Лаура) и три гостя

Монах (Алексей Дедов), Дмитрий Овчинников (Лепорелло) и Дмитрий Хромов (Дон Жуан)
Монах (Алексей Дедов), Дмитрий Овчинников (Лепорелло) и Дмитрий Хромов (Дон Жуан)

Дмитрий Овчинников (Лепорелло) и Дмитрий Хромов (Дон Жуан)
Дмитрий Овчинников (Лепорелло) и Дмитрий Хромов (Дон Жуан)

Дмитрий Хромов (Дон Жуан)
Дмитрий Хромов (Дон Жуан)

Дмитрий Хромов (Дон Жуан)
Дмитрий Хромов (Дон Жуан)
08/08/2020 - 05:16   Classic   Концерты
Премьера спектакля-концерта «Неизвестный Чайковский» в постановке Дмитрия Бертмана с солистами «Геликон-Оперы» и БСО им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева с успехом состоялась в Клину.

Все это происходило в рамках VI международного фестиваля искусств Чайковского под руководством Юрия Башмета, в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике Чайковского, - несомненно, событие знаковое. Маэстро Владимир Федосеев на днях отпраздновал свое 88-летие, и на сцене показал, насколько же он в великолепной форме. А еще к БСО и солистам «Геликона» в этой необычной программе присоединились Государственный академический московский областной хор имени Кожевникова (худрук и дирижер Николай Азаров) и клинский детский хор «Мандрагора».

«Неизвестный Чайковский»
«Неизвестный Чайковский»

Но стоит объяснить, отчего же «Неизвестный Чайковский». Бертман и Федосеев решились сыграть программу исключительно из незавершенных или утраченных произведений Чайковского, зачастую чудом сохранившихся в отрывках. Большая сцена не знает опер «Ундина», «Мандрагора», «Гамлет», «Севильский цирюльник», «Ромео и Джульетта» и «Снегурочка» Петра Ильича Чайковского. А он их писал! Более того, «Ундину» считал одной из лучших своих опер.

- Рукописи не горят, как было сказано у Булгакова, поэтому мы все ждем, что появятся новые фрагменты или появится, например, целиком опера «Ундина», - сказал Дмитрий Бертман. - Это ведь была одна из его самых любимых опер. А он сжег всю партитуру в камине директора императорских театров Травникова, просто бросил в камин. Потому что ее отказались ставить. Но ранее он отправил 5 номеров для концерта в Москве, и эти 5 номеров сохранились. Он пытался вернуться, заново написать «Ундину», но в итоге написал балет «Лебединое озеро». Сохранилось либретто «Ундины».

Либретто Соллогуба по поэме Фуке действительно сохранилось, более того, по нему была написана другая опера «Ундина», авторства Алексея Львова, того самого, кто написал гимн «Боже, Царя храни!». О том, сжег ли Чайковский партитуру в камине дирекции, - историки не уверены. Показывал партитуру он в 1870 году, а уничтожил вроде бы в 1873 году. Более того, в архивах музея Чайковского в Клину до сих пор лежат секретные документы, по которым его брат и создатель музея Модест Чайковский завещал точные сроки рассекречивания, и вполне возможно, что среди них — та самая партитура «Ундины».

Премьера сохранившихся пяти фрагментов «Ундины» прошла в 2015 году здесь же, в музее Чайковского, и с тем же Владимиром Федосеевым и Дмитрием Бертманом. Но и сегодняшнее исполнение впечатляет невероятным масштабом симфонизма и голосоведения, порой парадоксально напоминающим куда более поздние мюзиклы Уэббера. Не говоря о том, что рачительный Чайковский пустил в ход не только дуэт Ундины и Гульбранда во втором акте «Лебединого озера» в инструментальном виде, но и подработал для андантино во Второй симфонии и двух сценах «Снегурочки». Хорош был тенор «Геликона» Иван Гынгазов, но и сопрано Елена Михайленко была на высоте.

