Александр Рамм

20/01/2024 - 01:45   Classic   Анонсы
Первый концерт цикла «МГАСО в Зарядье» в новом году посвящен произведениям двух гениев венской музыки – Людвига ван Бетховена и Иоганнеса Брамса.

МГАСО в Зарядье. Брамс. Бетховен.
Дирижер – Тимур Зангиев
Солисты - Александр Рамм (виолончель), Гайк Казазян (скрипка).

Дирижер Тимур Зангиев
Дирижер Тимур Зангиев

Симфония № 3 «Героическая» открывает центральный период в творчестве Бетховена и новую эпоху в развитии европейского симфонизма – симфония не похожа ни на одну, созданную ранее. В ней Бетховен разрушил считавшиеся традиционными правила гармонии и ввел диссонансы, от которых первые слушатели содрогались, а критики воспринимали неблагозвучные акценты как фальшь. Своих первых слушателей «Героическая» симфония скорее тревожила, чем доставляла им удовольствие.

Композитор писал «Героическую» в самый тяжелый период своей жизни, когда подтвердился диагноз неизлечимой глухоты, и звуки окружающего мира стали гаснуть для Бетховена. Именно тогда Бетховен написал знаменитое прощальное письмо, известное как «Гейлигенштадтское завещание», завершавшееся фразой, вошедшей в историю: «О, Провидение! Дай мне хотя бы один день чистой радости...».

Изначально Бетховен посвятил симфонию Наполеону, назвав рабочий вариант произведения «Буонапарте». Однако, узнав о том, что консул объявил себя императором, разорвал титульный лист партитуры и назвал произведение «Героической симфонией, сочиненной, чтобы почтить память одного великого человека...». Финал симфонии А.Н.Серов сравнивал с «праздником мира, полным победного ликования». Нет в истории музыкального произведения, которое бы лучше донесло до нас сквозь воды Леты облик молодого Наполеона Бонапарта с его неукротимой жизненной энергией и амбициями планетарного масштаба.

Также в программе прозвучит Увертюра "Эгмонт". Величайший немецкий поэт и писатель, драматург, юрист и ученый Иоганн Вольфганг Гёте – идеолог движения «Бури и натиска» – вызывал искреннее восхищение Людвига ван Бетховена. Гёте стал одним из создателей веймарского классицизма, в рамках которого искусство провозглашали носителем особой правды и миром идеала. Сам Гёте писал: «Значительность искусства наиболее очевидно проявляется в музыке, так как не существует материи, которую она должна отбрасывать. Она вся – форма и содержание и возвышает и облагораживает все, что возвышает.» Веймарские классицисты провозгласили музыку искусством из искусств.

В 1809 г. дирекция Венского придворного театра заказала Бетховену музыку к трагедии Гёте «Эгмонт». Бетховен высоко ценил творчество поэта. После публикации партитуры он отправил Гёте письмо: «Вы вскоре получите музыку к «Эгмонту», к тому великолепному «Эгмонту», которого я положил на музыку с той же теплотой, с какой его читал. Я очень хотел бы знать Ваше суждение; даже порицание будет благотворно для меня и моего искусства и будет принято так же охотно, как и величайшая хвала. Большой почитатель Вашего превосходительства Людвиг ван Бетховен.»

Огромную роль в премьере произведения сыграла атмосфера, в которой шла работа над венской постановкой пьесы: город был наполнен горечью и гневом после оккупации Вены войсками Наполеона. Политические страсти нашли музыкальное воплощение в Увертюре «Эгмонт», которая превратилась в лейт-мотив возрождения «драгоценного отечества». Увертюра очень быстро обрела собственную концертную жизнь, полностью отделившись от пьесы, освободилась от традиционных форм: впервые она стала вступлением, вытекающим из сущности пьесы и подготовила появление жанра симфонической поэмы. Многие первые слушатели и исполнители Увертюры не читали драмы Гёте и лишь приблизительно представляли ее содержание. Зато Увертюра «Эгмонт» стала воплощением их чаяний и надежд на восстановление статуса любимой Вены в европейской политике. «Эгмонт» считается лучшим образцом программной музыки Бетховена.

В России пьеса «Эгмонт» Гёте воспринималась чаще всего сквозь призму бетховенской музыки. Трагедия была запрещена к сценической постановке по цензурным соображениям вплоть до времени правления Александра II. Однако Увертюра стала одним из любимых произведений в аристократических салонах Санкт-Петербурга и Москвы: ее играли на фортепиано в четыре руки для избранного круга слушателей.

Впоследствии Увертюра стала одним из наиболее популярных и часто исполняемых произведений Бетховена. Идейные и стилевые черты творчества композитора – героика борьбы за свободу, четко выраженная тема – сжато воплощены в «Эгмонте». В завершении звучит тема «Победной симфонии» - приближающегося издалека праздничного шествия, - предвосхищающая грандиозный финал Девятой симфонии.

Двойной концерт для скрипки и виолончели Иоганнеса Брамса представляет собой синтез нескольких музыкальных эпох. Первая часть Концерта связана с барочной музыкой и жанром инструментального концерта эпохи классицизма. Однако в Концерте использованы общие формы движения, которые найдут широкое применение в музыке романтизма, а затем и в неоклассицистских сочинениях XX в..

Гайк Казазян
Гайк Казазян

Идея Двойного концерта для скрипки и виолончели с оркестром возникла у Иоганнеса Брамса летом 1887 г. Произведение изначально предназначенное для исполнения Иоахимом и Хаусманом было новаторским, так как до Брамса никто, кроме Бетховена, не пытался объединить сольно звучащие скрипку и виолончель с масштабным звучанием симфонического оркестра.

Брамс долгое время сомневался в возможности воплощения своего замысла и продолжал колебаться и в процессе написания. Концерт послужил мостиком к примирению с Иоахимом, с которым Брамс был в ссоре. Произведение открыло новые горизонты в творчестве композитора, став поворотным пунктом в эволюции творческого пути Брамса, и побудив его более плотно заняться изучением специфики игры на струнных инструментах. Во время написания Брамс советовался с солистами насчет возможности исполнения отдельных фрагментов. Премьера произведения прошла в Кельне в 1887 г. Встреча старых друзей при подготовке к концерту была особенно сердечной.

Александр Рамм
Александр Рамм

В концертной программе МГАСО в Зарядье Двойной концерт для скрипки и виолончели исполнят Гайк Казазян и Александр Рамм.

21/09/2018 - 10:48   Classic   Новости
Российский музыкант Александр Рамм записал сольные виолончельные сюиты британского композитора Бенджамина Бриттена.

В течение десятилетия Бриттен работал над тремя сюитами для виолончели, в которых сочетал следование барочным образцам (в частности, виолончельным сюитам Баха) и отзвуки европейского «неоклассицизма» ХХ века, а также безграничное восхищение искусством Мстислава Ростроповича. Искусство крупнейшего представителя русской виолончельной школы вдохновило многих композиторов, оно вызвало к жизни и одну из ярчайших творческих страниц гениального британского композитора.

Выпускник Московской консерватории по классу профессора, ученицы М. Ростроповича Н. Шаховской, лауреат престижнейших международных состязаний (включая приз женевского фонда «Neva Foundation» 2011 г. и серебряную медаль XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в 2015 г.) Александр Рамм завоевал международную известность как выдающийся виолончелист, сочетая яркую артистическую виртуозность с глубиной постижения исполняемой музыки.

Первым из российских музыкантов после Мстислава Ростроповича, Александр Рамм обратился к сольным виолончельным сюитам Бенджамина Бриттена и впервые в России записал их.

Быстрый поиск:
08/05/2016 - 04:06   Classic   Концерты
Для полностью «бетховенского» концерта на VIII музыкальном фестивале в Ярославле Юрий Башмет выбрал 5-ю симфонию (логично), Тройной концерт (логично) и «Именинную увертюру» (неожиданно).

«Торжественная музыка на любой случай», - называл ее сам Бетховен. «Именинная», Zur Namensfeier, «На освящение дома» - как только не называли ее. Бетховен хотел польстить императору Францу, сочинив ее к дню тезоименитства, однако ее отвергли. Сыграли ее годом позже на открытии нового театра Вене. Известна эта увертюра тем, что единственная не предназначена для театра, написана в скерцозных 6/8 (нехарактерных для Людвига) и считается одним из самых слабых и пафосных творений Бетховена.