Иван Гынгазов и Елена Михайленко
Иван Гынгазов и Елена Михайленко

- В Чайковском я слышу музыку детства, и она меня ведет, - сказал Владимир Федосеев. - Я каждый раз нахожу новые нюансы, которые раньше прошли мимо меня! Смотрю Шестую симфонию, и то тут, то там нахожу. Бесконечное ощущение жизни. Чайковский требует играть просто, а это совсем не просто! Простота — это самое сложное. Трудно его играть. «Мандрагору» мы уже играли в Вене, дуэт из «Ромео и Джульетты» и «Ундину» я уже тоже исполнял, - а остальные играю впервые.

«Мандрагора» - самая сумасшедшая и модернистская опера Чайковского, если бы он ее дописал. В либретто профессора ботаники Рачинского алхимик Луллий подписывает контракт с силами ада, влюбляется в прекрасную Инессу, а не получив взаимности, идет в Иванову ночь в волшебный лес за корнем мандрагоры. Корешок обращается в другую прекрасную девушку, влюбляется, но по контракту обеспечивает влюбленность Инессы и погибает. Из этого готического безумия Чайковский успел написать только «Хор цветов и насекомых в Иванову ночь» (!).

Пение цветов и насекомых про царицу ночи требует не просто детского хора, а очень хорошего детского хора, прямо-таки изысканного. Партитура сложнейшая. Такой нашелся прямо в Клину, это знаменитый детский хор «Мандрагора» (худрук Елена Уманская), выступавший со множеством мировых звезд.

Владимир Федосеев
Владимир Федосеев

- Детскому хору «Мандрагора» в Клину уже 25 лет, и у него большое имя, - объяснил Дмитрий Бертман. - Он выступал на самых престижных площадках страны и мира. Хор цветов и насекомых из «Мандрагоры» всегда был в его репертуаре, а это очень редко исполняемое произведение. Мы не могли не вставить его в концерт, это фирменное блюдо этой земли. Опера была не дописана, Чайковский ее бросал и снова начинал.

Дмитрий Бертман
Дмитрий Бертман

С оперой «Гамлет» произошла и вовсе странная история. Увертюра-фантазия довольно известна, но опера? Да еще на французском? Вообще-то изначально Чайковский писал про «To be or not to be», но в итоге он писал для французского актера Люсьена Гитри, и вообще был увлечен Францией. Сохранившаяся ария, которую исполнила артистичная меццо-сопрано Юлия Никанорова, говорит скорее о желании Чайковского романтизировать историю Гамлета и Офелии, но — недописаны огромные куски французского текста, их пришлось переводить в речитатив.

Куплеты Альмавивы из «Севильского цирюльника» в исполнении Игоря Морозова дошли до нас в крайне куцем виде, и так же были исполнены. Но откровенно жалко, что все это так. Чайковский будто начал соревнование с Россини и остановился на самом интересном месте. Это фантастической красоты мелодия.

Что касается «Снегурочки», то ведь тут многое позаимствовано из «Ундины», и все это пришлось на пик интереса композитора к русскому фольклору. Жанр полудрамы-полуоперы не был оценен зрителями Малого театра, но умение композитора расслышать мельчайшие оттенки народной песни поистине восхитительно, ведь позднее из нее сделали «четвертый балет» Чайковского. И оркестровая «Пляска скоморохов», и хоровые «Проводы масленицы» полны неявных аллитераций и чудных опеваний.

Завершил этот удивительный вечер в Клину дуэт Ромео и Джульетты из одноименной неоконченной оперы Чайковского в исполнении Анны Пеговой и Игоря Морозова. Увертюра входит в число самых исполняемых произведений композитора, а вот оперу он так и не дописал.

- «Ромео и Джульетта» тоже была задумана как опера, и там кроме дуэта есть и другие сцены — сцена Кормилицы, например, - сказал Дмитрий Бертман. - Он ее не дописал, и все мы знаем симфоническую картину «Ромео и Джульетта». Но когда мы слышим певческие голоса, то сразу слышим всю мощь таланта Чайковского, его симфонизм. Его талант позволил ему стать самым известным русским композитором в мире, самым исполняемым наряду с Верди или Пуччини. Я недавно ставил «Онегина» в Японии, и там Чайковского знают так же, как у нас битлов. В энциклопедии написано, что он национальный японский композитор. Они его так хорошо знают, что считают своим.

Фокус состоит в том, что вокальные партии Ромео и Джульетты, хотя иногда и сопоставимы с инструментальными в симфонической версии, отнюдь не тождественны. Иногда этот дуэт завораживает удивительными структурами, вполне оригинальными. Очень хотелось бы ввести их в академический оборот. А вот отсутствие «Фатума» немного удивило, эта музыка была тут к месту.

Владимир Федосеев
Владимир Федосеев

На бис оркестр БСО под управлением тончайшего Владимира Федосеева сыграл «Испанские танцы» из балета «Лебединое озеро». А почему тончайший? Федосеев по-прежнему не гонится за экспрессией. Он вышколил свой оркестр до такой степени, что крохотный жест дирижера вызывает крещендо. Он будто ничего не делает за пультом. Решительно ничего. А вот взмах пальчика — и меняется буквально все. Это зрелище буквально завораживает. Дирижер дышит оркестром, и наоборот. Наклон головы — и меняется звук. Это настолько гениально, что не требует слов. Зрители просто видели это. И это был Владимир Федосеев и его БСО. Поразительно, что канал «Культура» оказался этого лишен, поскольку трансляцию делал областной канал «360»...

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Ирина ШЫМЧАК и автора

12/02/2020 - 04:55   Classic   Концерты
В «Геликон-Опере» прошла премьера оперы «Золушка» азербайджанского композитора Леонида Вайштейна.

Вспомнить имя Леонида Вайнштейна, ученика Кара Караева и замечательного мелодиста, весьма уместно. Вайнштейн родился в 1945 году в семье музыкантов, окончил Бакинскую консерваторию в 1968 году, и написал множество театральной и симфонической музыки. Умер в 1994 году, но его произведения звучат до сих пор, например, в 2005 году БСО с Дмитрием Коганом записал концертный CD. Его сын Тимур Вайнштейн — видный телепродюсер, кавээнщик (победитель Высшей лиги КВН с командой «Парни из Баку», музыкой занимался именно Леонид), продюсер сериалов «Воронины» и «Солдаты», а ныне генпродюсер НТВ. А его двоюродный брат, в свою очередь, - Гарри Каспаров.

Опер у Леонида Вайнштейна три, и все детские - «Золушка», «Кот в сапогах» и «Черная стрела». Именно «Золушка» была поставлена в 1985 году на сцене Азербайджанского академического Театра оперы и балета в 1985 году. И вот спустя 35 лет она играется в Москве. Дирижер-постановщик - Ялчин Адигезалов, режиссер-постановщик - Илья Ильин.

Золушка с Тетушкой Метлой (Оксана Осадчая), Кочергой (пластичная Юлия Горелова), Дядюшком Утюгом (Антон Куренков) и Отважным Чайником, сверху - Сказочник (Дмитрий Янковский)
Золушка с Тетушкой Метлой (Оксана Осадчая), Кочергой (пластичная Юлия Горелова), Дядюшком Утюгом (Антон Куренков) и Отважным Чайником, сверху - Сказочник (Дмитрий Янковский)

Конечно, в первую очередь это опера для детей. Яркие костюмы, комикование, гримасы. Но и взрослый зритель оценит первоклассные голографические эффекты, помогающие сказке, - как еще тыкву наглядно превратить в карету, а мышей — в четвертку лошадей? С голографической проекцией это превращается просто в мультик с живыми поющими артистами, очень естественно и натурально.