Оркестр «Новая Россия»
Оркестр «Новая Россия»

Если Юрий Башмет и его «Новая Россия» и хотели убедить в обратном, то это точно не получилось. Оркестр звучал широко, на едином дыхании — но перебороть немотивированную помпезность и явную неизобретательность автора не смог. И сам Бетховен признавал несовершенность своей увертюры. «Новая Россия» смогла вволю поиграться с пафосом до-мажорного взвивания по ступеням, надуть щеки фаготистов, и высокопарно завершить — но…

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Иное дело — Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром в том же до мажоре. Этот «Тройной» концерт весьма популярен — несмотря на явную нетипичность барочной эстетики сoncerto grosso для самого Бетховена. Критики концерта указывают на явную упрощенность партии фортепиано, намекая на посвящение концерта не слишком искусному 14-летнему пианисту эрцгерцогу Рудольфу. Однако существуют прекрасные исполнения Тройного концерта, например, ГАСО п/у Горенштейна с Денисом Мацуевым, или Берлинским оркестром п/у Караяна с Марком Зельцером, опровергающими эту теорию.

Участники концерта

Все зависит от выбора солистов. Партию фортепиано исполнила Ксения Башмет — и, пожалуй, это было не совсем убедительно. Ксения прекрасна в интерпретациях романтиков или минималистов, но когда музыка требует мускулистости — она отступает в сторону мягкости и округлости. Что совсем не свойственно Бетховену, при этом Ксения прекрасно прозвучала в эффектных гармонических секвенциях.

Молодой виолончелист Александр Рамм (серебро конкурса Чайковского-2015) оказался настойчивее, и выдал роскошные импульсивные сполохи, наполненные энергией — но «просел» в пиано.

Александра Кононова-Дюмортье и Александр Рамм
Александра Кононова-Дюмортье и Александр Рамм

Лидерствовала юная скрипачка Александра Кононова-Дюмортье, победительница множества конкурсов и неоднократная участница фестивалей Башмета. Она держала нерв Тройного концерта от начала до конца, ее скрипка неистовствовала где нужно и погружалась в лиричную печаль где нужно. Ни одного срыва. Кононова легко поддерживала «эстафету» между солистами, а когда уж включалась, то играла точно и безукоризенно, как по форме, так и по настроению. Да и «Новая Россия» словно получала дополнительное дыхание в эти моменты.

Александра Кононова-Дюмортье
Александра Кононова-Дюмортье

А вся вторая половина концерта — это знаменитая, гениальная и какая угодно Симфония №5. Башмет всегда чутко ощущает время. Сегодня, когда воздух в России полон предощущениями перед Днем Победы, и только ими, - Пятая симфония Бетховена именно в точку. И тот же до минор, но насколько же другой. Кстати, Бетховен посвятил ее в том числе русскому князю Разумовскому, его спонсору в то время. В контексте сугубо бетховенского концерта — апофеоз.

Как же сыграла ее «Новая Россия» п/у Юрия Башмета? Это было радийно. Скрупулезное мощное исполнение, без педалируемой трагедийности и с невероятно четкими акцентами на чрезвычайно узнаваемой мелодике. Башмет дирижировал скупо и сухо. Оркестр откликался чутко и широко. Башмет играл Пятую симфонию как фондовую запись на радио, не отвлекаясь на реакцию зрителей, методично и уверенно. Особенно хороша была третья часть с восходящимися взрывающимися контрабасами в две октавы, и «легатистыми» струнными послед. Все было настолько вышколенно гармонично, что требовать большей экспрессивности уже не приходилось. «Новая Россия» показала высочайший класс, ни на йоту не перейдя черту высококачественного профессионализма. Особенно стоит отметить духовую группу (с ними вечная беда у нас) — репризы в четвертой части были безукоризненны, вплоть до тутти.

Бетховенский день на фестивале Юрия Башмета в Ярославле оказался весьма уместен. Закроет фестиваль «Кармен». Но в Ярославле еще ждут многообещающих испанских солистов, и это будет интрига.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

Участники концерта