Золушка живет с мачехой и сестрами в современной узнаваемой квартире с плитой, вытяжкой, стиралкой и телевизором. Работающий телевизор, кстати, дает массу иронических контекстов: сначала Золушка смотрит по нему фильм «Золушка» 1947 года с Яниной Жермо и Фаиной Раневской, потом после побега с бала по нему показывают новостную хронику с бала и объявлениями о розысках девушки, потерявшей хрустальную туфельку (хватает места даже для иронических титров вроде «Чей туфля?»).

Сцена бала
Сцена бала

В этом карнавале ничуть не теряется музыка Леонида Вайнштейна, чрезвычайно кропотливо выписанная и невероятно мелодичная. Есть главная повторяющаяся тема в духе романтики 60-х (сразу отчего-то вспомнился Полад Бюль-Бюль Оглы), накрепко врезающаяся в память. Есть множество эффектных двухдольных галопов и полек, тоже почти эстрадного свойства. Их скрепляет крепкий симфонический материал, где есть место для раскрытия каждого из персонажей.

Лидия Светозарова и Иван Волков
Лидия Светозарова и Иван Волков

Блестяще спела партию Золушки сопрано Лидия Светозарова. Композитор прописал для нее множество партий как комического, так и лирического плана. И везде Светозарова осталась органичной, со светлым полногрудым тембром и отточенной полетностью звука. Ну просто украшение спектакля. Хорошую пару мог бы составить ей Принц — импозантный тенор Иван Волков, но чуть переборщил с драматизмом и комикованием одновременно.

Золушка (Лидия Светозарова)
Золушка (Лидия Светозарова)

Любопытно решены образы Мачехи и старших сестер. Мачеху поет… Алексей Дедов, один из лучших басов «Геликона». И поет превосходно, глубоким красиво окрашенным тембром, буквально безупречно. Это если отвернуться от сцены. А стоит взглянуть… Кривляния, похлопывания по накладному бюсту 6 размера, оттопыренные жеманно руки - ну чистый провинциальный ТЮЗ. Стоит припомнить, что и Кухарочка в «Любви к трем апельсинам» не являла образец актерской игры. Дедова лучше просто слушать. Сестры Жавотта (Ольга Давыдова) и Гортензия (Мелания Заридзе) вполне успешно изображали из себя злобных недоумков безо всякого развития персонажей.

Мачеха (Алексей Дедов) и сестры Жавотта (Ольга Давыдова) и Гортензия (Мелания Заридзе)
Мачеха (Алексей Дедов) и сестры Жавотта (Ольга Давыдова) и Гортензия (Мелания Заридзе)

Вместо крестной Феи в опере имеется Сказочник (Дмитрий Янковский), ему отдана и главная тема оперы, ему не нужно и выделываться, - это действительно обаятельный персонаж, напоминающий Олега Янковского в «Обыкновенном чуде». И поет он тоже обаятельно, опыт мюзиклов и кино пригодился в полной мере. Есть и вовсе неожиданные персонажи — Тетушка Метла (Оксана Осадчая), Кочерга (пластичная Юлия Горелова), Дядюшка Утюг (Антон Куренков) и Отважный Чайник (Антон Фадеев), это коллеги Золушки по угнетенному быту у Мачехи.

Золушка (Лидия Светозарова)
Золушка (Лидия Светозарова)

Опера идет в 4 картинах с одним антрактом, ровно настолько коротко, чтобы дети не устали. Возвращение прекрасного мелодиста Леонида Вайнштейна на московскую сцену вполне резонно. Это крепкая и профессиональная работа, и со всеми голографиями и световыми эффектами — достойное зрелище как для самых маленьких, так и для среднего возраста. Отличное приобретение для «Геликона».

Золушка (Лидия Светозарова) и Принц (Иван Волков)
Золушка (Лидия Светозарова) и Принц (Иван Волков)

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Ирина ШЫМЧАК

Страницы